Мастер – класс для воспитателей «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «Сторисек» у детей подготовительной группы.
статья (подготовительная группа)
Мастер – класс для воспитателей «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «Сторисек» у детей подготовительной группы.
Донская Т. С., воспитатель подготовительной группы,
МБДОУ «Боханский детский сад №2»
Чтение - это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя.
В. А. Сухомлинский.
Цель мастер - класса: познакомить педагогов с методом «сторисек» как способом развития интереса интерес к чтению художественной литературы.
Задачи:
- передать опыт работы путем комментированного показа, познакомить с особенностями метода «сторисек»;
- создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса;
- осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, сундук историй, сказки, рассказы, мягкие игрушки, кукольный театр по сказкам «Теремок», настольный театр по сказки «Заюшкина избушка» маски для драматизации, иллюстрации к сказке, дидактическая игра «Заюшкина избушка», расскажи по картинки сказку «Красная шапочка», картинки (сундук историй, корзина для переработки, корзина для мусора, смайлики).
Ход мастер – класса.
Вступительная часть.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи, но в наше время, в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, сложно увлечь детей чтением, и поэтому нам воспитателям приходится использовать различные средства, чтобы привлечь внимание детей к книге.
И, передо мной стояла задача для привлечения детей к художественной литературе:
Приобщение к словесному искусству, в том числе развития художественного восприятия и эстетического вкуса.
Приобщение к устной речи, связной речи - диалогической и монологической форм.
Воспитание интереса и любви к чтению.
Развивать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действий.
Развивать литературную речь.
У каждого ребёнка свой интерес к книге, кто-то любит сказки, рассказы, стихотворения, энциклопедии. И конечно, если ребёнку какая-то книга не нравится, он и не будет слушать, ему это не интересно.
И чтобы привлечь детей к книге, на родительском собрании было проведено анкетирование по теме: «Читаем детям», из анализа анкетирования я сделала вывод какие книги любят мои дети. Прочитав много литературы решила сделать «Сундук историй» своими руками, в который положила книги, игры, игрушки к сказкам, энциклопедия, атрибуты к игровой драматизации то что любят дети.
Времени на непосредственную образовательную деятельность приводит к тому, что на вопросы воспитателей дети дают односложные ответы. И поэтому великолепными средствами выражения мысли являются речевые игры, необходимые при формировании читательских навыков. Они доставляют удовольствие, расширяют словарный запас, закрепляют понимание прочитанного и помогают изучить языковые особенности. Игры в «сторисек» расширяют кругозор ребенка, пополняют словарный запас, стимулируют интерес к книге, речевым играм, настольным играм и т. д
Изучив метод «сторисек», я стала применять его в своей работе и хочу поделиться с вами своим опытом, где:
«Сторисек» – это комплект взаимодополняющих и взаимосвязанных материалов, направленных на всестороннее развитие детей.
Главный компонент сторисека – художественная книга, высокого качества. С помощью художественной книги и сопутствующих ей компонентов развивается представление о труде взрослых, о значении их труда для общества.
Основная часть.
«Сторисек» - «сундук историй» был разработанный английским доктором филологии Нелом Гриффитсом в 1994 году в Великобритании. Нейл Гриффитс считает, что сначала нужно решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?», а потом уже «Как научить ребенка читать?» Что же это за «сундук историй», что находится в сундуке?
Это настоящий сундук, сделанный из картонной коробки, внутри которого находится художественная иллюстрированная детская книга, которая дополняется мягкими игрушками, реквизитами к играм драматизации, аудиозаписями, словесными играми, различными видами театра.
Работа по внедрению технологии «Сторисек» проводится в несколько этапов:
Подготовительный этап:
- Определение произведений детской литературы, которому посвящается «Сторисек».
- Изготавливается сундук историй для комплекта материалов.
- Подбираются компоненты для комплекта: игрушки, книги различных жанров, кукольный театр, игры.
- Разработка литературных игр.
Разработка шпаргалок для взрослых в виде буклетов.
Основной этап.
- Рассматривание и подборка различных изданий произведения.
- Чтение вслух.
- Вопросы к детям по прочитанному произведению с повторным прочитыванием отрывков.
