Самообразование воспитателя старшей группы
учебно-методический материал (старшая группа)
План по самообразованию по теме «Нетрадиционные техники рисования» в старшей группе 2023-2024 учебный год
Скачать:
Предварительный просмотр:
План по самообразованию по
теме «Нетрадиционные техники рисования»
в старшей группе
2023-2024 учебный год
Воспитатель:
Ерехинская Е. А.
г. Ярославль, 2023г
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как воспитателя, формировать у обучающихся воспитанников навыки использования нетрадиционных техник рисования в творчестве.
Задачи:
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
Актуальность темы:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Необходимо пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Каждая из техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторим.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по теме;
- Проведения различных мероприятий;
- Обобщение результатов;
- Работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных работ.
Перспективный план работы
по теме самообразования:
Месяц | Тема | Работа с родителями | Работа с детьми |
Сентябрь | Самообразование: Изучение методической литературы и электронных ресурсов. 1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"" 2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками" 3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г. 4. Журнал «Педагогическое общество» 5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 6. С. В. Погодина «Погодина Шаг в искусство. Методические рекомендации по реализации программы»- Вако 2016 | Aнкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» | |
Oктябрь | «Oсень в красках» | Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования» (презентация нетрадиционных материалов для рисования) | Heтрадиционные техники рисования оттиск листьев |
Hоябрь | «Усатый - полосатый» (с использованием нетрадиционных техник рисования) | Консультация на тему: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | Рисование животных и птиц с использованием нетрадиционных техник рисования (тычок полусухой кистью) |
Декабрь | «Зимушка -зима» | Рисование солью | |
Январь | «Зимние напевы» | Рисование манной крупой | |
Февраль | «Кружит февральская вьюга…» | Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике» | Рисование по мокрой бумаге |
Март | «Цветы для мамочки» | Консультация для родителей «Рисовать-это важно!» | Техника рисования тычком с элементами аппликации |
Апрель | «Космические просторы» | Организовать творческую выставку совместно с родителями, посвященную Дню космонавтики | Рисование с элементами аппликации, коллективная работа ко Дню космонавтики. |
Май | «Салют к 9 мая» Отчет по теме самообразования | Д/з Нарисовать дома с детьми рисунок с использованием нетрадиционной техники рисования на любую тему. | Рисование с помощью втулки. |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования (методом тычка) с элементами аппликации в старшей группе
«Цветы для мамочки»
Цель: С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.
Образовательные задачи:
-продолжать формирование навыков равномерного расположения нескольких предметов на листе бумаги.
-закреплять знания детей о технике рисования методом тычка.
Развивающие задачи:
-развивать творческое воображение, стойкий интерес к рисованию.
-развивать цветовое восприятие, чувство композиции.
-закреплять умение правильно держать кисть;
-закреплять знания и геометрических формах (круг, овал).-совершенствовать мелкую моторику рук и кистей.
- закреплять умение пользоваться ножницами.
Воспитательные задачи:
-воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов.
-воспитывать любовь к окружающей природе, способность чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения для человека;
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какое сегодня замечательное утро. Солнышко радуется, давайте и мы подарим друг другу свои улыбки.
(Дети улыбаются).
А теперь, ребята, давайте встанем полукругом и послушаем Ваню. Он нам расскажет стихотворение, а вы догадайтесь о ком оно.
Только просыпаюсь, улыбаюсь я,
Солнышко целует ласково меня.
Я смотрю на солнце – маму вижу я,
Солнце – это мама милая моя.
Воспитатель: -Про кого говорится в этом стихотворении?
Воспитатель: А какие они, ваши мамы?
Воспитатель: Добрые, красивые, ласковые. Очень хорошо. Ребята, а вы знаете какой близится праздник?
Воспитатель: 8 марта, праздник мам, бабушек, девочек, праздник весны. А что вы подарите в этот день своим мамам? Что любят ваши мамы?
Воспитатель: Все девочки, женщины без исключения любят цветы. А где же мы их возьмем? Снег еще не растаял цветы не появились, Что же нам делать?
