РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
консультация (подготовительная группа)
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье представлены способы развития логического и творческого мышления у воспитанников подготовительной группы детского сада.
Ключевые слова: мышление, виды мышления, развитие логического и творческого мышления, игры, упражнения.
Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой.
Мышление развивается в три этапа :
1. Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом).
2. Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов).
3. Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов).
На основе наглядно-образного мышления формируется логическое мышление. Занятия по развитию логического мышления имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.
Развитие ребёнка осуществляется через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. Одним из развивающих видов деятельности дошкольников является игра.
Известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения.
Для развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, сравнивать, используются простые логические задачи и упражнения. Игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, вызывает интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.
На занятиях большое внимание уделяется картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.
Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность.
Современные психологические исследования детского мышления показывают, что в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а далее - к логическому мышлению, которое формируется на протяжении всей жизни.
Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.
На занятиях с детьми подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения используются разнообразные игры и упражнения, загадки, лабиринты и другие задания.
Рассмотрим некоторые игры и упражнения на развитие логического мышления у детей подготовительной группы. Игры на развитие логического мышления.
Детям зачитывается несколько групп слов по 4 слова в каждой. Три из них объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить свое решение. Варианты группы слов: ромашка - ландыш - сирень - колокольчик; заяц - лось - овца - волк; диван - кровать - тетрадь - парта; ухо - лицо - нос - рот; щука - рак - карась - окунь; молоко - сливки - сметана - сало; рысь - медведь - тигр - кошка;
жук - рыба - муравей - бабочка; гусь - лебедь - павлин - кролик.
Игра «Нахождение слов»
Подберите слова и продолжите ряд: лев - тигр - слон - ...; кошка - собака - свинья - ...; огурец - помидор - лук - ... трактор - трамвай - велосипед - ...; диван - стол - стул - ...; рубашка - платье - юбка - ...; вишня - слива - яблоко - ...; панамка - кепка - шапка - ...; сандалии - ботинки - сапоги - ...
Упражнение «Разрезные квадраты».
Каждому ребенку выдают по 4 разноцветных квадрата, разрезанных на части; их нужно собрать так, чтобы получился оранжевый, желтый, зеленый, синий квадраты.
Упражнение «Закончи фразу».
Детям предлагают закончить следующие фразы соответственно возникающим ассоциациям: царевна (Несмеяна, Лягушка...); золотая (рыбка...); черный (бумер, квадрат...); стиральная (машина...); простой (карандаш...); оловянный (солдатик...); зубная (паста, боль...); лечебная (гимнастика, ромашка); кожаная (куртка, сумка...); пахучие (духи, цветы...); столовый (сервиз, прибор...); детский (сад...); накладные (ногти, карманы...); опасный (прыжок, поворот...).
Упражнение «Назови одним словом».
Бабочка, комар, стрекоза - (насекомые) Береза, дуб, сосна - ... Стол, шкаф, диван - ... Ботинки, сапоги, кроссовки - . Сыр, сметана, йогурт - . Малина, клубника, смородина - ... Футбол, гимнастика, плавание - ...
Игра «Говори наоборот»
Детям говорю слово, а они отвечают противоположным по значению сказанному мной. Слова обозначают признаки предметов.
Например, широкий - узкий, высокий - низкий.
Продолжим: тяжелый - легкий; трусливый - храбрый;
белый - черный; тупой - острый;
твердый - мягкий; шершавый - гладкий;
веселый - грустный; быстрый - медленный;
красивый - безобразный; пустой - полный;
худой - толстый; умный - глупый; трудолюбивый - ленивый.
Упражнения на развитие логического мышления и смысловой памяти [2]
1. Подобрать слова-признаки к каждому слову:
игра (какая?) - интересная; день (какой?) - солнечный; снег (какой?) - пушистый; трава (какая?) - зеленая; вода (какая?) - холодная; крик (какой?) - громкий; луна (какая?) - круглая; стол (какой?) - письменный; дым (какой?) - густой; окно (какое?) - пластиковое.
2. Детям предлагаются 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. К каждой паре нужно подобрать по смыслу третье слово:
яйцо - курица - (цыпленок); птица - полет - (гнездо); лес - дерево - (доска); воздух - свежесть - (кислород); дом - город - (улица); ночь - луна - (звезды); река - озеро - (море); шуба - холод - (мороз); ребенок - нежность - (радость).
Игра «Окончание слов» (на развитие скорости мышления)
Педагог начинает слово, произнося первый слог, а дети должны закончить. Всего предлагают десять слогов: по.. до..; на.. че..; за.. пры..; ми.. ку.; му.. зо.
Развитию логического и творческого мышления у воспитанников подготовительной группы способствуют игры: «Противоположности», «Придумай загадку», «Что будет, если...? Игра «Соедини картинки в рассказ» и другие.
Игра «Противоположности»
Деревня - город; Туда - сюда; Днем - ночью; Свет - темнота; Садились - вставали; Луна - Солнце.
Игра: «Придумай загадку»
- Что может быть черным и белым одновременно? (газета, шахматная доска, фотография).
- Что может быть горячим и холодным одновременно? (холодильник, утюг).
- Что может быть гладким и шероховатым одновременно? (щепка, наждачная бумага).
Игра: «Что будет, если....?»
- Что будет, если...
. человек перестанет есть?
. перестанет чистить зубы?
. не будет спать?
... будет носить тесную обувь?
... посадить цветы в песке?
... не выключить кипящий чайник?
Игра «Соедини картинки в рассказ»
Дорисовать изображения на карточках и придумать рассказ по этим изображениям.
Игра «Коллаж из сказок»
Ребятам предлагается несколько ситуаций из разных знакомых сказок, и необходимо соединить их в одну. Можно использовать картинки и выполняется творческая работа в виде коллажа.
Игры: «Как это можно использовать?», «Найди как можно больше отличий», «Сложи узор», «Восстанови последовательность событий», «Поиск недостающей части картинки». «Что это означает?»; «Почему это произошло?»; «Бывает - не бывает»; «По какой причине произошли два события?»; «Учимся представлять последствия событий»; игра «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?».
Например, игра «Как это можно использовать?». Ребёнку предлагается найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, называем слово «карандаш», а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве и т.д.
Систематическое использование на занятиях вышеперечисленных дидактических игр, упражнений, проблемных ситуаций способствует развитию логического и творческого мышления у детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, добиваться результата. В процессе познавательной деятельности у них формируется самостоятельность как качество личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия педагога-психолога по развитию мышления для детей подготовительной группы
Конспект занятия педагога-психолога по развитию мышления для детей подготовительной группыВозрастная группа: дети подготовительной группы в возрасте 6-7 летПредварительная работа с детьми: Выполнение ...
«Практический опыт художественно-эстетического воспитания детей в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.» Презентация
Презентация «Практический опыт художественно-эстетического воспитания детей в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.»...
Детско – родительский проект по развитию творческих способностей и патриотического воспитания для детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения МДОУ №23 на тему: «Школа юного бойца».
Цель проекта: Формирование целостного представления о защитниках Отечества, систематизация знаний по данной теме с привлечением родителей в образовательный процесс. Формирование чувства патриотизма ...
Образовательные программы обучения детей коррекционных групп дошкольных образовательных учреждений
Программа – ориентир творческой деятельности педагога, определяющий содержание образовательного процесса. В современных условиях особенно важна компетентная реализация выбранной обр...