Роль сказки и детского фольклора в развитии детей
статья
В статье говорится о роли сказок, потешек, загадок в развитии детей дошкольного возраста. Роль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazki_i_detskogo_folklora_v_razvitii_detey.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сказки и детского фольклора в развитии детей
«Начало искусства слова — в фольклоре»
М.Горький
Понятие «фольклор» в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.
В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества - фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит, влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.
В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше начать знакомить малыша с фольклором, чем чаще это делать, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.
Роль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если вы хотите помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.
Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у нас взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.
Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка.
С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Сказка способствует общению.
В сказках заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Некоторые родители в своем семейном воспитании используем в своей речи поговорки и пословицы. Благодаря им дети могут ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, окрашивают свою речь, образно описывают предметы, давая им яркие и сочные описания.
Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Сначала можно загадывать детям загадки описания, загадки про различные предметы, окружающие нас в жизни. На первых порах дети отгадывают их с помощью картинок, так как можно к каждой загадке правильно подобрать картинку – отгадку. Потом, уже познакомившись с помощью загадок со свойствами предметов и явлений, они могут отгадывать их без картинок – подсказок. Разгадывание загадок может превратиться в игру. Можно сами придумывать загадки про окружающие нас предметы, про то, что мы видим. Сначала это делаем только мы, взрослые, но со временем дети могут так же их придумывать. Необходимо стараться всегда поддерживать эту инициативу по сочинению загадки. В результате работы с загадками можно развивать способность к обобщению, анализу, помочь сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Наконец, особое внимание, стоит обратить на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыши слышат сразу же после рождения - мы убаюкиваем их ласковыми, спокойными колыбельными песенками. Например такими как: колыбельная медведицы из мультфильма «Умка», «Спи моя радость усни», «Спят усталые игрушки» из телепередачи «Спокойной ночи малыши», «Котенька – коток» и другие.
Кроме того, можно развлекать малышей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Это и «Ладушки – ладушки», «Сорока- ворона, кашку варила…» и многие другие.
Так же большое внимание необходимо уделять и сказкам, как русским народным, так и сказкам других народов. В большинстве случаев родители читают сказку перед сном и обязательно ее обсуждают. Дети всегда очень эмоционально воспринимают сказку. Одну и туже сказку можно читать несколько раз, для того чтобы ребенок понял ее смысл. Что бы ничего, не отвлекало от восприятия сказки, иллюстрации можно рассматривать после чтения, или на следующий день.
Если сказку читали утром, вечером можно всем вместе нарисовать героев сказки, а так же понравившуюся сценку. Так же специально для обыгрывания сказок можно использовать несколько видов тетра: пальчиковый, настольный, варежковый, или просто подобрать героев сказки из имеющихся игрушек. Мы постоянно все вместе играли в сказку, проговаривали диалоги героев сказки, дальше разворачивали сюжет, придумывали новые сюжетные линии, новые диалоги, вводили новых героев. Дети с удовольствием придумывали продолжение понравившейся сказки.
При обыгрывании сказки можно воспользоваться методом моделирования, когда герои сказки замещаются определенными моделями, например кружочками. В процессе моделирования дети могут заменять героев разными другими предметами: кубиками, кирпичиками, разными палочками и другими предметами.
Мы с детьми подготовили небольшое представление по любимой сказке. Участвовали в нем как сами дети, так и родители. Сказку мы показали всем ребятам, посещающим детский сад. Всем очень понравилось.
Еще совместно с детьми мы сделали книжки самоделки по сказкам.
Ко всему вышесказанному хотелось бы добавить, что благодаря сказкам у детей расширяется словарный запас, они стараются правильно строить диалог при общении, развивается связная логическая речь, формируется умение задавать вопросы.
Резюмируя, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.
Сказка в полной мере должна использоваться в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем.
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей.
Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение.
Сказки должны входить в воспитание детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких сказок должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка. Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
Список литературы
1. Бахтин В.С. От былины до считалки. – Л.: Детская литература, 1982
2. Князева О.Л. Маханаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство – Пресс. 2000
3. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Поддьякова Н.Н., Сохина Ф.А. М.: Просвещение 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», находит свое место в устраиваемых народн...
Статья «РОЛЬ СКАЗКИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....
«Роль сказки в формировании социально - личностном развитии детей».
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок..» Эти слова, сказанные А.С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни. Во все врем...
Сценарий встречи в родительском клубе. "Детский фольклор в развитии детей младшего дошкольного возраста"
Данная публикация - готовая разработка к проведению встречи с родителями в родительком клубе на тему о детском фольклоре и его развитии в жизни малыша....
Статья: "Роль сказки в речевом и всестороннем развитие детей ".
В наше время книги отошли на второй план, их заменили компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители тоже предпочитают дать ребёнку своему планшет: как хорошо – тишина, никто не мешает им зан...
Буклет «Детский фольклор в развитии детей»
Буклет «Детский фольклор в развитии детей»...
Роль устного народного творчества (фольклора) в развитии детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Фольклор – благодат...