Мастер класс для педагогов ДОУ по теме: «Методы и приемы организации работы по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Кулябина Надежда Юрьевна

Обобщить знания педагогов ДОУ о методах и приёмах организации работы по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста; повысить уровень компетенции педагогов ДОУ по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа центр развития ребенка детский сад «Гнёздышко».

Мастер класс для педагогов ДОУ по теме:

«Методы и приемы организации работы по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста».

Выполнил воспитаель:

Беликина Н. Ю.

п. Искателей

2019г.

Цель: обобщить знания педагогов ДОУ о методах и приёмах организации работы по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста; повысить уровень компетенции педагогов ДОУ по данной теме.

Оборудование: 

  1. Для презентации: ноутбук, проектор, экран;
  2. Для практической части: 
  • костюм «Мойдодыра», костюм «мамы», костюм «ребенка» - колготы;
  • чудесный мешочек, фишки с изображением одежды и фишки с изображением мыльных изделий;
  • чемодан с вещами для раздачи, за правильные ответы (колготки, носки, рукавички, перчатки, шапка, расческа, лента для волос, мыльница с мылом, полотенце, гребешок, мочалка);  
  • разрезные картинки с изображением последовательности алгоритмов «Моем руки», «Одевание на прогулку», два подноса для этих картинок;
  • листы бумаги а4, 2 письменные ручки;
  • распечатанные загадки для игры «Мимика жесты»;
  •  буклеты с играми по самообслуживанию.

Ход мастер-класса.

Ведущий - Добрый день  уважаемые коллеги. Предлагаем вам принять участие в нашем мастер классе для педагогов. Надеюсь, что тема, которую мы затронем, будет для вас интересной, а материал будет полезным.

Я хочу вам процитировать высказывание Януша Корчака:

«Если вы умеете определять радость ребёнка и её силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…»

Как вы думаете, какая тема нашего мастер класса? – (Ответы коллег)

Ведущий - Тема нашего мастер класса «Методы и приемы организации работы по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста ».

Я не буду вам читать много лекционного материала, ведь мы собрались здесь для того, чтоб проверить самих себя.

Теоретическая часть.

Ведущий - В  дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

В дошкольном возрасте, как на первом этапе трудового воспитания, происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Коллеги, а какие виды труда дошкольников Вы знаете? – (Ответы коллег) 

Ведущий                                                     (Слайд 1)

 (одеваться, раздеваться, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Задача формирования навыков самообслуживания актуальна для всех возрастных групп.

Труд в природе обладает большими возможностями для решения задач нравственного, умственного и эстетического развития личности.

Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.

Сегодня тема нашего  разговора -  самообслуживание, т.е. он является основным видом труда младшего дошкольника. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Следует помнить, что важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего и дошкольного детства - самостоятельность. Именно в раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок способен научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться туалетом.

Какие же задачи стоят перед нами, педагогами групп младшего дошкольного возраста?

 - (Ответы коллег)

Показ слайдов

Практическая часть.

Ведущий - Сейчас мы выстроим нашу работу следующим образом мы с вами не будем передвигаться с одного помещения в другое, а останемся в данном зале.

Сейчас мы с помощью чудесного мешочка, разделимся с вами на две команды.

Ведущий – Итак, у кого жетончик попался с предметами одежды – это первая команда, садимся в правую сторону,  у кого жетончик попался с предметами связанными с гигиеной – это вторая команда, садимся в левую сторону.

Каждая команда придумывает себе название и девиз. (звучит легкая музыка)

- (Ответы коллег) (под музыку появляется Мойдодыр)

Мойдодыр -  добрый день, дорогие педагоги. Я великий умывальник, знаменитый Мойдодыр, умывальников начальник и мочалок командир! Я пришёл не для того, чтобы проверить знания, а помочь вам вспомнить методы и приемы организации работы по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Мойдодыр - первое задание, которое я вам предлагаю, заключается в следующем: я предлагаю вам карточку с названием алгоритма. Вам необходимо выбрать из предложенных картинок, те, которые соответствуют вашему алгоритму, собрать его последовательно и наклеить на лист.

