"Утренний круг", как эффективное средство формирования детского сообщества
статья
Предварительный просмотр:
«Утренний круг», как эффективное средство формирования детского сообщества
Утренний круг - это начало дня, когда дети дошкольного возраста ежедневно собираются вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д. Продолжительность утреннего круга не более 20 минут.
При организации утреннего круга перед педагогом ставится ряд задач, которые отражены в инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы».
Таблица 1.2
Задачи педагога при организации утреннего круга в соответствии с инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы»
«От рождения до школы» | |
Планирование | Соорганизовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.). |
Информирование | Сообщить детям новости, которые могут быть интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день рождения и т.д.). |
Проблемная ситуация | Предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т.д.). |
Развивающий диалог | Вести дискуссию в формате развивающего диалога, т.е. направлять дискуссию недирективными методами, стараться задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу. |
Детское сообщество | Учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой. |
Навыки общения | Учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр. |
Равноправие и инициатива | Поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные воможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т.д.). |
Таким образом, основными задачами, которые ставятся перед педагогом ДОО при организации утреннего круга являются: соорганизация детей, сообщение новостей, обсуждение «проблемных ситуации», ведение «развивающего диалога», создание положительного эмоционального настроя, формирование культуры общения, поддержка детской инициативы.
На утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение/образовательное событие, дети договариваются о совместных правилах группы, обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы и т.д.
Дошкольники самостоятельно выбирают себе место в круге, как правило, это место, где ребенок чувствует себя комфортно и безопасно. Бывает, что кто-то из дошколят не хочет садиться вместе со всеми в круг, в этом случае педагог предлагает этому ребенку спокойную игру или роль дежурного по подготовке к занятию. Около ребенка, требующего внимания, садится взрослый (помощник воспитателя).
В начале «Утреннего круга» дети вспоминают о «правилах круга», которые схематически изображены на карточках:
- «говорит тот, у кого в руках предмет»;
- «не повторяем то, что уже кто-то сказал»;
- «не перебиваем друг-друга»;
- «не выходим из круга, пока он не закончится».
Систематическое проведение «утреннего круга» развивает у дошкольников навыки культурного общения, познавательный интерес, умения следовать нормам и правилам, речь, а также способствует созданию положительного эмоционального настроя на весь день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему: «Ежедневный рефлексивный круг как эффективное средство формирования саморегуляции поведения».
Мастер - класс на тему: "Ежедневный рефлексивный круг как средство формирования саморегуляции поведения"...
Тимбилдинг - эффективное средство формирования детского коллектива в ДОУ.
Любой коллектив – это организм, живущий и развивающийся по определённым законам и правилам. Взрослые это понимают и принимают, хотя бывают ситуации и проблемы, с которыми даже опытные люди не мо...
«Технология «утренний круг» как эффективное начало дня»
laquo;Технология «утренний круг» как эффективное начало дня»...
"\'Утренний круг\'"-эффективная форма развития детского сообщества.
Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей...
Спортивный тимбилдинг – эффективное средство формирования детского коллектива в детском саду
Технология командообразования (тимбилдинг) прекрасно объединяет работу воспитателя, инструктора по физической культуре в единое целое и решает вопрос интеграции двигательной активности и позитивного о...
«Педагогические условия применения технологии утреннего и вечернего круга в формировании детского сообщества в старшем дошкольном возрасте»
Опыт работы ДОУ на тему «Педагогические условия применения технологии утреннего и вечернего круга в формировании детского сообщества в старшем дошкольном возрасте»...
«Технология «утренний круг» как эффективное начало дня»
laquo;Технология «утренний круг» как эффективное начало дня»...