"Организация работы по формированию отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Карпенко Ирина Богдановна

Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего – ребенка младшего дошкольного возраста. В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. В этой связи весьма актуальным становится поиск средств и методов, направленных на развитие эмоциональной сферы младших дошкольников, в частности, эмоциональной отзывчивости. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Организация работы по формированию отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила       воспитатель

   Карпенко Ирина Богдановна

г.о. Химки, 2022 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Особенности  эмоциональной  сферы  детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….………………...6

Глава 2. Психолого-педагогические средства воспитания, способствующие развитию отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста………………………………………….…………………………….…11

Глава 3. Содержание эффективной работы по формированию отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста средствами игры…………………………………………………………………………..…13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16

Список используемой  литературы……………………………..…………..….17

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня во всем мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни малыша являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного и эмоционального развития.

Педагоги, психологи и физиологи открыли огромные возможности развития детей, определили значение периода раннего детства, а именно возраст трех лет для всего дальнейшего формирования эмоциональной личности ребенка. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

К сожалению, в настоящее время исследования данной проблемы отходят на второй план, в центре внимания исследователей ставятся вопросы интеллектуального развития дошкольников, тем не менее эффективность и направленность интеллектуального развития тесно связана с развитием эмоциональной сферы детей. Недоразвитость эмоциональной сферы отрицательно сказывается на всех сторонах развития ребенка: интеллектуальной, физической, эстетической и т.д.

        Актуальность выбранной нами темы работы «Организация работы по формированию отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста» объясняется тем, что эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего – ребенка младшего дошкольного возраста. В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. В этой связи весьма актуальным становится поиск средств и методов, направленных на развитие эмоциональной сферы младших дошкольников, в частности, эмоциональной отзывчивости.  

ОБЪЕКТ исследования – эмоциональная отзывчивость младших дошкольников.

ПРЕДМЕТ исследования – организация работы по формированию отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста средствами игры.

ЦЕЛЬ исследования – выявить эффективные игровые технологий, средства и методы формирования отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста в условиях МАДОУ № 32.

Цель исследования обусловлена следующими ЗАДАЧАМИ:

  1. Охарактеризовать особенности эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
  2. Охарактеризовать психолого-педагогические средства воспитания, способствующие развитию  отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста.

3. Определить содержание эффективной работы, способствующей развитию отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста средствами игровых технологий, средств и методов.

Согласно объекту, предмету, цели и задачам исследовательской работы была выдвинута следующая ГИПОТЕЗА: Эмоционально отзывчивый ребенок находится в пространстве комфорта: душевное (эмоциональное) благополучие маленького человечка зависит от микроклимата, сложившегося в социальной среде, в которой он растет. Она должна сформировать у малыша чувство защищенности, внутренней свободы и доверия к окружающему миру. Это чувство способен дать малышу только взрослый – любовью, заботой, вниманием, участием в его жизни. Именно взрослый обеспечивает ребенку развивающее общение, передавая социальный опыт и знания об окружающем мире.

Глава 1. Особенности эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста

Третий год жизни – это переходный период в жизни ребенка от раннего детства к дошкольному возрасту.

И в жизни человека, и в жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции – своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций ребенок воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает.

Одной из характеристик субкультуры детства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. По мнению В.В. Зеньковского, раннее детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни. Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний

        Эмоциональная отзывчивость дошкольников понимается в первую очередь как:

  • умение откликаться на события» явления окружающей
  • действительности;
  • способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;
  • эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.

Эмоциональная отзывчивость является внешним проявлением внутреннего состояния ребенка и выступает показателем благополучного или затрудненного вхождения в социальную ситуацию и принятия определенной социальной роли. Эмоциональный способ взаимодействия с окружающими людьми является для ребенка первичным и искренним, поэтому содержание и характер эмоциональных отзывчивости детей в раннем возрасте представляет особый интерес.

Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, они как и ощущение, имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.

Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: улыбка, смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости, проходит усталость. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек «подавлен». Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний. Резкое выражение отрицательных эмоций – плач.

Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка. Сюда относятся проявления удовольствия и неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т.п. Наряду с этим рано начинают проявляться и такие элементарные чувства, как страх и гнев.

Эмоциональная отзывчивость как психолого-педагогический феномен в основе своей имеет сложный комплекс эмоций, пробуждаемых происходящими событиями, которые воспринимает малыш. В связи с этим эмоции детей отражают приоритетные потребности и стремления в процессе общения со взрослыми, а также степень их удовлетворенности. Одна из ведущих социальных потребностей ребенка – это потребность в признании и принятии взрослыми, особенно близкими и значимыми, удовлетворение которой не только влияет на характер отношений ребенка с окружающими и на особенности поведения, но и определяет жизненную позицию формирующейся личности. Негативные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения.

