ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Чудо-шашки»
рабочая программа

Мендурова Юлия Владимировна

Программа дополнительного образования «Чудо-шашки»естественно-научной направленностиразработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), примерной ООП ДО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 №2/15), с учетом особенностей психо-физического развития и возможностей детей, Уставом «Детский сад №2 «Россияночка», утвержденный приказом 05.05.2015№ 748-адм, АООП ДО ММБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка» для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи), Программой воспитания МБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка».

Содержание Программы дополнительного образования для детей с ОВЗ(ТНР)соответствует основным положениям возрастной психологии, дошкольной и коррекционной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка; обеспечивает единство коррекционных, воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач.

Программа «Чудо-шашки» разработана на основе информации интернет-ресурсов и адаптирована для работы с детьми с ОВЗ (ТНР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shashki_2_rab.docx81.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Россияночка» города Смоленска

Принята на заседании

педагогического совета

от «31» августа 2022 г.

Протокол № 1

Утверждаю:

МБДОУ «Детский сад №2

«Россияночка»

__________ О.М. Полушкина

Приказ № 76-ОД от г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

естественно-научной направленности

«Чудо-шашки»

Уровень: базовый

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Воспитатель

Мендурова Ю. В.

воспитатели

Смоленск

2022.

Паспорт программы дополнительного образования

Наименование программы

Программа дополнительного образования «Чудо-шашки» для детей сОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)

МБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка»г. Смоленск

Основание для разработки программы

  • Федеральный закон от 29декабря2012г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» ( глава 10, ст.75).

  • Приказ Минобрнауки России

от;Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России )

  • Приказ Минобрнауки России

от 1008 ″Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • АООП ДО МБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка» для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)
  • Программа воспитания МБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка»

Заказчики программы

Родители (законные представители)

Разработчики программы

Воспитатель Мендурова Ю.В.

Исполнители программы

Воспитанники с ТНР, родители (законные представители)

Срок реализации программы

1 год

Форма организации

Очная

Условия реализации Программы

групповое помещение

Объем Программы

Программа разработана для детей 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю 25 минут (4 занятия в месяц) по подгруппам, индивидуально, коллективно.

Цель

Создание условий для развития умственных способностей, волевых и личностных качеств старших дошкольников посредством обучения игре в шашки.

Задачи

Образовательные:

-познакомить детей с азбукой шашечной игры;

- познакомить с элементарными позиционными основами;

- научить играть в парах по правилам, решать задачи в два хода, работать с диаграммами, соблюдать очередность ходов.

Развивающие:

- развивать внимание, память, мышление, диалогическую речь;

- развивать логическое и стратегическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность.

Воспитательные:

- воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность, силу воли;

- пробудить желание играть;

- воспитывать умение слушать и выполнять указания педагога;

-воспитывать честность, чувство товарищества.

Планируемые результаты

реализации программы

-Личностные – проявляют интерес к игре шашки;

Предметные - знают правила игры в шашки, простые комбинации; умеют расстанавливать шашки на доске, ходить ими, выполнять взятие чужих шашек дамкой и простыми шашками.

Метапредметные – умеют работать в паре, применяют полученные знания на практике, в соревнованиях.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Чудо-шашки»естественно-научной направленностиразработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), примерной ООП ДО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от №2/15), с учетом особенностей психо-физического развития и возможностей детей, Уставом «Детский сад №2 «Россияночка», утвержденный приказом #8470; 748-адм, АООП ДО ММБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка» для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи), Программой воспитания МБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка».

Содержание Программы дополнительного образования для детей с ОВЗ(ТНР)соответствует основным положениям возрастной психологии, дошкольной и коррекционной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка; обеспечивает единство коррекционных, воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач.

Программа «Чудо-шашки» разработана на основе информации интернет-ресурсов и адаптирована для работы с детьми с ОВЗ (ТНР).