Воспитатель: Можно нарисовать. И чтобы они не завяли, мы сделаем для них в вазе. Предлагаю вспомнить, какие бывают цветы, их названия и поиграем.
Игра «Собери букет»
Каждый "ребенок-цветок" (сам выбирает какой и называет вслух) находит картинку со своим цветком и несет его в общий букет. (под веселую музыку).
Воспитатель: Цветы очень красивые, яркие, нежные. Они бывают разные красные, белые, жёлтые. Давайте их рассмотрим (иллюстрации с цветами, и искусственные цветы в вазе).
Вопросы:
- Какие здесь изображены цветы?
- Каким цветом лепестки?
- Каким цветом листья, стебли?
- Какой формы лепестки? Листья?
- Как расположены стебли (относительно листа бумаги)?
- Где расположены листья?
- Что общего у цветов?
- Ребята, какое настроение у вас цветы?
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь мы с вами по танцуем
Музыкальная пауза.
Дети берут в руки искусственные цветы и танцуют под музыку
П. И. Чайковский «Вальс цветов».
Воспитатель: Ну а теперь проходим и садимся за столы.
Пальчиковая гимнастика "Цветы"
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают и головками кивают.
Воспитатель: Теперь наши пальчики готовы, разогреты. (демонстрация образца)
Приступаем к работе.
Возьмите прямоугольник голубого цвета, нужно срезать с двух сторон края полукругом. Наклейте получившуюся деталь – вазу на лист бумаги.
Приступаем к рисованию букета.
Сначала нарисуем стебли. Затем листочки. А после рисуем цветочки (тычком). Держим кисть не под наклоном, а ровно вертикально, каким должен быть тычок, клеевую кисть не смачиваем она должна быть сухой, краска должна быть густой, тогда тычок будет правильным и красивым.
Наблюдение за действием детей и при необходимости оказывать помощь и поддержку.
Дети рисуют.
Воспитатель: Замечательно, какие красивые букеты у вас получились.
-Как вы думаете мамам понравится?
-Сложно было сегодня работать?
-Молодцы! У всех получились очень красивые букеты и ваши мамы останутся очень довольны вашим подарком.
Предварительный просмотр:
РИСОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ЗИМНИЕ НАПЕВЫ»
Нетрадиционное рисование манкой – манкография.
Цель занятия: формировать умение создавать зимний пейзаж с помощью нетрадиционного способа рисования – манкография.
Задачи:
- Познакомить детей с новым способом рисования с помощью клея и манной крупы.
-Учить отражать в работе зимние впечатления, красоту заснеженного пейзажа.
- Развивать воображение, зрительную память, мелкую моторику, активизация словаря.
- Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к художественному творчеству нетрадиционным способом.
Оборудование: листы картона темного цвета, простой карандаш, клей ПВА, кисточки, манная крупа, иллюстрации с изображением зимней ночи, салфетки для рук.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы заметили, как стало красиво на улице: выпало много снега и всё вокруг превратилось в снежную сказку! Зима - замечательное время года. Зимой все покрыто снегом: крыши домов, земля, деревья, всё в белоснежном наряде из инея и пушистого снега. Послушайте стихотворение об этом прекрасном времени года:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой. (Ф.Тютчев)
Воспитатель: Так что же описывал автор в этом стихотворении? (ответы детей). Правильно, ребята. А посмотрите на эти картины (иллюстрации с изображением зимнего пейзажа). Подходят они под описание из стихотворения? (ответы детей).
Зимой день короткий, а ночь - длинная. Когда вы приходите утром в сад, на улице еще темно, и когда вас забирают родители домой – на улице уже темно. А наблюдали ли вы за природой по дороге домой? (ответы детей)
На улице красиво искрится снег, деревья покрыты снегом или инеем, светит луна.
Ребята, посмотрите на картины, которые я вам принесла. (показываются картины с зимним пейзажем в вечернее время) Предлагаю нам побыть волшебными художниками и нарисовать картину «Зимние напевы». Только рисовать мы ее будем необычным способом. Посмотрите, что лежит на столах.