Ребенок, совершая первые шаги, стремится познать окружающий мир во всем его многообразии и сложности. В период раннего детства активность ребенка в открытии различных сторон действительности является поразительной, удивляя взрослых неиссякаемой энергией поиска ответов на бесконечное множество вопросов обо всем. Результативность действий ребенка обусловлена спецификой способов, которые позволяют ему познавать не только основные характеристики и свойства объектов, но и понимать сущность и закономерности происходящих явлений и событий.

Период детства рассматривается философами, психологами и педагогами как особая субкультура жизни человека, которая отличается своеобразным языком, смыслами и тайнами, набором способов познания, переживания и преобразования окружающего, знаками и символами, выражающими представления о мире и отношение ребенка к действительности.

Одной из характеристик субкультуры детства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. Ребенок испытывает различные эмоциональные состояния и переживания, среди которых наше внимание обращено на социальные эмоции. Природа данного вида детских эмоций рассматривалась в ряде фундаментальных исследований. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович и других ученых отмечалось интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В процессе усвоения ребенком социальных ценностей, норм и идеалов, его эмоции приобретают более богатое содержание и сложные формы проявления.

Выделяя факторы, влияющие на содержание и способы выражения эмоциональных состояний детей, ряд исследователей подчеркивает роль взрослых, семьи и значимость отношений со сверстниками, то есть социальные условия развития эмоций ребенка (Е.П. Урунтаева, М.И. Лисина и др.). Это указывает на то, что развитие эмоций детей, в частности социальных, – это управляемый процесс, который позволяет воспитывать эмоции, делать их, по мнению Л.С. Выготского, культурными.

Взаимообусловленность эмоций и потребностей личности, по мнению П.В. Симонова, определяет роль эмоций как посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, как средство трансформации ценностей, которые становятся содержанием побудительных мотивов поведения личности. В связи с этим социальные эмоции детей отражают приоритетные потребности и стремления в процессе общения со сверстниками и взрослыми, а также степень их удовлетворенности. Одна из ведущих социальных потребностей детей – это потребность в признании и принятии другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми, удовлетворение которой не только влияет на характер отношений ребенка с окружающими и на особенности поведения, но и определяет жизненную позицию формирующейся личности. Негативные социальные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения.

Хрупкий мир детских переживаний характеризуется открытостью и эмоциональной подвижностью. Ситуативный характер эмоций и динамика видов социально-эмоциональных проявлений взаимосвязаны с системой личностных отношений, в которую включается ребенок в процессе совместной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми.

При деформации личностных отношений, выражающейся в агрессивности и замкнутости, враждебности и напряженности между людьми, неизбежно возникает ситуация эмоционального дискомфорта, которая тяжело переживается ребенком и оставляет свой, порой неосознаваемый, негативный след. Эмоциональная память ребенка фиксирует и длительно сохраняет эмоциональные образы пережитых событий.

Социальные эмоции детей также можно рассматривать и как своеобразный знак личностной успешности при изменении социальной ситуации. Расширение социального ролевого репертуара поведения ставит перед ребенком задачу оценивания новых условий и выбора соответствующих действий. В новой жизненной ситуации дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встает необходимость осваивать новый социальный статус, включаться в новый круг общения, принимать иные правила поведения.

Глава 2.   Психолого-педагогические средства воспитания, способствующие развитию  отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста

          Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, поэтому в данной работе наиболее подробно рассмотрено такое условия формирования эмоциональной отзывчивости как игра.

      В настоящее время разработано ряд программ организации совместной деятельности педагога с группой дошкольников, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения.

       В частности, представители социо-игровой педагогики призывают обозначать как можно больше целей для данного вида деятельности. Для группы в целом это может дать возможность создания благоприятного эмоционального климата, теплых, доверительных отношений между воспитанниками, а для отдельного воспитанника  возможность выразить свое внутреннее состояние, напряжение, отреагировать на негативный травмирующий опыт, быть услышанным и принятым. Программа легко направлена на коррекцию поведенческих особенностей: агрессивно повеления или наоборот, тревожности, зажатости, стеснительности.

Все зависит и от лично потенциала и мировоззрения педагога .

 

Формирование эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного                 возраста средствами игры

       

Социо-игровая педагогика изначально разрабатывалась как достойная замена классическому подходу к образованию детей. В её основе лежат принципы, которые близки самому человеческому существу.

