Сороки
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника в старшей группе «22 марта — «Сороки»
Ход мероприятия:
Воспитатель: Сегодня 22 марта – день необычный, день прилета птиц. В народе так говорили об этом дне:
Когда вода разольется,
Когда лес зазеленеет,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
(Рассказ воспитателя о народном празднике Сороки.)
По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Раньше говорили, что на зиму жаворонки не в теплые края улетали, а превращались в мышей, пережидая стужу в теплой мышиной норке. А как только пригревало землю солнышко, они принимали прежний образ и вылетали на свет Божий, приветствуя весну ликующим пением. По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна.
Воспитатель:
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла ….
Дети: Весна!
1реб. Идет матушка-Весна,
Отворяй ворота.
Первым март пришел,
Белый снег сошел!
2реб. А за ним и апрель —
Отворил окно и дверь.
А как пришел май —
Солнце в дом приглашай!
Воспитатель: Пора весну позвать.
3ребенок. Весна, Весна-Красна!
Приди, Весна, с милостью.
С солнцем горячим,
С дождем обильным.
Принеси урожай
В наш счастливый край!
Песня «Весна-красна»
Входит Весна.
ВЕСНА: Я раскрываю почки,
Бужу в полях цветочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Я солнышка полна,
Меня зовут Весна.
Воспитатель: Здравствуй, Весна! Долго Зима колдовала, много снега насыпала. Но пришло время ей дорогу Весне уступить.
Встало солнышко, выглянуло в окошко, Дети наши играют, Весну встречают.
Весна: Отгадайте загадки и сразу вспомните, какие птицы прилетают к нам из теплых краев?
- Всех перелётных птиц черней, чистит землю от червей,
Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовётся птица? (Грач.)
- Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья. Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И в полях поет, поет.
(Жаворонок.)
- Нам в хозяйстве помогает,
Дом охотно заселяет,
Свой, похожий на дворец,
Наш весёлый друг… (Скворец.)
- Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из песка и глины… (Ласточка.)
Воспитатель: Как мы называем этих птиц? (Ответы детей. Перелетные.)
Весна: На Руси в этот день дети всегда играли в веселые игры, славили весну. Давайте и мы с вами поиграем.
Хороводная игра «Золотые ворота»
Весна ведущая, дети берутся за руки образуя цепочку. Двое ребят образуют воротики. Говорят слова: «Золотые ворота, пропускают не всегда первый раз прощается, второй раз разрешается , ну а третий раз не пропустим вас». При последних словах воротики закрываются кого поймали тот становится воротиками.
Ведущая. Молодцы! А сейчас для вас ребята будет игра на смекалку.
Я буду говорить о летящих птицах и насекомых и не только. А вы должны со словами «летят, летят» поднимать руки, а если это не летает, не чего не говорим тихо, тихо стоим.
Игра «Летят - не летят»
Грачи летят, на всю Русь кричат: гу-гу-гу, мы насеем весну! Летят! (поднимает руки)
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
Журавли летят, на всю Русь кричат: угу, угу, не догнать нас никому! Летят!
( дети поднимают руки) Летят! Летят!
3. Пчелы летят, гудят: жу-жу-жу, медовую несу росу! Летят!
( дети поднимают руки) Летят! Летят!
4. Поросята летят, полосатые визжат: хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву! Летят!
(дети не поднимают руки)
5. Воробьи, летят, на всю Русь кричат: чи-вить, чи-вить, мы хотим попить! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
6. Комары летят, звенят, пищат: зы-зы-зы, наточим носы! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
7. Медвежата летят, толстопятые рычат: ру-ру-ру, надоело нам в лесу! Летят!
(дети не поднимают руки)
Весна: Вернувшись в родные края, птицы начинают приводить в порядок свое жилье. Жаворонок строит свое гнездо на земле, грачи живут в гнездах на высоких деревьях, зяблики селятся в садах и парках, скворцы живут в скворечниках, которые им строят люди. Но не всем птицам хватает домиков, и у них часто возникают споры. Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Займи домик».
Игра «Займи домик»
Описание игры: дети разбиваются на пары (это «домики»), берутся за руки. Группа детей - птички, их больше, чем «домиков». Под музыку птички летают. Закапал дождик – птички занимают домики. Кому не хватило домика – выбывает из игры или меняется ролями с детьми - «домиками».
Воспитатель: Чтобы всем птичкам хватило домиков, люди делают скворечники. Вы с родителями тоже будите делать скворечники и развешивать их на деревьях. А сейчас послушайте ещё одно стихотворение: (читает ребёнок).
Ребенок: Готовы скворечники,
Можно селиться,
Готовы дома – терема!
Летите – летите
Веселые птицы
Скорей занимайте дома!
Весна: Лес-это самый большой птичий дом. Каких птиц можно услышать в лесу? Давайте послушаем голоса птиц и попробуем ответить на этот вопрос. (Слушание аудиозаписи с голосами птиц.)
Песня «Ласточка»
Воспитатель: Главным обрядовым действием праздника Сороки было выпекание из пресного теста специальных булочек, имеющих форму птичек. Эти булочки так и называются "Жаворонки". Птичкам вставляли глазки из изюма, их раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну:
Жаворонки прилетали (машут руками)
Весну красну отмыкали (вращательные движения щепотью правой руки на ладони левой)
Серы снеги покатились. (волнообразные движения руками перед собой)
В речках воды появились (разводят руки в стороны)
Вы не троньте песок (грозят пальцем)
Не тупите носок.
Пригодится ваш носок (стучат указательным пальцем по ладошке)
На овсяный колосок.
Воспитатель: Жаворонками угощали соседей, посылали их родным и близким, чтобы всех порадовала своим приходом счастливая весна. Кроме печеных птичек, на праздник Сороки делали еще птички-закрутки, которыми люди украшали свои дома, ветви деревьев.
Воспитатель: Вот и встретили с вами птиц, и повеселились. И Весну- Красну повстречали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фольклорного интегрированного развлечения в логопедической группе . Тема: "Сорок Сороков - встречаем птиц".
Дети вместе с педагогом встречают Весну, но Весна грустит без птиц, которые еще не вернулись. Надо создать условия для благополучного возвращения и птиц и Весны. Дети выполняю...
Конспект открытого занятия по родному языку во II мл.гр. Тема: Русская народная потешка "Сорока-сорока".
Цель занятия: Воспитать любовь к устному народному творчеству ......
сценарий тематического занятия "Сорок Сороков или прилет птиц"
Сценарий тематического занятия (кружок «Свет православия»)Сорок сороков (прилет птиц) Программные задачи:- познакомить детей с календар...
Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему "Сорок-сороков - День птиц"
Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему " Сорок-сороков - День птиц" .Основная образовательная область - "Музыка". Для детей старшего дошкольного возраста. Занятие с исполь...
Презентация к занятию "Сорок-сороков - День птиц"
Презентация к конспекту интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Сорок-сороков - день птиц". Может быть использована для ознакомления детей с фольк...
История праздника весны или сорок сороков.
Сороки – старинный праздник встречи перелётных птиц и весны. С этим днём в народе связано множество обрядов, примет и обычаев. На Руси праздновали возвращение птиц, в честь которых пекли сорок «жаворо...
Сорок-сороков
Праздник "Сорок-Сороков"...