(1)Игра «Правильный алгоритм»

(предложить педагогам  карточки: алгоритмы «Моем руки», «Одевание на прогулку»).

(После выполнения задания педагоги демонстрируют и комментируют свой алгоритм).

Мойдодыр - А теперь проверим, верно ли вы выстроили последовательность ваших алгоритмов. (на слайде правильный ответ).

Ведущий – (Объясняет)

«Моем руки».

Сначала закатываем рукава, чтобы не намочить их.

 Открываем кран с водичкой (Воспитатель помогает, кому это нужно).

Можно спросить деток – «Водичка холодная или теплая?», «Не боятся наши ручки водички?»

Можно произнести потешку или стишок например

«Ой… лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся!

Ты всегда перед едой

Руки чисто с мылом мой».

Подставим ручки под водичку, потом мы берем мыло и намыливаем ручки круговыми движениями.  И опять же можно рассказать стишок детям.

«Ускользает как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится».

Можно спросить деток – «Какого цвета у вас мыло?»

И сказать  «Как вкусно оно пахнет, такое душистое…

Держите его в ручках крепко, а то оно очень скользкое!»

Теперь снова подставим ручки под воду и хорошо смоем мыло.

Стряхиваем с ручек оставшиеся капельки в раковину, стараемся не брызгать на пол и друг на друга, закрываем кран.

Теперь подходим к своему полотенцу.

Спросить «Какая у тебя картинка?» (напомнить, если кто-то не запомнил).

Подходим, снимаем свое полотенце с крючочка и насухо вытираем каждый пальчик и ручки с обеих сторон.

Вешаем полотенце обратно, каждый на свое место (помогаем по мере необходимости).

(За правильный ответ Мойдодыр дает вещь из чемодана)

Ведущий – Теперь проверим правильность алгоритма у другой команды, внимание на слайд. (объясняет)

«Одевание на прогулку»

Снимаем сандали и убираем их в свой шкафчик.

Снимаем носочки. Всю одежду кладем рядом с собой на скамейку.

Дальше мы снимаем шортики и юбочки.

Шортики и юбочки кладем к своим носочкам и начинаем снимать кофточки, рубашечки, платья…

Можно произнести потешку или стишок например

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

Первыми мы одеваем колготки.

Достаем из своих шкафчиков кофточки и одеваем их. Кофточки мы все заправляем в колготки.

Теперь мы достаем из своих шкафчиком штаны. Одеваем сначала на одну ножку, потом на другую…

Нынче за окном мороз.

Чтоб ребенок не замёрз,

Надеваем мы штанишки –

Будем бегать в них вприпрыжку.

Достаем из шкафчиков свои ботиночки и одеваем их. Не забывайте, что наши ножки должны «дружить», а не «врозь» быть.

Достаем шапочки и одеваем.

Теперь достаем из шкафчиков свои красивые курточки и одеваем их.

Кто уже одел куртки достаем рукавички, шарфики и одеваем их.

(За правильный ответ Мойдодыр дает вещь из чемодана)

Мойдодыр - второе задание, которое я вам предлагаю называется –

(2) «Литературная разминка».

Вам надо назвать детские литературные произведения, которые будут полезны при воспитании у детей такого качества, как самостоятельность. (Ответы коллег).

(На слайде правильный ответ).

(За правильные ответы Мойдодыр дает вещь из чемодана)

Мойдодыр – третье  задание, которое я вам предлагаю называется

(3) «я сам!».

Составьте список дел с которыми ребенок может справиться, без вашей помощи.

(Звучит легкая музыка) Список дел обсуждается. 

Ведущий зачитывает слайд.

Ведущий – Получается, что многие действия дети выполняют самостоятельно, с помощью взрослого устраняют непорядок в одежде, складывают одежду, умываются, едят, частично одеваются и раздеваются.

 Для того что бы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности.

Сейчас мы узнаем, какие предметы личной гигиены необходимы для каждого ребенка.

И поиграем в игру

(4) «Мимика и жесты».

Ведущий – Участники команд по очереди загадывают друг другу предложенные загадки о предметах личной гигиены с помощью жестов и мимики. После того как команда соперников отгадывает загадку, ее зачитывают вслух.

