Доклад «Дидактические игры в обучении детей основам математики».
материал

Лыжина Камила Куранбаевна

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Дидактические игры в обучении детей основам математики».

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

  • С цифрами и числами,
  • Путешествия во времени,
  • На ориентирование в пространстве,
  • С геометрическими фигурами,
  • На развитие логического мышления.

Виды дидактических игр:

  • дидактические игры с предметами,
  • настольно-печатные игры,
  • словесные игры.
  1. К первой группе игр относится обучение обучающихся счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю обучающихся с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», обучающиеся учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» развивают у обучающихся внимание, память, мышление.
  2. Вторая группа математических игр – путешествие во времени. Они служат для знакомства обучающихся с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. Такие дидактические игры как "Круглый год", "Двенадцать месяцев", «Живая неделя», «Наш день», «Когда это бывает?» которые помогают обучающимся быстро запомнить название дней недели и название месяцев,  и их последовательность.
  3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача — научить обучающихся ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. «Отгадай, кто где стоит?», «Найди похожую», «Найди игрушку», «Путешествие по комнате». При помощи дидактических игр и упражнений обучающиеся овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
  4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур обучающимся предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.), и используем дидактические игры «Найди такой же», «Кто больше увидит?», «Посмотри вокруг», «Геометрическое лото».
  5. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

Математические игры я использую во время непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности с обучающимися.

Заниматься со старшими дошкольниками можно в любое подходящее время:

  • в течение утренних часов;
  • во время дневной прогулки;
  • во второй половине дня.

Допускается для занятий организовывать группы различной численности:

  • малые (1-3 человека);
  • средние и крупные, включающие в себя 4-10 обучающихся;
  • одновременные занятия со всеми обучающимися.

Обучающиеся старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании обучающихся дошкольного возраста.

Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития обучающихся мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, где расположены дидактические пособия и раздаточный материал. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"

Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить  собственный уровень знаний путём изучени...

Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".

Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

ОТЧЕТ о выступлении  «Дидактические игры в обучении детей основам математики»...

Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.

Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения....

"Дидактические игры в обучении детей основам математики"

Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим,а следовательно, предсказуем для человека....

Конспект занятия на тему : «Дидактические игры в обучении детей основам математики» для детей средней группы .

Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей....