Проект по театрализованной деятельности для подготовительной группы «Театр и музыка»
Выполнили: воспитатели: Полозенко Т.Н,Талдыкина Н.П. музыкальный руководитель: Васильцова Д.В
Барнаул 2023 год
Проект «Театр и музыка» Тип проекта: долгосрочный Место события: МБДОУ «Детский сад №157 «Тополёк» Срок реализации: #1075;. – #1075;. Участники проекта: воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети, родители.
Краткая аннотация проекта Проект направлен на формирование творческой личности ребенка, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей направленностью на приобщение детей к музыкально – театральной культуре, которая является мощным инструментом открытия и огранки различных человеческих способностей. Здесь в нерасторжимом единстве существуют слово, музыка, драматическое действие, пение, танец и живописное оформление. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивает партнерские отношения между ними путем проведения занятий, спектаклей, мероприятий. Представленный опыт педагогической работы содержит практический материал, перспективное планирование, конспекты мероприятий с детьми, с родителями. Актуальность Полноценное образование ребёнка дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребёнка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье. В настоящее время появились проблемы: · недостаточно созданная среда для самостоятельной и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста; · увеличилось число детей с общим недоразвитием речи. Поэтому актуальность педагогического опыта обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качествах личности.
Театр – особый и прекрасный мир! Театр – это игра, не игра-забава, а игра-модель, игра-поведение, игровое состояние личности и коллектива, самой жизни. Принимая на себя различные роли, ребенок вынужден действовать самостоятельно, учиться анализировать проделанную работу как собственную, так и сверстников, в результате чего развивается самостоятельность суждения действий. Театр – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Театр для ребёнка серьёзное и настоящее дело: эта игра нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности. Театр больше чем игра. Вокруг театральной игры складываются и организуются самые разнообразные виды творчества. В театральном искусстве драматическое действие, слово, музыка, пение, танец, живописное оформление существуют в нерасторжимом единстве. В настоящее время театр, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратил своё предназначение. А ведь именно театр играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время театр – это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребёнка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Театр – это сказка, а сказка всегда входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь Новизна проекта «Музыка и театр», как средство организации продуктивной деятельности дошкольников» заключается в создании развивающего цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающего образовательный процесс, направленный на художественно-эстетическое развитие ребёнка, представляющий для него возможность приобретения опыта творческой деятельности.
Цель и задачи проекта -Формирование творческой личности средствами музыкально-театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей.
Задачи: Работа с детьми: #1056;азвать речевой аппарат, песенный, импровизационно-мелодическое творчество. #1056;асширять знания детей о современном театральном искусстве г.Барнауле, закрепить основы норм поведения в театре. #1056;азвивать у дошкольников диалогическую речь, навыки театрального искусства (мимика, пантомимика, жесты, голос), эмоциональность и выразительность в речевых высказываниях. 4. Развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, коммуникабельности, смелости публичного самовыражения, способности к спонтанному творческому поведению). #1042;оспитывать положительное отношение к сценическому искусству, интерес и желание выступать публично и умение быть слушателем.
Работа с родителями: #1042;ызвать у родителей желание посещать театрализованные мероприятия. #1056;асширять знания о видах театра, правилах поведения в театре. #1055;обудить родителей к занятиям театральной деятельностью дома. 4. Активно вовлекать семьи в образовательный процесс. Методическая работа: #1057;одание благоприятных условий для формирования гармоничной личности детей средствами театрализованной деятельности. #1055;одбор литературы о знакомстве с театром для детей старшей группы. #1056;азработка дидактических и консультативных материалов для детей, родителей и коллег.
