Условия реализации речевой деятельности. Факторы речевого развития детей.
творческая работа учащихся по логопедии
Условия реализации речевой деятельности. Факторы речевого развития детей.
Наряду со структурной организацией всякая деятельность, и в том числе речевая, характеризуется предметным (психологическим) содержанием. В предметное содержание включаются условия деятельности, которые определяются такими элементами ее содержания, как предмет, средства, орудия, результат и т. д.
Предмет рассматривается в качестве основного элемента предметного содержания деятельности. Он определяет и сам характер деятельности, ибо «по различию их предметов различаются отдельные виды деятельности». Предмет деятельности может быть вещественным, материализованным и идеальным. При анализе видов речевой деятельности существенно подчеркнуть идеальность ее предмета. Предметом речевой деятельности является мысль как форма отражения предметов и явлений реальной действительности в их связях и отношениях.
В выражении мысли, выступающей в качестве предмета речевой деятельности, реализуется цель таких ее видов, как говорение и письмо. В воссоздании чужой «заданной» мысли осуществляется цель слушания и чтения. Очевидно, что предмет — основной элемент психологического содержания речевой деятельности — определяет специфику и условия ее протекания.
Не менее значимым элементом предметного содержания деятельности является ее продукт. Продукт — это то, в чем объективируется, материализуется, воплощается деятельность. Применительно к речевой деятельности существенно отметить, что ее продукт может быть идеален, вещественно не материализован. Так, в качестве продукта рецептивных видов речевой деятельности (чтение, слушание) выступает умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции. Оно может быть осознаваемым как продукт деятельности, а может и не осознаваться в качестве такового, представляя собой в этом случае как бы промежуточное решение, принимаемое субъектом в ходе деятельности. Высказывание (текст) — продукт таких видов речевой деятельности, как говорение, письмо. В высказывании, тексте объективируются вся совокупность психологических условий деятельности и индивидуально-психологические особенности ее субъекта. Подробнее о тексте как продукте говорения (письма) и объекте слушания (чтения) будет сказано ниже.
Важным элементом предметного содержания деятельности наряду с предметом и продуктом является также ее результат. Результат деятельности человека, как правило, выражается в реакции на продукт деятельности других людей и соответственно в том, что побуждает их к другой деятельности. В рецептивных видах речевой деятельности внутренним результатом слушания, например, являются понимание (или непонимание) смыслового содержания текста и последующее говорение, результат продуктивных видов речевой деятельности — реакции (вербальная или невербальная) других людей на высказывание как их продукт.
Факторы речевого развития ребёнка (сформулированные М.Р. Львовым):
1. Фактор положительных эмоций.
2. Фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком.
3. Фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, произносительных и слуховых органов.
4. Фактор потребности содержательного общения.
5. Фактор потребности и способности обобщения и номинации.
6. Фактор речевой среды (как естественной, так и искусственной (педа-гогически организованной)).
7. Фактор речевой активности самого ребенка.
Условия развития речевой активности:
а) общая активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе;
б) умение преодолевать скованность, застенчивость;
в) способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обдуманной спланированной речи.
Речевая активность в процессе школьного обучения включается в систему познавательной деятельности, что придает речи целенаправленный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_realizatsii_rechevoy_deyatelnosti.docx | 15.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия реализации речевой деятельности. Факторы речевого развития детей.
Наряду со структурной организацией всякая деятельность, и в том числе речевая, характеризуется предметным (психологическим) содержанием. В предметное содержание включаются условия деятельности, которые определяются такими элементами ее содержания, как предмет, средства, орудия, результат и т. д.
Предмет рассматривается в качестве основного элемента предметного содержания деятельности. Он определяет и сам характер деятельности, ибо «по различию их предметов различаются отдельные виды деятельности». Предмет деятельности может быть вещественным, материализованным и идеальным. При анализе видов речевой деятельности существенно подчеркнуть идеальность ее предмета. Предметом речевой деятельности является мысль как форма отражения предметов и явлений реальной действительности в их связях и отношениях.
В выражении мысли, выступающей в качестве предмета речевой деятельности, реализуется цель таких ее видов, как говорение и письмо. В воссоздании чужой «заданной» мысли осуществляется цель слушания и чтения. Очевидно, что предмет — основной элемент психологического содержания речевой деятельности — определяет специфику и условия ее протекания.
Не менее значимым элементом предметного содержания деятельности является ее продукт. Продукт — это то, в чем объективируется, материализуется, воплощается деятельность. Применительно к речевой деятельности существенно отметить, что ее продукт может быть идеален, вещественно не материализован. Так, в качестве продукта рецептивных видов речевой деятельности (чтение, слушание) выступает умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции. Оно может быть осознаваемым как продукт деятельности, а может и не осознаваться в качестве такового, представляя собой в этом случае как бы промежуточное решение, принимаемое субъектом в ходе деятельности. Высказывание (текст) — продукт таких видов речевой деятельности, как говорение, письмо. В высказывании, тексте объективируются вся совокупность психологических условий деятельности и индивидуально-психологические особенности ее субъекта. Подробнее о тексте как продукте говорения (письма) и объекте слушания (чтения) будет сказано ниже.
Важным элементом предметного содержания деятельности наряду с предметом и продуктом является также ее результат. Результат деятельности человека, как правило, выражается в реакции на продукт деятельности других людей и соответственно в том, что побуждает их к другой деятельности. В рецептивных видах речевой деятельности внутренним результатом слушания, например, являются понимание (или непонимание) смыслового содержания текста и последующее говорение, результат продуктивных видов речевой деятельности — реакции (вербальная или невербальная) других людей на высказывание как их продукт.
Факторы речевого развития ребёнка (сформулированные М.Р. Львовым):
1. Фактор положительных эмоций.
2. Фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком.
3. Фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, произносительных и слуховых органов.
4. Фактор потребности содержательного общения.
5. Фактор потребности и способности обобщения и номинации.
6. Фактор речевой среды (как естественной, так и искусственной (педа-гогически организованной)).
7. Фактор речевой активности самого ребенка.
Условия развития речевой активности:
а) общая активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе;
б) умение преодолевать скованность, застенчивость;
в) способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обдуманной спланированной речи.
Речевая активность в процессе школьного обучения включается в систему познавательной деятельности, что придает речи целенаправленный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей по теме:"Включи светофор" для детей 2 младшей группы
Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей "Включи светофор" для 2 младшей группы....
Конспект НОД по реализации задач речевого и социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы "Любимые игрушки"
Материал подготовлен с целью способствовать развитию связной речи детей дошкольного возраста как средства общения, обогащения активного словаря, развития любознательности и эмоциональной отзывчивости....
Выступление на ММО для воспитателей средних групп на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок» на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально – коммуникативн
Актуальность:Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает ча...
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год
Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...
«Интегрированная деятельность в речевом и художественно-эстетическом развитии детей раннего дошкольного возраста».
quot;Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста"...
Непосредственная роль изобразительной деятельности в речевом и художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста
Результатом занятий по рисованию, лепке и аппликации является созданный ребенком продукт его деятельности. Такого рода деятельность ребенка благоприятна для развития речи. Деятельность с бумагой, плас...
Индивидуальное занятие «Развитие подражательной речевой деятельности методом имитации у детей со слабо развитыми речевыми навыками»
Индивидуальное занятие «Развитие подражательной речевой деятельности методом имитации у детей со слабо развитыми речевыми навыками»...