Методы и приемы сказкотерапии для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
картотека (старшая группа) на тему

Зубова Екатерина Владимировна

материал для воспитателей, который поможет организовать деятельность детей, направленную на развитие умения общаться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_skazkoterapiya.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«Встреча сказочных героев»

Цели:

1. Развить умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.

2. Учить оценивать результаты совместного общения.

3. Формировать новый опыт взаимоотношений между детьми.

Каждому ребенку подбирается  сказочный персонаж, который обладает противоположными личностными качествами. Конфликтному ребенку дается роль персонажа, который со всеми дружит. (Мальчик с пальчик), ребенку с низкой самооценкой  - роль героя, которым все восхищаются (Илья Муромец), активному ребенку — роль, предусматривающую ограничения активности (стеклянный человечек, стойкий оловянный солдатик) и т.п. Сказочные герои могут быть вымышленными.

На роль «волшебника», который ребятам давал по пять «жизней», и которых они могли лишится, если изменят поведение своих героев назначается более активный ребенок группы.

Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора дети выбирают сами. (взаимоотношения героев). У некоторых детей могут возникать затруднения в самоопределении своего персонажа. Например конфликтному ребенку сложно играть роль Мальчика с пальчик. По ходу игры нужно добиваться осознания, что он в этой игре хороший персонаж и исправления своих ошибок. После игры можно  провести дискуссию.

Работа со сказкой « Особенное растение» (О. Хухлаева)

         Дети слушают и обсуждают сказку:

Наступила весна. Зазеленели листочки на деревьях, прилетели птицы, которые улетали на зиму в теплые края. В лесу на полянах стала появляться зеленая травка и первые растения. Одни росли на пригорках, где много солнышка, другие — в низинах и оврагах, а некоторые — вдоль дорог и лесных тропинок.

Днем все растения радовали людей своей красотой и весенним ароматом. А вечером, когда темнело и становилось тихо, разные растения рассказывали друг другу удивительные истории. Каждый вечер они выбирали кого-то одного и внимательно слушали его рассказ.

И вот однажды, когда рассказали свои истории одуванчик, мать-и-мачеха, осока и камыш, вдруг с дороги раздался тихий голос: «Я еще не рассказал свою историю». «Кто там пищит у дороги?» — басом спросил камыш. «Это я, подорожник. Я хотел бы...» — подорожник очень стеснялся говорить. «Ну и чего ты хотел бы? Неужели тоже историю рассказать? - заговорили все растения одновременно. — Да разве у тебя бывает в жизни что-то интересное, ты вечно в пыли! Какая от тебя польза?» Подорожник хотел ответить, но промолчал. И все скоро забыли о нем.

А подорожник начал разговор сам с собой: «Разве я могу сравниться с этими прекрасными растениями?. Кто может сравниться с красотой камыша? А одуванчик? Только он так быстро умеет менять свои наряды! А какое варенье варят из него! А у меня нет ни запаха, ни красоты, ни красивого платья...» От этих мыслей подорожнику стало невыносимо горько, и он разрыдался. Медленно наступила ночь, в лесу становилось прохладно. Подорожник плакал и приговаривал: «Ну и пусть холодно. Пусть я заболею и умру. Все равно никому не нужен».

Проснулся он от ласкового прикосновения солнышка. Хотел улыбнуться, но вспомнил вчерашний день и загрустил. Вдруг с поляны раздался детский плач — это какой-то малыш упал и разбил коленку. Из ранки текла кровь, и мама его бегала по поляне и громко кричала: «Ну где же подорожник? Только он может помочь!»

«Ой, это меня ищут. Это моя помощь требуется малышу», — подумал подорожник. И он стал изо всех сил шевелить листочками, привлекая к себе внимание. А когда женщина увидела его, то он протянул ей самый лучший листок. «Спасибо, подорожник, что ты есть», — сказала женщина, приложила листочек к ранке сына, и они пошли дальше.

