Права ребенка
консультация (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
КАСАЮЩИЕСЯ ПРАВ ДЕТЕЙ.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (1959).
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА (1989).
ВСЕМИРНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫЖИВАНИЯ, ЗАЩИТЫ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (1990).
В НАШЕЙ СТРАНЕ, КРОМЕ ЭТИХ ДОКУМЕНТОВ, ПРИНЯТ РЯД ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ.
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ (1996).
ЗАКОН «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РФ».
ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ».
В ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ДОКУМЕНТАХ ПРОВОЗГЛАШАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРАВА ДЕТЕЙ: НА ИМЯ, ГРАЖДАНСТВО, ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИВАТЬСЯ ФИЗИЧЕСКИ, УМСТВЕННО, НРАВСТВЕННО И ДУХОВНО В УСЛОВИЯХ СВОБОДЫ.
ОСОБОЕ МЕСТО УДЕЛЯЕТСЯ ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА. УКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО РЕБЕНОК ДОЛЖЕН СВОЕВРЕМЕННО
ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ И БЫТЬ ЗАЩИЩЕН ОТ ВСЕХ
ФОРМ НЕБРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ,
ЖЕСТОКОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ПРИЗНАЮТ ЗА КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ – НЕЗАВИСИМО ОТ РАСЫ, ЦВЕТА КОЖИ, ПОЛА, ЯЗЫКА, РЕЛИГИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЛИ ИНЫХ УБЕЖДЕНИЙ, НАЦИОНАЛЬНОГО, ЭТНИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ – ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО: НА ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ, ЗАЩИТУ, АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
ПРАВА РЕБЕНКА УВЯЗЫВАЮТСЯ С ПРАВАМИ И ОБЯЗАННОСТЯМИ РОДИТЕЛЕЙ И ДРУГИХ ЛИЦ, НЕСУЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ, ИХ РАЗВИТИЕ И ЗАЩИТУ.
СТ. 65 П. 1 СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА ГЛАСИТ, ЧТО «РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА НЕ МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ
В ПРОТИВОРЕЧИИ С ИНТЕРЕСАМИ ДЕТЕЙ.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕДМЕТОМ ОСНОВНОЙ ЗАБОТЫ ИХ РОДИТЕЛЕЙ.
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ ВЗРОСЛЫЕ НЕ ВПРАВЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕД ФИЗИЧЕСКОМУ И
ПСИХИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ,
ИХ НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ. СПОСОБЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОЛЖНЫ ИСКЛЮЧАТЬ ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ,
ЖЕСТОКОЕ, ГРУБОЕ, УНИЖАЮЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО, ОБРАЩЕНИЕ, ОСКОРБЛЕНИЕ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИЮ ДЕТЕЙ.
КАЖДЫЙ РЕБЕНОК, В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАМИ
ВНУТРЕННЕГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА,
ОБЛАДАЕТ СЛЕДУЮЩИМИ ПРАВАМИ И
СВОБОДАМИ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
- ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ;
- ЗНАТЬ, КТО ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО РОДИТЕЛЯМИ;
- НА ПРОЖИВАНИЕ СОВМЕСТНО С НИМИ
(КРОМЕ СЛУЧАЕВ, КОГДА ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ ЕГО ИНТЕРЕСАМ)
И НА ЗАБОТУ С ИХ СТОРОНЫ;
- НА ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЯМИ, А ПРИ ИХ ОТСУТСТВИИ ИЛИ ЛИШЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ – НА ВОСПИТАНИЕ ОПЕКУНОМ,
ПОПЕЧИТЕЛЕМ ИЛИ ДЕТСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ;
- НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ;
- НА УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА;
- НА ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, БАБУШКОЙ, ДЕДУШКОЙ, БРАТЬЯМИ, СЕСТРАМИ, ИНЫМИ РОДСТВЕННИКАМИ;
- НА ЗАЩИТУ;
- НА ВЫРАЖЕНИЕ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ;
- НА ПОЛУЧЕНИЕ ФАМИЛИИ, ИМЕНИ, ОТЧЕСТВА;
- НА ПОЛУЧЕНИЕ СРЕДСТВ, К СУЩЕСТВОВАНИЮ
И НА СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
РЕБЕНОК НИ В ЧЕМ НЕ ВИНОВАТ ПЕРЕД ВАМИ. НИ В ТОМ, ЧТО ПОЯВИЛСЯ НА СВЕТ. НИ В ТОМ, ЧТО СОЗДАЛ ВАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ. НИ В ТОМ, ЧТО НЕ ОПРАВДАЛ ВАШИ ОЖИДАНИЯ. И ВЫ НЕ ВПРАВЕ ТРЕБОВАТЬ, ЧТОБЫ ОН РАЗРЕШИЛ ВАШИ ПРОБЛЕМЫ.
