Консультация для педагогов
консультация (средняя группа)
Образовательная среда детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_24.docx | 27.98 КБ |
konsultatsiya_25.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида №73 «Искорка»
Консультация для воспитателей: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ГРУППЫ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Воспитатель: Глубокая Н.Н.
Образовательная среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в детском саду, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. В соответствии с ФОП появились новые приоритеты в создании образовательной среды(ОС). Она должна быть комфортной, уютной, рационально организованной, наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей —это одна из главных задач дошкольного образования. При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории: ∙ «СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других формах взаимодействия с взрослыми. (Символика страны, разнообразие народов, мир животных и растений и т.д.) ∙ «ВЧЕРА». Материал исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний. ∙ «ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем. Таким образом, ОС должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Младший дошкольный возраст — важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально-положительного самочувствия маленьких детей, поощрение и поддержка проявлений детской самостоятельности, накопление чувственного опыта в совместной со взрослым деятельности. Целесообразно разделить площадь игрового помещения на две части: меньшую – для занятий и еды, большую – для игр и двигательной активности. Но большое пространство для маленьких детей обязательно должно быть разделено на небольшие, связанные между собой крупными предметами(модули, ящики с игрушками, большие машинки, кубы и пр.)части. Размещать необходимо материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими и самое главное, их не должно быть очень много. Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребенка затрудняется, а наведение порядка на полках становится постоянной проблемой. Материал следует менять, тем самым, давая детям возможность заинтересоваться новым или «забытым старым». Разнообразные конструктивные и строительные наборы(напольные и настольные), легкий модульный материал (поролон различного размера и формы, обтянутые клеенкой) – материал бесконечно привлекательный для ребенка, предоставляющий ему возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию. Этот материал привлекателен и для мальчиков и для девочек, и наличие в группе данного материала обязательно. Игрушки для малышей должны быть, прежде всего, функциональными и носить обобщенный характер. Например, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать, все остальное(вид автомобиля, назначение) для ребенка пока незначимо. В группе для четырехлетних детей уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т.п.). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры. Для этого целесообразно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах, поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. Психологами отмечено, что когда малыш видит себя в зеркале, он забывает про слезы. А уголок «ряженья» позволит ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавать себя, такого знакомого и незнакомого одновременно. Именно поэтому дети 3 – 4 лет так любят играть в «уголке ряженья». В нем как можно шире должны быть представлены атрибуты, помогающие обозначить внешний знак роли - фуражки, сумки, плащи, короны, шлемы и т.д. все это помогает детям в их возможностях быть такими же «большими и важными». У детей младшего дошкольного возраста активно развиваются движения, они стремятся быстро ходить, бегать, лазать. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными. Учитывая индивидуальные способности и предпочтения каждого ребенка пространство в группе выстроено таким образом, что уставший от подвижных игр ребенок может переключиться на деятельность, развивающую мелкую моторику, а также сможет найти тихий уголок для уединений, где любой ребенок может поиграть один, просто отдохнуть от общества сверстников или, наоборот, могут поиграть небольшой компанией. Учитывая требования ФОП образовательная среда группы делится на пять образовательных областей:
1. Социально – коммуникативная; 2. Познавательная; 3. Речевая; 4. Художественно – эстетическая; 5. Физическая.
В каждой области имеются свои центры. Социально-коммуникативное развитие: Центр сюжетно-ролевых игр снабжен всем необходимым оборудованием и игрушками, в частности есть игровая кукольная мебель, детские кроватки, куклы-пупсы, наборы посуды, наборы овощей, хлебных изделий, кукольные коляски, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, машины-каталки, машины разных размеров и назначений.
Познавательное развитие: Центр интеллектуального развития–подобраны различные настольно-печатные игры: «Сложи картинку», «Найди половинку»; «Кто спрятался?», «Наш огород», домино логические цепочки»; различные мозаики, пазлы. Центр природы и экспериментирования оснащён атрибутами для наблюдения и экспериментирования – емкости с сыпучими, твердыми веществами, мерные ложки фартуки, природный и бросовый материал(шишки, цветные макароны, крышки, желуди, скорлупа ореха, пластмассовые бутылочки. Картинки сезонов природы, дерево-времена года. Центр конструирования занимает свободное пространство на полу, что дает возможность сооружать постройки. Имеются безопасные пластмассовые кубики больших и маленьких размеров, желтых красных зеленых и синих цветов, различные виды конструкторов, машины легковые и грузовые, паровоз.
