"Страна добра" - сборник игровых и проблемных ситуаций по этике
картотека

Цель: усвоение дошкольниками элементарных этических понятий, развитие способностей оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, способности самостоятельно выражать свои мысли, чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strana_dobra.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОИ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ И К ТЕБЕ ДОБРОМ ПРИДУТ

Цель: усвоить этические понятия: «добро-зло», «хорошо - плохо», «можно - нельзя».

Глоссарий

Добро-оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности. Добро-морально-этическая категория, являющаяся положительной, т.е. желаемой ценностью человеческих отношений.

Зло – категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, которое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных качеств.

Хорошо – это слова и поступки, делающие окружающих людей довольными и счастливыми, когда все справедливо и есть польза.

Плохо – нехорошие поступки и слова, приносящие беду и вред.

Можно- совершение хороших поступков, дел, которые нравятся людям; уважать себя за хорошие поступки.

Нельзя – слова и поступки, которые запрещены, не дозволены, не следует говорить такие слова или выполнять такие действия, это нехорошо.

Проблемные ситуации

1. Цель: учить решать проблемные ситуации, анализировать собственное поведение и поступки окружающих; закреплять этические понятия «добро» и «зло» на конкретных примерах.

Гена был с мамой у врача. Оказалось, что у мальчика плохое зрение. Доктор велел Гене носить очки. Когда мальчик зашел в группу и дети увидели его в очках, то они засмеялись и стали называть его «очкариком». Гена снял очки, положил в шкафчик и вечером сказал маме, что никогда больше не наденет очки.

Правильно ли поступили дети? Плохое зрение – это болезнь. Можно ли смеяться над больными людьми? Как бы вы поступили на месте Гены? Как бы вы помогли Гене?

Правило: «Будь добрым!»

2. Цель: учить решать проблемные ситуации; упражнять в установлении причинно-следственных связей, определяя причину изменения настроения.

Встречаются люди, которые совершают злые, плохие поступки, дерутся, обзываются, жадничают. Мы можем помочь таким людям. Ведь сами люди – не плохие, а плохие поступки. Представьте, Вася участвовал в соревновании и занял первое место, а его друг Саша был последним. Он очень расстроился. А Вася прыгал от радости и хвастался перед Сашей своей медалью, говоря: «Я сильнее тебя. Бе-бе-бе!»

Как помочь Саше? Помогите ему успокоиться.

Правило: «Не будь злым!»

3. Цель: учить сопереживать; стимулировать желание оказать помощь, утешить.

Мальчик Вова однажды вышел на улицу погулять со своим котенком. Мальчик выпустил котенка на травку. Сытый котенок игриво бегал по траве, играл с бабочками. И тут к котенку подошел дворовой котенок, худой, грязный. Вова оттолкнул этого котенка и крикнул на него. Котенок поджал хвостик и прижался к земле. Другому мальчику, Сереже, стало жалко котенка. Он взял его на руки, погладил, потом отнес его домой. Мама разрешила его оставить у них дома.

Почему Вова оттолкнул дворового котенка от своего? Он правильно поступил? А кто правильно поступил? Вы хотели бы ему помочь? А как бы вы поступили?

Правило: «Совершай добрые поступки!»

4. Цель: совершенствовать этические представления (видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих и нести за него ответственность).

Воскресенье. Начался любимый Ленин мультфильм. Лена садится на диван для его просмотра. Но мама просит ее сходить в магазин за мукой, чтобы испечь бабушке пирог в ее день рождения. Лена отказывается и продолжает смотреть телевизор.

Правильно ли поступила Лена? Что произойдет, если лена не пойдет за мукой и пирог так и не будет испечен? Кто расстроится из-за отказа Лены идти в магазин? Можно ли поступок Лены назвать добрым? Как бы вы поступили?

Правило: «Не огорчай близких!»

5. Цель: углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям; закреплять этические понятия «хорошо» и «плохо» на конкретных примерах.

По улице шла девочка и ела мороженое. Как вдруг навстречу ей проехал на велосипеде озорник и специально толкнул девочку. Она выронила мороженое. Оно упало прямо в лужу. От огорчения и обиды девочка заплакала. Но мороженое из лужи не вытащишь.

Какие чувства испытала эта девочка? Вы бы хотели ей помочь? Как? С вами случались похожие истории? Что вы испытывали в тот момент? Что вы делали, когда оказывались в похожих ситуациях? Как можно поступить еще? Как можно назвать поступок мальчика?

Мальчик поступил плохо. Обижать младших, огорчать старших, брать чужие вещи без разрешения, обзываться, быть злым, драться – это хорошо или плохо? Помогать старшим, быть добрым, никого не обижать, заботиться о людях и животных, дарить людям радость?

Правило: «Не совершай плохие поступки!»

6. Цель: закреплять этические понятия «хорошо» и «плохо» на конкретных примерах.

Мама не разрешала дочке Маше играть с ее зеркальцем. Но девочка не послушалась маму. Маша, играя, разбила мамино любимое зеркальце. Девочка очень расстроилась и не знала, как маме рассказать об этом.

Маша специально разбила зеркало? Почему девочка боится признаться маме? Можно брать чужие вещи без разрешения? А как бы вы поступили? Помогите Маше признаться в том, что она нечаянно разбила зеркало.

Правило: «Умей отвечать за свои поступки!»

        

7. Цель: продолжать учить анализировать переживания, события; учить видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих.

Во время тихого часа в детском саду воспитатель сказала детям: «полежите тихо, не шумите. Мне нужно ненадолго выйти из спальни». Когда она вышла, дети начали кричать, прыгать на кроватях. Ваня тоже прыгал по кроватям и шумел. Перед приходом воспитателя ребята успокоились и сделали вид, что спят.

После тихого часа Ваня подошел к воспитателю и наябедничал, что во время ее отсутствия все дети, кроме него самого, скакали по кроватям и кричали. Воспитатель  собрала ребят и сообщила, что просмотр мультфильмов после ужина отменяется, так как дети плохо себя вели во время тихого часа. «Только» Ванечке разрешаю смотреть телевизор, так как он не хулиганил». Ване стало стыдно, и он признался, что шумел вместе с ребятами.

Выполнили просьбу воспитателя дети? Этот поступок красивый? Как можно назвать Ваню за то, что он сообщил воспитателю про то, что все шумели? Как вы думаете, сложно было Ване сказать правду? Хорошо ли он поступил? Как поступить на месте Вани?

Правило: «Не будь ябедой!»

8.Цель: продолжать закреплять этические понятия «хорошо-плохо», «добро-зло», «можно - нельзя».

