Конспект НОД в разновозрастной группе «Воспитание культуры общения с использованием игровых и проблемных ситуаций»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
1.Формирование основ культуры общения и позитивных межличностных отношений в детском коллективе
2. Развитие навыков анализа смоделированных ситуаций и примеров собственных поступков.
3. Развитие критического мышления, адекватности самооценки, способности к диалогу, эмоциональной образной речи
4. Воспитание нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально -ориентированной мотивации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель:
1.Формирование основ культуры общения и позитивных межличностных отношений в детском коллективе
2. Развитие навыков анализа смоделированных ситуаций и примеров собственных поступков.
3. Развитие критического мышления, адекватности самооценки, способности к диалогу, эмоциональной образной речи
4. Воспитание нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально -ориентированной мотивации
Ход занятия:
Воспитатель:
- Дети, скажите, пожалуйста, как называется наш детский сад?
- «Светлячок»
- Хорошо! А в какую группу вы ходите?
-Разновозрастная.
- Какие еще группы есть в детском саду?
(дети перечисляют группы)
- Старшие дошкольник-пример для малышей, своими поступками вы должны показать малышам какими они должны расти вежливыми и воспитанными.
- Представьте себе, что я послала кого-то из вас к воспитателю младшей
группы с поручением: «Сходи, пожалуйста, и попроси у Анастасии Сергеевны цветные мелки».
Вот он входит в комнату. Дети завтракают, воспитатель смотрит, аккуратно
ли малыши едят, правильно ли держат ложку. Представили?
- А сейчас попробуем представить, что наша группа младшая, а Данил пришел к
нам с поручением.
- Здравствуйте, - говорит мальчик и замолкает.
Воспитатель:-
А как в этом случае будешь вести себя ты, Настя? А ты, Даша?
(Ответы детей)
– Видите, как просто все оказалось! Каждый из вас по-разному вел себя «у малышей».
И, пожалуй, правильнее всех держалась Даша. - А поступить следовало так: Вы вошли в группу. Кого вначале надо поприветствовать? Воспитателя и няню: «Добрый день, Анастасия Сергеевна! Добрый день, Екатерина Анатольевна!» Затем надо приветствовать детей: «Доброе утро, малыши! Приятного вам аппетита» Только после этого можно обратиться с просьбой к воспитателю:
«Анастасия Сергеевна! Одолжите нам, пожалуйста, цветные мелки» В заключении
надо сказать: «Спасибо и до свидания».
- Всем ли понятно?
Дети:
Да!
Шум, появляется обезьянка Анфиска (игрушка)
Обезьянка Анфиска :
«Ой, сколько детей? А что это вы здесь делаете?
Воспитатель:
«Идет занятие, урок вежливости. А ты кто такая?
Обезьянка: Я обезьянка Анфиска.
Воспитатель:
Ребята, а можно ли об Анфиске сказать, что она воспитанная? А что ей надо
было сказать? Выйди, Анфиска, и зайди снова».
Обезьянка снова «входит», здоровается, просит разрешения пройти.
Воспитатель:
Здравствуй, Анфиска, проходи я предлагаю тебе сесть и послушать ребят, поучиться вежливости. (усаживает на стульчик рядом с собой)
- Теперь предположим, что я вас попросила пойти к соседям не днем, а вечером. И не
к малышам, а в подготовительную к школе группу (упражнение повторяется)
- Воспитатель:
Молодцы, ребята. А ты, Анфиска, все ли поняла, не перепутала ли что-нибудь?
Анфиска:
Все поняла, ничего теперь не перепутаю!
Воспитатель:
Молодец!
- А сейчас представьте себе, что я не ваш воспитатель, а гость. Вот я вхожу
в комнату и говорю: «Добрый день, дети! Это старшая группа? Я бы хотела
видеть вашего воспитателя». Ваши действия.
(ответы детей.)
Хвалит ребенка, предложившему гостю стул. Объясняет, что в том случае тот, кто окажется близко к гостье, должен уступить ей свой стул или подать другой, стоящий рядом.
При этом надо сказать: «Присядьте, пожалуйста. Наша Елена Николаевна вышла ненадолго и сейчас вернётся, подождите, пожалуйста»
- Видите как довольна Анфиска! Это правило она уже усвоила.
Проверим еще раз, как поняли его вы.
( Сценка «с приходом гостей» повторяется 2-3 раза детьми.)