(За правильный ответ Мойдодыр дает вещь из чемодана)

Ведущий – А сейчас давайте разберемся в ситуации.

(5)Игра «Разберемся в ситуации»

1 ситуация – 1 команда.

1. Танюша (2,5 лет) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец – то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню» и быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:

- Сам! Сам! Сам!

- Сиди спокойно! И не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Ведущий – Правильно ли поступила мать? Обоснуйте ваше мнение.

- Как вы думаете, почему она так поступила?

Ведущий – В детском возрасте «Я сам!» проявление стремления к самостоятельности. Оно появляется очень рано, надо поддерживать это стремление. «Я сам!» — это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые.

2 ситуация – 2 команда.

2. Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому , как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет:

- «Не хочу!», - «Не умею!».

Зато дома, со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их,  его жалеют:

- «Он такой беспомощный! Такой маленький!». Это часто произносится в присутсвии мальчика.

Ведущий – «Чем обусловлена беспомощность Алеши?»

- «Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку»

- «Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?»

Ведущий – Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его. В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае – беспомощным, упрямым.

Мойдодыр – следующее задание, которое я вам предлагаю, называется

(6)«Найди ошибку».

Вам необходимо рассмотреть фотографию, найти в ней неточность.

(на слайде появляются фотографии с ошибками, а после с правильными ответами).

1.На столе нет салфеток.

2. Ребёнок сидит в кофте, шапке и надевает колготки.

3. Ребенок во время мытья рук не закатал рукава.

4. Ребёнок вытирает рот/нос рукавом.

5. Ребёнок ерошит волосы.

Мойдодыр - Молодцы, вы верно ответили, а сейчас я хочу спросить у вас какие стишки, потешки, загадки, на тему самообслуживания, вы знаете. (ответы коллег)

(За правильный ответ Мойдодыр дает вещь из чемодана)

Ведущий – А теперь давайте посчитаем у кого больше предметов, чья команда у нас больше знает про самообслуживание.

Победила команда «……» Давайте похлопаем команде «….»

Мойдодыр - Я рад был присутствовать у вас. Надеюсь, на то, что наш мастер класс, дополнил ваши знания. Хотел бы вам преподнести буклеты.

До свидания.

Ведущий –

На этом мастер-класс подошёл к концу.

Хотелось бы закончить его стихотворением Константина Мурзалиева

«Я САМ!»

Я всё умею делать сам:

Сам просыпаюсь по утрам,

Сам говорю – Пора вставать

Сам застелю свою кровать!

Я сам! Я первый на ногах!

Сам одеваюсь впопыхах,

Чтоб никуда из-за меня

Не опоздала бы родня!

Сам чищу ваской башмаки,

Сам завяжу на них шнурки

Как следует, без узелка,

А это ж целых два шнурка!

И вот иду я в детский сад,

Я сам! Не то, что год назад!

Метёт метель, сечёт ли дождь,

А ты идешь себе, идешь…

Я и до школы бы дошел,

Я сам дорогу бы нашел!

Но только надо, говорят,

Сперва закончить детский сад!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если вы умеете определять радость ребёнка и её силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…»

Слайд 2

Методы и приёмы организации работы по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста

Слайд 3

Виды труда детей дошкольного возраста Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя. Хозяйственно - бытовой труд имеет общественную направленность. Это труд по поддержанию порядка в помещении, на участке. Труд в природе – это труд по уходу за растениями, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д. Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани.

Слайд 4

1 младшая группа Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды) Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком) Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке Обучать детей порядку одевания и раздевания Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Учить правильно надевать одежду и обувь.