В одном волшебном городке жили старенькая бабушка и ее два внука. Однажды в их саду выросло молодильное яблоко. Тот, кто съест это яблоко,  - помолодеет и будет жить долго. Мальчики решили, что бабушке яблоко не нужно. А между собой яблоко разделить не смогли. Пока они ругались и дрались, яблоко укатилось.

Кому больше всего необходимо было это яблоко? Можно ли поступок братьев назвать хорошим? Как они должны были поступить? Вы бы хотели помочь старенькой бабушке? Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ссориться – это плохо. Интереснее жить и играть вместе, чем поодиночке.

Правило: «Не ссорься!»

Размышлялки

1. Цель: развивать способность оценивать свое отношение  к позитивным и негативным поступкам героев; формировать положительные моральные качества; учить самостоятельно выражать свои мысли, чувства, активно участвовать в обсуждении.

Стихотворение С.Баруздина «Бревно»

Лежало на пути бревно.

Мешало путникам оно.

Один сказал: - Нехорошо! –

Сказал и знай себе пошел.

Второй взглянул, потом вздохнул

И то бревно перешагнул.

А третий путник промолчал.

Он с виду был  и хил и мал.

Он молча скинул полушубок

И в сторону бревно убрал.

Кто из трех человек совершил добрый поступок? Почему вы так считаете? Для чего он это сделал? Он мог тоже переступить бревно и идти дальше. Он совершил добрый поступок. Теперь бревно не будет мешать другим путникам. А вы как бы поступили?

Правило: «Думай о других!»

2. Цель: продолжать учить позитивным моделям поведения; побуждать к добрым поступкам; закреплять этические понятия.

Рассказ О.Буцень «Мамины помощники»

Оля и Лида гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помоет своей маме развешивать белье, и говорит подруге:

- И я сегодня маме помогла.

- Я тоже. А что ты делала?- спросила Лида.

- Со стола убирала, посуду всю вымыла, тарелки, ложки, вилки вытерла и в буфет убрала. - А я ботинки почистила.

- Мамины? – спросила Оля.

 - Нет, свои.

- Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же себе их почистила!

- Ну и что же? Зато у мамы меньше работы будет, - сказала Лида.

Скажите, Лида права? Она почистила не мамину обувь, свою. Можно назвать поступок Лиды добрым? Почему? Если вы будете убирать за собой игрушки, не разбрасывать свои вещи, будете аккуратными – эти вы поможете маме?

Помогать людям – добрый поступок.

Правило: «Помогай людям!»

3. Цель: закреплять знания правил доброжелательного поведения.

Стихотворение В.Степанова «Добрый котик»

Как-то в домик из подвала

Мышка ночью забежала.

В доме том котенок жил,

Очень добрым котик был.

Поиграл он в прятки с мышкой,

Почитал он мышке книжки.

Сыром угостил подружку,

Молочка налил ей кружку.

И, конечно, подарил

Свою лучшую игрушку.

Он к мышонку всей душой:

-Ешь, малыш, расти большой.

Хорошо, когда на свете

Добрыми бывают дети!

Вам понравился котик? Почему? Почему стихотворение называется «Добрый котик»? А какие добрые дела котенок сделал для мышки? А как бы поступил злой котик? А вы как бы поступили?

Правило: «Делай добрые дела!»

4.Цель:формировать нравственные качества: доброту, заботливость, чуткость, гостеприимство;  закреплять знания правил доброжелательного поведения.

Стихотворение О.Григорьева  «Гостеприимство»

Встаньте с этого дивана,

А не то там будет яма,

Не ходите по ковру –

Вы протрете в нем дыру.

И не трогайте кровать –

Простынь можете помять.

И не надо шкаф мой трогать –

У вас слишком острый Ноготь.

И не надо книги брать –

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути…

Ах, не лучше ль вам уйти?

Можно ли эту девочку назвать доброй и гостеприимной? Почему? Захотите ли вы еще раз пойти к ней в гости? Как должна себя вести добрая и гостеприимная девочка? А как вы бы себя вели, если бы к вам пришли гости?

Правило: «Будь приветлив и гостеприимен!»

5.Цель:закреплять этические понятия «плохо-хорошо» с помощью литературного произведения; продолжать учить давать моральную оценку происходящему.

Рассказ В.Осеевой «Плохо»

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердите крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

- Вот и плохо! – гневно ответила женщина.

Почему рассердилась женщина? Какой плохой поступок совершили мальчики? (они ничего не совершили- просто не помогли). Что могло случиться с котенком, если бы женщина не пришла на помощь? Какой поступок надо было совершить мальчикам, чтобы об этом поступке можно было сказать, что он хороший? Как бы вы помогли котенку?

Правило: «Совершай только хорошие поступки!»

6. Цель: продолжать развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам героев.

Рассказ В.Осеевой «Кто хозяин?»

Большую черную собаку звали ЖУК. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его хозяином. Но кто хозяин Жука, он не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики опять заспорили.

- Собака моя,- говорил Коля, - я первый увидел Жук, подобрал его.

- Нет, моя,  - сердился Ван,  - я перевязал ей лапу  и таскал для нее вкусные кусочки.

Никто не хотел уступать. Мальчики поссорились. «Моя! Моя!» - кричали оба. Вдруг со двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня быстро вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

- Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. Но помощь прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

- Чья собака? – сердито закричал он.

- Моя, - сказал Коля

Ваня молчал.

Почему Коля сказал, что собака его? А почему Ваня промолчал не стал больше спорить? Каким словом можно охарактеризовать Ваню?  А Колю? Чей поступок можно назвать добрым, хорошим? А плохим? А как бы вы поступили?

Правило: «Будь смелым!»

7. Цель: развивать способность оценивать отношение к позитивным и негативным поступкам героев; учить различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему.

Стихотворение Р.Сефа «Совет»

Поссорились чашка и блюдце.

Сейчас они разобьются,

Скоро на кухне, на полке,

Будут лежать осколки.

И ты не ссорься напрасно –

Это очень опасно

Стихотворение С.Маршака «Жили-были»

Жили-были два кота –

Восемь лапок, два хвоста.

Подрались между собой

Серые коты.

Поднялись у них трубой

Серые хвосты.

Бились днем и ночью,

Прочь летели клочья.

И остались от котов

Только кисточки хвостов.

Видите ли, братцы,

Как опасно драться?

Чем похожи эти два стихотворения? К чему приводят ссоры? Что вы чувствуете, когда ссоритесь с кем-то? А можно ли решить спор или конфликт, не дерясь и не ссорясь? Как? А как вы поступаете в таких ситуациях?

Драться и ссориться –это плохо.

Правило: «Не дерись!»

8. Цель: продолжать учить детей: различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему; самостоятельно выражать свои мысли, чувства; активно участвовать в обсуждении.

Стихотворение А.  Барто «Лишний»

Окапывали вишни.