Актуальность

Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами, но компьютер не способен заменить непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей устойчивое внимание, выдержку, исполнительность, инициативу; формируют познавательный интерес, мотивацию к обучению. Игра помогает воспитать дисциплинированность, усидчивость, умение логически мыслить.

Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

Игра в шашки развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Шашки в дошкольном возрасте положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Поэтому целенаправленное внедрение шашечной игры в образовательный процесс будет способствовать не только интеллектуальному, но и всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

Новизнапрограммы заключается в том, что предусматривает в кратком, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Систематические занятия по данной программе, приближают начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры воспитанники научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля», что даёт возможность детям с разным уровнем развития, в том числе детей с ОВЗ (ТНР), освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом «ситуации успеха» для каждого воспитанника, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Программа занятий по шашкам предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена применением методики обучения игре на основе игровой мотивации детей. Образовательная деятельность строится на основе сюрпризных моментов, сказок, загадок, обучающих детей игре. Первые занятия посвящаются знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек – линий, изучение горизонтальных и вертикальных линий). Начинается обучение с малым количеством шашек, постепенно увеличивая их количество и последовательно предлагая задания от простого к более сложному («пройди на дамочное поле, не встретившись с соперником», «кто быстрее проведет свои две шашки на дамочное поле, не потеряв их» и т. д.). По мере узнавания правил игры предлагаются различные задания с большим количеством шашек. Происходит обогащение словаря: дошкольники знакомятся с такими понятиями как «диаграмма», 4 «шашечная 4 задача», «угроза» и т. д. В последующем дети сами могут организовывать партнеров по деятельности. Работа предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, находить лучшие ходы в игровых моментах, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.

Адресат программы: дети 5-6 лет, посещающие МБДОУ «Детский сад № 2 «Россияночка».

Срок реализации программы:1 год

Объем программы: 36 ч.

Режим занятий: Программа разработана для детей 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю 25 минут (4 занятия в месяц) по подгруппам, индивидуально, коллективно.

Формы организации учебного процесса –очная.

Виды занятий: практические.

Цель программы:Создание условий для развития умственных способностей, волевых и личностных качеств старших дошкольников посредством обучения игре в шашки.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить детей с азбукой шашечной игры;

- познакомить с элементарными позиционными основами;

- научить играть в парах по правилам, решать задачи в два хода, работать с диаграммами, соблюдать очередность ходов;

Развивающие:

-развивать внимание, память, мышление, диалогическую речь;

- развивать логическое и стратегическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность.

Воспитательные:

- воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность, силу воли;

-пробудить желание играть;

-воспитывать умение слушать и выполнять указания педагога;

-воспитывать честность, чувство товарищества.

Планируемые результаты

Личностные – проявляют интерес к игре шашки;

Предметные - знают правила игры в шашки, простые комбинации; умеют расстанавливать шашки на доске, ходить ими, выполнять взятие чужих шашек дамкой и простыми шашками.

Метапредметные – умеют работать в паре, применяют полученные знания на практике, в соревнованиях.

Условия реализациипрограммы

Для реализации воспитательно-образовательной деятельности в рамках реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Чудо-шашки»нужны условия, позволяющие педагогически целесообразно и качественно выполнить намеченные разделы темы программы.

Виды и формы контроля воспитанников

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей. (сентябрь, май). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за деятельностью детей. Данные фиксируются в таблице педагогической диагностики.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практик

а

1

Вводное занятие «По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб. е.

Диагностика.

2

1

1

педагогическое наблюдение, диагностика

2

История возникновения шашек.

1

1

0

опрос

3

Сказка начинается

«Королевство шашек».

Королевства.

1

0,5

0,5

опрос

4

«Путешествуем по сказочному королевству» - «Шашечная доска и шашки. «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры.

2

1

1

опрос,

анализ выполнения задания

5

«Волшебные дорожки сказочного королевства» - «Шашечные дороги».