Видите, что сегодня вместо красок и белых альбомных листов перед вами не совсем обычные материалы (Дети перечисляют материалы, находящиеся у них на столе).
Посмотрите, как манка похожа на снег (трогают ее).
Оказывается, с помощью клея и манки тоже можно рисовать! Сейчас мы узнаем, как.
Для начала разомнем наши пальчики
Физкультминутка «Зимняя прогулка»
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком –
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
Воспитатель: Сначала берем лист картона, и намечаем простым карандашом где что будет находиться. Затем берем клей ПВА и кисточки. И как красками рисуем контуры зимнего пейзажа: сугробы, елки, снеговики, снежинки, луна.
(Воспитатель показывает готовый образец и работы и выполняет сам еще одну работу).
Когда контур готов, берем манную крупу посыпаем нарисованный клеем контур. Затем лишнюю манку ссыпаем на поднос, а готовую картину оставляем подсохнуть. Приступаем к работе.
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, у нас получились очень красивые снежные картины. А самое главное - этот снег не тает, и будет долго радовать вас.
Что нового мы сегодня узнали? (ответы детей)
Рисовать можно не только карандашами и красками.
Вам понравилось рисовать клеем и крупой? (ответы детей)
Что было трудно, что легко? (ответы детей)
Мне очень понравилось сегодня с вами работать! Желаю вам творческих в дальнейшем успехов!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей рисовать это важно
старшая группа
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски.
Всё нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
(В. Берестов)
Рисование для ребенка - это не просто интересное занятие.
Ни для кого не секрет, что изобразительную деятельность дети считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребёнок понимает – есть в жизни счастье…
Мы, взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества ребенка. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать, постарайтесь направить его творчество в нужное русло. Во время рисования развивается мелкая моторика, память и внимание. Ребёнок учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно – двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.
Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Для старших дошкольников рисование не просто забава, но еще и труд. Как и любое творчество, рисование требует от человека увлеченности, упорства, умение сосредоточить свои силы и внимание на том, что делаешь. Ребенок старше 6 лет способен выдерживать длительную нагрузку, становится организованным, учится планировать свою работу. Он может решать художественные задачи, начинает чувствовать цвет, форму, размер, фактуру материала, вырабатывает точность движения руки, координацию ее действий со зрением и слухом. К сожалению, многие родители считают рисование несерьезным делом и односторонне заменяют его чтением, компьютерными играми, или другими, с их точки зрения, нужными занятиями. Однако мы считаем необходимым навыки, полученные на занятиях в детском саду, закреплять дома.
Советы родителям
Желательно чтобы в распоряжении детей, всегда были на видном месте материалы и принадлежности для рисования. Дети смогут повторить рисунок, который выполняли на занятии по изо деятельности в детском саду, что-то дополнить, изменить в лучшую сторону, повысив свою самооценку.
Предложите ребенку изобразить свое настроение в красках, свои обиды и радости, впечатления за день, и вы заметите, как улучшится его самочувствие, он более станет спокойным.
При рисовании, обращайте внимание на адекватное использование цвета. Если в рисунке присутствует много темных, черных цветов – пообщайтесь с ребенком, поинтересуйтесь его проблемами на данное время, почему именно эти цвета он использовал в работе. Быть может, за этим скрываются психологические проблемы, зажимы, обиды, или негативное к нему отношение сверстников или в семье.
Таким образом, рисование не только обучает тем или иным навыкам, развивает творческие способности и эстетический вкус ребенка, а также раскрывает его как личность, помогая решить задачи психологического характера, выразить свое отношение к окружающему миру, быть более успешным в социуме, уверенным и активным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию воспитателя старшей группы МБДОУ детский сад №7 комбинированного вида Калачян С.И. на тему: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».
План работы по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: "Развитие графомоторных навыков через элементы рисования"....
План по самообразованию воспитателя старшей группы
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфог...
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...
План работы по самообразованию воспитателя старшей группы по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».
Главной задачей является формирование у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. ...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Начало работы над темой: сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...