Сергей сказал:

- Я лишний:

Пять деревьев, пять ребят.

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

- Ну нет, теперь ты лишний!-

Ребята говорят.

Почему ребята назвали Сергея «лишним»? Справедливо ли поступили ребята? Правильно ли поступил Сергей? Это хороший поступок? Как ему нужно было поступить? А как вы поступили бы в этой ситуации?

Правило: «Приходи на помощь!»

Инсценировки

1.Цель: формировать положительные взаимоотношения между детьми, навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Задание: обыгрывание ситуации, когда дети по очереди ходят по бревну (лавочке); другие дети помогают ребенку, шагающему по бревну, следят, чтобы он не упал, поддерживают его. Нужно: пройти по бревну (доске), держа на голове мешочек с песком, держа на вытянутых руках мяч; на четвереньках.

2. Цель: закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Задание: обыгрывание ситуации, когда дети по очереди показывают, как и чем они могут помочь маме, папе, бабушке, дедушке и другим людям.

3.Цель: вырабатывать осознанные представления о нормах поведения; учить руководствоваться нравственными нормами повседневной жизни; формировать умение быть гостеприимным.

Задание: обыграть ситуация, когда в группу приходит гость. Дети по очереди выполняют поручения воспитателя: усаживают гостя, предлагают чай и пирожки, играют с ним, танцуют, говорят вежливые слова.

4.Цель: продолжать формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; учить давать моральную оценку происходящему.

Задание: кто-то вовремя не вызвал «скорую помощь» больному человеку; стрелочник не перевел стрелки; специалисты вовремя не отремонтировали светофор; полиция не поймала преступника; повара не сварили обед.

5. Цель: продолжать учить руководствоваться полученной суммой нравственных норм в повседневной жизни.

Задание: обыграть ситуацию, когда один ребенок доказывает другому, что именно он достоин быть хозяином собаки, кошки, какой-либо вещи. При этом его доводы должны быть убедительными.

6.Цель: продолжать учить руководствоваться полученной суммой нравственных норм в повседневной жизни.

Задание: обыгрывание ситуации, когда дети-котята сначала ссорятся, «царапаются лапками-царапками», но потом мирятся, гладят друг друга лапками, говорят «мирилку».

МЫ  ТАКИЕ  РАЗНЫЕ

Цели: формировать и закреплять представления об этических понятиях «вежливость-грубость», «правда-ложь», «щедрость-жадность».

Глоссарий

Щедрость – открытость индивида другим, готовность делиться с ними как своим материальным достатком, так и способностями, знаниями, душевными силами; готовность делиться не только тем, что необходимо другим, но и тем, что необходимо тебе самому.

Жадность – стремление удовлетворить непомерные, ненасытные желания присвоить все себе одному и нежелание делиться чем-нибудь с другими.

Вежливость – элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается; деликатность, такт.

Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости. Грубость проявляется во внешнем проявлении неуважительного отношения, недоброжелательности к людям, в неумении сдерживать свое раздражение, оскорблении достоинства окружающих людей, развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

Правда – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать от других и самого себя действительное положение дел.

Ложь – заявление, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, либо когда он знает нечто  другое, чем то. Что он говорит. Ложь вызвана стремлением нанести вред другому человеку иди добиться для себя преимущества перед другим.

Отзывчивость – качество человека, который стремится прийти на помощь. Отзывчивый – чувствительный, чуткий, восприимчивый, к чужим проблема человек.

Черствость – качество человека, который характеризуется безжалостностью, бессердечием, бесчувственностью, нечуткостью; утрата способности к переживанию.

Милосердие – деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным и страдающим.

Жесткость –свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению; агрессия, направленная на людей или принадлежащие им вещи.

Проблемные ситуации

1. Цель: продолжать формировать этические представления ребенка  (взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих, быть ответственным); закреплять этические понятия «жадность» и «щедрость» на конкретных примерах.

Витя вынес во двор новую машинку, которую ему  подарили на день рождения. Его сразу окружили дети и стали просить у него машинку для игры: «Ну, дай машинку! Не жадничай! Тебе жалко? Если не дашь, то мы не будем с тобой играть». Тут к Вите подошел Саша и что-то ему сказал тихо. Всего одно слово. Витя улыбнулся и  дал Саше машинку.

Какое волшебное слово сказал Саша Вите? Почему Витя  сразу отдал Саше машинку? Почему он не давал играть машинку другим детям? Можно ли назвать Витю «жадиной»? Правильно ли ребята говорили, что не возьмут Витю в свою игру, потому что он не дает им машинку? А вы как бы поступили?

Правило: «Говори волшебные слова!»

2. Цель: закреплять этические понятия «жадность» и «щедрость» на конкретных примерах.

Воспитатель попросила детей принести в детский сад свои любимые игрушки и устроить выставку. Дети с удовольствием это сделали. Выставка была интересной. Сначала все рассматривали свои игрушки. Потом все получили возможность поиграть. Только Дима не разрешил взять свою игрушку. Он взял свою пожарную машинку и играл ею в одиночестве. Как дети ни просили машинку для совместной игры, Дима не разрешил. Затем дети организовали общую игру «Магазин игрушек» и позвали к себе Диму. Дима отнес машинку в свой шкафчик и присоединился к ребятам.

Правильно ли поступил Дима, когда не дал ребятам свою игрушку? Как его можно назвать? А почему дети не позвали в свою игру Диму, ведь он не дал им свою машинку для игры? Правильно ли поступили дети? А вам интереснее играть в одиночестве или всем вместе? А вы бы дали свою игрушку для общей игры? Почему?

Правило: «Не жадничай!»

3. Цель: закреплять представления о вежливости; продолжать учить позитивным моделям поведения; формировать коммуникативные навыки.

Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети  захотят тебя принять? Самое  время поиграть!

Правило: «Будь вежлив!»

4. Цель: углублять представления о значении доброжелательного вежливого отношения к окружающим.

Лена зашла утром в свою группу и увидела вместо Ирины Васильевны другую воспитательницу. Лена не знала, как ее зовут, и поэтому не стала здороваться, а сразу пошла играть с ребятами.

Правильно ли поступила Лена? Каких людей мы называем «вежливыми»? Ее поступок можно назвать вежливым и культурным? Ей необходимо было поздороваться с новой воспитательницей? Как бы вы поступили в такой ситуации? Какие вежливые слова вы знаете?

Правило: «Будь вежлив!»

5. Цель: воспитывать умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения с другими детьми на основе развития гуманных чувств.

Юра забрал себе почти весь конструктор  и начал сооружать дом. Для Игоря почти не осталось матери ала. Тогда он обратился с просьбой к Вадику.

