Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.
статья (средняя группа) по теме
Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_didakticheskie.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Панкевич А.В., воспитатель детского-сада
ГБОУ начальная школа – детский сад№682
Приморского района
Санкт-Петербурга
Дидактические игры в обучении детей основам математике.
В обучении детей основам математике, большое значение приобретают дидактические игры, в которых дети постепенно закрепляют полученные знания и умения. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим воспитанники овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Необходимо вооружить детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Для развития математических представлений у дошкольников посредством дидактической игры выдвигаются следующие задачи:
— закреплять и обогащать математические представления дошкольников через использование дидактических игр;
— обогатить предметно-развивающую среду группы;
— познакомить родителей с содержанием образовательной работы по математике.
В организации образовательной работы с детьми должно учитываться ряд закономерностей.
Во-первых, при знакомстве детей с элементарной математикой необходимо обеспечить ребенку непосредственное восприятие предметов с помощью органов чувств.
Во-вторых, занятия с детьми нужно организовывать преимущественно в форме игры или игровых упражнений, ситуаций.
В-третьих, для математического развития чрезвычайно важным является применение полученных знаний и навыков в житейских ситуациях.
Познавательный материал, с которым дети знакомятся на занятиях, совершенствуется в играх и игровых ситуациях вне занятия. Для этого в группах создаются условия: «Математическая игротека», где размещаются логические, конструктивные игры, материалы для моделирования. Обеспечить принцип наглядности в обучении детей математике помогает: «Уголок занимательной математики» (Яркие цифры, магнитная доска, счетные палочки, пальчиковые игры, математические ребусы, геометрический конструктор, пазлы, а также дидактические игры по направлениям).
В-четвертых, целесообразно дифференцированное использование содержательного материала в работе с отдельными детьми и постепенное его усложнение.
Необходимо учитывать требования к подготовке и проведению НОД:
— планировать содержание с учетом возможностей детей и дидактическими принципами постепенного усложнения материала, построение от простого к сложному;
— продумывать методику работы в соответствии со сложившимися умениями и опытом детей;
— обеспечивать новизну материала;
— активизировать речь детей и побуждать их к самостоятельным действиям с материалами;
— при проведении НОД основным методом является показ предмета и действия с ним, словесные объяснения должны быть предельно простыми и краткими.
Прочное усвоение знаний обеспечивается многократным закреплением действий с предметами в дидактических играх и игровых упражнениях.
Все дидактические игры делятся на группы:
— игры с цифрами и числами;
— игры-путешествия во времени;
— игры на ориентировку в пространстве;
— игры с геометрическими фигурами;
— игры на развитие логического мышления
К играм-путешествиям во времени относятся такие игры как, «Живая неделя», «Круглый год». С помощью данных и других игр дети достаточно быстро запоминают дни недели, времена года, месяцы.
Игры на ориентировку в пространстве : «Расскажи про узор», »Путешествие по комнате», »Найди свой домик». С помощью этих игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее знакомятся с такими понятиями как слева, справа, над, под.
Благодаря таким играм с геометрическими фигурами как «Найди пару», «Что изменилось?», «Домино форм» дети в непринужденной форме узнают новые геометрические фигуры, достаточно быстро осваивают классификацию по разным признакам предмета.
С помощью игр на логическое мышление «Найди лишний рисунок», «Измени по размеру часть», «Чем отличаются», дети учатся строить логические цепочки, делать выводы, стараются мыслить самостоятельно.
А такие дидактические игры с цифрами и числами как «Путаница», «Считалочка», «Цифры», помогают детям освоить прямой и обратный счет. При знакомстве с цифрами используют следующие игры: «Число, как тебя зовут?», «Сложи цифру».
Применение на занятиях данных игр способствуют развитию зрительной памяти, навыков счета, образного мышления. Игровая форма обучения повышает настроение детей, способствует проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное — развивают элементарные математические способности.
Главная роль в развитии ребенка все же принадлежит родителям, поэтому работу с ними понимается как процесс сотрудничества, формирование единых интересов и потребностей между детским садом и семьей.
В индивидуальных беседах с родителями необходимо информировать о результатах обследования: сделать акцент на положительные моменты, вместе с тем можно обсуждать и трудности в представлениях ребёнка и возможные пути помощи ему. Родители должны активно интересоваться успехами детей, выполнять рекомендации. Также с родителями надо проводить консультации: «Дидактические игры с математическим содержанием», «Занимательный математический материал», «Математика в повседневной жизни».
Вывод: Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания в области элементарных математических представлений.
Литература
Арапова-Пискарева П.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и метод.- М. 2008. С. 12-18
Давидчук А.Н. Дидактические игры, занятия в ДОУ. Учитель. 2007. С. 22
Давидчук А.Н. Дидактическая игра – средство развитие дошкольников .Сфера. 2015. С .5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".
Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Тема самообразования:«Дидактические игры в обучении детей основам математики»Цель самообразования по теме:Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формиро...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики.» вторая младшая группа
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Дидактические игры в обучении детей основам математики.»вторая младшая группа...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики.»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение."Детский сад общеразвивающего вида № 27" Отчет по самообразованию педагога по теме:«Дидактические игры в ...
Конспект занятия на тему : «Дидактические игры в обучении детей основам математики» для детей средней группы .
Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей....
Отчет по самообразованию на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
laquo;Дидактические игры в обучении детей основам математики»...
План самообразования воспитателя Хамматовой Алсу Рашитовны на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» 2024-2029 г.г.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...