Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по развитию речи на тему

Булах Оксана Витальевна
Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдательности.

        Формирование глагольного словаря у дошкольников с ОНР изучается давно и многими исследователями. Ученые отмечают, что у детей с ОНР название действий появляются несколько позже, чем названия предметов, и первоначально опускаются при построении предложений. Особенности становления предикативного словаря у дошкольников с ОНР:

  1. глагольный словарь формируется значительно позже номинативного словаря;
  2. основную часть лексики составляет номинативный словарь, по отношению к которому предикативный (глагольный) ничтожно мал;
  3. в глагольном словаре преобладают названия обиходно-бытовых действий, с которыми ребенок встречается ежедневно («ест», «спит», «пьет», «лежит» и т.д);
  4. дети с ОНР с трудом усваивают грамматические категории глагола (число, род, лицо);
  5. значительные трудности отмечаются при усвоении навыков словообразования глагола.

Мы предлагаем игры и игровые упражнения, направленные  на расширение, активизацию и обогащение предикативного словаря у дошкольников с ОНР.

«Подскажи словечко»

Цель: расширять предикативный словарь детей, развивать умение  отвечать развернутыми  предложениями.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: воспитатель задает детям вопрос, дети смотрят на картинку и отвечают полным предложением.

Есть всего один ответ.

Кто – то знает, кто – то - нет.

Ворона каркает, а сорока …? (стрекочет)

Сова летает, а кролик …? (прыгает)

«В зоопарке»

Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным. Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему.

Оборудование:  Картина “Зоопарк”, составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама).

Описание игры: педагог  предлагает детям отправиться в “зоопарк” и понаблюдать за тем, что делают животные.  Дети описывают действия животных.

«Сочиним стихотворение»

Цели: Пополнять и закреплять предикативный словарь. Закреплять конструкцию простого предложения по модели “предмет — действие”. Закреплять согласование существительного с глаголом настоящего времени.

Оборудование: предметные картинки с изображениями животных и птиц: утки, лягушки, льва, коровы, кота, поросенка, козленка и петуха. 

Описание игры:  Воспитатель  предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голос животные (педагог называет и показывает животное, а дети добавляют слово - название действия).

УТКА – КРЯКАЕТ, ЛЯГУШКА -

... КВАКАЕТ, ЛЕВ ... РЫЧИТ, А

КОРОВА ... МЫЧИТ, КОШКА ...

МЯУКАЕТ, ПОРОСЕНОК ...

ХРЮКАЕТ, КОЗЛЕНОК ...

МЕКАЕТ, А ПЕТУХ ... КУКАРЕКАЕТ

«Кто чем занимается?»

Цель: развивать умение подбирать к существительному действие.

Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий.

Описание игры: педагог предлагает детям назвать действия, которые выполняет человек определенной профессии.

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует …и т.д.

Ребенок называет действия людей.

«Что происходит в природе»

Цель: развитие глагольного словаря, употребление существительного с глаголом.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Воспитатель рассказывает стихотворение, задает вопросы. Дети выполняют задание педагога.

         Человек легко находит,

Что в природе происходит.

Солнце (что делает?) – светит, греет.

Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.

«Кто в домике живет?»

Цели: развитие глагольного словаря, умения сочетать глаголы и существительные.

Оборудование: дом с окнами, закрытыми ставнями.

Описание игры: Детям предлагают рассмотреть  дом.  Педагог предлагает ребятам  угадать, кто живет в этом красивом доме. Дети называют  символы действий, изображенные на ставнях, и угадывают по ним «жильца». Например: Летает, вьет, клюет, поет – это птица.

«Необычные цветы»

Цель: Развивать умение детей составлять грамотно предложение с использованием глаголов.

Оборудование: Игровое поле,  на котором представлены цветы с крупными лепестками, в центре цветов изображены символы действий: светит, скачет, катится, хлопает, ныряет. Цветные лепестки, на которых нарисованы одушевленные и неодушевленные предметы.

Описание игры: Дети садятся вокруг игрового поля, выбирают картинку с символом действия, а затем прикрепляют лепестки с изображениями предметов, способных производить данное действие. Задача участника: быстро «собрать цветок» и объяснить подбор картинок, грамотно составляя предложения.

«Расскажу вам о делах…»

Цели: Уточнять и расширять предикативный словарь. Знакомить с глаголами совершенного и несовершенного вида. Закреплять навык построения простого распространенного предложения по модели «предмет — действие — предмет»:

Описание игры: Воспитатель  рассказывает детям шуточное стихотворение о делах, которые сделал сегодня ребенок:

          РАССКАЖУ Я ВАМ, ДРУЗЬЯ,

         ЧТО СЕГОДНЯ ДЕЛАЛ Я:

ПРЫГАЛ, БЕГАЛ И СМЕЯЛСЯ,

ПЕЛ, КРИЧАЛ И БАЛОВАЛСЯ. 