-Дай, пожалуйста, мне немного из конструктора материала. Ведь у тебя много.

- Отстань! Не дам! Я хочу построить большой дом!

- А ты построй маленький дом, тогда и мне конструктора хватит.

- Нет, - отвечает Юра. – А вдруг мне не хватит? Сначала я построю дом. А оставшийся конструктор отдам тебе.

Справедливо ли Юра поделил конструктор? Можно ли его назвать другом? Игорь предложил правильное решение? Как бы вы  поступили на месте Юры? Как поделить конструктор по справедливости?

Юра не только жадина, но и грубиян. Никто не хотел бы иметь такого друга.

Правило: «Будь щедрым!»

6. Цель: продолжать учить решать проблемные ситуации; воспитывать уважение к окружающим взрослым; раскрыть понятие «вежливость».

Уронила воспитатель носовой платок. А Виты увидев это, сказал: «Ирина Петровна, вы уронили платок».

Какую ошибку допустил мальчик? Можно ли считать Вадика вежливым? Почему вы так считаете? Как бы поступил вежливый человек? Как бы вы поступили в этом случае?

Правило: «Будь отзывчивым!»

7. Цель: раскрыть сущность понятий «правда» и «ложь».

Ребята во дворе играли в прятки. Галя водила: «закрыв глаза руками. А сама сквозь пальцы подсматривала, кто куда спрятался. «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!» - прокричала девочка и, не сходя с места, назвала, кто из детей куда спрятался. Ребята догадались, что Галя подсматривала, и решили исключить ее из игры.

За что ребята исключили Галю из игры? В чем дети обвинили ее? Какое чувство должна испытывать девочка? Хорошо или плохо поступила Галя? Можно ли обманывать? Почему? А вы как бы поступили?

Обман  - это когда человек хочет схитрить из-за своей выгоды, рассказать не так, как было на самом деле.

Правило: «Не обманывай!»

8. Цель: продолжать учить решать проблемные ситуации; закреплять этические понятия «правда» и «ложь» на конкретных примерах.

Мама, уходя на работу, попросила Лешу сходить в магазин за хлебом. Только Леша приступил к уборке, как пришли ребята и стали звать его на улицу. Мальчик решил, что поиграет немножко во дворе, а потом сходит в магазин. Леша радостно  выбежал на улицу, где его ждали ребята. Мальчики так заигрались, что не заметили, как наступил вечер. Леша, увидел, как мама возвращается с работы. Он подбежал к ней, извинился и сказал, что не выполнил ее поручение, потому что магазин был закрыт. Мама ответила, что. Конечно, простит сына, но вся семья ужинать будет без хлеба. И почему-то мамины глаза стали грустными-грустными.

Правильно ли поступил Леша? Как ему нужно было поступить? Почему мамины глаза стали вдруг такими грустными? А вы бы как поступили?

Нужно всегда говорить правду. Все выяснится правда, и лгуну больше никогда не будут верить. Сказать правде – это хороший и сильный поступок.

Правило: «Будь честен!»

Размышлялки

1. Цель: продолжать учит дифференцировать отрицательные и положительные черты  характера героев и давать моральную оценку происходящему.

Стихотворение В.Лившица «Мяч и Петя»

Мальчик Петя громко плачет. Почему?

Мальчик Петя громко плачет потому,

Что у мальчика, у Пети,

Был большой красивый мяч

И от мальчика, от Пети

Он удрал сегодня вскачь.

А удрал тот мяч от Пети потому,

Что у мальчика, у Пети,

Этот мяч просили дети,

Этот мяч просили дети поиграть.

А в ответ на это Петя закричал:

«Не дам! Не смейте мяч мой брать!..»

Не понравилось такое поведение мячу:

«Я у мальчика такого оставаться не хочу

И от Пети ускачу!..» И ускакал…

Вот мяча и нет… Значит…

Мальчик Петя громко плачет.

Но подходит вскоре к Пете

Им обиженные дети:

«Мы нашли в кустах твой мяч.

Мальчик Петя засмеялся почему?

Мальчик Петя засмеялся потому,

Что, на Петю осерчавший,

Что от Пети ускакавший,

Где-то там, в кустах, пропавший,

Возвратился мяч к нему!

И когда спросили дети:

«Можно в мяч нам поиграть?»

«Да! – ответил детям Петя. –

Можно в мяч вам поиграть!»

Почему?

А потому, что стало совестно ему!

Почему мяч ускакал от Пети? Как поступили ребята, которым Петя не дал мячик? Почему Пете стало совестно? Они обиделись на Петю или простили его? Почему Петя потом поделился мячиком? А как поступите вы, если друг у вас попросит игрушку или книжку? Жадничать   - это хорошо или плохо?

Щедрый человек – это тот, кто делится с другими людьми всем, что у него есть. Жадный человек стремится оставить себе все и не делиться чем-либо с другими.

Правило: «Не жадничай!»

2. Цель: продолжать учить детей самостоятельно выражать свои мысли, чувства, активно участвовать в обсуждении.

Стихотворение И.Гуриной «Жадный мышонок»

Однажды летом под кустом,

В тени листвы прохладной,

Лежал, мечтал о сем,  о том

Мышонок очень жадный.

«Эх, если б мне по морю плыть

Почти до края мира

И остров чудный мне открыть,

Чтоб был он весь из сыра!

Я съем весь этот остров сам!

Ни крошки, ни кусочка,

Ни дырки сырной не отдам!

Весь остров мой, и точка!»

И кто б играть его ни звал,

Не мог он согласиться.

Он всех подряд подозревал

И не хотел делиться!

Вот пчелки начали жужжать:

«Пойдем играть в пятнашки!»

Мышонок принялся кричать:

«Эй, прочь пошли, букашки!

Вы набиваетесь в друзья,

Чтоб сыром угоститься!

Но догадался сразу я

И не хочу делиться!»

На кашке бабочка сидит,

Нектаром угощает.

Сердито жадина пищит:

«Твои уловки знаю!»

Коровка Божья приползла:

«Чего один скучаешь?»

Мышонок побелел со зла:

«И ты про сыр мечтаешь?»

Лягушка прыгает вокруг:

«Давай сыграем в прятки!»

«Ты мне, зленная, не друг!

Скачи-ка без оглядки!»

Пока он жадничал, мечтал,

Как съест весь остров вкусный,

Друзей мышонок растерял.

И стало ему грустно!

«Зачем мне сыр, - подумал он, -

С друзьями веселее!

Ведь остров  - просто сон,

А дружба-то важнее!»

За жадность и за злобный нрав

Мышонок повинился:

«Простите все, я был неправ,

Что с вами не делился!»

Не будет с жадиной играть

Никто на целом свете!

Делиться надо, отдавать!

Не жадничайте, дети!

