Картотека утреннего и вечернего круга по теме "Россия - Родина моя"
методическая разработка

Телякова Наталья Михайловна

Картотека утреннего и вечернего круга по теме "Россия - Родина моя" разработана для детей разновозрастной группы на неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rossiya_-_rodina_moya.docx65.56 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

утреннего и вечернего круга

по теме

 «Россия – Родина моя»

для разновозрастной группы (3-7 лет)

                                          Составила

                                                                                воспитатель дошкольной группы

                                                 Телякова Н.М.

Карточка №1

Тема «Россия – Родина моя. Я – маленький гражданин России»

Цель: Довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Я – гражданин России».

УТРЕННИЙ КРУГ

  Организация круга

Звучит песня «С чего начинается Родина?», сл. М.Матусовского, муз. В. Баснера.

 Дети собираются в круг.                

Приветствие

«С добрым утром! С новым днём! С новым солнцем за окном!».

Обмен информацией

«Как я провел выходные дни».

Дети передают друг другу флажок Триколор, у кого он в руках, тот рассказывает о том, что нового произошло в его жизни за выходные дни.

 - Дружно сели дети в круг, слева друг и справа друг.

Флажок принимаем мы по кругу, новости рассказываем другу.

Проблемная ситуация

- Интервью «Что означает слово «гражданин?».

Воспитатель. Ребята, представьте, что я корреспондент, мне надо взять у вас интервью (берет микрофон, обращается к старшему ребенку). Леня, как ты думаешь, что означает слово «гражданин»? (Ответ ребенка) Коля, а ты как понимаешь слово «гражданин»? (Ответ ребенка) Ребята, кто еще хочет высказаться по этому вопросу?..(Ответы желающих) Спасибо!

Новости дня

Беседа «Я – маленький гражданин России».

Воспитатель. Гражданин - человек, который родился и вырос в определённом государстве. Он любит свою Родину, свой народ, знает ее историю, обычаи, традиции, отстаивает свои права. А, если придётся, встанет на защиту своего государства.

   Через несколько дней после того, как ребенок появился на свет, родители получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена, отчества и фамилии родителей, название страны в которой родился и гражданином которой является. Этим документом является «Свидетельство о рождении».

     Эта книжка невеличка

     Нет рисунков на страничках

     Но в любое время года все расскажет про тебя.

Рассматривается свидетельство о рождении.

Воспитатель. В свидетельстве о рождении закреплено право на имя. Что еще есть у человека, кроме имени? (Отчество, фамилия) Откуда берется отчество у человека? (ответы детей) Отчество присваивается ребенку по имени отца. Коля, как зовут твоего папу? Какое у тебя отчество? Давайте посмотрим, все ли знают свое отчество. (спросить у нескольких детей их отчество)

 Ко всем людям мы обращаемся одинаково? (Нет) Обращаться по имени можно к друзьям, родным, брату, сестре, а вот по имени и отчеству – к старшим людям. Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете уважение к нему.

   У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

    Как вы думаете, откуда взялись фамилии? (ответы детей)

   Давным-давно, когда на Земле людей было не очень много и жили они небольшими семьями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Со временем людей стало больше. Труднее стало различать и понимать о ком идет речь. Придумали фамилии. Но где взять так много фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца, по месту жительства, по профессии, которой занимался человек. Например, Иван Иванов, по имени человека Иван, Мария Нагорная, по месту жительства: на горе, Дарья Рукодельная, Иван Кузнецов - по профессии. Потом фамилия переходила от отца к сыну. Уже сын мог жить в другом месте и заниматься другим делом, но фамилия у него оставалась. Попробуйте догадаться или спросите у родителей о происхождении ваших фамилий.

    У каждого гражданина есть свои права и обязанности, их много. Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется? (Конституция.)

Конституция Российской Федерации – это основной закон страны.

А на что мы имеем право? (ответы детей)

 На здоровье, свободу, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, отдых, образование. Самое важное - право человека на жизнь.

    Дорогие ребята! Хотелось бы закончить наше путешествие словами великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова: «Поэтом можешь ты и не быть, но гражданином быть обязан». Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны.

Дидактическая игра

«Давайте познакомимся!».

Задачи: закрепить свою фамилию, имя, отчество.

 (на полу лежат три веревки разного цвета: зеленая – фамилия, красная – имя, синяя – отчество. Ребенок, подходя к веревкам по очереди, называет свое имя, отчество, фамилию).

Динамическая пауза

«Наша Родина - Россия».

В нашей стране горы высокие,        тянутся на носочках вверх

Реки глубокие,                                   присаживаются на корточки

Степи широкие,                                 раскидывают руки в стороны

Леса большие,                                    руки вверх

А мы — ребята вот такие!               показывают большой палец

Пальчиковая гимнастика

«Что мы Родиной зовём?»

-Что мы Родиной зовём? 

Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх

Дом, где мы с тобой живём!

 Показать над головой домик

И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём 

Руки поднять вверх, расслабить и покачать как березки качаются от ветра

- Что мы Родиной зовём?

 Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх

Поле…

руки ладонями вверх развести в стороны, показать широкие поля нашей Родины

… с тонким колоском,

 ладони совместить, плавными движениями влево-вправо и вверх показать как растёт колосок

Наши праздники и песни, 

хлопают в ладоши

Тёплый ветер за окном. 

губы трубочкой – дуть и одновременно руки в стороны, сгибая в локтях, показать как дует ветер

- Что мы Родиной зовём? 

Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх

Всё, что в сердце бережем! 

Прижать руки к груди, плечи вперед

И под небом Синим-синим 

Поднять руки вверх и в стороны, посмотреть вверх

Флаг России над Кремлём! 

Ладони совместить большие пальцы, прижать к указательным, движение ладонями влево-вправо – показать, как колышется флаг на ветру

Стихотворение недели

Наша Родина, Г. Ладонщиков.

И красива и богата наша Родина, ребята.

 Долго ехать от столицы до любой ее границы.

Все вокруг свое, родное: горы, степи и леса:

 Рек сверканье голубое, голубые небеса.

 Каждый город сердцу дорог,

 Дорог каждый сельский дом.

 Все в боях когда-то взято и упрочено трудом!            

Работа с календарем

- Настало время поработать с календарём погоды.

На календарь вы посмотрите, какое время года нам скажите?

Время года дежурный нам назовет? Стрелку правильно повернет?