РЕБЕНОК – НЕ ВАША СОБСТВЕННОСТЬ, А САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК. И РЕШАТЬ ЕГО СУДЬБУ, А ТЕМ БОЛЕЕ ЛОМАТЬ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ ЕМУ ЖИЗНЬ ВЫ НЕ ИМЕЕТЕ ПРАВА. ВЫ МОЖЕТЕ ЛИШЬ ПОМОЧЬ ЕМУ ВЫБРАТЬ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ, ИЗУЧИВ ЕГО СПОСОБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ И
СОЗДАВ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
ВАШ РЕБЕНОК ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА БУДЕТ ПОСЛУШНЫМ И МИЛЫМ. ЕГО УПРЯМСТВО И КАПРИЗЫ ТАКЖЕ НЕИЗБЕЖНЫ,
КАК САМ ФАКТ ПРИСУТСТВИЯ В СЕМЬЕ.
ВО МНОГИХ КАПРИЗАХ И ШАЛОСТЯХ РЕБЕНКА ПОВИННЫ ВЫ САМИ. ПОТОМУ ЧТО ВОВРЕМЯ НЕ ПОНЯЛИ ЕГО. ПОЖАЛЕЛИ СВОИ СИЛЫ И ВРЕМЯ. СТАЛИ ВОСПРИНИМАТЬ ЕГО ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НЕСБЫВШИХСЯ НАДЕЖД И ПРОСТО РАЗДРАЖЕНИЯ. ТРЕБОВАЛИ ОТ НЕГО ТОГО,
ЧТО ОН ПРОСТО НЕ МОЖЕТ ВАМ ДАТЬ
– В СИЛУ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТА ИЛИ ХАРАКТЕРА.
КОРОЧЕ – НЕ ЖЕЛАЛИ ПРИНИМАТЬ ЕГО ТАКИМ,
КАКОВ ОН ЕСТЬ.
ВЫ ДОЛЖНЫ ВСЕГДА ВЕРИТЬ В ТО ЛУЧШЕЕ, ЧТО ЕСТЬ В РЕБЕНКЕ. В ТО ЛУЧШЕЕ, ЧТО В НЕМ ЕЩЕ БУДЕТ. НЕ СОМНЕВАТЬСЯ В ТОМ, ЧТО РАНО ИЛИ ПОЗДНО ЭТО ЛУЧШЕЕ НЕПРЕМЕННО ПРОЯВИТСЯ.
-ЕСЛИ РЕБЕНОК ЖИВЕТ В АТМОСФЕРЕ ЛЮБВИ И ПРИЗНАНИЯ, ОН УЧИТСЯ НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ.
-ЕСЛИ К РЕБЕНКУ ОТНОСИТЬСЯ ВРАЖДЕБНО, ОН УЧИТСЯ ДРАТЬСЯ.
-ЕСЛИ РЕБЕНКА ВЫСМЕИВАЮТ, ОН УЧИТСЯ БЫТЬ ЗАСТЕНЧИВЫМ.
-ЕСЛИ РЕБЕНКА СТЫДЯТ, ОН УЧИТСЯ
ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ВИНОВАТЫМ.
-ЕСЛИ РЕБЕНОК ВЫНУЖДЕН ПРОЯВЛЯТЬ ТЕРПИМОСТЬ,
ОН УЧИТСЯ ТЕРПЕНИЮ.
-ЕСЛИ РЕБЕНКА ПООЩРЯЮТ, ОН УЧИТСЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ.
-ЕСЛИ РЕБЕНКА ХВАЛЯТ, ОН УЧИТСЯ БЛАГОДАРНОСТИ.
-ЕСЛИ К РЕБЕНКУ ОТНОСЯТСЯ ЧЕСТНО,
ОН УЧИТСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ.
-ЕСЛИ РЕБЕНОК РАСТЕТ В БЕЗОПАСНОСТИ, ОН УЧИТСЯ ДОВЕРЯТЬ.
-ЕСЛИ К РЕБЕНКУ ОТНОСЯТСЯ С ОДОБРЕНИЕМ,
ОН УЧИТСЯ ЛЮБИТЬ СЕБЯ.
ЗАПОВЕДИ МУДРОГО РОДИТЕЛЯ
РЕБЕНКА НУЖНО НЕ ПРОСТО ЛЮБИТЬ, ЭТОГО МАЛО.
ЕГО НУЖНО УВАЖАТЬ И ВИДЕТЬ В НЕМ ЛИЧНОСТЬ.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ТАКЖЕ О ТОМ, ЧТО ВОСПИТАНИЕ –
ПРОЦЕСС «ДОЛГОИГРАЮЩИЙ»,
МГНОВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЖДАТЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ.
ЕСЛИ МАЛЫШ ПО КАКИМ-ТО ПРИЧИНАМ
НЕ ОПРАВДЫВАЕТ ВАШИХ ОЖИДАНИЙ, НЕ КИПЯТИТЕСЬ.
СПОКОЙНО ПОДУМАЙТЕ, ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ,
ЧТОБЫ СИТУАЦИЯ СО ВРЕМЕНЕМ ИЗМЕНИЛАСЬ.
НЕ ПЫТАЙТЕСЬ СДЕЛАТЬ ИЗ РЕБЕНКА САМОГО-САМОГО.
ТАК НЕ БЫВАЕТ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК ОДИНАКОВО ХОРОШО
ВСЕ ЗНАЛ И УМЕЛ. ДАЖЕ САМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ И
МУДРЫЕ НА ЭТО НЕСПОСОБНЫ.
НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЕ: «ВОТ МАША В 4 ГОДА УЖЕ ЧИТАЕТ, А ТЫ?!» ИЛИ «Я В ТВОИ ГОДЫ НА ТУРНИКЕ 20 РАЗ ОТЖИМАЛСЯ,
А ТЫ – ТЮФЯК ТЮФЯКОМ».
ЗАТО ВАШ ВАСЯ КЛЕИТ БУМАЖНЫЕ КОРАБЛИКИ.
НАВЕРНЯКА НАЙДЕТСЯ ХОТЬ ОДНО ДЕЛО, С КОТОРЫМ ОН СПРАВЛЯЕТСЯ ЛУЧШЕ ДРУГИХ. ТАК ПОХВАЛИТЕ ЕГО ЗА ТО,
ЧТО ОН ЗНАЕТ И УМЕЕТ, И НИКОГДА
НЕ РУГАЙТЕ ЗА ТО, ЧТО УМЕЮТ ДРУГИЕ!
НЕ СРАВНИВАЙТЕ ВСЛУХ РЕБЕНКА С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ.
ВОСПРИНИМАЙТЕ РАССКАЗ ОБ УСПЕХАХ ЧУЖИХ ДЕТЕЙ ВОСПРИНИМАЙТЕ КАК ИНФОРМАЦИЮ.
ЕСЛИ РАЗГОВОР О ТОМ, ЧТО «МИША ИЗ ВТОРОГО ПОДЪЕЗДА НЕПРЕВЗОЙДЕННО ИГРАЕТ НА СКРИПКЕ»,
ПРОИСХОДИТ В ПРИСУТСТВИИ ВАШЕГО РЕБЕНКА,
ВАМ В ОТВЕТ ТОЖЕ НУЖНО ЧТО-ТО СКАЗАТЬ.
ВАЖНО, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК ЗНАЛ:
ВЫ ЛЮБИТЕ ЕГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ!