Кто в этом стихотворении жадина? Почему вдруг мышонку стало грустно? А почему он растерял друзей? Почему плохо быть жадиной? Как называют людей, которые жадничают? А которые  поделиться с друзьями всем, что у них есть?

Правило: «Будь щедрым!»

3.Цель: формировать умение понимать другого человека, постигать его внутренний мир, мир человеческих  взаимоотношений.

Рассказ В.Осеевой «Синие листья»

У Кати было два зеленых карандаша. У Лены ни одного. Вот просит Лена Катю:

- Дай мне зеленый карандаш!

А Катя и говорит:

-  Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу.

Спрашивает Лена:

 - Позволила мама?

 А Катя вздохнула и говорит:

 - Мама-то позволила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси еще брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

 - Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

 - Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько, - говорит Лена.

- Смотри, - говорит Катя,  -не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне,  - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.

- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.

- Ну что же ты? Бери!

- Не надо, отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

 -Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

 - Карандаша зеленого нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

 - Я ей давала, а он не берет.

Посмотрел учитель на обеих:

- Надо так давать, чтобы можно было взять.

Как можно назвать человека, который жадничает? Катя – жадина? Почему Лена не взяла карандаш у Кати? Как надо было поступить Кате, чтобы Лена взяла карандаш? А вы как бы поступили?

Правило: «Не скупись!»

4.Цель: закрепить этические понятия «вежливость – грубость» на конкретных примерах.

Стихотворение Б.Заходера «Очень вежливый индюк»

Объявился в доме вдруг

Очень вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день, не реже он кричал:

 - Эй, вы , невежи! Заходите, что ли, в гости –

Поучиться вежливости!

Я и сам, - кричал Индюк, -

Доктор Вежливых Наук,

И жена моя – пример

Замечательных манер:

Даже, когда спит она,

Видно, что воспитана!

Не стесняйся ты, Осел!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь, как рыба?

Говори: «Приду, спасибо!»

Ты не будь свиньей, Свинья,

Ждет тебя моя семья!

Только раньше бы умыла

Ты свое свиное рыло!

Как ни бился он, однако,

К Индюку никто не шел –

Ни Корова, ни Собака,

Ни Хавронья, ни Осел!

Посинел Индюк от злости:

 -Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все – балды – валды!

И добавил с высоты своего величия:

- Не усвоили они правила приличия!

Можно ли  Индюка назвать вежливым? Почему стихотворение называется «Очень вежливый Индюк»? Почему Индюк разозлился на зверей? Почему гости не хотели приходить к Индюку, ведь он их приглашал? Как бы вы приглашали гостей в свой дом?

Правило: «Не будь грубым!»

5. Цель: закреплять этические понятия «вежливость – грубость2 на конкретных примерах; продолжать учить различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему; самостоятельно выражать свои мысли, чувства, активно участвовать в обсуждении.

Стихотворение И.Пивоваровой «Вежливый ослик»

Был ослик очень вежливый,

Воспитанный он был. Всем улыбался,

Кланялся и «здравствуй» говорил.

Потом он отходил на шаг и говорил:

 - Тюлень – тюфяк а заяц – трус,

А лев – дурак, а слон – обжора и толстяк…

Н разу доброго словца

Он не сказал ни про кого, -

И я прошу тебя, дружок,

Не будь похожим на него!        

Можно ли ослика назвать вежливым? Что он делал неправильно?  Почему автор просит вас не быть похожими на него?

Правило: «Будь вежливым!»

6.Цель: раскрыть сущность понятия «жадность; продолжать развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам героев.

Стихотворение Я.Акима «Жадина»

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть ее тайно от всех  в уголке;

Кто, выйдя во двор никому из соседей

Не даст прокатиться  на велосипеде;

Кто мелом, резинкой, любой безделицей

В классе ни за что не поделиться?

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище – ЖАДИНА!

Жадину я ни о чем не прошу.

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовешь его.

Поэтому – честно, ребята, скажу –

С жадинами я никогда не дружу!

Кого мы называем жадиной? Вам нравится, когда кто-то не делится с вами игрушками? Что вы чувствуете при этом? А вы бываете жадными? Хорошо или плохо быть жадным?

Правило: «Не жадничай!»

7. Цель: закреплять этические понятия «правда-ложь» на конкретных примерах.

Стихотворение «Идет кисонька из кухни» (сл. народные)

Идет кисонька из кухни,

У ней глазоньки опухли.

«О чем кисонька, ты плачешь?»

«Как мне, кисоньке, не плакать?

Повар пеночку слизал

И на кисоньку сказал».

Почему плакала кисонька? Как поступил повар? Можно ли обманывать? А кошка может сама за себя заступиться? Почему? Вы хотите помочь кисоньке? Что же делать?

Даже если вы поступили неправильно, – не нужно обманывать. Лучше честно признаться.

Правило: «Не обманывай!»

 Стихотворение А.Кушнер «Кто разбил большую вазу?»

      Кто разбил большую вазу?

     Я признался , но не сразу.

Пусть подумают немножко,

Пусть на кошку поглядят:

Может быть, разбила кошка?

Может, я не виноват?

Кошка, ты разбила вазу?

Жалко серую пролазу.

Кошка жмурится на свет,

А сказать не может «нет».

Я еще поколебался

С полминуты – и признался.

Правильно ли поступил мальчик, признавшись, что это он разбил вазу, а не кошка? А вы как бы поступили?

Правило: «Говори правду!»

8. Цель: продолжать учить высказывать свою точку зрения; закреплять этические понятия «вежливость» на конкретных примерах.

Стихотворение С.Маршака «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Вы бы уступили место старенькой бабушке? Вы бы помогли инвалиду? Вы бы предложили маме помощь? Вы бы не перебивали взрослых? Вы защитите слабого? Как одним словом вас можно назвать? Какие вы?

ВСЕГДА НУЖНО БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ, НЕ ГРУБИТЬ, ЩЕДРЫМ (НЕ ЖАДНИЧАТЬ), И ВСЕГДА ГОВОРИТЬ ПРАВДУ (НЕ ЛГАТЬ).

Инсценировки

1. Цель: раскрыть сущность понятия «щедрость»; учить умению учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы другого и ориентироваться на них при взаимодействии.

Воспитатель с  помощью двух кукол показывает, как они ссорятся из-за мяча:

- «Это мой мяч, я его первая взяла»,  - говорит первая кукла. «Нет, мой, я тоже хочу играть в мяч!» - кричит вторая кукла.

Куклы начали забирать мяч друг у друга, кричать ссориться. Как нехорошо ссориться! Так воспитанные, вежливые куклы не поступают. Вы не знаете, как нужно поступить? Сейчас наши дети покажут, как нужно себя вести в таких ситуациях.