(стрелка стоит на другом времени года). Леня, почему ты стрелку отвернул от картинки, где дети купаются в речке? (ответ ребенка)

Ребята, сегодня первый день недели. Как он называется? Какая погода была, когда вы шли в детский сад? (ответ детей) Леня, выстави, пожалуйста, в календаре число, день недели, месяц, погоду.

 Планирование совместной

деятельности

Совместное планирование деятельности на текущий день.

Презентация центров активности.

Предоставление права выбора центра активности.

  Ритуал окончания круга

Подвижная игра

Русская народная игра «Золотые ворота». Задачи: развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

ВЕЧЕРНИЙ КРУГ

Организация круга

Звон колокольчика.

- Дружно встали дети в круг, слева друг и справа друг.

Флажок по кругу принимаем, имя, отчество, фамилию свою называем!

Коммуникативная игра

Коммуникативная игра «Мое имя, отчество, фамилия».

Цель: помочь в запоминании имен, отчеств, фамилий.

Артикуляционная гимнастика

Задачи: развивать артикуляционный аппарат, укреплять мышцы языка, губ.

Комплекс «Моя Родина – Россия»:

 «Широка моя страна родная» - упр. «Лопаточка», широкий кончик языка положить на расслабленную нижнюю губу, удерживать артикуляционную позу под счет до 10. (7 раз).

«Узкие реки» - упр. «Иголка», рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы видны, вытягивать узкий язык вперед, удерживать под счет до 10, 7 раз.

«Высокие горы» - упр. «Парус», удерживать под счет до 10, 7 раз.

«Глубокие озера» - упр. «Чашечка», приподнять боковые края и широкий кончик языка вверх, удерживать под счет до 10, 7 раз.

«Стены Кремля» - упр. «Забор», удерживать под счет до 5, 7 раз.

Итоговая беседа

Интервью «Итоги дня».

- Представим, что я корреспондент и беру у вас интервью о прошедшем дне. Ульяна Сергеевна, расскажите, пожалуйста, было ли что то, что вас сегодня огорчило? (ответ ребенка) что было интересного сегодня для вас? (ответ ребенка) за что вы бы себя похвалили? (ответ ребенка) (используется микрофон, опрашиваются все желающие дети)

Пожелания на

завтрашний день

Интервью «Что, Вы, пожелаете другу?».

(Используется микрофон)

Ритуал окончания дня

Очень жаль нам расставаться, но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать, нужно крепко всех обнять! (дети обнимают друг друга)

Карточка № 2

Тема «Россия – Родина моя. Государственные символы России»

Цель: Довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Я – гражданин России».

УТРЕННИЙ КРУГ

  Организация круга

Звучит песня «С чего начинается Родина?», сл. М.Матусовского, муз. В. Баснера.

 Дети собираются в круг.                 

Приветствие

«С добрым утром! С новым днём! С новым солнцем за окном!».

Обмен информацией

«Что я видел по дороге в детский сад?».

Задачи: развивать память, внимание, наблюдательность, связную речь, прививать желание делиться впечатлениями, умение слушать товарища.

Дети передают друг другу флажок Триколор, у кого он в руках, тот рассказывает о том, что видел по дороге в детский сад.

 - Дружно сели дети в круг, слева друг и справа друг.

Флажок принимаем мы по кругу, что видели по дороге в детский сад рассказываем другу.

Проблемная ситуация

- Ребята, скажите, пожалуйста, что отличает каждую страну между собой? (флаг, гимн, герб, президент страны).

Новости дня

 Беседа «Государственные символы России».

    - Россия – страна, в которой мы живем. Ее площадь занимает первое место по территории среди всех стран мира (показать на карте). У каждой страны есть главный город – столица. Какой город является столицей России? (Москва).

Кто является президентом России? (Владимир Владимирович Путин) (показать фото).

   У каждой страны есть свои государственные символы. Как вы думаете, что такое символ? (ответы детей) Назовите официальные символы России.

   Правильно! Это флаг, герб и гимн. К ним надо относиться с уважением. Сегодня мы познакомимся с этими символами.

  Что такое гимн? (ответы детей)

  Верно! Это музыкальное произведение, торжественное, величественное. Его исполняют в особенных, важных случаях. Каждый гражданин России должен знать гимн своей Родины!

   Слова гимна — особенные, они несут высокий патриотический смысл, ведь мы гордимся своей Родиной, ее просторами, народом, достижениями. Написал слова к гимну поэт Сергей Владимирович Михалков и музыку - композитор Александр Васильевич Александров.

  Как слушают гимн при его торжественном официальном исполнении? (Ответы детей) Верно! Его слушают стоя, мужчины снимают головные уборы.

  Гимн обязательно исполняют при поднятии российского флага. Гимн звучит во время парада на Красной площади в День Победы, перед началом спортивных состязаний и во время международных соревнований, при награждении медалями российских спортсменов. Даже Новый год начинается с гимна! Сначала бьют часы — куранты на Спасской башне Московского Кремля, и с последним ударом часов звучит величественный и прекрасный гимн России!

  Давайте встанем и прослушаем гимн.

 

Слушание гимна.

  Отгадайте загадку:

У него названий много:

Триколор, трехцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги,

Сине-белый-красный (флаг).

   Флаг символизирует нашу Родину. Государственный флаг Российской   Федерации является официальным государственным символом.  А как мы узнаем флаг России? (На флаге России три полосы).

   Каждая полоса имеет свое значение.

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее. Красный цвет – это символ силы. Наша страна сильная, смелая.

   В 2023 году Российскому флагу исполнилось 318 лет. Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников и т. д.) Российский флаг — символ доблести и чести российского народа, символ объединения.

Дидактическая игра

«Найди флаг России».

Задачи: закрепить знания детей о государственном символе России — флаге, знания детей о том, что обозначают три цвета.

Ход игры: воспитатель показывает детям флаги нескольких стран и просит детей найти и показать среди них российский флаг, просит рассказать, что обозначают каждый цвет флага.

 - Вот еще один символ России – это герб. Гербы появились давным-давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на всех государственных документах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство, на государственных медалях, орденах. А бывает и так, что герб используется в одежде человека, а именно: на пуговицах у военных, пожарных, железнодорожников.

