Консультация для педагогов « Семья – как основа воспитания личности дошкольника в современном обществе»
консультация

Колоскова Елена Сергеевна

Семья - один из древнейших " институтов ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kon-iya_dlya_pedagogov_21.02.doc166.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

« Семья – как основа воспитания личности дошкольника в современном обществе»  

 Составитель: старший воспитатель МКДОУ №17 г.Аши Колоскова Е.С

1 СЛАЙД

«Искусство воспитания имеет одну особенность: всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем легче оно ему кажется» – эти слова написаны К.Д. Ушинским более 130 лет назад. К сожалению, до сих пор в подходе к воспитанию у родителей преобладает как раз подобное мнение. Как же привлечь внимание родителей к ценным советам воспитателей, предотвратить отчуждение семьи от ДОУ.

В нашем обществе заметно возрастает ценность семьи, материнства, семейного воспитания.

Семья — один из древнейших "институтов", который пережил целые эпохи. Его долговечность объясняется тем, что он позволяет человеку во все времена более устойчиво держаться в обществе.

Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей. В эмоционально насыщенной атмосфере кровнородственных отношений, аналогов которой нет в со циуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувствен ного и социально-нравственного опыта дошкольника.

 Се мья — это среда, в которой удовлетворяется фундаменталь ная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в каждый текущий момент времени. В се мье дети с первых дней жизни получают ценный опыт проще ния/уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувству ют внимание, восхищение и преданность со стороны значи мых людей, ощущают себя любимыми и желанными.

Семья является для малыша институтом эмоциональных отношений, который неосознанно воспринимается им как своеобразный «эмоциональный тыл» (3. Матейчек).

По признанию ученых, семья — величайшая социокультурная ценность, созданная человечеством. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохране нии, укреплении заинтересованы общество, государство. В прочной надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

Современная жизнь стала требовать психологической гибкости и стало очевидным, что в жизни успешнее не те люди, у которых высокий интеллект, а те, у которых высокая эмоциональная устойчивость, которые восприимчивы к новым условиям, и которые умеют общаться. Поэтому очень важная задача воспитания – чтобы ребенок был успешен.

    Исторический экскурс в систему становления и развития дошкольного

образования позволяет выделить те основные позиции, которые необходимо учитывать и в совре менном обществе. Вот некоторые из них:

  • Изначально детский сад задумывался как учреждение семейного типа, помогающее семье воспитывать ребенка.
  • Первые детские сады организовывались в России союзами семей.  
  • Общество утвердилось в позиции, что полностью заменить семейное воспитание общественным нельзя, но помочь семье возможно и необходимо.

 Основа работы любого детского дошкольного учреждения – укрепление и сохранение психического и физического здоровья детворы, развитие интеллектуальных и творческих навыков. Педагогические коллективы ДОУ обеспечивают все условия для гармоничного личностного роста воспитанников.

- Главная цель педагогов относительно организации взаимодействия с родителями – совместный подход к воспитанию, приобщение матерей и отцов к образовательному процессу ДОУ. Задача детского учреждения – тесный контакт с семьей, оказание педагогической помощи родителям в плане единых подходов воспитания.

С приходом в дошкольное учреждение ребенок сталкива ется с новым социальным опытом, получая статус равноправ ного члена группы сверстников. И уже не ему потакают, а он учится уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с другими деть ми и взрослыми. Таким образом, семья и детский сад начи нают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения. Но и в этом случае семья ос тается для него первой опорой, где он рассчитывает всегда найти поддержку своим душевным и эмоциональным силам. На основе родственных отношений с близкими людьми ребе нок начинает осваивать правила общественной жизни, всту пать во взаимоотношения с расширенным социумом, впер вые обретает опыт идентичности (принадлежности) к семей ной группе, ее историческим корням, традициям и обычаям. Ведь у маленьких детей сильна тенденция переносить семей ные образцы взаимоотношений на общение вне семьи. Од нако этот ценный опыт социализации протекает в семье чаще стихийно и сумбурно, практически не подвергаясь анализу со стороны родителей.

Дошкольное учреждение располагает профессиональны ми знаниями, чтобы помочь семье поддерживать и укреплять меж поколенные связи, опереться на свое здоровое духовное начало для приобщения ребенка к общечеловеческим ценно стям.

Всем сотрудникам дошкольных учреждений хорошо изве стно, что семья и детский сад составляют для ребенка на оп ределенном этапе основную воспитательно-образователь ную микросреду.

 Какие  же основные принципы организации работы с семьей ,как вы считаете?          Ответы педагогов

2 слайд

а)Открытость дошкольного учреждения для каждой семьи

(каждому родителю (законному представителю) обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок).

б)Доброжелательность.

Самый прочный фундамент, на котором основывается вся работа педагогических коллективов с родителями – позитивный настрой. Воспитатель, общаясь с родителями (законными представителями) детей, не должен быть категоричным и применять требовательный тон. Общаясь ежедневно с родителями своих воспитанников, воспитатель должен понимать, что именно он ответственен за хорошее отношение семьи к дошкольному учреждению в целом.

