Конспект занятия
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 20"
Конспект занятия для детей старшей группы
"Эти русские матрешки"
воспитатель:
Гришанова-Штанько Л.В.
г.Курск, 2023
«Эти русские Матрёшки»
конспект НОД для детей старшей группы
Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – Матрёшкой.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с историей возникновения народной игрушки, кукле, сувенире - Матрешки, разновидностях Матрешек, их характерными особенностями; с творчеством русского народного художественного промысла: росписи Матрешек;
- формировать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт Матрешки разнообразными узорами (элементы семёновской, загорской, полхов - майданской, сергиев – посадской матрешки);
- закрепить умение детей расставлять игрушки по возрастанию и убыванию, умение соотносить предметы по высоте.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие;
- развивать интерес детей к народному творчеству, изобразительной деятельности;
- развивать эстетическое восприятие, воображение, мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
- развивать самостоятельность, фантазию в придумывании рисунка сарафана для Матрёшки;
- развивать основные движения, повышать двигательную активность;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к своему народу, к труду народных умельцев, чувство гордости за свою страну, любовь к Родине и ее национальным традициям;
- воспитывать любовь к народному искусству;
- воспитывать у детей умение работать самостоятельно, аккуратно.
Интеграция: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материалы, оборудование: короб, Матрёшки (Семёновская, Загорская, Полхов - Майданская, Сергиев – Посадская матрешка), русские народные мелодии.
ХОД НОД:
Воспитатель: Ребята, нам дети с другой группы передали короб. Посмотрите, какой он красивый. А интересно что же в нём лежит?
Ответы детей.
Воспитатель: А что в нём лежит, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы - ……
Дети: Матрешки.
Воспитатель: Правильно, матрешки.
Воспитатель достаёт и показывает Матрёшку.
Воспитатель: Это старинная игрушка. С ней любили играть мои и ваши бабушки, и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире. Давайте поближе познакомимся с Матрешкой. Матрешка – это кукла, изображает она русскую крестьянскую девушку. Вы знаете, когда появилась матрешка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Я вам сейчас расскажу историю, о том, откуда произошла русская матрешка.
Появилась первая матрешка около 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна. Назвали ее старинным русским именем – Матреной, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. А ласково её называли Матренушка, Мотронушка, Матрешечка. Вот так и появилась на свет фигурка девочки в русском сарафане.
Воспитатель: А знаете ли вы из чего сделана Матрешка?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Верно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её акварельными и гуашевыми красками. После того как расписали, покрывают лаком. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовой игрушке. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой свой характер.
Воспитатель: А что же внутри у Матрёшки?
Дети: Другие Матрёшки.
Воспитатель: Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на её сестрёнок.
Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе.
Воспитатель: Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два — Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.
Воспитатель: Посчитайте сколько сестрёнок Матрёшек у нас получилось?
Дети: Пять Матрёшек.
Воспитатель: А какие Матрешки?
Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.
Воспитатель: Давайте с ними поиграем! Посмотрите на них. Расставьте их по росту.
Дидактическая игра «Расставь по возрастанию, убыванию».
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы! Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие глаза прикрыл длинными ресницами. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся. А еще наши матрешки любят играть, давайте вместе отдохнем и вместе играть начнем.
Воспитатель: Но не одна Матрёшка к вам пришла, а с подружками своими.
Воспитатель достаёт из короба других Матрёшек.
Воспитатель: Как вы думаете, они одинаковые?
Дети: Нет.
Воспитатель: А чем они отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно нарядом. Им они могут похвалиться все. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Воспитатель: А что находится на лице у матрёшки?
Ответы детей.
Воспитатель: Улыбаются Матрёшки, у них румяные щечки. Посмотрите внимательно на всех Матрёшек, у них нет рук, они просто нарисованы.
Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах Матрёшечки разные получаются.
Физкультминутка «Мы - веселые матрешки».
Мы – веселые матрешки Руки на щечках, покачивают головой влево, вправо.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
На ногах у нас сапожки, Поочередно выставляют правую и левую ногу.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
В сарафанах своих пестрых, Повороты туловища направо-налево.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
Мы похожи, словно сестры, Руки на щечках, покачивают головой.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
Воспитатель: Молодцы! Садитесь на свои места.
Воспитатель показывает Семёновскую матрёшку.
Воспитатель: Это Матрёшка изготовлена в городе Семенов, там есть центр по росписи матрешек. Отсюда и получила она своё название – Семеновская матрешка. Особенностью росписи этой Матрёшки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты красивых и пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров?
Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый, красный.
Воспитатель: Какой узор на сарафане?
Дети: Цветы, ягоды, листья.
Воспитатель: А на голове у матрешки что?
Дети: Платок.
Воспитатель: Платок у Матрёшки завязан на узелок.
Воспитатель: А это соседка Семеновской матрешки Майдановская матрёшка. Она производится в Полхов – Майдане, поэтому ее так и называют. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, а на голове полушалок с цветами, из-под платка обязательно видны кудри. У нее нет и таких деталей как сарафан, фартук, как у Семеновской матрешки. Вместо этого – условный овал, на котором большой букет цветов. Её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку.
Воспитатель показывает другую Матрёшку.
Воспитатель: Эта матрешка из села Загорское, поэтому и называется загорская матрешка. Посмотрите на неё, скажите пожалуйста, во что она одета и чем украшена её одежда?
Дети: Одета в сарафан, кофточку с вышивкой, поверх сарафана одет передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек.
Воспитатель показывает Сергиев – Посадскую матрешку.
Воспитатель: Эта Матрёшка называется Сергиев – Посадская, изготовлена в Сергиев-Посаде. Во что она одета?
Дети: Одета она в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан.
Воспитатель: Эти Матрёшки всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.
Воспитатель: Посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена эта Матрёшка?
Дети: Желтый, красный, синий.
Воспитатель: Вот такие красивые и разные Матрёшки. У каждой матрешки есть авторы, и живут они в разных городах, поэтому и названия их зависят от того места, где их расписывают. И Матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Дети: Мы познакомились сегодня с Матрёшкой.
Воспитатель: А что вы узнали нового о Матрёшках?
Ответы детей.
Воспитатель: Что мы с вами рисовали?
Ответы детей.
Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы расскажите о Матрёшках дома своим родителям?
Ответы детей.
Воспитатель: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что вместе с русской березкой и самоваром, она стала символом страны, России. Эта кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, национальный сувенир. А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось сегодня с вами узнавать много нового и интересного, надеюсь и вам тоже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...