Основное содержание I этап – организационно-подготовительный. Создание проекта «Театр и музыка» Совместная игровая деятельность. Развитие общей и мелкой моторики. II этап – основной. Совместная индивидуальная, подгрупповая работа, самостоятельное игровое творчество, экспериментирование. III этап – заключительный. Различный театр, пальчиковый театр, мячи-говорунчики – старший возраст. Совершенствование движений рук и ног, выполнение разнообразных движений всеми пальцами рук и каждым в отдельности, пластические этюды на заданные темы, спектакли по сказкам. Базисная часть проекта ориентирована на процесс вовлечения ребенка в театрализованную игру со словом, звуком, музыкальным инструментом. Проект предполагает проведение работы в форме индивидуальных занятий, групповых. Дети показывают разные спектакли, инсценируют песни, фантазируют, сочиняют. Проект предусматривает использование конспектов, иллюстрированного материала, музыкально-дидактических игр, пальчиковых игр и упражнений, определенный песенный материал, комплекс двигательных импровизаций с речевым сопровождением.
План реализации проекта Организационно-подготовительный этап: · Беседы с детьми на темы: «Здравствуй, музыка и театр», «Нарисуй декорацию», «Как музыка рисует сказку?». · Изучение методической, познавательной, справочной литературы по теме. · Создание учебно-методической базы (перспективное планирование). Основной этап. - Мониторинг освоения детьми задач проекта «Музыка и театр как средство организации продуктивной деятельности дошкольников». - Организация непосредственной образовательной деятельности. - Интеграция (ИЗО и музыка, движения – ожившие музыкальные образы). - Выступления детей. - Слушание музыкальных произведений для создания спектаклей. - Музыкально-театральные вечера с участием родителей. Показ сказки «Как Маша искала мишку». - Организация тематических консультаций, выставок и совместных спектаклей детей и родителей. Заключительный этап. · Подведение итогов реализации проекта. · Сравнительный анализ по развитию творческих способностей средствами музыкально-театральной деятельности. · Мониторинг реализации проекта. .Показ спектакля «Маша и лень» Ресурсы проекта. Временные – 1 учебный год. (октябрь-май) Информационные – подбор методической и познавательной литературы, периодических изданий, интернет-ресурсов.
Учебно – методические. · Перспективный план работы. · Пальчиковые игры. · Музыкально дидактические игры. · Театрализованные игры (пальчиковые, перчаточные). · Музыкальные игры. · Музыкально-дидактические пособия (наглядные). Материально-технические. -Компьютер. · Подборка определенного песенного материала. · Репродукции, иллюстрации. · Потешки, скороговорки, пальчиковые игры и т.д. · Различные виды театров (кукольный, пальчиковый, теневой, перчаточный). · Набор ОРФ инструментов для элементарного музицирования. Ожидаемые результаты. Дети: · Увлеченно слушают музыку, появилось внимание, умение сосредоточиться и творчески мыслить · Самостоятельно создают пластические этюды и танцевальные композиции · Находят яркие тембровые окраски голоса при театрализации песен · Отражают свои впечатления в пластике, движении, рисунке Коммуникативные навыки. · Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми, стремятся к ней. · Преодолевают трудности, испытывают радость творчества в приобщении к миру музыки и театра. · Имеют адекватную самооценку, статус в группе. · Называют различные инструменты, умеют о них рассказать или сочинить сказку. · Участвуют в инсценировках, спектаклях, музыкальных постановках. Родители: · Активные и заинтересованные участники педагогического процесса. · Повысили общую и музыкальную культуру. · Имеют представление о жанрах музыкальных произведений, о некоторых видах театра. · Посещают концерты, беседы, консультации, спектакли, участвуют в них сами. Воспитатели и музыкальный руководитель: · Повысили качество педагогического процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода к ребенку. · Систематизировали театрализованные игры для формирования интереса дошкольников к музыкально-театральной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Развитие песенного, импровизационно мелодического творчества. 2. Развитие танцевального творчества, музыкально-игровых импровизаций. 