  Государственный герб России — это золотой двуглавый орёл, помещённый на красном щите. Орел считается царем среди птиц. Его мужество и зоркость служат самым ярким символом мудрости и проницательности. А еще давайте вспомним, что Россия — страна, которая расположена сразу на двух материках: Европе и Азии. Вот почему у орла, который присутствует на нашем гербе, сразу две головы: одна голова орла обращена на Восток, другая — на Запад.

Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого. Две малые — над каждой из голов и одна большая над двумя малыми коронами. В лапах орла — скипетр и держава. На груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьём дракона.

Скипетр (жезл указующий, или трость, или посох) и держава (золотой шар с крестом) – символы российской власти.

Всадник, поражающий копьем черного дракона, - это Святой Георгий Победоносец. Черный дракон – это символ зла.

  Итак, герб России символизирует справедливость, победу добра над злом, защиту Отечества.

Дидактическая игра

«Найди герб России»

Цель: научить детей находить изображение герба России на картинках.

У детей на столах карточка с изображениями шести гербов.

Предложить детям на листе с изображениями гербов найти герб России.

Динамическая пауза

«Наша Родина - Россия».

В нашей стране горы высокие,        тянутся на носочках вверх

Реки глубокие,                                   присаживаются на корточки

Степи широкие,                                 раскидывают руки в стороны

Леса большие,                                    руки вверх

А мы — ребята вот такие!               показывают большой палец

Работа с календарем

- Настало время поработать с календарём погоды.

На календарь вы посмотрите, какое время года нам скажите?

Время года дежурный нам назовет? Стрелку правильно повернет?

(стрелка стоит на другом времени года). Леня, почему ты стрелку отвернул от картинки, где дети купаются в речке? (ответ ребенка)

Ребята, сегодня первый день недели. Как он называется? Какая погода была, когда вы шли в детский сад? (ответ детей) Леня, выстави, пожалуйста, в календаре число, день недели, месяц, погоду.

 Планирование совместной

деятельности

Совместное планирование деятельности на текущий день.

Презентация центров активности.

Предоставление права выбора центра активности.

  Ритуал окончания круга

Подвижная игра «Триколор!».

Задачи: сформировать в детях навыки действовать по правилам, работать в коллективе. Закрепить знания о флаге РФ и значении цветов.

Описание игры. У ведущего игрока в руках три флага: белый, синий, красный. Когда ведущий поднимает белый флаг, дети поднимают руки в стороны и имитируют объятия. Синий флаг — пожать руки в знак дипломатии. Красный — дети маршируют на месте, показывая, что они готовы защищать Родину. Игра проводится под музыку.

ВЕЧЕРНИЙ КРУГ

Организация круга

Звон колокольчика.

- Дружно встали дети в круг, слева друг и справа друг.

Флажок по кругу принимаем, имя, отчество, фамилию свою называем!

Коммуникативная игра

 Звёздочка

    Дети стоят в кругу. Начинает игру воспитатель. Он идет по кругу, в руках у него золотая звездочка. Воспитатель говорит слова:

На ладошке я держу золотую звездочку.

И тому, кого люблю, я звезду передаю.

     Воспитатель останавливается около одного из детей и передает ему звездочку. Теперь этот ребенок идет по кругу, проговаривает волшебные слова, и передает звездочку другому ребенку.

Артикуляционная гимнастика

Задачи: развивать артикуляционный аппарат, укреплять мышцы языка, губ.

Комплекс «Моя Родина – Россия»:

 «Широка моя страна родная» - упр. «Лопаточка», широкий кончик языка положить на расслабленную нижнюю губу, удерживать артикуляционную позу под счет до 10. (7 раз).

«Узкие реки» - упр. «Иголка», рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы видны, вытягивать узкий язык вперед, удерживать под счет до 10, 7 раз.

«Высокие горы» - упр. «Парус», удерживать под счет до 10, 7 раз.

«Глубокие озера» - упр. «Чашечка», приподнять боковые края и широкий кончик языка вверх, удерживать под счет до 10, 7 раз.

«Стены Кремля» - упр. «Забор», удерживать под счет до 5, 7 раз.

Итоговая беседа

Интервью «Итоги дня».

- Представим, что я корреспондент и беру у вас интервью о прошедшем дне. Ульяна Сергеевна, расскажите, пожалуйста, было ли что то, что вас сегодня огорчило? (ответ ребенка) что было интересного сегодня для вас? (ответ ребенка) за что вы бы себя похвалили? (ответ ребенка) (используется микрофон, опрашиваются все желающие дети)

Пожелания на

завтрашний день

Телепередача «Пожелания на завтра».

Представьте, что вы телеведущие программы «Пожелания на завтра». У кого по окончании музыки окажется флажок, тот и расскажет по телевизору «Чем бы мы могли заняться завтра?». (используется макет телевизора).

Ритуал окончания дня

Очень жаль нам расставаться, но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать, нужно крепко всех обнять! (дети обнимают друг друга)

Карточка № 3

Тема «Россия – Родина моя. Березка – символ России»

Задачи: Расширить знания и представления детей о березе как о символе России, показать ее красоту и значимость в жизни русского народа. Познакомить детей с культурными традициями русского народа, связанными с этим деревом.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.

УТРЕННИЙ КРУГ

  Организация круга

Звучит песня «С чего начинается Родина?», сл. М.Матусовского, муз. В. Баснера.

 Дети собираются в круг.                 

Приветствие

«С добрым утром! С новым днём! С новым солнцем за окном!».

Обмен информацией

«Вечернее времяпровождение».

Задачи: развивать память, внимание, наблюдательность, связную речь, прививать желание делиться впечатлениями, умение слушать товарища.

Дети передают друг другу флажок Триколор, у кого он в руках, тот рассказывает о том, как он провел вечер с родителями.

 - Дружно сели дети в круг, слева друг и справа друг.

Флажок принимаем мы по кругу, как провел вечер рассказываем другу.

Проблемная ситуация

Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

В один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Новости дня.

- Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о русской березке. 

Слайд 1.

Береза - символ красоты русской природы, символ России. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.

Слайд 2.

У всех берез необычная кора. Чем она необычная? (Белая, с черными полосками). Береза единственное в мире дерево, у которой белый ствол. За ее кору называют белоствольной. Белую называют берестой (показывает

 бересту). Береста – это защитный слой дерева от воды, вредных воздействий человека. На белой коре есть черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. 

Слайд 3.

