РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
консультация (подготовительная группа)

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье представлены способы развития логического и творческого мышления у воспитанников подготовительной группы детского сада.

Ключевые слова: мышление, виды мышления, развитие логического и творческого мышления, игры, упражнения.

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой.

Мышление развивается в три этапа :

1. Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом).

2. Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов).

3. Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов).

На основе наглядно-образного мышления формируется логическое мышление. Занятия по развитию логического мышления имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие ребёнка осуществляется через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. Одним из развивающих видов деятельности дошкольников является игра.

Известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения.

Для развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, сравнивать, используются простые логические задачи и упражнения. Игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, вызывает интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.

На занятиях большое внимание уделяется картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность.

Современные психологические исследования детского мышления показывают, что в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а далее - к логическому мышлению, которое формируется на протяжении всей жизни.

Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.

На занятиях с детьми подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения используются разнообразные игры и упражнения, загадки, лабиринты и другие задания.

Рассмотрим некоторые игры и упражнения на развитие логического мышления у детей подготовительной группы. Игры на развитие логического мышления.

Детям зачитывается несколько групп слов по 4 слова в каждой. Три из них объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить свое решение. Варианты группы слов: ромашка - ландыш - сирень - колокольчик; заяц - лось - овца - волк; диван - кровать - тетрадь - парта; ухо - лицо - нос - рот; щука - рак - карась - окунь; молоко - сливки - сметана - сало; рысь - медведь - тигр - кошка;

жук - рыба - муравей - бабочка; гусь - лебедь - павлин - кролик.

Игра «Нахождение слов»

Подберите слова и продолжите ряд: лев - тигр - слон - ...; кошка - собака - свинья - ...; огурец - помидор - лук - ... трактор - трамвай - велосипед - ...; диван - стол - стул - ...; рубашка - платье - юбка - ...; вишня - слива - яблоко - ...; панамка - кепка - шапка - ...; сандалии - ботинки - сапоги - ...

Упражнение «Разрезные квадраты».

Каждому ребенку выдают по 4 разноцветных квадрата, разрезанных на части; их нужно собрать так, чтобы получился оранжевый, желтый, зеленый, синий квадраты.

Упражнение «Закончи фразу».

Детям предлагают закончить следующие фразы соответственно возникающим ассоциациям: царевна (Несмеяна, Лягушка...); золотая (рыбка...); черный (бумер, квадрат...); стиральная (машина...); простой (карандаш...); оловянный (солдатик...); зубная (паста, боль...); лечебная (гимнастика, ромашка); кожаная (куртка, сумка...); пахучие (духи, цветы...); столовый (сервиз, прибор...); детский (сад...); накладные (ногти, карманы...); опасный (прыжок, поворот...).

Упражнение «Назови одним словом».

Бабочка, комар, стрекоза - (насекомые) Береза, дуб, сосна - ... Стол, шкаф, диван - ... Ботинки, сапоги, кроссовки - . Сыр, сметана, йогурт - . Малина, клубника, смородина - ... Футбол, гимнастика, плавание - ...

Игра «Говори наоборот»

Детям говорю слово, а они отвечают противоположным по значению сказанному мной. Слова обозначают признаки предметов.

Например, широкий - узкий, высокий - низкий.

Продолжим: тяжелый - легкий; трусливый - храбрый;

белый - черный; тупой - острый;

твердый - мягкий; шершавый - гладкий;

веселый - грустный; быстрый - медленный;

красивый - безобразный; пустой - полный;

худой - толстый; умный - глупый; трудолюбивый - ленивый.

Упражнения на развитие логического мышления и смысловой памяти [2]

1. Подобрать слова-признаки к каждому слову:

игра (какая?) - интересная; день (какой?) - солнечный; снег (какой?) - пушистый; трава (какая?) - зеленая; вода (какая?) - холодная; крик (какой?) - громкий; луна (какая?) - круглая; стол (какой?) - письменный; дым (какой?) - густой; окно (какое?) - пластиковое.

2. Детям предлагаются 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. К каждой паре нужно подобрать по смыслу третье слово:

яйцо - курица - (цыпленок); птица - полет - (гнездо); лес - дерево - (доска); воздух - свежесть - (кислород); дом - город - (улица); ночь - луна - (звезды); река - озеро - (море); шуба - холод - (мороз); ребенок - нежность - (радость).

Игра «Окончание слов» (на развитие скорости мышления)

Педагог начинает слово, произнося первый слог, а дети должны закончить. Всего предлагают десять слогов: по.. до..; на.. че..; за.. пры..; ми.. ку.; му.. зо.

Развитию логического и творческого мышления у воспитанников подготовительной группы способствуют игры: «Противоположности», «Придумай загадку», «Что будет, если...? Игра «Соедини картинки в рассказ» и другие.

Игра «Противоположности»

Деревня - город; Туда - сюда; Днем - ночью; Свет - темнота; Садились - вставали; Луна - Солнце.

Игра: «Придумай загадку»

- Что может быть черным и белым одновременно? (газета, шахматная доска, фотография).

- Что может быть горячим и холодным одновременно? (холодильник, утюг).

- Что может быть гладким и шероховатым одновременно? (щепка, наждачная бумага).

Игра: «Что будет, если....?»

- Что будет, если...

. человек перестанет есть?

. перестанет чистить зубы?

. не будет спать?

... будет носить тесную обувь?

... посадить цветы в песке?

... не выключить кипящий чайник?

Игра «Соедини картинки в рассказ»

Дорисовать изображения на карточках и придумать рассказ по этим изображениям.

Игра «Коллаж из сказок»

Ребятам предлагается несколько ситуаций из разных знакомых сказок, и необходимо соединить их в одну. Можно использовать картинки и выполняется творческая работа в виде коллажа.

Игры: «Как это можно использовать?», «Найди как можно больше отличий», «Сложи узор», «Восстанови последовательность событий», «Поиск недостающей части картинки». «Что это означает?»; «Почему это произошло?»; «Бывает - не бывает»; «По какой причине произошли два события?»; «Учимся представлять последствия событий»; игра «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?».

Например, игра «Как это можно использовать?». Ребёнку предлагается найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, называем слово «карандаш», а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве и т.д.

Систематическое использование на занятиях вышеперечисленных дидактических игр, упражнений, проблемных ситуаций способствует развитию логического и творческого мышления у детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, добиваться результата. В процессе познавательной деятельности у них формируется самостоятельность как качество личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Практический опыт художественно-эстетического воспитания детей в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.» Презентация

Презентация «Практический опыт художественно-эстетического воспитания детей в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.»...

Детско – родительский проект по развитию творческих способностей и патриотического воспитания для детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения МДОУ №23 на тему: «Школа юного бойца».

Цель проекта: Формирование целостного представления о защитниках Отечества, систематизация знаний по данной теме с привлечением родителей в образовательный процесс. Формирование чувства патриотизма ...

Образовательные программы обучения детей коррекционных групп дошкольных образовательных учреждений

 Программа – ориентир творческой деятельности педагога, определяющий содержание образовательного процесса. В современных условиях особенно важна компетентная реализация выбранной обр...

Статья: "Развитие алгоритмических умений у детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения"

Статья посвящена вопросу развития алгоритмических умений у дошкольников. Авторами отмечено, что важно уделять внимание умению видеть, понимать и использовать алгоритмы. В работе представлены различные...