1

0,5

0,5

опрос,

анализ выполнения заданий

6

Задания умной совы» - «Шашечные дороги».

2

1

1

опрос,

анализ выполнения задания

7

Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки».

3

1

2

самостоятельная работа, педагогическое наблюдение

8

«Правила хорошие, знать каждому положено»- Основные правила шашечной игры.

1

0,5

0,5

опрос,

анализ выполнения заданий

9

«Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля.

1

0

1

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

10

«В гостях у знатока шашек

– Зайки».

1

0,5

0,5

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

11

«Лесная школа умного зайца» - Центр

Основные стадии партии.

Начало «Середина игры.Дебют(Кол,тычок).Окончание (Эндшпиль)» .

2

1

1

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

12

«Лесная школа умного

зайца» - Центр .

2

1

1

опрос,

анализ выполнения заданий

13

«Лесная школа умного

зайца» - Бортовые поля.

2

1

1

опрос,

анализ выполнения заданий

14

«В гости к друзьям» - «Как ходят шашки». «Лесная школа умного зайца» -

«Дамка».Дамочные поля.

2

1

1

самостоятельная работа, педагогическое наблюдение

15

В гости к друзьям» - «Как ходят шашки».

2

1

1

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

16

Лесная школа умного зайца « Ловушка и короткие партии».

2

1

1

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

17

Основы шашечной игры:

как пройти в дамки.

2

1

1

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

18

«Веселый бой».

3

1

2

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

19

Викторина «Королевство шашек».

1

0

1

опрос,

анализ выполнения заданий

20

Подготовка к соревнованиям между

командами ДОУ.

1

0

1

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

21

Соревнование «Юный шашист» «Шашечные забавы» .

Итоговая диагностика.

2

1

1

самостоятельная работа беседа,

итоговая диагностика

Итого

36

16

20

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел 1. Вводное занятие «По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб. е.

Диагностика.

Теория: рассказ о целях и задачах обучения по программе, знакомство с планом и расписанием на год. Понятие о здоровом образе жизни. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности, правила поведения на занятиях. Практика: диагностика. Выявление уровня овладением игрой. Проведение анкетирования.

Форма аттестации\контроля: педагогическое наблюдение, диагностика.

Раздел #1058;ема: «История возникновения шашек».

Теория: Познакомить с историей возникновения игры.

Практика: Д\и «Клетка»

Форма аттестации\контроля: опрос

Раздел 3. Тема: Сказка начинается. «Королевство шашек».

Теория: Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. История возникновения шашечной игры. Шашечный кодекс. Разновидности шашек. Появление шашек на Руси. Правила игры. Нотация. Шашечная азбука: доска, шашки, ходы, бой, дамка.

Практика: Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки».

Форма аттестации\контроля: опрос

Раздел 4. Тема: «Путешествуем по сказочному королевству». «Шашечная доска и шашки».

Теория: Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Какие шашки называют простыми. Шашечные дороги. Где находится большая дорога, тройник, двойник, косяк Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек»

Практика: Игровое задание: «Как ходят шашки», «На сколько клеток можно сделать ход, что значит простая шашка». Применение знаний, полученных в процессе теоретической подготовки в игре шашки.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения задания.

Раздел 5. Тема: «Волшебные дорожки сказочного королевства» - Шашечные дороги».«Диагональ».

Теория: Познакомить с понятием диагональ- косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей. Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол.

Практика: Применение знаний, полученных в процессе теоретической подготовки в игре шашки.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения задания.

Раздел 6. Тема: «Задания умной совы» - «Шашечные дороги».

Теория: Познакомить с понятием «горизонталь», «вертикаль»

Практика: Д\и «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально».

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения задания.

Раздел 7. Тема: Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». Знакомство с простой шашкой.

