Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему "Сорок-сороков - День птиц"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме
Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему " Сорок-сороков - День птиц" .Основная образовательная область - "Музыка". Для детей старшего дошкольного возраста. Занятие с использованием фольклора и классической музыки, ИКТ. К занятию прилагается презентация " Сорок -сороков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по музыкальному воспитанию "Сорок-сороков - день птиц" | 62.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности
Папанова Алла Владимировна , музыкальный руководитель
Реализуемая в МБДОУ Детский сад №14 «Ручеёк» программа:
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
Тема: « Сорок-сороков – День прилёта птиц»
Интеграция образовательных областей
- Познание
- Коммуникация
- Социализация
- Музыка
- Художественное слово
Виды деятельности
- Игровая
- Музыкально-художественная
- Коммуникативная
- Продуктивная
Цель:
- Способствовать формированию эстетического музыкального вкуса, музыкальных способностей через знакомство детей с весенним праздником Днем прилёта птиц (Сорок – сороков) на основе фольклорных традиций
Задачи:
- дать детям информацию о 22 марта, как о дне прилёта птиц
- продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий отклик на восприятие народной музыки, классической музыки
- развивать певческие и исполнительские умения, формировать навыки музыкально - ритмических движений, игры на музыкальных инструментах
- продолжить знакомить с народными приметами
- учить делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе
- развивать умение работать акварельными красками
- показать многоцветие и разнообразие мира
- воспитывать музыкальный художественный вкус, доброжелательность, бережное отношение к природе
Материал и оборудование:
- презентация к занятию с изображением перелётных птиц, кроссвордом
- круг с секторами ,конверты с загадками
- акварель, кисти, листы бумаги
- шумовые музыкальные инструменты
- русские костюмы
Предварительная работа:
- дети имеют представления о перелётных и зимующих птицах, их повадках, приметах
- знают хоровод « Веснянка», знакомы с музыкальными и дидактическими играми : « Мы – музыканты», « Скворцы и кошка», « Зимующие и перелётные птицы»
- имеют знания о музыкальных инструментах
- имеют опыт слушания музыки произведений П.И.Чайковского: « Детский альбом»
- дети имеют представление о понятии - день равноденствия
Литература:
- Арстанова Л.Г. Занятия и развлечения со старшими дошкольниками.-Волгоград: Учитель,2009.
- Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Волгоград: Учитель,2012.
- Фесюкова Л.Б., Григорьева О.О. Времена года. Комплексные занятия для детей 4-7 лет.-Х.: ЧП « АН ГРО ПЛЮС», 2008.
Используется:
- музыкальный зал
- зимний сад, где расположен стол с секторами для выполнения задания
- групповая комната.
Содержание организованной деятельности детей:
Воспитатель перед занятием приносит в группу русские народные костюмы, предлагает их одеть и сообщает детям , что сегодня их в зале ждёт музыкальный сюрприз , а какой – они узнают в зале.
Дети входят в зал под русские народные наигрыши.
Музыкальный руководитель:
Всем, кто меня видит, всем, кто меня слышит, всем кто меня знает – доброго здоровья! Так здоровались русские люди в старину, а мы поздороваемся с вами языком музыки – пением!
Муз. руководитель поёт(звукоряд идёт вверх):Здра-вствуй-те – ре-бя-та!
Дети поют( звукоряд - вниз): Здра- вствуй- те!
Музыкальный руководитель: Я пригласила вас в зал, чтобы сообщить, что день сегодня необыкновенный, праздничный день – 22 марта - День прилёта птиц.
\СЛАЙД 1\ В старину этот праздник называли «Сорок –сороков». Хотите узнать , что это за праздник и как его праздновали на Руси?(ответы детей – Да) тогда , начинаем!
Воспитатель: Если снег повсюду тает
\ СЛАЙД 2\ День становится длинней.
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна!
А ещё говорят, когда птицы прилетают, тогда весна и приходит. А какие же птицы прилетают из тёплых стран? Мы сейчас поиграем и узнаем.
Проводится игра « Зимующие и перелётные птицы».
Педагог показывает два движения: «птицы летят» и «птицы сидят». Дети соответственно называют перелётных и зимующих птиц.
