Приобщение дошкольников к социокультурным нормам и ценностям в процессе организации физкультурно-спортивных мероприятий
статья
Актуальность:
Дошкольный возраст является периодом начального становления базовой
культуры личности, приобщение к социокультурным ценностям, обретение
жизненных ориентиров. Нравственные качества не могут возникнуть спонтанно
без влияния человеческого окружения. Они формируются и развиваются
постепенно, в процессе накопления эмоционального усвоения определённой
информации и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и
методов воспитания.
Проблема духовно- нравственного воспитания дошкольников приобретает в настоящее время все большую актуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_doshkolnikov_k_sotsiokulturnym_normam_i_tsennostyam.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников к социокультурным нормам и ценностям
в процессе организации физкультурно-спортивных мероприятий
Актуальность:
Дошкольный возраст является периодом начального становления базовой
культуры личности, приобщение к социокультурным ценностям, обретение
жизненных ориентиров. Нравственные качества не могут возникнуть спонтанно
без влияния человеческого окружения. Они формируются и развиваются
постепенно, в процессе накопления эмоционального усвоения определённой
информации и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и
методов воспитания.
Проблема духовно- нравственного воспитания дошкольников приобретает в настоящее время все большую актуальность.
Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного (ФОП ДО) приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов дошкольного образования.
В процессе формирования социокультурных норм следует выделить
ряд компонентов:
- Познавательный - это знания и представления о культуре народа, социальном окружении, о нормах и ценностях, принятых в окружающем ребёнка обществе, о культурных ценностях России и др. стран;
- Мотивационный - это интерес к ознакомлению с родным городом, его географией, историей и культурой; усвоение ребёнком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности;
- Коммуникативный - это умение общаться, строить взаимоотношения со своими сверстниками и взрослыми; это - навыки культуры общения и разрешение возникающих проблемных ситуаций
В Федеральном законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 04.12.2007г. отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.
Формирование социокультурных норм происходит в различных видах деятельности ребёнка, одна из эффективных видов деятельности по решения задач формирования социокультурных норм, является физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом.
Цель организации физкультурно-спортивных мероприятий по воспитанию дошкольников:
- воспитание морально-волевых качеств дошкольника;
- воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества;
- дисциплинированности средствами физической культуры.
Задачи:
- Создать условия для организации практической деятельности воспитанников по формированию ценностных ориентаций личности ребенка дошкольного возраста и проявлению положительных эмоций в музыкально-спортивных мероприятиях;
- Создать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера;
- Воспитывать нравственно-волевые черты личности через стимуляцию детской активности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений;
- Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- Формировать положительное отношение к себе; первичные личностные представления; о семье; об обществе; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Направления физкультурно-спортивных мероприятий:
- физкультурно-развлекательные (музыкально-спортивные): Дни Здоровья, тематические весёлые старты, «Папа, мама, я –спортивна семья», «Зимние забавы», «Масленица»;
- физкультурно-спортивные: «Малые Олимпийские игры», «О, спорт-ты мир!», ГТО, «Кросс Наций» «Качканарская Снежинка» и др;
- военно-патриотические: 23 февраля, 9 мая, «Зарница», «День России» и тд
Формирование ценностных ориентаций личности детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними:
- физкультурные занятия;
- подвижные и спортивные игры;
- массовые оздоровительные, физкультурно-спортивные мероприятия;
- работа с родителями (совместно-родительские проекты, экскурсии);
- мастер-классы;
- туристические походы одного дня;
- конкурсы (детские рисунки, поделки, семейные фотографии спортивной направленности);
- акции («Я выбираю спорт», «Мы идем, шагаем по стране» и др);
- экскурсии (в спорткомплексы, школьный спортзал);
- участие в массовых мероприятиях города («Лыжня России», День Снега и др);
Главным звеном в приобщении детей к духовно нравственным и социокультурным ценностям при организации физкультурно-оздоровительной работы, являются взаимосвязь специалистов и родителей, совместные мероприятия с семьями воспитанников. Без участия родителей невозможно достигнуть качественных изменений в духовно-нравственном развитии детей.
Подводя итог, хочется сказать, что приобщение детей к духовно нравственным и социокультурным ценностям российского народа при организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса, дает положительные результаты.
Физкультурно-спортивные мероприятия– один из эффективных методов приобщения детей не только к спорту и здоровому образу жизни, но и воспитания социокультурных норм, традиций семьи, общества и государства.
ПРИМЕЧАНИЕ: физкультурно-развлекательные (музыкально-спортивные): учат детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, укреплять дружеские взаимоотношения со сверстниками, родителями, повышается командный дух, формируется чувство коллективизма, воспитывается стремление к здоровому образу жизни. происходит позитивная социализация детей, приобщение к социокультурным нормам, повышается интерес к национальным традициям.
физкультурно-спортивные: создают условия для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах, получают радость от своих результатов, учатся переживать за товарищей, Выполнение норм ГТО, участие в городских соревнования, спортивных акциях, в Семейной Спартакиаде способствуют проявлению мужества, чести, приобщение воспитанников к традициям большого спорта, в том числе олимпийского движения, стимулируют родителей к проявлению инициативы в воспитании у детей привычки к ЗОЖ и активному отдыху, детям – продемонстрировать собственный талант и спортивные достижения, со стороны взрослых - гордость за ребят.
Все физкультурно-спортивные мероприятия – это очень яркие, шумные, наполненные позитивом и радостью мероприятия.
Военно-патриотические: пропаганда военно-патриотического воспитания как важнейшего средства, способствующего всестороннему гармоничному развитию, физическому совершенству воспитанников и укреплению их здоровья. Такие качества, как сила и ловкость, выносливость, смекалка, гордость и традиции, связь поколений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к основам здорового образа жизни в процессе организации и проведения Недели Здоровья»
В практике дошкольных учреждений в целях приобщения дошкольников к основам здорового образа жизни, как правило, используются такие формы активного отдыха, как физкультурные праздники, досуги, Дни здор...
Музейная педагогика как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА –как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям....
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА –как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям...
Статья "Приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в условиях ДОО".
Статья опубликована в сборнике материалов VI Всероссийской научно-практической Интернет - конференции «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся: опыт, тенденции и проблемы реализации в совр...
Публикация "Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям".
Что такое общечеловеческие ценности и как они проявляются в повседневной жизни? Это - абсолютная ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем ее многообразии, любовь, ответственность, слу...
Психолого-педагогические особенности приобщения старших дошкольников к социокультурным нормам и традициям семьи
Статья о приобщении дошкольников к социокультурным нормам и сесмейным традициям...
Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям на основе русских культурных традиций
Статья знакомит с опытом работы ДОО по ознакомлению воспитанников с историей своей страны на примере народной игрушки, воспитанию интереса к народным промыслам, взаимодействию с социумом....