Факторы речевого развития детей
занимательные факты

Факторы речевого развития ребёнка (сформулированные М.Р. Львовым):

1. Фактор положительных эмоций.

2. Фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком.

3. Фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, произносительных и слуховых органов.

4. Фактор потребности содержательного общения.

5. Фактор потребности и способности обобщения и номинации.

6. Фактор речевой среды (как естественной, так и искусственной (педа-гогически организованной)).

7. Фактор речевой активности самого ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы речевого развития детей

        Факторы речевого развития ребёнка (сформулированные М.Р. Львовым):

1. Фактор положительных эмоций.

2. Фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком.

3. Фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, произносительных и слуховых органов.

4. Фактор потребности содержательного общения.

5. Фактор потребности и способности обобщения и номинации.

6. Фактор речевой среды (как естественной, так и искусственной (педа-гогически организованной)).

7. Фактор речевой активности самого ребенка.

        Условия развития речевой активности:

а) общая активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе;

б) умение преодолевать скованность, застенчивость;

в) способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обдуманной спланированной речи.

Речевая активность в процессе школьного обучения включается в систему познавательной деятельности, что придает речи целенаправленный характер.

Наряду со структурной организацией всякая деятельность, и в том числе речевая, характеризуется предметным (психологическим) содержанием. В предметное содержание включаются условия деятельности, которые определяются такими элементами ее содержания, как предмет, средства, орудия, результат и т. д.

Предмет рассматривается в качестве основного элемента предметного содержания деятельности. Он определяет и сам характер деятельности, ибо «по различию их предметов различаются отдельные виды деятельности».  Предмет деятельности может быть вещественным, материализованным и идеальным. При анализе видов речевой деятельности существенно подчеркнуть идеальность ее предмета. Предметом речевой деятельности является мысль как форма отражения предметов и явлений реальной действительности в их связях и отношениях.

В выражении мысли, выступающей в качестве предмета речевой деятельности, реализуется цель таких ее видов, как говорение и письмо. В воссоздании чужой «заданной» мысли осуществляется цель слушания и чтения.  Очевидно, что предмет — основной элемент психологического содержания речевой деятельности — определяет специфику и условия ее протекания.

Не менее значимым элементом предметного содержания деятельности является ее продукт. Продукт — это то, в чем объективируется, материализуется, воплощается деятельность. Применительно к речевой деятельности существенно отметить, что ее продукт может быть идеален, вещественно не материализован. Так, в качестве продукта рецептивных видов речевой деятельности (чтение, слушание) выступает умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции. Оно может быть осознаваемым как продукт деятельности, а может и не осознаваться в качестве такового, представляя собой в этом случае как бы промежуточное решение, принимаемое субъектом в ходе деятельности. Высказывание (текст) — продукт таких видов речевой деятельности, как говорение, письмо. В высказывании, тексте объективируются вся совокупность психологических условий деятельности и индивидуально-психологические особенности ее субъекта. Подробнее о тексте как продукте говорения (письма) и объекте слушания (чтения) будет сказано ниже.

Важным элементом предметного содержания деятельности наряду с предметом и продуктом является также ее результат. Результат деятельности человека, как правило, выражается в реакции на продукт деятельности других людей и соответственно в том, что побуждает их к другой деятельности. В рецептивных видах речевой деятельности внутренним результатом слушания, например, являются понимание (или непонимание) смыслового содержания текста и последующее говорение, результат продуктивных видов речевой деятельности — реакции (вербальная или невербальная) других людей на высказывание как их продукт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"самостоятельная деятельность "- как фактор позновательно-речевого развития детей.

Классик отечественной педагогики К. .Д. Ушинский считал, что "самомстоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка&qu...

Факторы успешного речевого развития детей 4-5 лет

Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста....

Раннее выявление и преодоление отклонений в речевом развитии детей, как основной фактор успешного обучения в старшем дошкольном возрасте.

в статье описаны особенности развития речевой и предметно-практической деятельности детей раннего возраста; предложена система приемов и упражнений по развитию речи и предметно-игровой деятельности де...

Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. ...

Условия реализации речевой деятельности. Факторы речевого развития детей.

Условия реализации речевой деятельности. Факторы речевого развития детей.            Наряду со структурной организацией всякая деятельность, и в ...