Вызываются пары детей для разыгрывания спорной ситуации с мячом. Обсуждаются несколько вариантов разрешения спора: уступка, совместная игра с мячом, поиск еще одного мяча и пр.

2. Цель: продолжать побуждать не быть жадными; учить осваивать эффективные способы поведения и использовать их в повседневной жизни.

Задание: обыграть ситуацию, когда воспитатель принесла детям яблоки, но одному ребенку  не хватило.

В-ль: Как поделить яблоки, ели одному ребенку яблока не хватает? А если бы оказалось лишнее яблоко, как бы его разделили?

3. Цель: углублять представления о значении доброжелательного отношения к окружающим; формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.

Задание: обыграть ситуацию, когда дети рисуют радугу, причем у каждого ребенка карандаш только одного цвета. Дети должны вежливо просить друг у друга нужный карандаш.

4. Цель: формировать положительные взаимоотношения между детьми; побуждать их к добрым поступкам, гостеприимству.

Задание: обыграть ситуацию, когда дети – хозяева приглашают к себе в дом гостей, находят для них добрые слова, придумывают развлечения.

5. Цель: развивать поведенческую пластичность, возможность поиска и приобретения новых стратегий нравственного поведения, продолжать формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Задание: обыграть ситуацию, когда два ребенка обзывают друг друга, а остальные стараются их помирить. Только дети «обзывают» друг друга не обидными словами, а названиями овощей (например: редиска, капуста, огурец) или кондитерских изделий.

6. Цель: продолжать вырабатывать осознанные представления о нормах поведения; учить руководствоваться полученной суммой нравственных норм в повседневной жизни.

Задание: обыграть ситуацию, когда дети сначала жадничают, а потом делятся игрушками и конфетами со сверстниками.

Дети делятся на две команды. У детей первой команды (жадины)  - игрушки. Дети второй команды просят поиграть с  игрушками. Жадины не разрешают. Потом команды меняются местами.

В-ль: Скажите, что вы чувствуете, когда ваши друзья жадничают? А что чувствовали? Когда сами были жадинами?

Далее каждому ребенку одной команды раздаются по одной конфете. Воспитатель просит поделиться конфетами с детьми другой команды.

- Жалко было отдавать конфеты? Что вы чувствовали, когда отдавали единственную конфету? А вам приятно было получить конфеты? Что вы чувствовали, получая конфету?

Хочу похвалить вас за то, что вы не жадины. Вам самим хотелось съесть единственную конфету, но вы поделились ею с друзьями. Поэтому я и вам даю по конфете.

7. Цель: продолжать учить видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих и нести за него ответственность; учить анализировать переживания, события.

   Задание: обыграть ситуацию, когда ребенку нужно сознаться в том, что он совершил   плохой    поступок.

Примеры ситуаций: мальчик без разрешения съел все конфеты, девочка порвала мамины    бусы, мальчик сломал  дедушкины очки, девочка без разрешения ушла играть в соседний двор, мальчик не съел ужин, а отдал собаке, мальчик порвал книгу, девочка разбила чашку, мальчик промочил в луже ноги.

8. Цель: продолжать учить позитивным моделям поведения; формировать нравственные черты: взаимопомощь, доброту, вежливость, такт, доброжелательность.

Задание: обыграть стихотворение С.Маршака «Ежели вы вежливы».

ВОЛШЕБНОЕ    ДЕРЕВО

Цель: формировать и закреплять представления об этических понятиях: «сострадание – равнодушие», «терпимость – нетерпимость», «отзывчивость – черствость», «милосердие – жестокость».

Глоссарий

Отзывчивость – качество человека, который стремится прийти на помощь. Отзывчивый – чувствительный, чуткий, восприимчивый к чужим проблемам человек.

Черствость – качество человека, который характеризуется безжалостностью, бессердечием, бесчувственностью, нечуткостью; утрата  способности к переживанию.

Равнодушие – лишенное интереса, безучастное отношение к кому-либо, чему-либо; безразличие к людям; пассивное отношение к окружающему.

Сострадание – одна из форм проявления человеколюбия (гуманизма), выражается в понимании чувств и мыслей другого человека, оказания моральной поддержки его устремлениям  и готовности содействовать их осуществлению.

Милосердие - деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным и страждущим.

Жестокость – свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению, агрессия, направленная на людей или принадлежащие им вещи.

Терпеливость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей.

Терпение  - одно из качеств человеческого характера, показатель внутренней силы, стойкости, одно из условий нравственного такта.

Нетерпеливость – противоположное терпеливости качество, характеризующее неприязнь к убеждениям, мнениями и традициям окружающий людей.

Нетерпимость – одна их крайних форм дискомфортного состояния, проявляющаяся в стремлении отбросить, подавить, уничтожить источники, выражающие иные мнения, иные представления.

Проблемные ситуации

1. Цель: раскрыть сущность этического понятии «черствый»; продолжать развивать чувство доброты, сопереживания и стремления поддерживать других.

В группе детского сада играли три подружки: Оля, Надя и Света. Они принесли из дома своих любимых кукол, одежду для них. Оля и Света захотели пошутить над Надей и спрятали ее куклу. Надя очень расстроилась, вместе с подружками искала ее. У девочки так испортилось настроение, что она даже заплакала и не смогла продолжать игру. Она села в уголок и заплакала. Оля и Света не сразу сказали, что это они в шутку спрятали куклу. Не подошли и не пожалели девочку. Лишь вечером они пожалели Надю и вернули куклу, сказав, что они просто пошутили. Но от этих слов Надя заплакала еще сильнее.

Красиво поступили Оля и Света со своей подружкой? Зачем они так сделали? Это оказалось смешным? Удачная ли это шутка? Как можно назвать поступок Оли и Светы? (Черствый). Почему Надя, когда узнала, что это ее подружки спрятали куклу, расплакалась еще сильнее? Вам жалко Надю? А вы как бы поступили на месте Светы и Оли?

Черствый человек – равнодушный человек. Он не жалеет тех, кто попал в беду, не придет им на помощь.

Правило: «Не будь черствым!»

2. Цель: раскрыть сущность понятий «милосердный – жестокий»; упражнять в установлении причинно-следственных связей при определении причин смену настроения людей; учить сопереживать.

Представьте себе, что вы идете из детского сада домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую Таню в лужу. Девочка вся мокрая, горько плачет.

Кто испортил настроение Тане? Можно сказать, что у мальчика доброе сердце? Как можно назвать мальчика и его поступок? (Жестокий.) Настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих? Вы хотите помочь девочке? Давайте поможем. Как? Что бы вы сделали?

Милосердный – это человек с добрым, милым сердцем, совершающий только хорошие поступки. Жестокий человек совершает грубые, обидные, злые, жестокие поступки.