И только тогда все растения увидели, какой он, маленький подорожник! Растения подружились с подорожником, который оказался еще и интересным собеседником, умевшим рассказывать замечательные истории.

Работа со сказкой «Верь в себя» (О. Хухлаева)

         Верь в себя В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым, делать что-то полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и совсем ' не верил в себя. «Разве я что-то могу? Разве я что-то сумею? Мне страшно вечером в темноте, страшно одному дома, страшно далеко плавать», — думал он. Поэтому в лесу все его звали Зайчишкой-трусишкой. От этого ему становилось грустно, обидно. И он часто плакал, когда оставался один. А не дразнил Зайчонка только его единственный друг Барсучок.

И вот как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска сломалась, и он упал в реку. Он не умел плавать и стал барахтаться и кричать, прося о помощи. А Зайчонок умел немного плавать, но он сам очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка». Не думая об опасности, он бросился в воду и вытащил друга на берег. Барсучонок был спасен!

Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что это Зайчонок спас друга. Но потом стали хвалить Зайчонка и устроили большой праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им, и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. И на всю жизнь он запомнил слова, которые сказал сам себе в трудную минуту: «Верь в себя — и ты победишь!»

После чтения происходит обсуждение сказки. Потом каждому ребенку предлагается сыграть роль зайчонка в финальной сцене: он становится на стульчик посреди группы, а остальные хором кричат: «Верь в себя – и ты победишь!».

Работа со сказкой «Сказка про медвежонка»

 Медвежонок шел по лесу и увидел ребят: еще медвежонка, лисенка и волчонка, они играли. Медвежонок подошел к ним, и они его приняли в игру, в прятки.

Но потом они его прогнали, потому что он им не понравился. Он неправильно играл, громко кричал. Медвежонок обиделся и убежал домой.

Дома сказал маме, что его прогнали из игры. Вместе они пошли обратно и нашли их. Мама хотела их съесть, но ребята объяснили, почему они его прогнали. Медвежонок понял, что ему надо было спокойно играть и никому не мешать. Тогда он подружился с ребятами, они объяснили, как надо играть и что делать. И тогда медвежонок стал играть вместе с ребятами, и у него даже получалось прятаться лучше всех. Так они проиграли до самого вечера. А потом все вместе пошли в гости к медвежонку, и там его мама угостила зверюшек сладким медом. На следующее утро они опять встретились и весело играли целый день.

Обсуждение сказки:

  • Почему зверюшки прогнали медвежонка?
  • Почему мама медвежонка хотела съесть ребят, но не съела?
  • Почему ребята приняли медвежонка обратно?

Работа со сказкой «Как незабудка не смогла подружиться» (Гавриченко О.)

Ведущий рассказывает детям сказку о цветке, которому никак не удавалось подружиться, просит их подумать, почему это произошло, а затем объяснить, как незабудка все-таки сумела сделать это.

Недалеко от большого города был лес, а в лесу была поляна, на которой росли разные лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве запевали свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.

Цветы на этой поляне были разнообразные, и они умели разговаривать. Каждый из цветов рассказывал другому лесные новости или играл в мячик из капелек росы.

Всем цветам было весело и интересно жить на этой лесной поляне Однажды утром на поляне появился новый цветок на тоненьком стебельке с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном.

- Ты похож на обыкновенную траву, — сказали большие красные цветы Мака - ведь ты такой зеленый.

- Нет, — ответил новый цветок, — я цветок Незабудка.

- Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся! — сказали Ромашки, покачиваясь на тонких ножках. — Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно и цветов по имени Незабудка не знаем.

- Таких цветов не бывает, — зазвенел Колокольчик, — нас много живет на этой поляне, мы не знаем цветов по имени Незабудка.

И все цветы на поляне сказали:

-        Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем дружить с тобой.