Слайд 5

2 младшая группа Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой

Слайд 8

«Правильный алгоритм» «Моем руки» «Одеваемся на прогулку»

Слайд 9

«Моем руки» 1. Закатываем рукава 2. Открываем кран 3. Берем мыло, намыливаем ручки 4. Смываем мыло, закрываем кран Снимаем полотенце с крючка, Насухо вытираем руки 6. Вешаем полотенце обратно Опускаем рукава

Слайд 11

«Одеваемся на прогулку»

Слайд 12

«Литературная разминка» И. Муравейка «Я сама» З. Александрова «Что взяла, клади на место» А. Барто «Девочка чумазая» К. Чуковский « Мойдодыр » К. Чуковский « Федорино горе » М. Зощенко «Глупая история» Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться» В. Бычко «Невеличка» Л. Воронкова «Маша – растеряша» Н. Носов «Заплатка»

Слайд 13

«Я сам!» Мыть руки, засучивая рукава, не намочив одежду; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; насухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности : одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы. Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому. Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом. Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Убирать игрушки, строительный материал в определенное место. Выполнять небольшие поручения взрослых.

Слайд 14

«Мимика и жесты»

Слайд 15

«Разберемся в ситуации»

Слайд 16

«Найди ошибку» 1. Ребенок вытирает руки полотенцем, не сняв его с крючка 2. Ребенок во время мытья рук не закатал рукава 3. На столе нет салфеток 4. Ребёнок сидит в кофте, шапке и надевает колготки

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

1ff5afb1f0c461a6.jpeg 991a5897411cb07f1e2ad36e7f4b87fb.jpg00000010413_1-1000x1000.jpg28531f00bc3920a4c1dc5275aeda28a0.jpg548948.png604734_3.jpeg1020056077.jpgaTqo4LrBc.jpgbef540058beaf0b168f6964009a106b0.jpgBlouse_2.pngCK0001014522.jpgd2a145699bf5324c8cc4163c55320419.jpgdepositphotos_43375477-stock-illustration-bow-tie-vector-illustration.jpgdepositphotos_100851872-stock-illustration-russian-fur-hat-earflaps-icon.jpgdepositphotos_113345798-stock-illustration-tights-dodo-collection.jpge225a61b5b0f.jpg

gamashi-optom-5659.jpgimg_5710a77b39631.jpgimg_5710ac69716eb.jpgn1234208.pngphpbmDmpA_Naster-klass_0_4.jpegpngtree-hand-painted-gloves-png-clipart_3039593.jpgpngtree-vector-windbreaker-png-clipart_3363343.jpgscarf-clipart-winter-7.jpg

suit_1.gifthumb_img_5710aa4dba91f_resize_900_5000.jpgМочалка1.jpgМОЕ СОЛНЫШКО ШАМП.jpg mylo-2.pnghello_html_769b438.jpgdepositphotos_24579791-stock-photo-soap-and-soap-box.jpg

cos12914-550x850.jpgclipart-brosse-a-dent-6-284x300.jpgc7c9c516cfa41cba01b33b32f884aa88.jpgb9bcbd33c45cc876669990e2ccca0633.jpgb96e5bc045eeea7276b8880a883b311f.jpg1495386278_original.jpg2-47.jpg55396171-vector-illustration-of-vintage-pink-hand-mirror.jpg2091457.jpg142673.jpg45118.750x0.jpg 800px_COLOURBOX5868894.jpg 5AZQRAD.jpg



Предварительный просмотр:

Хожу брожу не по лесам, а по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей.

Костяная спинка, жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит, нам усердно служит.

Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое,

Всегда под рукою – что это такое?

Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Дело ясное вполне: пусть отмоет руки мне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»В соавторстве с Сухарниковой Г.Р....

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

В работе представлены методы  и приемы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  и детей младшего дошкольного возраста....

Методы и приемы сказкотерапии для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

материал для воспитателей, который поможет организовать деятельность детей, направленную на развитие умения общаться...

"Организация работы по формированию отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста"

Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего – ребенка младшего дошкольного возраста. В последние годы появляется все больше детей с нарушением псих...

Журнал для родителей "Трудовичок" Выпуск №3Тема выпуска: "Все работы хороши" Формирование первоначальных представлений детей младшего дошкольного возраста о труде взрослых.

    Для младших дошкольников характерен естественный интерес к деятельности взрослых, однако большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат, все компон...

«Средства формирования навыков самообслуживание в младшем дошкольном возрасте»

laquo;Средства формирования навыков самообслуживание в младшем дошкольном возрасте»...