Теория: Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Как надо ставить доску перед началом игры. Что значит тихий ход и ударный ход. Какие шашки начинают игру первыми и почему. Как происходит взятие шашки и сколько можно побить шашек за один ход.

Практика: Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек». Дидактическое упражнение «Каждой фигуре – свой домик» (расставить шашки на доске). Применение знаний – тихий ход, ударный ход, взятие шашки одной, взятие несколько шашек.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, педагогическое наблюдение.

Раздел #1058;ема:«Правила хорошие, знать каждому положено». Основные правила шашечной игры.

Теория: Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно.

Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

Раздел #1058;ема: «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля.

Практика: Игровые упражнения «Самый меткий стрелок». «Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали», «Гуляем по дорожкам…(а, в, с…),

«На лифте» (до нужной цифры - «этажа»), «Быстрые ракеты» (диагонали – самая длинная, короткая). Применение простейшие элементов комбинации: устранение “мешающих шашек и “доставка” недостающих, подрыв дамочных, слабых.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа беседа, педагогическое наблюдение.

Раздел 10. Тема: «В гостях у знатока шашек – Зайки».

Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа беседа, педагогическое наблюдение.

Раздел #1058;ема: «Основные стадии партии. Начало «Середина игры. Дебют (Кол, тычок). Окончание (Эндшпиль)».

Теория: Познакомить детей с понятиями «начало игры», «середина игры», Дебют (Кол, тычок).Окончание (Эндшпиль)»

Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Связь теории с практикой.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение.

Раздел 12. Тема: «Лесная школа умного зайца» - Центр.

Теория: Познакомить с шашечным понятием центр. восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4, e5, f4 Шашки, расположенные на этих полях, называются центральными шашками.

Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

Раздел 13. Тема: «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля».

Теория: Познакомить с понятиями: Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками.

Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

Раздел 14. Тема: «Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля.

Теория: Познакомить с понятиями: Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку.

Практика: Практическое закрепление материала.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

Раздел 15. Тема: «В гости кдрузьям» - «Как ходят шашки».

Теория: Познакомить с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено!

Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, педагогическое наблюдение.

Раздел #1058;ема: «Лесная школа умного зайца «Ловушка и короткие партии».

Теория: Познакомить маршрутом шашек и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Практика: Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение.

Раздел 17. Тема: «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки.

Теория: Познакомить с правилом Простая шашака, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле.

Практика: Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение.

Раздел 18. Тема: «Веселый бой».

Теория: Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд на земле своей стоят».

Практика: Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки». Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение.

Раздел 19. Тема:Викторина «Королевство шашек».

Практика: Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

Раздел #1058;ема:Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ.

Практика: Практическое закрепление материала, командный турнир.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение.

Раздел 21. Тема: Соревнования.

Практика: Подведение итогов года. Итоговая диагностика. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры».

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение, диагностика.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Форма занятия

Количество

часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма

контроля

Сентябрь

Беседа

1

Вводное занятие «По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб. е.

Групповая комната

педагогическое наблюдение, диагностика

Сентябрь

Диагностика

Входная диагностика.

Групповая комната

педагогическое наблюдение, диагностика

Сентябрь

Беседа

1

История возникновения шашек.

Групповая комната

опрос

Сентябрь

Беседа, просмотр видеофильма

1

Сказка начинается

«Королевство шашек». Королевства.

Групповая комната

опрос

Октябрь

Практическая работа

1

«Путешествуем по сказочному королевству» - «Шашечная доска и шашки.

Групповая комната

опрос,

анализ выполнения задания

Октябрь

Беседа

1

«Этикет игрока» - Правила поведения во время игры.

Групповая комната

опрос,

анализ выполнения заданий

Октябрь

Практическая работа

1

«Волшебные дорожки сказочного королевства» - «Шашечные дороги».

Групповая комната

опрос,

анализ выполнения заданий

Октябрь

Практическая работа

1

«Задания умной совы» -

Групповая комната

опрос,

Ноябрь

Практическая работа

1

«Шашечные дороги».