Маленькая тоненькая зеленая Незабудка посмотрела на себя: «Да. Я вся зеленая, и бутон мой не раскрылся, никто и говорить со мной не хочет, и играть тоже...» От этой мысли она почувствовала себя очень одинокой и всеми покинутой. Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, и нераспустившийся бутон наклонился к земле... Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил Незабудку спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки:

- Смотрите, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. Я похожа на солнце.

  • А мы, — зазвенели колокольчики, — самые звонкие на всей поляне! Мы знаем много песен и лесных историй.

А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее никто и не слушал, ведь она была не похожа на цветок.

«Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился и они увидели, что я тоже цветок», — так думала Незабудка.

Вдруг на поляну пришли люди, и Незабудка испугалась, что на нее наступят и уже никто никогда ее не увидит, ведь она такая же зеленая и тонкая, как трава. Но этого не случилось.

На следующий день Незабудка так сильно постаралась, так сильно напрягла свои силы, что из бутона появился цветок — очень красивый, голубой с белым, по форме своей непохожий ни на один цветок на поляне.

На радостные голоса цветов прилетели птицы, которые стали щебетать:

Летая по всему лесу, мы нигде не встречали такого прекрасного и необычного цветка.

Цветы устроили бал в честь Незабудки, где она танцевала и пела лучше всех и рассказала самую интересную лесную историю. Бал в ее честь продолжался целый месяц. Ее выбрали Королевой бала цветов, и на ее венчике засверкала корона. Незабудка на королевском троне испытала большое счастье и радость, ведь она сама смогла найти в себе силы для того, чтобы ее бутон раскрылся и все увидели, что она Незабудка — прекрасный цветок.

Работа со сказкой «Цветочные характеры»

Жил-был Садовник. Он очень любил цветы, выращивал их, ухаживал за ними.

Все цветы радовали Садовника своей красотой, запахом, но у каждого цветка был свой характер.

Красавица Роза, желая показать свою неприступность, больно ранила шипами Садовника, когда он пропалывал вокруг нее сорняки.

Общительный Колокольчик развлекал Садовника веселой беседой, а Вьюнок удивлял его своей смелостью и настойчивостью – он всегда стремился вверх и совершенно не боялся высоты.

Другие цветы тоже отличались характером.

Но характеры, оказывается, могут меняться, и один из цветков изменил свой характер.

Как же это произошло?

Красивая, но неприступная Роза стала замечать, что ее красота никому не видна. Ее не срывали для букетов, которыми украшали праздники, не сажали на клумбах.

-- Почему так происходит?-- Спросила она Садовника.

-- Ты очень гордишься своей красотой и больно ранишь своими шипами всех, кто к тебе прикасается, а это не слишком приятно. Я – Садовник и люблю цветы с любыми характерами, но остальные не будут любить тебя только за красоту.

Роза прислушалась к словам Садовника и постаралась сделать свои шипы не такими острыми. А если кто-то наклонялся к ней, чтобы насладиться ароматом лепестков, она вежливо и с улыбкой предупреждала: «Осторожнее, у меня на стебле выросли колючки, я тоже от них страдаю, не пораньтесь, пожалуйста».

Такие изменения в характере Розы не прошли незамеченными.

Ее приветливость всем пришлась по душе, красота восхищала, аромат поднимал настроение, а на шипы почти никто не обращал внимания.

Работа со сказкой «Как волк дружить научился»

Жил-был злой волк. Он всех кусал, игрушки отнимал. Нравилось ему быть злым. То обругает кого-то, то толкнет и убежит. Надоело это зверям. Хотели они его побить, но мудрый орел сказал: «Давайте лучше уйдем от волка». Ушли звери. Волк сначала обрадовался, а потом загрустил, заскучал. Стал он звать зверей: «Идите ко мне, не буду кусаться, ругаться, драться, а только защищать всех буду». Поверили звери волку и вернулись. Только лиса все равно говорила: «Плохой волк, плохой волк». А тут как раз охотники в лес пришли за лисой охотиться. А волк их отогнал. И тогда и лиса, и все звери как закричат: «Какой волк смелый, какой волк хороший!».