Зацветает берёза на исходе апреля и в первых числах мая. Цветки у неё скромные – серёжки. Плоды берёзы легко разносятся ветром. Она быстро идёт в рост. За четверть века (25 лет) поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево накачивает за тёплые летние сутки до сорока вёдер влаги.

Слайд 4.

  Береза – щедрое и доброе дерево. Как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом? Что значит щедрая? (Ответы детей.)

  Расскажите, какую пользу приносит береза людям? (Ответы детей)

  Из бересты народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод, емкости для хранения молока, масла, берестяные ложки.

Слайд 5

Из веток делают метлы и веники, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи.

 Слайд 6

   В старину береста заменяла бумагу, на ней писали, рисовали, из опилок делали бумагу.

Слайд 7

   Нельзя представить себе жизнь наших предков без берёзы. Много веков освещала их жилища берёзовая лучина. Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печи.

Слайд 8

   Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость– березовый сок. Он очень вкусный и полезный.

Приятно, радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. Там можно встретить грибы –подберезовики.

Слайд 9

   Издавна люди плели из березы лапти.

Слайд 10

   Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. Из ее древесины получают медицинский активированный уголь и деготь, дегтярное мыло. Используют и березовый гриб – чагу. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. В медицине используют почки березы, листья и сок. Из древесины добывают скипидар, древесный спирт, уксус. 

 Слайд 11

  11 апреля (по новому стилю) на Руси чествовали самое любимое в народе дерево – березу. Березу называли деревом жизни, здоровья и света. На Берещенье ходили в березовые рощи, чтобы послушать деревья – не начал ли в них двигаться сок. В этот день каждая семья заготавливала березовый сок. Считалось, что этот напиток больных исцеляет. Детей березовым прутиком следовало хлестать не в наказанье, а чтобы исцелить от болезней.

Слайд 12

У березы есть свой праздник. В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты.

Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.

Подвижная игра

«Во поле березка стояла».

Задачи: развивать двигательные, музыкально - ритмические навыки, умение слушать музыку и выполнять движения под музыку в соответствии с ритмом.

Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки. Остальные дети, взявшись за руки,  образуют хоровод, который в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок. Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла». Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой.

 В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.

 Слайд 13

О берёзе сложено много песен, былин, преданий.

Всем с детства хорошо знакомо стихотворение Сергея Есенина «Берёза»

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

Слайд 14

   Картина Ивана Шишкина называется «Ручей в берёзовом лесу». Этот ручей, словно песня, которую поют берёзы, или зеркало, в которое они смотрят. Через краски жёлтые, зелёные, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева.

Слайд 15

И. Грабарь «Февральская лазурь». На этой картине изображена гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды.

Слайд 16

  В России издавна существует обычай: на могиле погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Слайд 17

Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

Проблемная ситуация

Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу? (Беречь от пожаров, не вырубать леса, не делать надписи, залечивать раны).

Дидактическая игра

«Скажи какая».

Задачи: обогащать лексический запас детей словами-признаками; учить находить сходство между образом человека и березы.

- Какая березка? (красивая, белоствольная, кучерявая, тонкоствольная, стройная, высокая, ветвистая, нарядная, развесистая, раскидистая, светлая; весёлая, задумчивая, ласковая, милая; русская …)

        

Работа с календарем

- Настало время поработать с календарём погоды.

На календарь вы посмотрите, какое время года нам скажите?

Время года дежурный нам назовет? Стрелку правильно повернет?

(стрелка стоит на другом времени года). Леня, почему ты стрелку отвернул от картинки, где дети купаются в речке? (ответ ребенка)

Ребята, сегодня первый день недели. Как он называется? Какая погода была, когда вы шли в детский сад? (ответ детей) Леня, выстави, пожалуйста, в календаре число, день недели, месяц, погоду.

 Планирование совместной

деятельности

Совместное планирование деятельности на текущий день.

Презентация центров активности.

Предоставление права выбора центра активности.

ВЕЧЕРНИЙ КРУГ

Организация круга

Звон колокольчика.

- Дружно встали дети в круг, слева друг и справа друг.

Флажок по кругу принимаем, имя, отчество, фамилию свою называем!

Коммуникативная игра

 «Нос к носу».

Задачи: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.

Артикуляционная гимнастика

Задачи: развивать артикуляционный аппарат, укреплять мышцы языка, губ.

Комплекс «Моя Родина – Россия»:

 «Широка моя страна родная» - упр. «Лопаточка», широкий кончик языка положить на расслабленную нижнюю губу, удерживать артикуляционную позу под счет до 10. (7 раз).

«Узкие реки» - упр. «Иголка», рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы видны, вытягивать узкий язык вперед, удерживать под счет до 10, 7 раз.

«Высокие горы» - упр. «Парус», удерживать под счет до 10, 7 раз.

«Глубокие озера» - упр. «Чашечка», приподнять боковые края и широкий кончик языка вверх, удерживать под счет до 10, 7 раз.

«Стены Кремля» - упр. «Забор», удерживать под счет до 5, 7 раз.

Итоговая беседа

Интервью «Итоги дня».

- Представим, что я корреспондент и беру у вас интервью о прошедшем дне. Ульяна Сергеевна, расскажите, пожалуйста, было ли что то, что вас сегодня огорчило? (ответ ребенка) что было интересного сегодня для вас? (ответ ребенка) за что вы бы себя похвалили? (ответ ребенка) (используется микрофон, опрашиваются все желающие дети)

Пожелания на

завтрашний день

Телепередача «Пожелания на завтра».

- Представьте, что вы телеведущие программы «Пожелания на завтра». У кого по окончании музыки окажется флажок, тот и расскажет по телевизору «Чем бы мы могли заняться завтра?». (используется макет телевизора).

Ритуал окончания дня

Очень жаль нам расставаться, но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать, нужно крепко всех обнять! (дети обнимают друг друга)

Карточка № 4

Тема «Россия – Родина моя.

«Обычаи и традиции России»

Цель: воспитание интереса к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Обычаи и традиции России».

УТРЕННИЙ КРУГ

  Организация круга

Звучит песня «С чего начинается Родина?», сл. М.Матусовского, муз. В. Баснера.

 Дети собираются в круг.                 

Приветствие

«С добрым утром! С новым днём! С новым солнцем за окном!».

Обмен информацией

«Как я провел выходные дни».