Педагог существует наравне с детьми, стремится создать атмосферу, в которых детям бы узнавать новое и делиться своими знаниями с окружающими. Дети воспринимают задачу каждый в меру своих возможностей. Но основное преимущество – «здесь и сейчас», выразить своё отношение к происходящему.

Равноправность в заинтересованности. Для педагога это значит, что всем участникам должно быть интересно в процессе данной деятельности.

Работа в микрогруппах. Внутри группы возникают благоприятные эмоциональные условия для сравнения себя, уходит эффект давления лидера.

Смена мизансцен, меняется пространство, где происходит действие (приветствие выполняется, сидя на стульчиках, на ковре).

Снятие запрета на двигательную активность.

Метод конгруэнтной коммуникации помогает ребенку ориентироваться в своих чувствах и чувствах другого человека, вербализировать внутренне состояние. Для этого необходимо, чтобы происходила стимуляция активности собеседника, помощь в поисках решений. В основе лежит принцип – видеть ребенка как личность, имеющий возможность выбора, возможность справиться с проблемой. При этом необходимо доверять ребенку и его чувствам.

Игровая недиректнвная терапия, по Вирджинии Экслайн ненавязчивое присутствие наблюдателя в естественной для ребенка ситуации игре.

Опыт игровой терапии это удобный случай для ребенка изучить себя во взаимодействии с другими людьми (педагогом и участниками группы). Поведение педагога при этом подразумевает подтверждение защиты и безопасности ребенка .

Таким образом, рассмотренные методы, игровые приемы совместной деятельности педагога с детьми позволяют создать благоприятный микроклимат общения со сверстниками, снимать напряжение, направляют на коррекцию поведенческих особенностей.

 

Глава 3. Содержание эффективной работы по формированию эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста средствами игры

     Система работы по формированию эмоциональной отзывчивости включает раздел: формирование отзывчивости через игру.

     Для удобства использования программы и планирования занятий приводимые далее игры и упражнения на развитие навыков общения, разбиты на три категории, соответствующие этапам:

1) зачин (начало), вхождение в процесс;

2) работа в круге (контакт);

3) завершение, почин.

      При этом они не имеют тематической привязки друг к другу и могут использоваться в любых сочетаниях, которые подсказывает педагогу его интуиция. Время, отводимое на каждый этап, варьируется .

 Таблица

№ п/п

Название этапа

Задачи, комментарии

1

Зачин (предконтакт)

Отвлечься, отключиться от повседневности, настроиться на другую недирективную форму работы. В этом могут помочь телесная активность, движения, присутствие сказочных персонажей (кукол).

2

Работа в круге (контакт, основная часть)

Упражнения, проводимые в форме круга, способствующие развитию умения эмоционально откликаться, сопереживать эмоциям близких; отражать полученные впечатления в речи; решать спорные вопросы и конфликты с помощью речи.

3

Почин (постконтакт)

Если дети соприкоснулись с какими-то переживаниями, дать им уйти в нормальном состоянии, прийти в себя.

 

           Работа велась с детьми младшего дошкольного возраста в направлении: формирование эмоциональной отзывчивости средствами игры.

В процессе работы были проведены игры и упражнения на формирование положительных отношений друг к другу. Они использовались в произвольном сочетании, без определенной тематики, варьировалось время, если дети чувствовали себя некомфортно, неуверенно. Занятия проводились в групповой комнате.

         Для зачина в кругу проводилось такое упражнение как «Ритуал приветствия», чтобы создать условия доверительного контакта с каждым участником группы. Со словами «Дай ладошечку, моя крошечка…», протягивала руки навстречу ребенку. Большинство детей откликались на просьбу, испытывали положительные эмоции (улыбались, внимательно смотрели). С некоторыми детьми контакт устанавливался не сразу, они наблюдали за действиями воспитателя, сверстников, впоследствии осторожно протягивали свои ладони. В дальнейшем с ними проводились упражнения в индивидуальном формате, для коррекции поведения – замкнутости.

        Также на этом этапе были использована игрушка – котик, который по очереди здоровался с детьми, гладил лапками каждого ребенка, говорил ласковые слова «Хороший Сашенька или хороший Никита». Затем дети сами брали игрушку, действовали с ней.

       С помощью сказочного Колобка, дети показывали свое эмоциональное состояние, поворачивая к себе той стороной, которая отражала настроение ребенка. У всех детей они вызывали положительные ассоциации, воспринимали их как безопасных собеседников.

        На втором этапе в игре «Зайчик позвонил по телефону» дети  выражали свое внутренне состояние с помощью мимики, жестов, показывали грусть или улыбку. Сообщали по телефону, что « я весёлая, меня все дома любят» или « я – грустная, проснулась так ».