3. Развитие фантазии, словарного запаса, творческого воображения, обогащение круга представлений. | Изображение одушевлённых и неодушевлённых предметов. Сочинение диалогов, различных образов людей, животных, игрушек в различных настроениях (действиях). Изображение посредством мимики и жестов чувства восторга, радости, удивления, защиты, нападения и т.д. Выражение основных эмоций через вкусовые ощущения (любимое, нелюбимое блюдо, кислое, сладкое, горькое и т.д.). | Игры-драматизации Настольный театр игрушек Кукольный театр Театральные постановки Игры на развитие внимания, творческого воображения Этюды на развитие навыков общения Творческие задания на развитие воображения и речи Творческие задания на развитие пантомимики Развлечения и праздники | Научить детей фантазировать, придумывать, сочинять, двигаться. Помогать чувствовать, радоваться, хоть маленьким, но самостоятельно сделанным открытиям. Помочь детям преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Развивать творческие способности |
Мониторинг детского развития «Музыка и театр как форма продуктивной деятельности дошкольников» Правила проведения: 1. Диагностика проводится с детьми. Ребёнку рекомендуется говорить совершенно свободно, высказывать именно то, что он думает по поводу предлагаемых заданий. 2. Все предлагаемые задания включены в привычные виды детской деятельности. 3. Ответы детей заносятся в протокол, затем оцениваются по критериям и данные оформляются в сводные таблицы. Диагностические задания | 1. Вопросы на тему «Здравствуй музыка и театр!» | 2. «Составление сказки» | 3. «Нарисуй декорации» | 4. Театральные задания по актёрскому мастерству |
Уровни: Артикуляция: Высокий уровень: Умеют произносить, пропевать фразы, скороговорки в разных темпах, шёпотом и беззвучно или с разными интонациями, (Правильная артикуляция). Средний уровень: Однообразная интонация « прерывистое дыхание в фразе» Низкий уровень: Плохая артикуляция, Жесты, пластика: Высокий уровень; Умеют пользоваться разнообразными жестами, передают в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. Средний уровень; Жесты однообразные. Низкий уровень: Плохо ориентируются в пространстве, Ритм, движения: Высокий уровень: Хорошо развито чувство ритма, Умеют двигаться в заданном ритме, не скованно. Действуют согласованно. Средний уровень: Двигаются не в такт, или быстрее, или отставая. Низкий уровень; Нет чувства ритма. Простейшие диалоги, диалогический стихотворный текст, этюды по сказкам
Высокий уровень: Умеют строить простейшие диалоги, диалогический стихотворный текст, небольшие попевки, этюды по сказкам с нужными интонациями, естественно. Средний уровень; Строят диалоги из простых предложений и небольших стихотворных текстов, правильно и четко произнося слова, но не всегда выразительно. Низкий уровень: Строят диалоги, состоящие всего из двух предложений.
ПЛАН РАБОТЫ
| Октябрь | Ноябрь |
| Провести беседу на тему: "Что такое музыкальность" Праздник «День пожилого человека» Театрализованная игра «Детский театр» Беседа «История театра» Консультация «Значение театра в жизни ребёнка» | День Матери, спектакль "Как Маша искала мишку" Ритмопластика «Не ошибись» Рассматривания иллюстраций «Угадай героя» Беседа «Как театр на Русь пришел» | Декабрь | Январь | Февраль | Консультация на тему: "Если вы ждёте Деда Мороза " Новогодний утренник, чтение стихотворений Деду Морозу. Кукольный театр «Теремок по-новому» «Театры г.Барнаула» Иллюстрации «Музыкальные инструменты»
| Спектакль для родителей Театр на фланелеграфе «Зубная Фея», «Новая сказка про Репку» Театрализованные игры: «Угадай, кто это?», «Где мы были, мы не скажем» Отгадывание загадок о театре. Консультации для родителей «Играем в кукольный театр», «Театр дома» | Консультация: "Мы идём в театр»" Настольный театр «Сказка про паучка» «Театральные профессии» Сюжетно-ролевая игра «Идём в театр» Беседа «Кто работает в театре?», «Культура поведения в театре» Консультация «Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности» | Март | Апрель | Май | Концерт "Для любимой мамочки" Пословицы, стихотворения о театре. Разыгрывание этюдов, мизансцен по любимым сказкам. Музыкальная деятельность «Весёлый оркестр» День театра «Любимые сказки» | Сказка «Как друзья нашли солнышко» Просмотр презентации «Театральные профессии» Театральный словарь. Упражнение «Царевна-Несмеяна» Беседа о русских народных сказках»
| Итог работы, проделанной за год Спектакль для родителей «Маша и лень» Фотоотчёт «Мы – актёры» Беседа «Что мы знаем о театре?» Упражнение «Угадай настроение» |
|