Дети передают друг другу флажок Триколор, у кого он в руках, тот рассказывает о том, что нового произошло в его жизни за выходные дни.

 - Дружно сели дети в круг, слева друг и справа друг.

Флажок принимаем мы по кругу, новости рассказываем другу.

Проблемная ситуация

- Как в древней Руси люди

получали информацию о том, что, где происходит, как устроен мир и т.д.? (Пригласить в дом, накормить, а потом расспросить).

Новости дня

 Беседа «Обычаи и традиции России».

  - Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия) Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину и узнаем об обычаях и традициях на Руси.

   Слайд 1

   - В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась.

Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословиц и поговорки о труде?

-Умелые руки не знают скуки.

- Дело мастера боится.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Слайд 2

  - Русские люди в старину любили встречать гостей. Послушайте несколько фраз, которыми встречали гостей:

  • Пожалуйте, гости дорогие!
  • Веселья Вам да радости!
  •  Проходите, будьте как дома!
  •  У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
  • Удобно ли вам, гости дорогие.
  • Сядем рядком, да поговорим ладком.

Пальчиковая гимнастика

«Гости».

 Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
— Мама, мама!       мизинцы четыре раза постукивают друг о друга
— Что, что, что?    
три раза постукивают друг о друга указательные пальцы 
— Гости едут!                      
постукивают мизинцы
— Ну и что?                        
постукивают указательные пальцы
— Здрасьте, здрастье!        
средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева
— Чмок, чмок, чмок!           (
Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

Слайд 3

  - Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? (ответы детей) Правильно! Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям. Какие русские народные сказки вы знаете? (на слайде книги русских народных сказок, дети называют их).

Слайд 4

  - На Руси во все времена было много умельцев. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки», «Мастер – золотые руки». Как талантлив русский народ! Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы. А то и комод смастерят, куда убирали одежду. А какая ж русская изба без разноцветных половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке или вязали своими руками.

Слайд 5

   - Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно, все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.

Динамическая пауза

Русская народная игра «Горелки с платочком».

 Считалочкой выбирают водящего. Игроки стоят парами, друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

 Дети говорят хором или поют:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Посмотри на небо, птички летят.

Колокольчики звенят! Раз, два. три! Последняя пара беги!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева).

Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т.е. водит.    

Слайд 6

  - Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю.

В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только старики, да маленькие дети. Во время Пасхальной службы всегда читали такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям прощение».

Слайд 7

  - Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Любили это время года за то, что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран богатый урожай, убран в закрома. А коль урожай богат – спокойна душа у крестьянина, не страшна ему долгая, суровая зима, можно немного отдохнуть и повеселиться. Первый осенний праздник, который отмечали на Руси – Успение. Его посвящали встречи осени, окончанию жатвы и началу бабьева лета! Праздновали Успение 28 августа. Люди поздравляли друг друга с окончанием жатвы, благодарили Бога за то, что удалось вовремя и без потерь собрать богатый урожай. На полях специально оставляли несжатыми несколько колосьев, перевязывали их красивой лентой и приговаривали.

Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай.

Хлебушко, расти! Времечко, лети!

До новой весны, до нового лета, до нового хлеба!

Этим обрядом надеялись вернуть земле урожайную силу, последнему снятому снопу был особый почет. Его ставили в передний угол, под икону, рядом с хлебом, солью, ему низко кланялись!

Слайд 8

  - Осенью отмечали на Руси удивительно красивый праздник, праздник рябины, а праздновали его 23 сентября, в день святых Петра и Павла. Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Рябиновые бусы предохраняли детей от сглаза и порчи. 

Слайд 9

  - 14 октября отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это очень почитаемый праздник в России. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей. На Покров часто выпадал снежок, поэтому говорили: «До обеда осень, а после обеда – зима!». К Покрову старались утеплить избу. На селе в этот день играли свадьбы. На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки.

Слайд 10

  - 14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый, кропотливый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы. А какое веселье царило на ярмарке! Здесь катались на каруселях, водили хороводы, старались показать свою силу, удаль, смекалку, играли в забавные игры. Ярмарку ждали все и стар, и мал. Всем хотелось получить подарок или гостинец с ярмарки.

Дидактическая игра

«Ярмарка».

Воспитатель с детьми проходят к уголку народно – прикладного искусства.

  - Эй? честные господа! К нам пожалуйте сюда!

    Как у нас ли тары – бары, всякие разные товары…

    Подходите, посмотрите, вещь себе приобретите!

Дети берут изделия народно-прикладного искусства.

  - Расскажите о том, что вы купили на ярмарке.

Дети рассказывают об изделии.

Слайд 11

  - Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа. С древних времен на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну. На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо. Блины обильно поливают маслом. Масляный блин – символ солнца, хорошего урожая, здоровых людей. На масленицу русский народ веселился: играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою.

Слайд 12

  - Продолжается Масленица целую неделю. Каждый день этой недели особенный.

  • Понедельник – встреча Масленицы. Пекут блины, похожие на солнышко.
  • Вторник – «Заигрыш». Строили горки, крепости, вешали качели, делали чучело Масленицы.
  • Среда – «Лакомка». Обязательно лакомились блинами.
  • Четверг - «Широкая Масленица». Вся еда - блинная. Пекли разноцветные блины (с морковкой, свеклой и крапивой, с гречневой муки).
  • Пятница – «Тещины вечерки». Семья шла на блины к бабушкам.
  • Суббота – «Золовкины посиделки» - шли в гости к тетям и дядям.
  • Воскресенье – «Прощеное воскресенье». Люди в этот день просят друг у друга прощение.

Слайд 13

  - А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня. У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или: иной стране. Например, В Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают России? (Пшеницу, рожь, разные овощи). В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи? (Картошка, капуста, лук, морковь). Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка «Щи и каша - пища наша». Значит, что ещё любят готовить в России? (Кашу). А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев). Какой русский напиток хорошо утоляет жажду? (Квас). А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали горячий сбитень - это напиток из мёда, он очень хорошо согревал во время мороза.

Слайд 14

  - Спасибо за внимание!

 

 - Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, о разных русских традициях. Традиций у русского народа очень много. Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё русские традиции они помнят. Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и какие атрибуты были к этим играм.

Работа с календарем

- Настало время поработать с календарём погоды.

На календарь вы посмотрите, какое время года нам скажите?

Время года дежурный нам назовет? Стрелку правильно повернет?

(стрелка стоит на другом времени года). Леня, почему ты стрелку отвернул от картинки, где дети купаются в речке? (ответ ребенка)

Ребята, сегодня первый день недели. Как он называется? Какая погода была, когда вы шли в детский сад? (ответ детей) Леня, выстави, пожалуйста, в календаре число, день недели, месяц, погоду.

 Планирование совместной

деятельности

Совместное планирование деятельности на текущий день.

Презентация центров активности.

Предоставление права выбора центра активности.

ВЕЧЕРНИЙ КРУГ

Организация круга

Звон колокольчика.

- Дружно встали дети в круг, слева друг и справа друг.

Флажок по кругу принимаем, имя, отчество, фамилию свою называем!

Коммуникативная игра

«Нос к носу».

Задачи: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.

Содержание. Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя: «Ладошка к ладошке» и т.д.

Артикуляционная гимнастика

Задачи: развивать артикуляционный аппарат, укреплять мышцы языка, губ.

Комплекс «Моя Родина – Россия»:

 «Широка моя страна родная» - упр. «Лопаточка», широкий кончик языка положить на расслабленную нижнюю губу, удерживать артикуляционную позу под счет до 10. (7 раз).

«Узкие реки» - упр. «Иголка», рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы видны, вытягивать узкий язык вперед, удерживать под счет до 10, 7 раз.

«Высокие горы» - упр. «Парус», удерживать под счет до 10, 7 раз.

«Глубокие озера» - упр. «Чашечка», приподнять боковые края и широкий кончик языка вверх, удерживать под счет до 10, 7 раз.

«Стены Кремля» - упр. «Забор», удерживать под счет до 5, 7 раз.

Итоговая беседа

Интервью «Итоги дня».

- Представим, что я корреспондент и беру у вас интервью о прошедшем дне. Ульяна Сергеевна, расскажите, пожалуйста, было ли что то, что вас сегодня огорчило? (ответ ребенка) что было интересного сегодня для вас? (ответ ребенка) за что вы бы себя похвалили? (ответ ребенка) (используется микрофон, опрашиваются все желающие дети)

Пожелания на

завтрашний день

Телепередача «Пожелания на завтра».

- Представьте, что вы телеведущие программы «Пожелания на завтра». У кого по окончании музыки окажется флажок, тот и расскажет по телевизору «Чем бы мы могли заняться завтра?». (используется макет телевизора)

Ритуал окончания дня

Очень жаль нам расставаться, но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать, нужно крепко всех обнять! (дети обнимают друг друга)

Карточка № 5

Тема «Россия – Родина моя. Дружба народов России»

Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Материал и оборудование: карта России, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах

УТРЕННИЙ КРУГ

  Организация круга

Звучит песня «С чего начинается Родина?», сл. М.Матусовского, муз. В. Баснера.

 Дети собираются в круг.                 

Приветствие

«С добрым утром! С новым днём! С новым солнцем за окном!».

Обмен информацией

«Вечернее времяпровождение».

Задачи: развивать память, внимание, наблюдательность, связную речь, прививать желание делиться впечатлениями, умение слушать товарища.

Дети передают друг другу флажок Триколор, у кого он в руках, тот рассказывает о том, как он провел вечер с родителями.

 - Дружно сели дети в круг, слева друг и справа друг.

Флажок принимаем мы по кругу, как провел вечер рассказываем другу.

Проблемная ситуация

-Что случится, если люди на планете не будут дружить между собой?

Новости дня

 Беседа «Дружба народов России».

 

 - Попрыгайте те, у кого темные волосы.

 - Топните те, у кого есть брат.

  - Похлопайте те, у кого серые глаза.

  -Встаньте те, кто одет в шорты.

  -Поднимите руку те, у кого заплетены косички.

Видите, ребята, мы с вами все очень разные, у каждого из нас есть свои особенности, не говоря уже о том, что у каждого человека свой внутренний мир. И поэтому мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.

- В нашей группе ребята двух национальностей: русские, таджики.

 Как вы думаете, много ли людей разных национальностей живут в России? (ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение В.Степанова «Российская семья».

Живут в России разные народы с давних пор                                                              

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один - черкеску носит, другой надел халат.                                                                   

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.             

Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.           

Одним милее осень, другим милей весна.                  

А Родина Россия у нас у всех – одна.    

  - В состав России входит 22 республики, которые населяют разные народы. Их больше ста восьмидесяти. В России живут русские, украинцы, белорусы, таджики, узбеки, цыгане, турки, чуваши, мордва, башкиры, татары, чеченцы, армяне, казахи, аварцы и др.

 А знаете ли вы, что отличает один народ от другого? (Дети перечисляют) Верно, у каждого народа свой язык, свои традиции, обычаи, национальные костюмы, своя кухня и национальные блюда, своя культура (сказки, песни, танцы) и даже жилища у них могут быть разные. 

     Сегодня я предлагаю вам побывать в разных уголках нашей огромной страны и познакомиться с некоторыми народами, проживающими в ней. Большую часть, 80%, Россию населяет русский народ.

Рассматривают иллюстрации.

 - Давайте рассмотрим русский национальный костюм.

 У мужчины – это рубаха. Шили рубахи с воротом (косоворотки) или без него из разных тканей: лен, хлопок, шелк. Рубахи могли быть простыми, без украшений, но чаще всего богато расшивались яркими нитками. Помимо косоворотки мужчины носили порты, штаны, онучи, сапоги и лапти, подпоясывали рубаху нешироким пояском.

У женщины – это сарафан. Сарафаны богато декорировались вышивкой, кружевами, пуговицами. Под сарафан обязательно надевалась рубаха. Головной убор – кокошник.

 Любимым национальным блюдом русского народа являются блины.

Блины являются традиционным лакомством русского народа, одним из самых любимых и почитаемых блюд, как во времена древней Руси, так и сейчас.

  Какие традиции русского народа вы знаете? (Ответы детей)

   А теперь мы с вами переместимся в Татарстан. 

Показывает Татарстан на карте.

 - Татарстан – республика, столица Татарстана – город Казань.

 Рассматривают герб, флаг.

    Национальный язык – татарский, второй по распространённости язык в России. Национальность – татары. Давайте рассмотрим их костюмы.

Рассматривают иллюстрации татар в национальных костюмах.

  - Женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Вся одежда из ярких дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки). На голову женщины надевали калфак. Он шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.

Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. Зимой татарин надевает бешмет, утеплённый шерстью, или чабулы-тун — шубу из натурального меха, которая дополнительно покрывается тканью. А на голове носили тюбетейку. Тюбетейки шились из бархата, украшались вышивкой из бисера или золотых, серебряных нитей. На ногах и женщины, и мужчины носили ичиги – сапоги, сшитые из мягкой кожи. Ичиги украшались кожаной мозаикой.

  У татарского народа есть формировавшийся веками семейный уклад. В доме отец всегда главный, его воля — закон. Следующая по значимости роль отводится жёнам и матерям. Детей в татарской семье всегда учат помогать нуждающимся и с уважением относиться к старшим. Дочерей с малых лет также готовят к будущему замужеству — приучают заниматься хозяйством и следить за порядком в доме.

   Татарская традиция - это гостеприимство. При визите гостя татары по традиции расстилают праздничную скатерть дастархан и подают самые лучшие угощения: обычай требует обязательно накормить пришедшего в дом.

  У татарского народа есть традиция отмечать веселый праздник «Сабантуй». Этот праздник проводили после завершения весеннего сева. Это обрядовый праздник, люди просили природу, чтобы она им принесла богатый урожай. Сопровождался праздник песнями, плясками, играми, состязаниями. 

Подвижная игра

Татарская игра «Лисички и курочки» (Тольке белян тавыклар)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположной стороне — стоит лисичка.

Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.

Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

 - А теперь отправимся в Таджикистан.

Воспитатель показывает на карте республику, знакомит с флагом и гербом.

Показывает картинки с изображением таджиков.
  - Салам алейкум! Это я здороваюсь с вами на таджикском языке. Я из Таджикистана. Столица – Душанбе. Символ моей страны – горы. У нас очень жарко, поэтому растет много фруктов: гранаты, яблоки, груши, виноград, арбузы. Традиции Таджикистана — это большая семья, почитание старших, любовь к национальной одежде.

Таджикская национальная одежда — это много ярких красок, преобладание прямых линий и свободный покрой, скрывающий очертания тела.

Традиционная мужская одежда таджиков состоит из штанов («иштон» или «эзор»), рубахи, чапана (халата), пояса, чалмы или тюбетейки. В зимнее время таджики носят меховые шапки. Сегодня чапан служит важной частью гардероба, его надевают на свадьбу и похороны, а также, дорогой чапан часто преподносят в качестве подарка.

  Национальная одежда таджикских женщин состоит из платья, которые представляют собой длинные рубахи и называются «курта». Часто под платье надевали шаровары, которые называются «эзор», «лозими», «пойджома». В качестве верхней одежды женщины носят стеганый халат «цома». Головной убор таджикских женщин представляют три элемента – чалма, шапочка и платок «лачак», которые могут использоваться все сразу или по отдельности. Также, молодые девушки иногда носят тюбетейки.

  Самая распространенная обувь таджиков – мягкие сапоги «махси», которые носили вместе с колошами. Также, в городах были популярны сапоги «ичиги», которые изготавливались из кожи козла и отличались долговечностью.     Сегодня в Таджикистане набирает популярность современная одежда, но на одежду наносятся традиционные таджикские орнаменты, или к современному костюму добавляют классический предмет гардероба, например, чапан или тюбетейку. 

  Многие празднества в Таджикистане связаны с природой. В начале весны распускаются подснежники, их по обычаю в горах собирают дети и приносят букеты матерям. В начале лета отмечают праздник Сайри Лола, посвященный сбору первого урожая и цветению тюльпанов.

 Навруз — день весеннего равноденствия — празднуют с 21 по 24 марта. В эти официальные выходные устраивают гуляния и угощают друзей и родных главным символом праздника — сумалаком (суманаком) — кушаньем, приготовленным из зеленых проростков пшеницы.

Свадьба длится 7 дней.

Подвижная игра

Таджикская игра «Кто быстрее?». 

В середине площадки чертится круг. Выбирают двух-трех игроков водящими. Они становятся в середине круга, а остальные игроки — за линией круга. По счету «Раз, два, три!» игроки входят внутрь круга и, быстро повернувшись, выходят из него. В этот момент водящие, не выходя из круга, стараются поймать кого-нибудь. Если водящим удается поймать пленных, эти дети входят в круг и становятся помощниками ловишек.

Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков. Отмечаются игроки, которые не были пойманы ни разу. Правила игры. Водящие не имеют права выходить из круга и ловить за чертой.

А теперь отправимся в Киргизстан.

Воспитатель показывает на карте республику, знакомит с флагом и гербом.

Показывает картинки с изображением киргизов.
 - Салам алейкум!
Это я здороваюсь с вами на киргизком языке Столица – Бишкек. Символом моей страны является озеро Иссык-Куль. У нас есть высокие Красные горы и много степей. Раньше люди жили в маленьких домиках – юртах. Мы пьем лошадиное молоко – кумыс. Мы любим восточные сладости – рахат лукум. Приезжайте к нам в Киргизию!

  Женский национальный костюм кыргызок включает три компонента: набедренную распашную юбку – бельдемчи, шапочку и тюрбан. «Бельдемчи» - распашная юбка, пришитая к широкому поясу. Если это была праздничная одежда, она украшалась вышивкой, а по подолу оторачивалась мехом.

  Мужской комплект национального костюма включал обязательные элементы. «Кементай» - распашной войлочный халат, который подпоясывали кожаным ремнем или кушаком, эта одежда – непременный атрибут скотоводов, отлично защищавший от дождя и ветра. Белые - особо ценные, войлочные халаты, могли себе позволить только очень зажиточные крестьяне.

Главная традиция — гостеприимство. Киргизы относятся к гостю как к благодати. Издавна считалось, что каждый зашедший в поселение должен посетить хотя бы один дом и разделить трапезу с хозяевами. Женщины должны садиться за отдельными столами, гости приходят с маленькими подарками и сладостями для детей. Начинают трапезу чаепитием, затем переходят к салатам и только потом к основной пище.
Абсолютно все праздники в Киргизии сопровождаются яркими состязаниями. Потомки кочевого образа жизни обожают соревноваться в скачках на лошадях, стрельбе из лука, прочих мероприятиях с элементами акробатики.
Самыми популярными блюдами являются плов, манты, супы и различные варианты отварного мяса.
 Самый сытный бульон — бешбармак. В нем сочетаются лапша, баранина, зелень и лук.