ОЧЕНЬ ДОЛГО Я ШАЛИЛ:

СТУЛ СЛОМАЛ И СУП ПРОЛИЛ.

 ИСПУГАЛСЯ Я, УСТАЛ И СОВСЕМ ПОСЛУШНЫМ СТАЛ...

Детям предлагается назвать слова — названия действий, которые они запомнили, прослушав стихотворение.

 «Что делаю, что сделала»

       Цель: развивать умение детей подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида.

       Оборудование: картинки с изображением разных предметов и действий.

       Описание игры: Воспитатель,   показывая на картинку с изображением лампы, говорит: Я включаю... лампу, — добавляют дети,  Воспитатель  продолжает: Я включил...

Затем дети  по аналогии подбирают к картинкам глаголы совершенного и несовершенного вида и составляют с ними предложения. Наконец, дошкольникам предлагается вспомнить и рассказать о себе: какие дела сделали сегодня они.

«День доктора Айболита»

Цель: Совершенствовать навыки употребления в речи
глаголов прошедшего времени. Закреплять умение составлять простые распространенные предложения.

Оборудование: Игровое поле, 6 сюжетных картинок, изображающих действия доктора Айболита. Картинка с изображением доктора Айболита.

Описание игры: Воспитатель предлагает им рассказать, чем занимался доктор Айболит вчера. Ре6бята  по очереди составляют предложения по картинкам: Доктор Айболит ходил утром на работу. Он осматривал горло у попугая. Доктор измерял температуру у зайчика и т. д. Педагог следит за порядком слов в предложениях и за тем, чтобы глаголы были употреблены в прошедшем времени. 

«Скажи иначе»

Цель: Расширять глагольный словарь.  Тренировать в подборе глаголов, близких по значению (синонимов).

Оборудование:  магнитная доска. Картинки с изображениями котенка, смотрящего вверх, пьющего молоко, лежащего, прыгающего, спящего.

Описание игры: Дети приглашаются в гости к котенку. Интересно, чем он сейчас занят. (Раздаются картинки, вырезанные по контуру.) Дети  по очереди наклеивают на игровое поле свою картинку и поясняют действие котенка словами: « Котенок смотрит». Воспитатель  предлагает подумать, как можно иначе назвать это действие: «Смотрит — глядит — наблюдает».

ЛАКАЕТ – ПЬЕТ

ЛЕЖИТ — ОТДЫХАЕТ

ПРЫГАЕТ – СКАЧЕТ

«Унылый и веселый»

Цели:  Закреплять способы образования глаголов. Знакомить детей с синонимами и антонимами.

Оборудование:  Картинки с изображениями клоунов с прорезями вместо лиц; изображения лиц клоунов, отражающие различные эмоциональные состояния.

Описание игры: Воспитатель знакомит детей с двумя клоунами, закрепляя картинки с их изображениями на игровом поле. У клоунов необычные имена. Одного зовут «Веселый», а другого —  «Унылый». Педагог предлагает малышам определить, кто из клоунов Веселый, а кто Унылый. (В прорези вставляются изображения лиц с соответствующими мимическими выражениями.). Воспитатель спрашивает: Что всегда делает Веселый? Дошкольники отвечают, что Веселый веселится, смеется, радуется, хохочет, шутит, забавляется.  - А что делает Унылый? -  унывает, грустит, огорчается, скучает, печалится, расстраивается.  Воспитатель  просит детей ответить, что делают они сами, когда вокруг них радость. Дети отвечают: Мы радуемся. (Веселье — веселимся; смех — смеемся; хохот — хохочем; грусть — грустим; скука — скучаем;  печаль — печалимся и т.д.)

«Кто интереснее придумает?»

Цель: развивать умение детей составлять предложения по заданному глаголу.

Оборудование: флажки.

Описание игры: воспитатель произносит глагол, например, «играет». Дети придумывают с ним  предложения. У кого самое интересное предложение, тот получает флажок. Выигрывает тот, у кого больше

Список литературы.

  1. Нарушение речи у дошкольников/ Р.А.Белова – Давид, Просвещение, 1972.
  2. Струнина Е.М. Лексическое развитие дошкольников/  Развитие речи дошкольников: сб. научных трудов, М, 1990.
  3. Бородич А.М. Методика словарной работы в детском саду, М, Просвещение, 1968.
  4. Проблемы изучения речи дошкольника/ О.С. Ушакова, 1994.
  5. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников
  6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми М.: Владос, 1994 г. – 344 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Дидактические игры для активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры на активизацию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста необходимы, для того, чтобы обогащать словарь детей новыми словами, усваивать ранее неизвестные. Закреплять и уточнять ...

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности

В статье рассматривается развитие творческого воображения дошкольников как одна из приоритетных задач дошкольного воспитания. Решение данной задачи должно базироваться на четком понимании психологичес...

Игровая деятельность как инструмент коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Якушева В.В., Новикова М.И. Игровая деятельность как инструмент коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого разв...