в) Принцип индивидуального подхода.

Индивидуальный подход важно применять не только работая с детьми, но и взаимодействуя с родителями (законными представителями). Хороший педагог всегда должен владеть ситуацией и чувствовать настроение родителей.

3 СЛАЙД

г) Сотрудничество вместо наставничества.

В большинстве своем современные мамы и папы хорошо осведомлены в вопросах воспитания. Практика показывает, что простая пропаганда педагогических знаний и наставления положительных результатов не приносят. Самый лучший подход – создание доброжелательной атмосферы и поддержка семьи в случаях сложных педагогических ситуаций. Если педагог высказывает искренне желание помочь и заинтересован в том, чтобы разобраться в проблемах семьи, результат не заставляет себя ждать.

д) Подготовка к работе с родителями.

Если педагог тщательно готовится к каждому, даже самому небольшому мероприятию по работе с родителями, уделяет внимание не количеству, а качеству мероприятий, нужные результаты и взаимопонимание обязательно приносят свои плоды.

е) Динамичность.

Современный детский сад – это развивающееся, а не функционирующее учреждение. Важно, чтобы педагогический коллектив мобильно реагировал на изменения социального состава родителей, на их запросы в области воспитания, и в зависимости от потребностей изменял направления и формы работы ДОУ с семьей.

ж)Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

- Планируя работу с родителями, каждый педагог должен изучить социальный состав своих воспитанников, знать их настроение и ожидания от пребывания малыша в детском садике. Анкетирование и личное общение позволяют сделать этот срез работы эффективным, помогают найти интересные индивидуальные формы работы с семьей.

Какими формами работы мы можем взаимодействовать с родителями?

ОТВЕТЫ ПЕДАГОГОВ

4 СЛАЙД

Формы работы с родителями подразделяются на

  • коллективные (массовые);
  • индивидуальные ;
  • наглядно-информационные;
  • традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

  • внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
  • работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципына основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

 5 СЛАЙД

 Предлагаю рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи:

  •       1. Необходимо претворять в жизнь психологию доверия в ДОУ. 

Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). 

Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом (В.А. Петровский).

1-й этап – «Трансляция  родителям  положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. 

2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех"

3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.

4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. Общая продолжительность этапов занимает около полутора-двух месяцев.  

2. Осуществление педагогами ДОУ работы по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. В работе ДОУ следует придерживаться направления создания единой активной развивающей среды, обеспечивающие общие подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ: 

а) проведение неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем; 

б) предоставление родителям письменного материала об их детях; 

в) оформление доски объявлений для родителей; 

г) организация «родительских дней» с целью показать, как занимается их ребенок, или познакомиться с работой ДОУ. 

– Привлечение родителей для оказания помощи ДОУ: 

а) в организации совместных целевых прогулок, досуга; 

б) организация видеосъемки занятий или праздников и т.д.; 

– Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ: 

а) оказание помощи в определенных случаях, например при проведении экскурсии. 

- Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка: 

а) родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (это должно происходить в контексте понимания педагогами необходимости научить родителей взаимодействию с ребенком); 

б) родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги. 

3) Своевременное проведение диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка (с учетом стиля и особенностей семейного воспитания) для оказания помощи родителям. 

Выявление проблем и оказание помощи (предоставлению информации родителям или обучение практическим навыкам), проведение педагогических консультаций, бесед, семинаров, тренингов, конференций.

 Выполнение данных рекомендаций, по моему мнению, способен оказать положительное воздействие на процесс взаимодействия ДОУ и семьи ребенка в целях успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника. Достигается положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители обретут уверенность в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. В полной мере будет учитываться индивидуальность ребенка, так как педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в работе, учитывает тип семьи и стиль семейных отношений, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Также дает возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Формирование творческой личности дошкольника, развитие познавательных способностей на основе участия в проектной деятельности»

Дошкольный возраст - возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного и творческого развития детей. Природные возможности каждого ребёнка велики. Если не создавать соответствующие усло...

«Актуальность патриотического воспитания у дошкольников в современном обществе в соответствии с ФГОС ДО»

Актуальность патриотического воспитания у дошкольников в современном обществе в соответствии с ФГОС ДО....

Семья – как основа воспитания личности дошкольника в современном обществе .

Семья – как основа воспитания личности дошкольника в современном обществе .Сколько бы мы ни прожили, мы всё равно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран про...

публикация в сборнике " Александр Невский: Запад и Восток историческая память народа"- Духовно- нравственное воспитание как основа воспитания личности дошкольника, на примере исторических героев.

    Современный мир насыщен большим количеством информации. Агрессивная информационная среда предъявляет свои требования к образованию дошкольников: предприимчивость, коммуникативност...

статья «ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ»

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров.                Образованию отводит...