Воспитатель:
- Есть и еще одно правило, не перебивать разговаривающих людей. В таких случаях надо подождать удобного момента и изложить свою просьбу. Как это лучше сделать? Что надо сказать?
(Ответы детей)
- Сейчас я обращусь с просьбой к Веронике и попрошу, чтобы она прочитала свое
любимое стихотворение, а Алина подойдет и пожалуется на соседа, который мешает её слушать. Воспитатель подходит к Веронике и слушает, как та читает стихотворение. Алина выждав, когда воспитатель, заметит её, обращается к воспитателю и к Веронике: «Простите, пожалуйста», глядя, только на воспитателя говорит: «Елена Николаевна, Данил мешает мне слушать»
- А ты просила его не мешать тебе?
- Нет
- Напрасно. Вы уже старшие дети сумеете, я уверена, найти решение этой проблемы с Даниилом самостоятельно. Главное не забыть волшебные слова.
Далее воспитатель еще раз напоминает, что сначала надо извиниться, обращаясь к обоим разговаривающим, а потом уже обращаться с просьбой к тому, кому она предназначена.
( Упражнения повторяется, к его выполнению воспитатель привлекает детей, часто нарушающих данное правило.)
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ о том, как поссорились два мальчика.
Однажды Вова с Андрюшей поссорились. Лица у них раскраснелись, стали некрасивыми. Вова тянул к себе стул, Андрюша к себе. Они громко кричали «Отдай, это я первый взял», «Это мой стул». Напрасно воспитательница пыталась помирить их и успокоить. Они так рассердились, что ничего не слышали. Еще бы немного и стул разломился на части. Но вдруг Вова что-то вспомнил. Лицо его посветлело, засияло от улыбки. «Бери этот стул, - сказал он, - а я принесу себе другой» И стало его лицо таким добрым, таким красивым, что все дети замолчали и
посмотрели на него.
-Ребята, как вы думаете, что вспомнил Вова?
(Ответы детей)
- Все ли в нашей группе умеют уступать друг другу?
(Напомнить, что были случаи, когда дети не уступали друг другу.)
-Уступать нужно обоюдно, т.е. каждому, а не всегда одному.
Нужно считаться с желанием своего товарища, особенно когда ему хочется что-то очень, а он уступит тебе в следующий раз.
Незря, гласит народная поговорка «Умнее тот, кто уступает».
- А теперь давайте повторим все правила, которыми мы сегодня познакомились.
- «Будь вежлив и приветлив с взрослыми и детьми»
- «Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор»
- «На улице, в детском саду, в транспорте говори спокойно, негромко»
- «Подай стул или уступи место вошедшему человеку»
-У меня к вам, ребята, большая просьба. Расскажите о правилах поведения, которые вы сегодня узнали, своим друзьям, младшим сестренкам и братишкам. А, главное, не забывайте этих правил сами, и всегда их выполняйте. А ты, Анфиска, оставайся у нас поиграй с ребятами, поучись у них вежливому общению.
Дети играют с обезьянкой вне занятия, воспитатель следит за выполнением правил культуры общения.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад №3 г. Курганинска
Конспект НОД
в разновозрастной группе
«Воспитание культуры общения с использованием игровых
и проблемных ситуаций»
Воспитатель
Бреднева Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование решения проблемных ситуаций в формировании математических представлений о величине в подготовительной к школе группе
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях материальное развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению...
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с использованием технологии проблемных ситуаций
Социально-коммуникативное развитие личности является одной из актуальных задач современности. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об...
Круглый стол "Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников"
Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников...
Конспект занятия для детей младшей группы с использованием решений проблемных ситуаций «Как собрать ягоды без корзинки»
Программное содержание: 1.Учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии. 2.Развиватьумение видеть и принимать проблемную ситуацию. 3.Расширить п...
Методическая разработка НОД во второй младшей группе с использованием технологии проблемной ситуации Образовательная область «Познавательное развитие. ФЭМП» «Ориентировка в пространстве"
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии проблемной ситуации. Целью занятия является формирование навыка находить предм...
«Логочас с использованием игровых проблемных ситуаций» «Кто, кто в теремочке живет?»
Логочас в средней группе...
Практикум для педагогов по общению с родителями «Обсуждаем проблемные ситуации»
Практикум для педагогов по общению с родителями "Обсуждаем проблемные ситуации"...