Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.
статья (средняя группа) по теме

Панкевич Анна Васильевна

Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_didakticheskie.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Панкевич А.В., воспитатель детского-сада

ГБОУ начальная школа – детский сад№682

Приморского района

 Санкт-Петербурга

Дидактические игры в обучении детей основам математике.

     В обучении детей основам математике, большое значение приобретают дидактические игры, в которых дети постепенно закрепляют полученные знания и умения. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим  воспитанники овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Необходимо вооружить  детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

     Для развития математических представлений у дошкольников посредством дидактической игры выдвигаются следующие задачи:

— закреплять и обогащать математические представления дошкольников через использование дидактических игр;

— обогатить предметно-развивающую среду группы;

— познакомить родителей с содержанием образовательной работы по математике.

        В организации образовательной работы с детьми должно учитываться  ряд закономерностей.

Во-первых, при знакомстве детей с элементарной математикой необходимо обеспечить ребенку непосредственное восприятие предметов с помощью органов чувств.

Во-вторых, занятия с детьми  нужно организовывать  преимущественно в форме игры или игровых упражнений, ситуаций.

В-третьих, для математического развития чрезвычайно важным является применение полученных знаний и навыков в житейских ситуациях.

       Познавательный материал, с которым дети знакомятся  на занятиях, совершенствуется в играх и игровых ситуациях вне занятия. Для этого в группах создаются  условия: «Математическая игротека», где размещаются логические, конструктивные игры, материалы для моделирования. Обеспечить принцип наглядности в обучении детей математике помогает: «Уголок занимательной математики» (Яркие цифры, магнитная доска, счетные палочки, пальчиковые игры, математические ребусы, геометрический конструктор, пазлы, а также дидактические игры по направлениям).

В-четвертых, целесообразно дифференцированное использование содержательного материала в работе с отдельными детьми и постепенное его усложнение.

    Необходимо учитывать требования к подготовке и проведению НОД:

— планировать содержание с учетом возможностей детей и дидактическими принципами постепенного усложнения материала, построение от простого к сложному;

— продумывать методику работы в соответствии со сложившимися умениями и опытом детей;

— обеспечивать новизну материала;

— активизировать речь детей и побуждать их к самостоятельным действиям с материалами;

— при проведении НОД основным методом является показ предмета и действия с ним, словесные объяснения должны быть предельно простыми и краткими.

Прочное усвоение знаний обеспечивается многократным закреплением действий с предметами в дидактических играх и игровых упражнениях.

   Все дидактические игры делятся  на группы:

— игры с цифрами и числами;

— игры-путешествия во времени;

— игры на ориентировку в пространстве;

— игры с геометрическими фигурами;

— игры на развитие логического мышления

      К играм-путешествиям во времени относятся такие игры как, «Живая неделя», «Круглый год». С помощью данных и других игр дети достаточно быстро запоминают  дни недели, времена года, месяцы.

Игры на ориентировку в пространстве : «Расскажи про узор», »Путешествие по комнате», »Найди свой домик». С помощью этих игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее знакомятся с такими понятиями как слева, справа, над, под.

Благодаря таким играм с геометрическими фигурами как «Найди пару», «Что изменилось?», «Домино форм» дети в непринужденной форме узнают новые геометрические фигуры, достаточно быстро осваивают  классификацию по разным признакам предмета.

С помощью игр на логическое мышление «Найди лишний рисунок», «Измени по размеру часть», «Чем отличаются», дети учатся строить логические цепочки, делать выводы, стараются  мыслить самостоятельно.

А такие дидактические игры с цифрами и числами как «Путаница», «Считалочка», «Цифры», помогают детям освоить прямой и обратный счет. При знакомстве с цифрами используют следующие игры: «Число, как тебя зовут?», «Сложи цифру».

Применение на занятиях данных игр способствуют  развитию зрительной памяти, навыков счета, образного мышления. Игровая форма обучения повышает  настроение детей, способствует проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное — развивают  элементарные математические способности.

Главная роль в развитии ребенка все же принадлежит родителям, поэтому работу с ними понимается  как процесс сотрудничества, формирование единых интересов и потребностей между детским садом и семьей.

В индивидуальных беседах с родителями необходимо  информировать  о результатах обследования: сделать  акцент на положительные моменты, вместе с тем можно обсуждать и трудности в представлениях ребёнка и возможные пути помощи ему. Родители должны  активно интересоваться  успехами детей, выполнять рекомендации. Также с родителями надо  проводить  консультации: «Дидактические игры с математическим содержанием», «Занимательный математический материал», «Математика в повседневной жизни».

     Вывод: Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания в области элементарных  математических представлений.

Литература

Арапова-Пискарева П.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа  и метод.- М. 2008. С. 12-18

Давидчук А.Н. Дидактические игры, занятия в ДОУ.  Учитель. 2007. С. 22

Давидчук А.Н. Дидактическая игра – средство развитие дошкольников .Сфера. 2015. С .5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".

Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Тема самообразования:«Дидактические игры в обучении детей основам математики»Цель самообразования по теме:Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формиро...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики.» вторая младшая группа

Отчет по самообразованию педагога по теме:«Дидактические игры в обучении детей основам математики.»вторая младшая группа...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение."Детский сад общеразвивающего вида № 27"   Отчет по самообразованию педагога по теме:«Дидактические игры в ...

Конспект занятия на тему : «Дидактические игры в обучении детей основам математики» для детей средней группы .

Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей....

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

laquo;Дидактические игры в обучении детей основам математики»...

План самообразования воспитателя Хамматовой Алсу Рашитовны на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» 2024-2029 г.г.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...