Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды по ОБЖ» (средняя группа)
консультация (средняя группа)

Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу. Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Исходя из целевых ориентиров ФГОС на этапе завершения дошкольного образования «ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены» в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования выделен раздел «Формирование основ безопасной жизнедеятельности» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», призванный подготовить детей к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной В процессе освоения данной области дошкольники получают навыки обращения с опасными предметами, используемыми в быту, учатся использовать полученные знания на практике и применять при встрече с опасными жизненными ситуациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды по ОБЖ» (средняя группа)

Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.

Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.

Исходя из целевых ориентиров ФГОС на этапе завершения дошкольного образования «ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены» в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования выделен раздел «Формирование основ безопасной жизнедеятельности» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», призванный подготовить детей к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной

В процессе освоения данной области дошкольники получают навыки обращения с опасными предметами, используемыми в быту, учатся использовать полученные знания на практике и применять при встрече с опасными жизненными ситуациями.

Создание соответствующей предметно - пространственной развивающей среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

При построении развивающей среды для детей от двух до трех лет следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.

В группах должна быть создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Оборудование группового пространства соответствует санитарно гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В группах дошкольного возраста, необходимо организовать уголок безопасности.

Уголку должно быть выделено определённое место. Уголок должен быть удобным, доступным детям, отвечать требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Оснащение необходимо подобрать в соответствии с возрастными требованиями и требованиями общеобразовательной программы ДОУ.

Уголок безопасности может содержать:

Тематические альбомы, картинки, иллюстрации по ОБЖ., альбомы со стихами и загадками, пословицами.

Немаловажную роль в уголке безопасности играют макеты. Поскольку с помощью макета ребенок может смоделировать ситуацию и проиграть. Это способствует развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора. Здесь могут быть представлены следующие макеты : «Противопожарные щиты безопасности»«Город», в который дети играя, закрепляют знания о всех видах транспортаназемный транспорт: (специальные машины, грузовые, легковые. «Улица»«Перекресток» с дорожными знаками, способствующие закреплению знаний по правилам дорожного движения и названий дорожных знаков, здесь дети совершенствуют умение решать на модели дорожные ситуации, активизируют словарь (проезжая часть, сигналы светофора, перекресток); развивают логическое мышление, внимание, память.

Уголок безопасности может быть оснащен набором дорожных знаков, подбором дидактических игр по ПДД, соответствующих возрасту детей;

По разделу «Безопасность в быту» решаются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей. В этом нам помогают дидактические игры «Хочу быть пожарным»«Детям спички не игрушки», настольно-печатные игры «Противоположности», иллюстрированный материал «Экстренные ситуации»«Если ты остался один дома»«Правила пожарной безопасности»«Поведение при пожаре»«Оказание первой помощи», иллюстрации к загадкам по теме, изображения с опасными предметами, плакаты.

По разделу «Безопасность в природе» подбор настольно-печатных игр «Опасно – не опасно»«Продолжи ряд»«Четвертый лишний»«Как избежать неприятностей в природе»«Кто, где живёт» (про насекомых, «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды). Иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций. Познавательная и художественная литература.

Раздел «Ребенок и другие люди» плакаты, тематические альбомы, картинки, иллюстрации.

Следующая составляющая: библиотека, так как литературные произведения служат примером для детей. Подбор литературы так же осуществляется с учётом возраста и интереса детей.

Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Немаловажную роль в формировании у детей навыков безопасного поведения играют сюжетно - ролевые игры. Данные игры позволяют «проиграть» опасные жизненные ситуации. Необходимо подобрать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, таких как, например«Автобус»«Спасатели»«Пожарные»«Постовой - регулировщик»«Водители»«Пешеходы»«Мы пассажиры» (кепка водителя, руль, сумка кондуктора, билеты, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка)

Желательно, чтобы группы в ДОУ были оснащены и техническими средствами обучения, это - телевизор или мультимедийная установка. В этом случае дети имеют возможность смотреть обучающие мультфильмы из серии «Азбука безопасности» (смешарики, «Аркадий Паровозов спешит на помощь»«Уроки тетушки Совы», компьютерные презентации, сказки, которые помогают детям закреплять правила ОБЖ;

Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях необходимо широко использовать информацию, а именно информационные стенды, памятки и папки-передвижки для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уро...

консультация для педагогов"Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к се...

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды по БДД в ДОУ»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке....

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО»

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образо...

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС»

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС»...

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды группы в соответствии с принципами здоровьесбережения»

Вопрос организации предметно – развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них я...