Речевое развитие: Центр речевого развития включает книжный уголок и уголок театрализованных игр. Книжный уголок оснащен детской художественной литературой по возрасту, энциклопедиями, иллюстрированными изданиями о животном и растительном мире, о жизни людей разных стран, русскими народными сказками, стихами по возрасту, иллюстративным материалом, также имеются столы и стулья для рассматривания и чтения детской литературы. В уголке театрализованных игр представлены различные виды театра :би-ба-бо, пальчиковый, настольный и т. д., имеется ширма для театрализации.
Художественно-эстетическое развитие: Центр музыкальной деятельности способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся держать в руках музыкальные инструменты и знакомятся с ними. Центр изобразительной деятельности способствует развитию самостоятельной художественной деятельности. В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: карандаши, бумага, восковые мелки.
Физическое развитие: Центр физического саморазвития представлен различным инвентарем (обручи, мячи, кольцебросы, мешочки с песком);постоянно пополняются картотеки утренних гимнастик, подвижных игр в группе и на воздухе, упражнений для глаз, дыхания. Оснащение центров периодически меняется, вносятся новые предметы ,игрушки, книги и т. д., что стимулирует игpовую, познавательную, двигательную и исследовательскую активность детей. Предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметoв (в случае необходимости используем ширмы). Такая необходимость возникает достаточно часто, например, во время различных игр. Пространство для перемещения между центрами организовано достаточно хорошо. Дети имеют свободный доступ к игрушками pазвивающим материалам. Следует упомянуть, что все используемое оборудование и развивающий материал полностью соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Предметы мебели подобраны в соответствии с ростом и возрастом детей в группе. Организация ОС в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями детей: мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. В уголке для девочек размещены такие игры как: «Паpикмахерская», «Поликлиника», «Магазин». В нашей гpуппе также рационально используется пространственные возможности раздевалки. По каждой теме (праздники, конкурсы и т.п.)организуются выставки конкурсных работ или оформляются стенды. Есть много места для информационного материала для родителей. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: Образовательная среда одно из важных условий воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, она является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Образовательная среда младшей группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, максимально насыщенна, мобильна и безопасна, содействует реализации всех образовательных областей согласно ФОП, что обеспечивает эффективное pазвитие каждого ребенка с учетом его склонностей и интересов, полностью удовлетворяет возрастными личным предпочтениям детей. Групповое пространство разделено на центры развития с учётом следующих принципов: трансформируемость, вариативность, доступность, безопасность, полифункциональность, каждый центр имеет свою эмблему. Игровое оборудование периодически сменяется согласно сезону, теме и потребностям детей. Группа оснащена необходимыми материалами, учитывающими интересы мальчиков и девочек. Размещение игрушек, пособий производится таким образом, чтобы дети не только могли самостоятельно брать и укладывать на место игровой материал, но при необходимости и передвинуть часть оборудования, освободить площадь групповой комнаты для коллективных игр со строительным материалом или другими игрушками, пособиями. Подборка книг, игр, игрушек постоянно обновляются в соответствии с тематикой недели. Столы, стульчики и мягкую мебель можно перемещать по группе, это позволяет организовать максимальное пространство для игр и развития детей Все игровое оборудование находится на уровне роста детей. Предусмотрено место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать, побыть наедине с собой, расслабиться и восстановить силы. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида №73 «Искорка»
Консультация для воспитателей: «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через любовь к родному краю»
Воспитатель: Глубокая Н.Н.
Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры.
Толстой А. Н
За последнее время в нашей стране происходят большие перемены - Россия переживает один из не простых исторических периодов. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства своей страны. Как бы, не менялось общество, мы не должны переставать любить свою малую и большую Родину и воспитывать это чувство в детях.
Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, толерантное отношение к людям разных народов, экологически целесообразное поведение в природе. Для того чтобы ребенок проявлял интерес к Родине, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения.
Ребенок должен понимать, что каждый человек. Независимо от возраста – часть своего народа, рода, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомится с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы по патриотическому воспитанию.
Цель моей педагогической работы – формирование познавательно интереса и любви к родному краю, его истории и культуре.
Основные задачи по воспитанию патриотизма у детей, через ознакомление с родным краем :
1. Знакомить детей с историей развития родного края.
2. Прививать любовь к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.
3. Способствовать формированию патриотических чувств, чувства гордости, поддерживать преемственность поколений.
4. Продолжать учить отображать в творческих работах красоту родного края.
5. Воспитывать бережное отношение к поселку, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.
6. Создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины.
Для того, чтобы воспитать у детей патриотическое воспитание, необходимо иметь опыт работы по данной теме, ознакомится с методической литературой, с программой с учетом ФОП, составить систему работы, включающую перспективный план, конспекты, по разным образовательным областям (с учетом ФОП).
Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, включить в работу с детьми упражнения, игры, проекты, в структуру, которых вписывается региональный компонент. Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно – прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому приобщить детей любить родной край мне помогают художественные средства: стихи, загадки, народные песни и сказки, пословицы о Родине.
Накопление опыта по патриотическому воспитанию – это система, которая предполагает поэтапное вхождение ребенка в данную сферу, начиная с младшего возраста.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит ребенок пред собой, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики» - писал К. Д Ушинский.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие – то даты, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать, то все это постепенно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова и снова, и именно они привязывают его к родному дому, родным людям.
Дети младшего возраста должны знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые находятся на ближайших улицах, школа, магазин, почта, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Все задачи нравственно – патриотического воспитания решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, быту, так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь, в детском саду и дома, его взаимоотношение со сверстниками и взрослыми.
В средней группе следующим этапом по воспитанию патриотизма является формирование личности ребенка, его воспитание как гражданина, патриота начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Поэтому начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей, теплой, уютной атмосферы. Каждый день должен для ребенка быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, радостными чувствами. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, семье, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Основным методом работы в средней группе являются беседы о родном крае, экскурсии к памятникам, в музей, рассматривание иллюстраций и фотографий города, края, природы республики и конечно тематические занятия на такие темы» Мой родной край», «Природа родного края», «Мы в Ставропольском крае живем».
В старшей группе большое внимание уделяется нравственным идеалом, традициям народов , быту русского народа. Именно акцент на знание истории народа, его культуры помогает в дальнейшем с уважение и интересом относится к культурным традициям других народов. Мою группу посещают дети разной национальности, с разной культурой, поэтому проводились беседы на тему «Что такое дружба», «Семейные традиции».
Сейчас тема моей работы с детьми в старшей группе «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем». В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности, дети знакомятся с городом , его районами, селами, с особенностями местности, сферами деятельности людей, животным и растительным миром родного края. О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь. При этом я стараюсь научить детей мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.
В своей работе применяю разнообразные формы работы с детьми – экскурсии, развлечения, праздники, конкурсы, викторины, проекты. Часто эти формы сочетаются в одном мероприятии. Большое внимание уделяю закреплению знаний и выражению впечатлений, полученных детьми, в разнообразной деятельности, изобразительной, театрализованной, игровой, трудовой, речевой.
Во все этапы моей работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем входит тесная связь с семьей, кА ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Не имея помощь и поддержку родителей было бы трудно достичь желаемого результата, ведь без примера взрослых, которые являются авторитетом в глазах детей, трудно привить детям любовь к Родному краю, к Родине.
В своей работе стараюсь гармонично сочетать использование новых технологий, обращаюсь к региональному компоненту, фольклору, народной педагогике, интернет ресурсам.
Исходя из опыта работы в этом направлении, можно утвердительно сказать, что дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному краю, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания.
Я считаю, очень важно продолжать свою дальнейшую работу в этом направлении, прививать детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....