ПЕРЕСТАНЬТЕ ШАНТАЖИРОВАТЬ.
НАВСЕГДА ИСКЛЮЧИТЕ ИЗ СВОЕГО СЛОВАРЯ ТАКИЕ ФРАЗЫ:
«ВОТ, Я СТАРАЛАСЬ, А ТЫ …»,
«Я ВОТ ЛЕЖУ, БОЛЕЮ, А ТЫ …»,
«Я ТЕБЯ РАСТИЛА, А ТЫ …».
ЭТО, ГРАЖДАНЕ РОДИТЕЛИ, НА ЯЗЫКЕ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА НАЗЫВАЕТСЯ ШАНТАЖ. САМАЯ НЕЧЕСТНАЯ ИЗ ВСЕХ ПОПЫТОК УСТЫДИТЬ. И САМАЯ НЕЭФФЕКТИВНАЯ.
ИЗБЕГАЙТЕ СВИДЕТЕЛЕЙ.
ЕСЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВОЗНИКАЕТ СИТУАЦИЯ,
ВВЕРГАЮЩАЯ ВАС В КРАСКУ
(РЕБЕНОК НАХАМИЛ СТАРИКУ, УСТРОИЛ ИСТЕРИКУ В МАГАЗИНЕ), НУЖНО ТВЕРДО И РЕШИТЕЛЬНО
УВЕСТИ ЕГО С МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ.
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
ПРИСУЩЕ НЕ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫМ,
ПОЭТОМУ ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ РАЗГОВОР СОСТОЯЛСЯ БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ. ПОСЛЕ ЭТОГО СПОКОЙНО ОБЪЯСНИТЕ,
ПОЧЕМУ ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ. ВОТ ТУТ ПРИЗВАТЬ
МАЛЫША К СТЫДУ, ВПОЛНЕ УМЕСТНО.
ВЕДЬ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ЭТАПЕ ЖИЗНИ ЭТА ЭМОЦИЯ ИГРАЕТ ВАЖНУЮ И ПОЛЕЗНУЮ РОЛЬ ТОРМОЗА,
НЕ ПОЗВОЛЯЮЩЕГО СОВЕРШАТЬ НЕБЛАГОВИДНЫЕ ПОСТУПКИ.
ГЛАВНОЕ - НЕ ЗАБЫВАТЬ,
ЧТО У ВСЕГО ДОЛЖНА БЫТЬ МЕРА.
ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
КАКИЕ ПРАВА В СЕМЬЕ ЕСТЬ У РЕБЕНКА?
КАЖДЫЙ РОДИВШИЙСЯ РЕБЕНОК ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВА:
ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ, ЗНАТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ;
НА ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ДРУГИМИ РОДСТВЕННИКАМИ,
КОГДА РЕБЕНОК ПРОЖИВАЕТ ОТДЕЛЬНО ОТ РОДИТЕЛЕЙ
ИЛИ ОДНОГО ИЗ НИХ, А ТАКЖЕ В СЛУЧАЯХ,
ЕСЛИ РОДИТЕЛИ ПРОЖИВАЮТ В РАЗНЫХ ГОСУДАРСТВАХ;
НА ВОССОЕДИНЕНИЕ С СЕМЬЕЙ
(В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО
ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА ВЪЕЗД В СТРАНУ И ВЫЕЗД ИЗ НЕЕ);
НА ПОЛУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ И ДРУГИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ; ПРИ ЭТОМ СРЕДСТВА,
ПРИЧИТАЮЩИЕСЯ РЕБЕНКУ В КАЧЕСТВЕ АЛИМЕНТОВ, ПЕНСИЙ, ПОСОБИЙ, ПОСТУПАЮТ В РАСПОРЯЖЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И РАСХОДУЮТСЯ ИМИ НА СОДЕРЖАНИЕ,
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА;
НА ЗАБОТУ, ВОСПИТАНИЕ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ И ЛИЦ,
ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВА;
НА УВАЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВА И НА ЗАЩИТУ
ОТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)
Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе
Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе...
Материалы к семинару Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)
В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уваж...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...
Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."
составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...