Правило: «Будь милосердным!»

3. Цель: раскрыть сущность понятия «равнодушие»; продолжать формировать дружеское отношение к сверстникам и взаимопомощь.

В детском садике на прогулке воспитатель предложила детям поучаствовать в конкурсе «Самый лучший домик из песка». Все дети радостно начали строить. Только Наташа стояла в стороне. У нее не было лопатки. Дети даже не заметили, что Наташа не участвует в конкурсе. Только Олег подошел к ней и предложил вместе строить домик. Девочка с радостью приняла предложение Олега. Когда конкурс закончился, воспитатель объявила, что все домики получились очень красивыми, но домик Олега и Наташи еще красив и своей добротой, поэтому он занял первое место.

Почему домик Наташи и Олега занял первое место? Справедливо ли это? Чем домик Олега  и Наташи отличался от остальных? Правильно ли поступил Олег, пригласив Наташу для совместного строительства? Можно назвать остальных детей внимательными к чужой беде? А как вы бы поступили в такой ситуации?

Люди, которые не откликаются на беду, в которую попали люди или животные, называются равнодушными. Им безразлично, что кому-то плохо.

Правило: «Не будь равнодушным!»

4. Цель: закреплять этические понятия «милосердие – сострадание» на конкретных примерах.

Воспитатель попросила детей принести для выставки поделки, сделанные с мамами. Наутро дети принесли  поделки и расставили их на полки. Поделки были очень разные и красивые. Маша  с мамой сшили кукле платье. Зоя и ее мама – сделали бусы. Коля и мама испекли печенье. Зина с мамой вышили платочек…Только Ира принесла пластилинового человечка, которого сделала сама. Дети увидели этого человечка и стали громко смеяться над поделкой Иры.

Катя крикнула:

- Это вы с мамой такое чудо сделали? Ха-ха-ха!!!

Ира ответила:

- У меня нет мамы. Я сама сделала поделку, - и заплакала.

Вечером воспитатель сообщила детям, что в конкурсе победила поделка Коли и его мамы и раздала печенье детям. И Коля за победу в конкурсе получил шоколадку. Коля отдал шоколадку Ире. Ира поблагодарила Колю и улыбнулась.

Почему расплакалась Ира? Можно ли смеяться над неудачами других? Справедливо ли поступил Коля? Если бы у вас не было мамы, вам было бы плохо? А вы кому присудили бы победу в конкурсе? Почему?

Нужно всегда быть милосердным, отзывчивым, проявлять сострадание и уметь находить добрые слова для тех, кому плохо, грустно.

Правило: «Проявляй сострадание!»

5. Цель: закреплять этическое понятие «терпимость» на конкретных примерах; продолжать учить умению самостоятельно разрешать конфликты.

За завтраком дети кушали кашу. Миша вертелся за столом, опрокинул Катин стакан с какао на стол и испачкал платье девочке. Вместо извинений он промолчал и принялся пить какао. Катя обиделась на Мишу за испорченное платье и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки.

Правильно ли поступили дети? Кто из них прав? Что должен был сделать Миша, пролив какао на платье Кати? Почему Катя не дала лопатку Мише? Она права? Почему рассердился Миша? Он прав? Как бы вы поступили на месте Миши? На месте Кати?

Нужно дружить и уступать друг другу. Даже если поссорились, всегда нужно извиниться и помириться. Помните, как можно помириться с помощью «мирилки» ?

- Ручки, ручки, не деритесь.

- Ручки, ручки, помиритесь!

Правило: «Будь терпимым и не ссорься!»

6. Цель: закреплять этическое понятие «терпимость» («терпеливость») на конкретных примерах; продолжать учить анализировать поведение окружающих.

Мама купила к празднику пирожные. Мише и его маленькому братику Роме сказала, что их можно будет съесть завтра, когда в гости придут тетя и дядя. Но Миша не выдержал и тайно съел одно. Мама обнаружила, что пирожное исчезло из холодильника. Она стала стыдить мальчиков. Миша сказал, что этот не он съел, а Рома. Рома еще плохо разговаривал и не мог сказать маме, что он этого не делал. Мама рассердилась на Рому и сказала, что завтра он пирожное не получит.

Правильно ли поступил Миша? Как можно назвать его поступок? Как ему нужно было поступить? Вы бы хотели помочь маленькому Роме? Как вы бы поступили в данной ситуации?

Миша проявил нетерпение. Не потерпел до завтра. И совершил плохой поступок. Мало того, что он без разрешения съел пирожное, но он еще обвинил в этом маленького братика.

Правило: «Будь терпеливым!»

7. Цель: развивать поведенческую пластичность, возможность поиска и приобретения новых стратегий нравственного поведения.

В-ль: Паша перед самым своим днем рождения поссорился с лучшим другом Геной. Теперь Паша не знает: приглашать ли Гену на празднование дня рождения или нет? И обида осталась, и хочется, чтобы друг пришел в этот день.

Приглашать ли Паше Гену на день рождения? Почему?

А вы в такой ситуации как бы поступили? А ваш друг пригласил бы вас ?

Правило: «Берегите дружбу!»

Размышлялки

1. Цель: раскрыть сущность этического понятия «отзывчивы»; продолжать формировать нравственные черты: помощь, доброту, заботливость, чуткость, гуманизм.

Рассказ В.Осеевой «Просто старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

 - Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

 - Это твоя бабушка?

 -Нет, -  ответил мальчик .

- Мама? – удивилась девочка.

- Нет!

 - Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! –ответил мальчик.  – Это просто старушка.

Правильно ли поступил мальчик? Чему была удивлена девочка? Очень важно: твоя бабушка (мама или тетя) попала в беду или чужая? Можно ли поступок мальчика назвать добрым, благородным, отзывчивым? Вы оказали бы помощь незнакомому человеку, если бы он попал в беду?

Отзывчивый- это человек, который отзывается на чужую беду и старается помочь людям, животным.

Правило: «Будь отзывчивым!»

2. Цель: продолжать на конкретных примерах развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам героев.

Рассказ В.Осеевой «Отомстила».

Катя подошла к своему столу и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе растекались лужи бурой воды.

 - Алешка! – закричала Катя. – Алешка!.. – и, закрыв лицо руками, громко заплакала. Алешка просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.

 - Ничего я тебе не сделала! – быстро сказал он.

Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.

- Я тебе отомщу! – кричала со слезами Катя.

Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.

 - Заплакала!.. Из-за каких-то красок заплакала!

 - Ты у мены тоже заплачешь!   -кричала Катя. – Еще как заплачешь!

  -Это я-то заплачу! – Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. – А ты сначала поймай меня! Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую веточку. Ветка хрустнула и обломалась. Алеша упал.

Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.

- Алеша! – кричала она. – Алеша!

Братишка сидел на земле и, загораживая голову руками, испуганно смотрел на нее.

- Встань! Встань!

Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.

- Не можешь? – кричала Катя, ощупывая Алешины коленки.  – Держись за меня. – Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила на ноги. – Больно тебе?

Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.

 -Что, не можешь стоять? – спросила Катя.

Алеша еще громче заплакал и крепко прижался к сестре.

- Я никогда больше не буду трогать твои краски, никогда-никогда не буду!

 

Кто из героев рассказа совершил хороший поступок, а кто- плохой? Можно ли без разрешения брать чужие вещи, портить и разбрасывать их? За что Катя хотела наказать Алешу? Почему сестренка не наказала брата, а пожалела его? А вы как бы поступили в такой ситуации?

Даже если вас обидели, обозвали - потерпите. Не надо обзываться и обижать в ответ. Терпимость – важное качество в человеке.

Правило: «Будь терпимым!»

3. Цель: раскрыть сущность понятия «сострадание»; формировать навыки социального поведения; продолжать развивать способность анализировать поступки героев.

Рассказ В.Осеевой «Три товарища»

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? – спросил его Коля.

 - Завтрак потерял…

- Плохо,  -сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.

 - До обеда еще далеко!

 - А ты где его потерял? – спросил Миша.

- Не знаю…тихо ответил Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

 - Бери, ешь!

Нужный ли совет дал Миша Вите? Этот совет помог? А помогло ли сочувствие Коли? Кто оказался настоящим другом? Как бы вы поступили в данной ситуации?

Сострадание – это когда человек не просто посочувствовал человеку, попавшему в беду, дал ему совет, но и постарался помочь. Сострадание – совместное страдание, когда чужую беду воспринимаешь как свою.

Правило: «Проявляй сострадание!»

4. Цель: закреплять этическое понятие «отзывчивость».

Стихотворение Е.Благининой «Подарок»

Пришла ко мне подружка, и мы играли с ней.

И вот одна игрушка вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная, веселая, смешная.

Мне скучно без игрушки – любимая была!

Но все же я подружке лягушку отдала.

Какой добрый поступок сделала девочка? Как вы думаете: ей жалко было дарить игрушку подружке? Почему она это сделала? Вы бы могли подарить другу свою любимую игрушку?

Девочка отозвалась на просьбу подружки и ее можно назвать отзывчивой. Так поступают настоящие друзья.

Правило: «Будь щедрым!»

5. Цель: раскрыть сущность слова «нетерпимость»; учить уступать друг другу в конфликтных ситуациях.

Стихотворение С.Михалкова «Бараны»

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

М сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти –

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил: «Ме-е,

Ты в своем, баран, уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами не крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

Почему утонули бараны? Как они должны были поступить, чтобы не утонуть? Кто должен был уступить? В вашей жизни бывали случаи, когда из-за того, что вы упрямились, не желали уступать, вам становилось только хуже? Как бы вы поступили на месте одного из баранов?

Нужно проявлять терпение, уметь уступать, не упрямиться, обдумывать поступки.

Правило: «Не будь нетерпеливым!»

6. Цель: учить анализировать поведение персонажей; дать детям представление, что «хороших» и «плохих» детей не бывает, а бывают разные поступки.

Стихотворение В.Заходера «Никто»

Завелся озорник у нас. Горюет вся семья.

В квартире от его проказ буквально нет житья!

Никто с ним, правда, не знаком,

Но знают все зато, что виноват всегда во всем

Лишь он один -  НИКТО!

Кто, например, залез в буфет, конфеты там нашел,

И все бумажки от конфет кто побросал под стол?

Кто на обоях рисовал? Кто разорвал пальто?

Кто в папин стол свой нос совал?

НИКТО, НИКТО, НИКТО!

- НИКТО – ужасный сорванец! –

Сказала строго мать. –

Его должны мы наконец примерно наказать!

НИКТО сегодня не пойдет ни в гости, нив кино!

Смеетесь вы? А нам с сестрой ни капли не смешно!

Кто такой НИКТО? Кто залез в буфет? Кто съел конфеты? Кто разбросал фантики? Кто на обоях нарисовал и пальто разорвал? Кто буде наказан за все проделки?

Правило: «Совершая только хорошие поступки и всегда говори правду!»

Инсценировки

1. Цель: продолжать формировать положительные взаимоотношения между людьми; побуждать к добрым поступкам.

Задание: обыграть ситуации, когда дети помогают упавшей бабушке встать, донести тяжелые сумки, уступают место в автобусе, пропускают вне очереди в магазине.

2. Цель: учить принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях; закреплять умение находить позитивные решения в спорах и конфликтных ситуациях.

Задание: обыграть ситуацию, когда один ребенок сначала злится и обижается на другого ребенка за какой-то поступок, но потом прощает его, и дети мирятся.

3. Цель: продолжать учить руководствоваться полученной суммой нравственных норм в повседневной жизни; формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Задание: обыграть ситуацию, когда дети строят из кубиков. У всех детей, кроме одного, кубики есть. Дети должны поделиться своими кубиками.

4. Цель: продолжать обучать умению учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы другого человека и ориентироваться на них при взаимной деятельности.

Задание: обыграть ситуацию, когда один ребенок дарит свою любимую игрушку другому.

5. Цель: развивать умение уступать друг другу в повседневной жизни; продолжать формировать способность к взаимодействию с партнером по игре.

Задание: двое детей встают на скамейку и идут навстречу друг другу, стараясь пропустить друг друга и не сойти со скамейки.

6.Цель:формировать представления о нравственных нормах поведения и накапливать практический опыт.

Задание: обыграть ситуации: ребенок признается маме, что порвал брюки; сознается соседке, что разбил мячом ее окно; признается бабушке, что разрисовал обои, съел варенье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в разновозрастной группе «Воспитание культуры общения с использованием игровых и проблемных ситуаций»

1.Формирование основ культуры общения и позитивных межличностных отношений в детском коллективе2. Развитие навыков анализа смоделированных ситуаций и примеров собственных...

Развитие социально – коммуникативных навыков старших дошкольников с использованием игрового моделирования проблемной ситуации

Социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ре...

Игровые задания, проблемные ситуации

Игровые задания, проблемные ситуации....

Игровые и проблемные ситуации, как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождения. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагиров...

Картотека "Игровые и проблемные ситуации"

Игровые проблемные ситуации - это полноценная, но специально организованная игра....

СБОРНИК «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ» Старшая группа

СБОРНИК  «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ,  ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ»  Старшая группа...

Сборник «Игровые и проблемные ситуации»

laquo;Игровые и проблемные ситуации»...