После прочтения сказки детям задаются вопросы:

- Почему звери не стали бить волка, а просто ушли от него?

- Почему волк захотел вернуться?

- Как вы думаете, почему лиса все-таки не поверила волку?

Подвижная игра «Дотронься до...»

Инструкция: Вы все одеты по-разному. Я буду говорить: «Дотронься до... синего!» Все должны быстро сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета.

Затем педагог просит дотронуться до того, на ком надет джинсовый сарафан, черные шорты, кто самый высокий, у кого самые светлые волосы и др.

ЦИКЛ ТРЕННИНГОВЫХ ИГР И ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ .

Игра «Небоскреб»

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

Необходимые приспособления: 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, башня строится заново.

Игра «Горячая картошка»

Описание: эта игра позволяет почувствовать и понять, что иногда в жизни неудача неизбежна и что с ней надо уметь справиться. Одновременно она показывает, как легко помочь тому, кто в беде.

Материалы: одна картофелина.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она — особенная. Теперь вам надо представить, что эта картофелина очень горячая. Поэтому мы должны передавать ее друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то мы все представим, что он обжег пальцы. И что тогда? Еще у нас в игре есть стоп-часы. Это ребенок, который сядет за кругом к нам спиной и время от времени будет кричать: «Стоп!», когда захочет. Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках, и он «обжигается». (Интервал для стоп-часов должен быть от 30 до 60 секунд.)

Ай-яй-яй! Для него это настоящая беда. Но, к счастью, мы можем его утешить. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи и мягко покачают пару раз из стороны в сторону, пока ре бенок с картошкой не скажет: «Дальше». И снова быстро-быстро передаем картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не закричат «Стоп!». (Позаботьтесь о том, чтобы роль стоп- часов исполняли несколько детей, сменяя друг друга.)

Игра - знакомство «Моё имя»

Описание: Дети передают мячик друг другу и называют свое имя так, какое звучание его имени ему больше всего нравится (Лена, Леночка, Алена, Елена…), и как он хочет, чтобы его называли в группе.

Игра «Только вместе»

Цель: Обучить детей устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения партнера.

Содержание: Дети встают парами и вместе держат мяч (каждый ребенок старается держать мяч двумя руками). По команде дети должны одновременно присесть, стараясь не выпустить мяч из рук, пройти по группе, попрыгать. Их главная задача – научиться действовать согласованно, не выронить мяч.

Упражнение дыхательная релаксация «Доброе животное»

Ход игры: Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Дети прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг в круг, поднимают руки вверх. Выдох — шаг назад, руки опускают.  Повторить 5—6 раз.

Игра «Вежливые слова»

Цель: Развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

Ход игры: игра проводится с мячом по кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи).

Чтение и обсуждение стихотворения «Вежливый ослик»

Был ослик очень вежлив,

Воспитанный он был.

Всем улыбался, кланялся

И «Здравствуй» говорил.

Потом он отходил на шаг

И говорил:

- Тюлень – тюфяк,

А заяц – трус,

А лев – дурак,

А слон – обжора и толстяк…

Ни разу доброго словца

Он не сказал ни про кого, --

И я прошу тебя, дружок,

Не будь похожим на него.

Происходит совместное обсуждение ситуации:

  • Вежливый ли ослик на самом деле?
  • А почему? Ведь ослик улыбался, кланялся, говорил – «Здравствуй».

 

Игра «Непослушный ослик»

Дети выполняют движения по тексту, стоя в кругу или расположившись парами:

Если б мой ослик был непослушный,

Я бы не стал его дергать за уши!

Мы бы катались с ним на карусели

Вместе кружились смеялись и пели

Вместе бы съели по вкусной конфете,

Самый мой славный ослик на свете!!!

