Игры, упражнения для развития базовых эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)
Изучение эмоции начинается с теоретического обсуждения с детьми изучаемой эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_bazovyh_emotsiy.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, упражнения для развития базовых эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение эмоции начинается с теоретического материала и теоретического обсуждения с воспитанниками изучаемой эмоции. Проводить 1 раз в неделю от 10 - 15 мин на «Утренним круге». Педагог рассказывает детям, как появляется эмоция, в какой ситуации она возникает, на специальных карточках показывает детские лица с разными эмоциональными состояниями. Дети в процессе беседы высказываются, знакома ли им эта эмоция и пытаются ее изобразить, сыграть. Детям можно предложить самим, на листе формата А4 изобразить лицо с изучаемой базовой эмоцией.
В течение этой недели вне образовательной деятельности (ОД) педагог обращает внимание на изучаемую эмоцию и проводит ряд представленных игровых упражнений для базового развития и закрепления эмоционального интеллекта. Взрослый интересуется у детей об их эмоциональном состоянии и настроении.
Эмоция радость
Игра: «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….» Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?».
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
Игра «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание. Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
Игра «Кто как радуется».
Ход игры: дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.
Игра «Весёлое путешествие».
Цель игры: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё.
Ход игры: игру рекомендуется проводить под музыкальное сопровождение: начало игры – «Весёлый ветер» И.Дунаевского, пребывание на острове – «ЧунгаЧанга» В.Шаинского. Педагог предлагает детям:
- отправиться на своём корабле под парусами к волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны;
- придумать название этому острову;
- изобразить жителей чудесного острова;
- нарядиться в одежду местных жителей (яркие юбочки, бусы, перья и т.п.);
- разрисовать лицо; - исполнить всем вместе гимн острова «Чунга-Чанга», сопровождая своё пение движениями.
Эмоция страха
Игра «Живая шляпа»
Цель: объяснение относительности страха посредством игры.
Ход игры: детям предлагается поиграть в игру «Живая шляпа», где они являются активными участниками. Взрослый (очень эмоционально) начинает свой рассказ. «Это произошло совсем недавно с очень хорошими друзьями. Однажды у (имя одного из присутствующих) был день рождения. И он пригласил к себе: (взрослый перечисляет всех присутствующих детей). В самый разгар веселья, когда родителей не было в комнате, раздался грохот. Дети насторожились, а кто-то даже успел испугаться. Взрослый (делает испуганное 15 выражение лица): «Ой, что это?!» - и с ужасом смотрит по сторонам, останавливая свой взгляд в углу комнаты (там заранее прячется игрушечный котёнок, сидящий в машинке с дистанционным управлением, накрытый шляпой). Все ребята побежали в угол комнаты. И что же все там увидели? (Дети предлагают варианты ответов. Педагог продолжает.) Это была не просто шляпа… она двигалась! (Педагог, незаметно от детей, начинает управлять движением шляпы. Дети разбегаются в разные стороны.) Все, конечно же, испугались (педагог просит детей изобразить мимикой и жестами испуг). Как вдруг шляпа перевернулась… и там оказался маленький, пушистый, мягкий котёнок. Все засмеялись и побежали гладить котёнка. (Детям предлагается дотронуться до котёнка и погладить его).
Игра «Маленький храбрец»
Цель: коррекция эмоции страха.
Ход игры: до упражнения желательно с ребёнком провести беседу: «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли так, что ты сильно испугался?» Затем ребёнку предлагается нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования ещё раз спросите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и перед ребёнком разрежьте его страх на мелкие кусочки, а мелкие – ещё на более мелкие. Когда страх рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребёнку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, и чтобы ребёнок видел, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем сходите и выбросите весь мусор – его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», больше его никогда не будет.
Упражнение нужно повторить через одну – две недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до тех пор, пока не увидите недоумённое выражение лица ребёнка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.
Игра «В лесу»
Ход игры: дети (совместно с педагогом), как будто заблудились в лесу, осторожными шагами, прислушиваясь к шорохам, крикам лесных обитателей, двигаются под музыку через «чащу леса», останавливаясь, присаживаясь и опять продвигаясь вперёд. В конце преодолев препятствия, выходят на дорогу, ведущую домой.
Эмоция гнева
Игра «Прогони злость»
Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на когото очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону». Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.
Игра «Смешинки и злючки»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено весёлое выражение лица, на другом – злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображённых на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдём к зеркалу и постараемся изобразить сначала весёлое, затем сердитое выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.
Игра «Три характера»
Цель: сопоставление различных характеров; коррекция эмоциональной сферы ребёнка.
Ход игры: дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Рёвушка»; вместе с педагогом они дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением ревушки. Трое детей договариваются, кто какую эмоцию будет изображать, а остальные должны догадаться по мимике и жестам, кто кого изображает.
Эмоция печали
Игра «Рассмеши принцессу Несмеяну»
Педагог рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?».
После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце педагог подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом он благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась.
Игра «Портрет»
Цель: научить ребёнка распознавать эмоции – свои и окружающих, развивать умение схематично их изображать.
Ход игры: Ребёнок садится напротив взрослого. Взрослый – в роли художника. «Сейчас я нарисую твой портрет. Но для этого мне нужна твоя помощь. Я буду называть части лица, а ты будешь мне подсказывать, какими их рисовать. Например, какого размера рисовать лицо? Побольше или поменьше, чем у тебя? Ребёнок отвечает. Какие будут глазки – большие или маленькие, или оставим те, какие есть?» При этом взрослый обводит контур глаз на рисунке. «Какого они будут цвета?». Ребёнок называет. Затем в таком же порядке рисуют нос, щеки, уши, волосы. Брови и губы заготавливаются заранее (рисуются на бумаге и вырезаются), причём выражающие различные эмоции: радость, грусть, злость, страх. Далее ребёнку предлагается решить, какое настроение будет у этого портрета. Если ребёнок идентифицирует себя с портретом, то настроение он отразит своё. Если он не отражает своё истинное настроение, значит, оно либо перешло из негативного в позитивное, либо ребёнок недоволен собой и хочет измениться.
Игра «Волшебный стул»
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти.
Ход игры: если в группу пришёл (или уже находится в ней) грустный ребёнок, можно предложить всем детям поиграть в эту игру. Для этого грустному ребёнку предлагается присесть на стульчик. А остальным детям даётся задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов, адресованных их товарищу. После этого дети по очереди подходят к волшебному стулу, и, поглаживая сидящего на нём ребёнка, говорят ему ласковые слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр на развитие пространственных представлений....
Индивидуальный план самообразования воспитателя коррекционной группы «Применение упражнений-этюдов на развитие выразительности эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры».
Индивидуальный план самообразования воспитателя коррекционной группы...
Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдатель...
Игры и игровые упражнения упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Развитие пространственных представлений в двигательной деятельности....
Игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста
Игры по развитию социальных эмоций направлены на многообразие переживаний, значимые для ребёнка, в процессе игры происходят глубокие преобразования эффектных тенденций и замыслов, сложившихся в его жи...