Музыкальный руководитель: Земля надевает весенний наряд,
Весна собирает на праздник ребят.
Сегодня - самый настоящий праздник природы - День прилёта птиц.
Всех нас музыка зовёт
Выходите в хоровод.
Весной молодёжь водила хоровод и пела особые песни – веснянки, которыми закликали , звали весну. Пели в хороводе - а*капелла – то есть без музыкального сопровождения. Вот такую песню, «Веснянку», и мы с вами споём.
Хоровод « Ой, бежит ручьём вода» Музыка А.Филиппенко.
Ой, бежит ручьём вода, Нету снега, нету льда. Ой, вода, ой, вода. Нету снега, нету льда. | 2.Прилетели журавли И соловушки малы. Журавли, журавли И соловушки малы | 3. Мы Весняночку поём, Весну красную зовём. Ой, поём, ой, поём, Весну красную зовём. |
Дети садятся на места.
Воспитатель: У природы свой календарь. Ребята, кто мне скажет: какие птицы прилетают первыми? ( Ответ грачи)
\ СЛАЙД 3\ Какая есть примета? (ответ - если грачи не торопятся приводить в порядок свои гнёзда, то близкого тепла не жди)
Когда грачи начинают ломать веточки деревьев для ремонта своих гнёзд, кричать и ссориться, то тёплый ветер уже назавтра принесёт дружную весну.
На этой неделе
Грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога
Старший грач прикрикнул строго
- За работу - дела много!
Помни сам, других учи!
Наши чёрные грачи –
Птицы работящие!
\ СЛАЙД 4\ Постепенно прилетают и другие птицы. Например, необыкновенный концерт можно подсмотреть на глухом сером болоте. Артисты – серые журавли, любители потанцевать. Они кружатся, приседают, размахивают крыльями, раскланиваются друг перед другом. А какие ещё птицы прилетают на водоёмы?
( ответы детей: гуси, утки, лебеди)
\ СЛАЙД 5 \ А в сады прилетают другие птицы. Какие?( ответ – скворцы ) Они охраняют наши сады от вредителей и поэтому люди стали ими строить специальные домики. Какие? (скворечники)
\СЛАЙД 6 \
Музыкальный руководитель: Люди с нежностью и заботой относятся к своим помощникам, скворцам, и называют их ласково - скворушка. А сейчас я хочу вас познакомить с песней, которая так и называется – «Скворушка» ( После песни дети говорят о своих впечатлениях о песне)
Песня «Скворушка». Муз. Ю. Слонова
Музыкальный руководитель: Порой на жителей скворечника идёт охота кошек и котов. А скворечник устроен так, что кошка не может достать лапой до птенцов, потому что очень узкий вход в домик. А бывают очень смелые скворцы и прогоняют кошек восвояси. Что- то мы засиделись! Не хотите ли и вы стать скворцами и поиграть?
Музыкальная игра « Скворцы и кошка»
Воспитатель: 22 марта, День прилёта птиц – особенный день. Называется он день равноденствия. Кто-нибудь знает, что это за день? (ответ детей - День равен ночи) Земля повернулась к Солнцу северным полушарием – значит больше не бывать зиме! И, конечно, это для всей природы радость и праздник. В народе говорили, Что к 22 марта прилетают «сорок сороков» птиц из заморских стран.
\ СЛАЙД 7 \ Праздник так и стали называть – « Сорок-сороков». Праздник был детским. Символом этого праздника стали жаворонки - певцы полей, особенно любимые в народе .
\ СЛАЙД 8 \
Музыкальный руководитель: Но не только простые люди любили пение этой пташки. Даже великие композиторы не остались равнодушными к трелям жаворонка. Послушайте произведение композитора П.И.Чайковского «Песня жаворонка».
\ СЛАЙД 9 \
Слушание музыки. П.И. Чайковский « Песня Жаворонка»
Закройте глаза и представьте : летний день и в вышине звучит звонкая песня.
\СЛАЙД 10\ Каково настроение этого произведения? На каком инструменте исполнена пьеса?
\СЛАЙД 11\ А как выдумаете, какой музыкальный инструмент смог бы передать трели жаворонка?
