«Конструирование в дошкольном образовательном учреждении – шаг к задаткам инженерного мышления»
консультация

Куликова Наталья Николаевна

Для родителей и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куликова Н.Н.,

воспитатель МАДОУ детский сад 10

ГО Красноуфимск

«Конструирование в дошкольном образовательном учреждении – шаг к задаткам инженерного мышления»

                                              «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом,

                                               на которую обстановка не оказывала бы влияние,

                                               нет способности, которая не находилась бы

                                               в прямой зависимости от непосредственно

                                               окружающего ребенка конкретного мира».

Е.И.Тихеева

Становление новой системы образования, введение новых стандартов дошкольного образования диктуют необходимость поиска эффективных методов и технологий развития детей, соблюдая принципы дошкольного образования детей дошкольного возраста.

Современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических идей, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. Содержание должно быть современными и привлекательными, развивать у детей компетентности, помогающие жить в реальном мире и с уверенностью смотреть в будущее.

 Инженерное мышление дошкольников могут стать основой для преобразования образовательного процесса в современном детском саду. Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами, т.е формируются задатки инженерного мышления. Профессия инженера относится к профессиям будущего, она исключительно умственного, творческого или интеллектуального труда.

Для формирования познавательного интереса, любознательности и познавательных действий у детей в групповой комнате были созданы условия по развитию познавательного интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Был оборудован центр активности конструирования «Фиксики», для формирования у дошкольников задатков инженерного мышления, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей. В уголке специально организовала архитектурная графическая деятельность (рисунки, схемы). Дети, используя свой замысел могут взять схему и построить по образцу.

 Следует отметить, что немалое значение в работе имела совместная деятельность с родителями, которые поддерживали своих детей как эмоционально, так и с практической точки зрения. Изучая методические рекомендации шкал ЕКЕРС по созданию центра активности по конструированию, при создании предметно-пространственной среды у меня, как педагога, у родителей и у детей были вызваны новые впечатления.

В доступной форме созданы условия для развития воображения и фантазии, желание играть. Пространство разделили на несколько частей:

-стеллажи, на которых размещены различные виды конструкторов, дополнительный материал (игрушки для обыгрывания) и развивающие игры;

-уголок, где стоит мебель (столы и стулья), за которыми дети располагаются во время самостоятельных или совместных игр с детьми и взрослыми;

-место для игр на полу, на ковровом покрытии, заметила, что дети любят играть конструктором не только сидя за столами, но и расположиться с игрой на полу.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Каждая игра с конструктором представляет собой целый комплекс задач – житейских, интеллектуальных, нравственных, творческих. Играя, дети учатся высказывать своё мнение, делать выводы, не бояться допускать ошибки.

Например, при предложенной игре «Наш город», где дети строили дома своего, придуманного города, дети закрепляли знания о том, что город – это здания специального назначения и дороги и техника, без которой он не может быть построен. Основываясь на этом, мы планировали работу по формированию у детей представлений об основах строительной инженерии, говорили о профессиях, связанных со строительством, воспитывая уважение к труду архитектора, инженера, строителя, стимулировали интерес к архитектуре, развивали мыслительные операции и процессы.

В совместной деятельности знакомлю детей опознавательными знаками (больница, магазин), учу детей договариваться, помогать друг другу, управлять собой и своими эмоциями. В игре все подчинены единому замыслу, дети превращаются в творцов-архитекторов, они из простого строительного материала начинают сначала планировать свою деятельность, затем творить, фантазировать, создавать уникальные постройки, причудливые дворцы и замки. Ребята договариваются о том, где будут окна или двери у домов, ворота, где пройдет дорога, рассматривают дома, анализируют, сравнивают, замечают интересные детали, обыгрывают постройки дополнительными материалами. По желанию оставляем постройку для следующего обыгрывания.

В непосредственно образовательной деятельности, например, на одном из занятий по развитию речи, наблюдая за снегирями, дети предложили построить кормушку для птиц. Разбившись на группы, каждая сделала кормушки, какие бы они хотели видеть из разных материалов: одна группа взяла для реализации своих планов LEGO-конструктор, другая выбрала крупный напольный конструктор, остальные простой деревянный конструктор. Дети и взрослые получили положительные эмоций. Не смотря на споры и обиды, каждая группа детей, под чутким руководством, довела дело до конца, учась договариваться и прислушиваться к советам других детей. Конечно, в таком возрасте это не просто, но дети справились со своими эмоциями.

Создала выставку для небольших работ, которые сделали дети – это и роботы, летающие аппараты, машинки. Ребенок может поставить свою работу и использовать ее в другой игре, дать поиграть другу или разобрать по истечению времени.

В рамках реализации инновационного проекта в МАДОУ детский сад 10 «Умная среда» разработала проект «Конструирование в дошкольном образовательном учреждении – шаг к задаткам инженерного мышления» для детей пятого года жизни. В результате успешной реализации проекта пополнился центр активности по конструированию «Фиксики».

Таким образом, была создана специально развивающая среда в группе, разработан дидактический материал по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. У малышей развиты интегративные качества (любознательность, активность, интерес к моделированию и конструированию, сформированы коммуникативные навыки (умение общаться с детьми и взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности). Родители стали активными помощниками по приобщению детей к техническому творчеству в процессе создания новой среды, в следствие чего удовлетворены образовательными услугами детского сада.

Верю, что использование и пополнение предметно-пространственной среды на базе центра активности по конструированию «Фиксики» заложат основы инженерного мышления и научно-технического творчества, сохранят у наших маленьких воспитанников любознательность и вдохновение исследователя на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники

В современной речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически  правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова,  малоразвита диалогическая...

Результаты работы дошкольного образовательного учреждения по реализации проекта раннего выявления индивидуальных двигательно-физкультурных задатков и врожденных наклонностей.

Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. В это...

Lego-конструирование - современная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7586324","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]] Программное содержание:Цель: Развитие коммуникативных спо...

Участие в первом районном "Инженерном форуме" дошкольных образовательных учреждений Дзержинского района

На почту нашего доу пришло положение конкурса "Инжинерный форум" так как я уже год веду кружок по робототехнике и лего конструированию,решила поучаствовать.Кратко о требованияхдва воспитанни...

Проект "Креативное мышление у детей дошкольного возраста через дивергентный подход в многофункциональных зонах дошкольных образовательных учреждениях Шурышкарского района"

Дошкольное отделение Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шурышкарская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» Педагогическое совещание...

Статья на тему: "Лего-конструирование и робототехника в дошкольном образовательном учреждении, как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста"

Современные дети, так же, как и мы – взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, информатизации и роботостроения. Достижения техники и программирования быстро проникают во все области челове...