Подвижная игра

Киргизская народная игра «Верблюд и верблюжонок (Too жана бото)

Выбираются верблюд и верблюжонок, остальные игроки становятся в круг и берутся за руки. Верблюжонок стоит в кругу, а за кругом бродит старый верблюд. Он сердится, топает ногами, ищет своего верблюжонка.

Увидев в кругу маленького верблюжонка, верблюд говорит ему: «Верблюжонок, верблюжонок, иди скорей домой!», а сам стремится попасть в круг и поймать верблюжонка. Верблюжонок ему отвечает: «Не хочу!» Если верблюду удается поймать верблюжонка, то выбирается другая пара. Если верблюд долго не может поймать верблюжонка, то дети говорят злому верблюду: «Чок, чок!» (Так успокаивают верблюда.) Правила игры.

Входить и выходить из круга верблюд может только в том случае, если дети не успели присесть. Дети, стоящие в кругу, должны помогать верблюжонку.

Словесная игра

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите».

-У русских родной язык… (русский)
-У мордвы родной язык… (мордовский)
-У башкир родной язык… (башкирский)

У татар родной язык – татарский

У казах родной язык казахский

У чуваш родной язык - чувашский и т.д.

  - Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Дружба - доброе, хорошее слово. И нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. Например, башкирская пословица гласит: «Человек без друзей как дерево, без корней». А вы, какие пословицы о дружбе знаете? («Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Нет друга – ищи, нашел – береги»)

 Воспитатель показывает детям бусинки, предлагает выбрать понравившиеся бусинки.

-  Мы будем нанизывать ваши бусинки на леску. Так у нас получатся красивые бусы.

 Собирают бусы.

- А теперь посмотрите на наши бусы. Каждая бусинка красива, но только когда соберешь все бусинки вместе, получается вот такое замечательное украшение. Вот так и каждый народ удивительно интересен по - своему, но. когда все народы живут дружно в одной стране, страна от этого становится богаче и сильнее. Потому что в дружбе наша сила. Не простые у нас бусы! Они - символ дружбы! Мы поместим их на самое видное место в группе  и, если кому-то захочется поссориться, пусть посмотрит на эти бусы и вспомнит, что только вместе мы - сила.

Работа с календарем

- Настало время поработать с календарём погоды.

На календарь вы посмотрите, какое время года нам скажите?

Время года дежурный нам назовет? Стрелку правильно повернет?

(стрелка стоит на другом времени года). Леня, почему ты стрелку отвернул от картинки, где дети купаются в речке? (ответ ребенка)

Ребята, сегодня первый день недели. Как он называется? Какая погода была, когда вы шли в детский сад? (ответ детей) Леня, выстави, пожалуйста, в календаре число, день недели, месяц, погоду.

 Планирование совместной

деятельности

Совместное планирование деятельности на текущий день.

Презентация центров активности.

Предоставление права выбора центра активности.

ВЕЧЕРНИЙ КРУГ

Организация круга

Звон колокольчика.

- Дружно встали дети в круг, слева друг и справа друг.

Флажок по кругу принимаем, национальность свою называем!

Коммуникативная игра

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики».

Задачи: способствовать развитию групповой сплоченности, единения.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Пусть соединятся

Их маленькие пальчики.

Педагог: Покажите мне свою правую руку, а теперь левую. Дотроньтесь своими пальчиками до пальчиков соседа. Замкните круг. А теперь поднимите руки вверх. Мы вместе! Замечательно!

Артикуляционная гимнастика

Задачи: развивать артикуляционный аппарат, укреплять мышцы языка, губ.

Комплекс «Моя Родина – Россия»:

 «Широка моя страна родная» - упр. «Лопаточка», широкий кончик языка положить на расслабленную нижнюю губу, удерживать артикуляционную позу под счет до 10. (7 раз).

«Узкие реки» - упр. «Иголка», рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы видны, вытягивать узкий язык вперед, удерживать под счет до 10, 7 раз.

«Высокие горы» - упр. «Парус», удерживать под счет до 10, 7 раз.

«Глубокие озера» - упр. «Чашечка», приподнять боковые края и широкий кончик языка вверх, удерживать под счет до 10, 7 раз.

«Стены Кремля» - упр. «Забор», удерживать под счет до 5, 7 раз.

Итоговая беседа

Интервью «Итоги дня».

- Представим, что я корреспондент и беру у вас интервью о прошедшем дне. Ульяна Сергеевна, расскажите, пожалуйста, было ли что то, что вас сегодня огорчило? (ответ ребенка) что было интересного сегодня для вас? (ответ ребенка) за что вы бы себя похвалили? (ответ ребенка) (используется микрофон, опрашиваются все желающие дети)

Пожелания на

завтрашний день

Интервью «Что, Вы, пожелаете другу?».

(Используется микрофон)

Ритуал окончания дня

Очень жаль нам расставаться, но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать, нужно крепко всех обнять! (дети обнимают друг друга)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека утренних и вечерних кругов в разновозрастной группе . Сентябрь

Картотека утренних кругов  содержит подборку  приветствий , тренингов, дидактических игр, динамических минуток,пальчиковых игр,  а так же  материал  вечерних кругов...

картотека утренних и вечерних кругов в разновозрастной группе доу .октябрь

картотека утренних и вечерних кругов так же содержит дополнительный материал для использования в течении недели...

картотека утренних и вечерних кругов в разновозрастной группе доу . ноябрь

картотека утренних и вечерних кругов  также содержит дополнительный материал  по теме недели...

Картотека утреннего и вечернего круга

В картотеке приведены примеры утреннего и вечернего сборов в детском саду...

Картотека утренних и вечерних кругов для детей во второй младшей группе «Мишки».

Способствовать психическому и личностному росту ребенка;Помогать детям адаптироваться к условиям детского сада;Развивать навыки социального поведения;Способствовать повышению общего эмоционального фон...

2021 Картотека утренних и вечерних кругов в младшей группе, согласно тематическим неделям. Тема: «Космос»

Достаточно новое понятие "Утренние и вечерние круги" в ДОУ.  В данном материале содержится полное содержание кругов по тематической неделе "Космос"....

Картотека утреннего и вечернего круга

quot; Утренний круг" и "Вечерний круг" - это новые элементы программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.Задачами данной техно...