«Чего боится зайчик», дети получали возможность выразить свои страхи. Придумывали рассказы «Зайчик боится волка, он – злой», «Зайчик боится медведя – он большой, сильный».

«Кто лучше разбудит» Дети по очереди будили спящую кошечку по – разному: ласковыми словами кошечка, пушистая, нежно поглаживали спящего ребенка.

      В игре «Кто знает больше «мирилок», где создавались условия для обучения проявлению чуткости, отзывчивости, большинство детей сначала проявляли настороженность, когда слоник ( игрушка ) стал ссорится со всеми детьми. Далее вспоминались «мирилки», применялся прием с помощью мизинчика « Мирись, мирись, мирись…».

         В этой ситуации у одного воспитанника проявились элементы агрессии (ударил игрушку). С ним велась работа по выяснению причин такого поведения, по снятию агрессивного поведения (консультация для родителей), налаживанию положительного контакта с со сверстниками.

     На третьем этапе, в играх «Падает листочек», «Тихий час для мышат» создавались условия для позитивной обстановки, развития самоконтроля, релаксации. Все дети пытались повторить плавные движения воспитателя, эмоционально отзывались на спокойную, расслабляющую музыку, быстро успокаивались.

           Практическая реализация системы работы по формированию эмоциональной отзывчивости средствами игры показала, что она оказывает влияние, на социальные явления жизни, на изменение отношения к окружающим: возникает замысел сюжетных игр, дети становятся более дружелюбными, ласковыми, начинают видеть плохое настроение других детей и пытаются их рассмешить, успокоить поглаживая по руке или предлагая игрушку.

 

Заключение

      Данная работа проводилась с целью изучения такой важной для социализации ребёнка  младшего дошкольного возраста комплексной характеристики личности как эмоциональная отзывчивость, изучить теоретические аспекты данной проблемы, формы и методы формирования эмпатии у детей данного возраста.

      Практические задачи работы заключались в планировании системы формирования эмоциональной отзывчивости у детей и включение некоторых компонентов системы в повседневную деятельность воспитателя.

       Эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших способностей, данных человеку. Несмотря на то, что у детей младшего дошкольного возраста небольшой опыт представлений о чувствах, эмоциях, существующих в реальной жизни, задача педагогов состоит в том, чтобы развивать эмоциональную сферу ребенка.

        Проблема формирования эмоциональной отзывчивости интересна, актуальна, а дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования данного качества, поэтому планируется продолжение работы в данном направлении. Эта форма делает детей социально более адаптированными.

 

 

 

Список используемой  литературы 

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 Федеральный Государственный  образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Андреенко, Т.А., Алекинова, О.В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.

3. Анисимов, В. П. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития / В. П. Анисимов // Дошкольное воспитание.– 2010.– №3.– С.13 .

4. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников для занятий с детьми 3–5 лет / Р.С.Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

5. Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста [Текст]: дис.канд.психол. наук / Т.П. Гаврилова. – М.,1977.

6. Жуковская Р.И., «Игра и ее педагогическое значение».-М.: Педагогика, 1975.

7. 10. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. ФГОС ДО / автор составитель / М.В. Егорова. –Волгоград: Учитель, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»В соавторстве с Сухарниковой Г.Р....

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Фольклор является действенным средством воспитания мышления, нравственности, развития эмоциональной сферы ребёнка. Эмоциональная отзывчивость, как личностное качество ребёнка, предполагает процессы вч...

«Комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия малых форм песенного фольклора»

Необходимость приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной музыкальной культуре, в частности к малым формам песенного фольклора, является важнейшим фактором и условием формирования и разв...

Доклад на педсовете. Тема: "Организация работы с родителями по формированию ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста "

Работа по формированию здорового образа жизни заключается в том, чтобы совместно с родителями сформировать у детей привычки, которые сохраняют и укрепляют здоровье с детсва: соблюдение режима дня, пра...

Буклет "Формирование эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста"

Буклет "Формирование эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста"( из опыта работы)...

Журнал для родителей "Трудовичок" Выпуск №3Тема выпуска: "Все работы хороши" Формирование первоначальных представлений детей младшего дошкольного возраста о труде взрослых.

    Для младших дошкольников характерен естественный интерес к деятельности взрослых, однако большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат, все компон...

Мастер класс для педагогов ДОУ по теме: «Методы и приемы организации работы по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста»

Обобщить знания педагогов ДОУ о методах и приёмах организации работы по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста; повысить уровень компетенции педагогов ДОУ по данной ...