Групповая комната

анализ выполнения задания

Ноябрь

Практическая работа

1

«Встреча на лесной поляне»

Групповая комната

самостоятельная работа, педагогическое наблюдение

Ноябрь

Практическая работа

1

Знакомство с простой шашкой

Групповая комната

опрос,

анализ выполнения заданий

Ноябрь

Практическая работа

1

«Зайкины шашки».

Групповая комната

опрос,

анализ выполнения заданий

Декабрь

Беседа

1

«Правила хорошие, знать каждому положено»- Основные правила шашечной игры.

Групповая комната

опрос,

анализ выполнения заданий

Декабрь

Беседа

1

«Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля.

Групповая комната

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

Декабрь

Практическая работа

1

«В гостях у знатока шашек

– Зайки».

Групповая комната

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

Декабрь

Практическая работа, беседа

1

«Лесная школа умного зайца» - Центр

Основные стадии партии.

Групповая комната

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

Январь

Практическая работа, беседа

1

Начало «Середина игры. Дебют(Кол,тычок).Окончание (Эндшпиль)»

Групповая комната

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

Январь

Практическая работа, беседа

1

«Лесная школа умного

зайца» - Центр .

Групповая комната

опрос,

анализ выполнения заданий

Январь

Практическая работа

1

Практическое закрепление материала

Групповая комната

опрос,

анализ выполнения заданий

Январь

Практическая работа, беседа

1

«Лесная школа умного

зайца» -

Бортовые поля.

Групповая комната

опрос,

анализ выполнения заданий

Февраль

Практическая работа

1

Практическое закрепление материала

Групповая комната

опрос,

анализ выполнения заданий

Февраль

Практическая работа, беседа

1

«В гости к друзьям» - «Как ходят шашки».

Групповая комната

самостоятельная работа, педагогическое наблюдение

Февраль

Практическая работа, беседа

1

«Лесная школа умного зайца» -

«Дамка».Дамочные поля.

Групповая комната

самостоятельная работа,

Февраль

Практическая работа

1

«В гости к друзьям»

Групповая комната

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

Март

Практическая работа

1

«Как ходят шашки».

Групповая комната

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

Март

Практическая работа

1

Лесная школа умного зайца

Групповая комната

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

Март

Практическая работа

1

«Ловушка и короткие партии».

Групповая комната

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

Март

Беседа

1

Основы шашечной игры:

как пройти в дамки.

Групповая комната

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

Апрель

Практическая работа

1

Дидактические игры

Групповая комната

опрос,

анализ выполнения заданий

Апрель

Практическая работа

1

«Веселый бой».

Групповая комната

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

Апрель

Практическая работа

1

Тренировочные упражнения по закреплению материала.

Групповая комната

опрос,

анализ выполнения заданий

Апрель

Викторина

1

Викторина «Королевство шашек».

Групповая комната

опрос,

анализ выполнения заданий

Май

Практическая работа

1

Подготовка к соревнованиям между

командами ДОУ.

Групповая комната

самостоятельная работа беседа,

педагогическое наблюдение

Май

Соревнования

1

Соревнование «Юный шашист»

.

Музыкальный зал

самостоятельная работа беседа,

Май

Практическая работа

1

«Шашечные забавы» .

Групповая комната

самостоятельная работа беседа,

Май

Диагностика

1

Итоговая диагностика

Групповая комната

итоговая диагностика

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Информационное обеспечение программы: ЭОР-копилка презентаций по игре в шашки, мультфильмы.

Дидактический материал: дидактические игры; непосредственно шашки; настенная магнитная шашечная доска; картотека дидактических игр.

Наглядный материал: картинки, иллюстрации; раздаточные материалы: схемы карточки-задания. инструкционные карты с правилами игр; наглядные пособия (фотографии, диаграммы этюдов для решения позиций).

