Условия реализации речевой деятельности. Факторы речевого развития детей.
творческая работа учащихся по логопедии

Магомедова Мису

Условия реализации речевой деятельности. Факторы речевого развития детей.

            Наряду со структурной организацией всякая деятельность, и в том числе речевая, характеризуется предметным (психологическим) содержанием. В предметное содержание включаются условия деятельности, которые определяются такими элементами ее содержания, как предмет, средства, орудия, результат и т. д.

            Предмет рассматривается в качестве основного элемента предметного содержания деятельности. Он определяет и сам характер деятельности, ибо «по различию их предметов различаются отдельные виды деятельности».  Предмет деятельности может быть вещественным, материализованным и идеальным. При анализе видов речевой деятельности существенно подчеркнуть идеальность ее предмета. Предметом речевой деятельности является мысль как форма отражения предметов и явлений реальной действительности в их связях и отношениях.

            В выражении мысли, выступающей в качестве предмета речевой деятельности, реализуется цель таких ее видов, как говорение и письмо. В воссоздании чужой «заданной» мысли осуществляется цель слушания и чтения.  Очевидно, что предмет — основной элемент психологического содержания речевой деятельности — определяет специфику и условия ее протекания.

            Не менее значимым элементом предметного содержания деятельности является ее продукт. Продукт — это то, в чем объективируется, материализуется, воплощается деятельность. Применительно к речевой деятельности существенно отметить, что ее продукт может быть идеален, вещественно не материализован. Так, в качестве продукта рецептивных видов речевой деятельности (чтение, слушание) выступает умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции. Оно может быть осознаваемым как продукт деятельности, а может и не осознаваться в качестве такового, представляя собой в этом случае как бы промежуточное решение, принимаемое субъектом в ходе деятельности. Высказывание (текст) — продукт таких видов речевой деятельности, как говорение, письмо. В высказывании, тексте объективируются вся совокупность психологических условий деятельности и индивидуально-психологические особенности ее субъекта. Подробнее о тексте как продукте говорения (письма) и объекте слушания (чтения) будет сказано ниже.

            Важным элементом предметного содержания деятельности наряду с предметом и продуктом является также ее результат. Результат деятельности человека, как правило, выражается в реакции на продукт деятельности других людей и соответственно в том, что побуждает их к другой деятельности. В рецептивных видах речевой деятельности внутренним результатом слушания, например, являются понимание (или непонимание) смыслового содержания текста и последующее говорение, результат продуктивных видов речевой деятельности — реакции (вербальная или невербальная) других людей на высказывание как их продукт.

            Факторы речевого развития ребёнка (сформулированные М.Р. Львовым):

1. Фактор положительных эмоций.

2. Фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком.

3. Фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, произносительных и слуховых органов.

4. Фактор потребности содержательного общения.

5. Фактор потребности и способности обобщения и номинации.

6. Фактор речевой среды (как естественной, так и искусственной (педа-гогически организованной)).

7. Фактор речевой активности самого ребенка.

            Условия развития речевой активности:

а) общая активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе;

б) умение преодолевать скованность, застенчивость;

в) способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обдуманной спланированной речи.

Речевая активность в процессе школьного обучения включается в систему познавательной деятельности, что придает речи целенаправленный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_realizatsii_rechevoy_deyatelnosti.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Условия реализации речевой деятельности. Факторы речевого развития детей.

        Наряду со структурной организацией всякая деятельность, и в том числе речевая, характеризуется предметным (психологическим) содержанием. В предметное содержание включаются условия деятельности, которые определяются такими элементами ее содержания, как предмет, средства, орудия, результат и т. д.

        Предмет рассматривается в качестве основного элемента предметного содержания деятельности. Он определяет и сам характер деятельности, ибо «по различию их предметов различаются отдельные виды деятельности».  Предмет деятельности может быть вещественным, материализованным и идеальным. При анализе видов речевой деятельности существенно подчеркнуть идеальность ее предмета. Предметом речевой деятельности является мысль как форма отражения предметов и явлений реальной действительности в их связях и отношениях.

        В выражении мысли, выступающей в качестве предмета речевой деятельности, реализуется цель таких ее видов, как говорение и письмо. В воссоздании чужой «заданной» мысли осуществляется цель слушания и чтения.  Очевидно, что предмет — основной элемент психологического содержания речевой деятельности — определяет специфику и условия ее протекания.

        Не менее значимым элементом предметного содержания деятельности является ее продукт. Продукт — это то, в чем объективируется, материализуется, воплощается деятельность. Применительно к речевой деятельности существенно отметить, что ее продукт может быть идеален, вещественно не материализован. Так, в качестве продукта рецептивных видов речевой деятельности (чтение, слушание) выступает умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции. Оно может быть осознаваемым как продукт деятельности, а может и не осознаваться в качестве такового, представляя собой в этом случае как бы промежуточное решение, принимаемое субъектом в ходе деятельности. Высказывание (текст) — продукт таких видов речевой деятельности, как говорение, письмо. В высказывании, тексте объективируются вся совокупность психологических условий деятельности и индивидуально-психологические особенности ее субъекта. Подробнее о тексте как продукте говорения (письма) и объекте слушания (чтения) будет сказано ниже.

        Важным элементом предметного содержания деятельности наряду с предметом и продуктом является также ее результат. Результат деятельности человека, как правило, выражается в реакции на продукт деятельности других людей и соответственно в том, что побуждает их к другой деятельности. В рецептивных видах речевой деятельности внутренним результатом слушания, например, являются понимание (или непонимание) смыслового содержания текста и последующее говорение, результат продуктивных видов речевой деятельности — реакции (вербальная или невербальная) других людей на высказывание как их продукт.

        Факторы речевого развития ребёнка (сформулированные М.Р. Львовым):

1. Фактор положительных эмоций.

2. Фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком.

3. Фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, произносительных и слуховых органов.

4. Фактор потребности содержательного общения.

5. Фактор потребности и способности обобщения и номинации.

6. Фактор речевой среды (как естественной, так и искусственной (педа-гогически организованной)).

7. Фактор речевой активности самого ребенка.

        Условия развития речевой активности:

а) общая активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе;

б) умение преодолевать скованность, застенчивость;

в) способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обдуманной спланированной речи.

Речевая активность в процессе школьного обучения включается в систему познавательной деятельности, что придает речи целенаправленный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей по теме:"Включи светофор" для детей 2 младшей группы

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей  "Включи светофор" для 2 младшей группы....

Конспект НОД по реализации задач речевого и социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы "Любимые игрушки"

Материал подготовлен с целью способствовать развитию связной речи детей дошкольного возраста как средства общения, обогащения активного словаря, развития любознательности и эмоциональной отзывчивости....

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...

Непосредственная роль изобразительной деятельности в речевом и художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста

Результатом занятий по рисованию, лепке и аппликации является созданный ребенком продукт его деятельности. Такого рода деятельность ребенка благоприятна для развития речи. Деятельность с бумагой, плас...

Индивидуальное занятие «Развитие подражательной речевой деятельности методом имитации у детей со слабо развитыми речевыми навыками»

Индивидуальное занятие «Развитие подражательной речевой деятельности методом имитации у детей со слабо развитыми речевыми навыками»...

«Формирование речевой деятельности через игру у детей раннего возраста с задержкой речевого развития»

Аннотация: В статье рассматривается игровая деятельность как средство формирования речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития, а также представлены игры для речевого разви...