( ответы : флейта, жалейка, дудочка, свирель)
Воспитатель: А теперь вернёмся на детский праздник – « Сорок сороков».
\ СЛАЙД 12 \ По обычаю, хозяйки пекли из теста фигурки птиц « жаворонков» - певцов полей, особенно любезных душе крестьянина. \ СЛАЙДЫ 13-15 \
Мальчишки ватагой бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали их вверх, ловили с громкими криками: Жаворонки, жаворонки
Прилетите к нам
Принесите нам
Весну - Красну
Зима надоела
Весь хлеб поела.
Музыкальный руководитель: В игру вступали и взрослые. Выходили в поле и распевали ( поёт) : Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам
Принесите лето нам!
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье человечье.
Пойте вместе со мной: я пою строчку песни, а вы хором за мной вторите!
( поют 2 раза попевку « Жаворонки»)
А потом начиналось веселье! Все водили хороводы и играли в различные игры! Пришла и нам пора поиграть! Все мы - таланты, все мы - музыканты!
Раз – два –три- четыре
Встаньте в круг вы шире!
Игра « Мы – музыканты» ( в кругу, с шумовыми музыкальными инструментами)
\ СЛАЙД 16 \ Воспитатель:
В нашем детском саду есть свой зимний сад. А в этом саду есть птицы. Какие? ( Ответы детей – попугаи). Попугай Ксюша, родственница всех маленьких пташек. И она приглашает вас в зимний сад, чтобы вам загадать загадки. Мы с Ксюшей проверим, хорошо ли вы знаете наших птиц.
На нашем волшебном столе есть загадки, а вы нам скажете отгадки.
Все молчат - пришел « Молчок»,
Если крутится волчок!
Отвечать будет ( называет имя ребёнка)
( дети по очереди крутят волчок со стрелкой и отгадывают загадки)
Чёрный, проворный Кричит: «Крак» Червякам враг (грач) | Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растения Его и песни, и полёт Воспет стихотвореньями. ( Жаворонок) |
Я проворна, легкокрыла Хвост раздвоен, словно вилы Если я летаю низко Значит дождик близко, близко (ласточка) | На шесте – весёлый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер На крыльце поёт отец- Он и лётчик, и певец. ( скворец) |
Кто в берете ярко-красном В чёрной курточке атласной На меня он не глядит Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел) | Показался клин вдали. Прилетели ( журавли). |
\Слайд 15 \
Воспитатель: Чтобы к нам птицы прилетали,
чтобы нам помогали,
мы должны пообещать
им защитниками стать.
Скажите как мы должны относиться к птицам? ( ответы)
Загадки все загаданы , отгадки все отгаданы! А сейчас возьмём в руки волшебные кисточки и превратимся в художников. И своими рисунками расскажем о птицах, о празднике « Сорок- сороков» , а потом сделаем выставку своих рисунков.
(дети рисуют акварельными красками)
Музыкальный руководитель: Подошла к концу наша встреча с птицами, и я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сейчас пойдёте в группу. У мены есть весёлые птенчики и грустные. Возьмите подходящего птенчика и положите в гнёздышко!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Лепка»в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Птица счастья»
Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Лепка» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Птица счастья» ...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Рисование» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по тем «Зимующие птицы»
Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Рисование» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по ...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе "День Рождения на Руси"
Создать условия для эмоционального благополучия детей в процессе совместной деятельности и общения в разных формах взаимодействия (ребенок-ребенок; ребенок-педагог);Создавать душевную атмосферу, побуж...
Конспект.Интегрированной образовательной деятельности с детьми по теме: « Птицы — вестники весны »
Конспект интегрированной образовательной деятельностис детьми по теме:« Птицы — вестники весны » Цели и задачи психолого-педагогической работы:Вызвать интерес детей к окружающему миру, формироват...
Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием ИКТ "День космонавтики"
ИКТ презентация расскажет об истории развития космонавтики, динамическая пауза порадут ребят и даст им возможность "полетать" на раете, а затем дети преаратятся в конструкторов и смогу...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Цели:- закрепить знания и дать новые представление о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки,);- активизировать словарь детей (перелетные, зимующие, кочевые,)- учить согласовыва...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе "День рождение снеговика"
Данная ООД направлена на расширение знаний о традициях русского народа....