Контрольно-измерительные материалы

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей. (сентябрь, май). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за деятельностью детей. Данные фиксируются в таблице педагогической диагностики.

Диагностика уровня знаний и умений

Формы аттестации: педагогическое наблюдение, опрос, анализ выполнения заданий, самостоятельная работа.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования, отзывы детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

диагностическая карта, контрольная работа, шашечный турнир

Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение шашечного турнира между воспитанниками подготовительных к школе групп. Показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении интереса детей к обучению игры в шашки.

Одна и та же диагностика проводится в начале и конце учебного года без изменения содержания. Это очень показательно для просмотра динамики развития детей. Используются следующие методы: беседа, опрос, педагогическое наблюдение, а также применяются диагностические методики.

Анализ результатов сформированности умения детей играть в шашки проводится по методике Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. (Справочник старшего воспитателя. № 8- 2011)

Диагностика предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Диагностическая карта сформированности умений дошкольников

Т. Г. Давыдова, Г. М. Атоян, «Обучение детей игре в шашки» Справочник старшего воспитателя, №8/август2-11 г.

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как ребенок играет в шашки дома.

Фамилия, имя ребенка.

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Бой ша шек

Дамка

Доводит игру до конца

1

2

Пояснения к пунктам таблицы:

Ребёнку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

Педагог спрашивает у ребёнка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

Педагог предлагает ребёнку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы. В игре педагог создаёт ситуацию, при которой ребёнок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и «мостиком».

Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

Проверку целесообразно проводить в игре: как с взрослыми, так и со сверстниками.

Если ребёнок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счёте биты у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после помощи.

Используемые педагогические технологии

В образовательном процессе применяются разнообразные игровые технологии, обладающими высокими образовательными возможностями.

-Технология исследовательской деятельности - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

- Личностно-ориентированное развивающее обучение – сочетает обучение и учение. В технологии личностно- ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

- Проектная деятельность – основная технология освоения программы обучающимися. Через проектную деятельность обучающиеся проектируют (совместно с педагогом или самостоятельно) и реализуют индивидуальную образовательную траекторию в рамках данной программы;

- Информационные технологии (различные способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации) позволяют визуально представить замысел будущего проекта.

В данной программе использованы следующие технологии: индивидуализации обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, развивающего обучения, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагогов

1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. –

72с 2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.

  1. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
  2. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
  3. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992.
  4. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. –320 с. 7. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. //Справочник старшего воспитателя, - #8470; 8.
  1. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  2. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
  3. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  4. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, ; 348с с.
  5. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.

Литература для детей

Погрибной .В.К, Юзюк. В.Я «Шашки для детей». Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.

#1040;. Ю. Барский, Б. Герцензон «Приключения на шашечной доске»,Лениздат,1969 г

2. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956. 3. А. Ю. Барский, В. Б. Городецкий «Сеня, Храбрик и шашки» М. Владос,1998

#1052;оскалев В.А. Шахматная тетрадь для дошкольников: рисуем ходы, осваиваем правила игры. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012

5. М. Е. Юровский, Л. П. Кондратьева «Зайкины шашки», Санкт –Петербург, 2001г 6. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012 Литература для родителей:

  1. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
  2. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
  3. Б. Герцензон, А. Напреенков «Шашки – это интересно» Санкт –Петербург, «Литера», 1997 г.
  4. М. Герцензон «Для тех, кто в шашки…не играет», Москва,1975 г.
  5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.

Электронные ресурсы, сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа нашей Родины"

Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (старшая и подготовительная группа). ...

дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»

Рабочая программа естественно-научной направленности «Хочу всё знать!»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...

Дополнительно образовательная программа естественно - научной направленности

Дополнительно образовательная программа естественно - научной направленности                     "Любознайка"  Возраст детей ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет «Водичка»

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Росточек»

На данном этапе развития современного общества, экологическое образование, является одной из важнейших проблем современности.Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны при...