(В конце нужно обнять соседа и покачаться).

Подвижная игра «Путаница»

Цель: способствовать формированию умения работать в группе. формирование чувства общности, принадлежности к группе.

Ход игры: Выбирается ведущий, который отворачивается или выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и встают в круг. Затем круг, не отпуская рук, запутывается (дети перешагивают через руки стоящих напротив, перекручиваются и т. д.). После чего ведущий должен круг распутать так, чтобы руки во время распутывания не разорвались.

Игра «Незаконченные предложения»

Воспитатель предлагает детям закончить следующие предложения:

–Я люблю, когда...

–Меня беспокоит...

–Мне плохо, когда...

–Я не могу...

–Я хорошо умею...

Игра «Сборщики»

Ход игры: Масса всевозможных мелких игрушек разбросана на полу. Участники игры разбиваются на группы по 2 - 3 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего двумя свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов. Предметы, собранные каждой группой, подсчитывают. При сборе используется веселая, энергичная музыка.

Игра «Я не люблю»

Цель: Научить детей выражать свое собственное мнение.

Описание упражнения. Воспитатель просит каждого из участников упражнения по очереди рассказать, что ему не нравится в отношениях со сверстниками. Самые первые слова, пусть будут: «Я не люблю». Дети начинают говорить, что они не любят, к примеру: «Я не люблю, когда кто-то говорит неправду.  Я не люблю, когда дерутся. Я не люблю, когда мне мешают, и т. д.» Во время упражнения воспитатель призывает детей к обсуждению высказываний товарищей. В конце упражнения подводится итог, что же больше всего не любят ребята данной группы.

Игра «Магнит»

Описание. Эта игра также подчеркивает принадлежность ребенка к группе очень изящным способом. Ребенок на короткое время становится центром внимания других детей.

Инструкция детям: Я хочу предложить вам игру, в которой каждый из вас побудет магнитом. Станьте в круг и возьмитесь за руки. Когда зазвучит музыка, вы можете двигаться или прыгать, но руки не отпускайте. Когда музыка остановится, я громко назову кого-нибудь из вас по имени, например, Мария. Тогда быстро отпустите руки и бегите к Марии, станьте в тесный кружок вокруг нее и ласково коснитесь ее рукой, потому что она в этот момент - магнит.

Игра «У кого больше любимок?»

Цель: Способствовать формированию у детей умения любить окружающих

Ход игры: Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» -- людей, которых он любит. Предлагается конкурс: назвать как можно больше своих «любимок», то есть любимых людей. При обсуждении итогов делается вывод о том, как хорошо, когда у человека много людей, которых он любит.

Игра «Головомяч» (автор - К. Фопель)

Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках.

Необходимые приспособления: мяч для каждой пары детей.

Описание игры: дети ложатся на живот на пол парами, так, чтобы головы оказались рядом. Тогда между головами нужно положить мяч. Цель игры - встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками!

Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: каково самое большое число детей, при котором можно поднять мяч?

Комментарий: игра достаточно трудна для дошкольников, еще не обладающих хорошо развитой координацией. Но тем не менее она интересна как возможность достичь определенного результата совместными усилиями. Исходное положение, из которого начинается игра, можно менять в зависимости от уровня развития навыков детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В основу коррекционной программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста положены теоретические материалы   Л.С. Выготского  и О.А. Карабановой, ...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИГРЫ

Регулярное использование в педагогической практике коллективных игр повышает социальную активность детей. Дети становятся более инициативными, внимательными друг к другу, уверенными в своих собственны...

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ и семьи.

Дошкольное детство – важный период в становлении личности ребенка. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Каким станет в будущем ребенок, зависит от воспитания. Поэтом...

Роль игры в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Презентация на тему: Роль игры в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир....

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

цель: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.задачи: 1. формировать у детей потребность в сотрудничестве, познавательном и личностном раз...