- Самостоятельная работа детей.
- Прослушивание или просмотра DVD диска с последующим обсуждением.
- Подготовка инсценирования сказки.
Завершающий этап.
- Презентация готового «Сторисека» - воспитателям.
В сундук можно положить, например, маски, атрибуты к играм драматизации, костюмы для инсценировки книги или мелкие игрушки, с помощью которых ребенок может устроить свой маленький театр, картинки по произведению. Всё это помогает оживить книгу, развить понимание прочитанного сюжета. Компакт-диск (бук-трейлер)– это запись текста книги.
В создании моего сундука принимали участие дети, родители. Родителям предлагала принять участие в оформлении, в подготовке украшений, в подборе мягких игрушек, в изготовлении разных видов театра (пальчикового, кукольного и настольного) и т.д. Сама занимаюсь подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстраций, аудио и видео ресурсов. Для родителей изготовлений буклетов по развитию интереса к чтению. Дети - предлагают свои варианты наполняемости сундука разнообразными материалами. В течение недели сундук передавался из семьи в семью, в сундуке появлялись различные предметы и игрушки. В конце недели в ярком сундуке дети обнаружили красочные иллюстрированные книги, игрушки, картинки, диски с аудиозаписью и мультфильмами, маски для драматизации, и различные виды театров, и др. Использование сторисек в игровой деятельности предоставляет массу творческих возможностей, так как в наполнении сундука возможно множество вариантов.
Практическая часть.
Уважаемые воспитатели, предлагаю вам поиграть в игру «Теремок». Вам нужно подобрать пособия в моём сундуке историй для обыгрывания сказки, которые на ваш взгляд способствуют формированию у детей интереса к книге «Теремок».
Воспитатели приступает к выполнению задания, занимаются подбором атрибутов к сказке.
Я приглашаю вас окунуться в мир детства и побыть немного детьми.
Напомните мне пожалуйста, какая сказка живет в нашем сундуке историй?
Обращаю внимание на книгу, красочную обложку.
А сейчас прежде чем перейти к рассказыванию сказки, я предлагаю вам поиграть.
Театрализованная игра «Теремок».
Цель: Развивать диалогическую речь, внимание, память. Способствовать развитию интонационной стороны речи. Прививать любовь к народному творчеству. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности.
Материал: кукольный театр.
Описание игры: Сказочник воспитатель. Остальные дети стоят перед сказочником полукругом. На одного из детей надевают маску сказочного персонажа знакомой сказки, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, сказочник предлагает кому – либо из детей, или всем детям, изобразить этого героя сказки. Если герой сказки будет угадан, то тот, кто его угадал и становится персонажем сказки.
Дидактическая игра: «Заюшкина избушка».
Цель: развивать воображение, творчество, помочь детям понять, что можно по-разному сыграть роль, передавая смену эмоций и переживаний зайца в разных обстоятельствах в ходе обыгрывания игры «Заюшкина избушка». Учить детей сопереживать главному герою.
Материал: Настольный театр, 2 дома – зайца и лисицы, 2 собаки, медведь, петух с косой, деревья, озеро, мост.
Описание игры: Сказочник читает сказку, а дети обыгрывают её самостоятельно.
Расскажи по картинке сказку «Красная шапочка».
Цель: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.
А сейчас предлагаю вам самостоятельно выбрать понравившиеся атрибуты и обыграть сказку.
Спасибо, все участники справились с заданиями.
Таким образом, игровая деятельность с сундуком историй может продолжаться в течение всего дня. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей.
Рефлексия.
И в заключение предлагаю вам три предмета: сундук историй, корзина для переработки, ведро для мусора и смайлики.
Тот, кто считает, что всю полученную информацию возьмет с собой, прикрепит смайлик на сундук истории, тот, кто переработает, добавит, что – то своё и возьмет с собой, прикрепит смайлик на корзину для переработки, а тот, кто считает, информацию не нужной, приклеит смайлик на мусорную корзину.
Спасибо всем за внимание и участие!
Список литературы:
- Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста – учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 с.
- Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. – 2004. - №4. – С.12-14.
- Ушакова О.С. Скажи по-другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии. – Самара, 2001. – 10 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по чтению художественной литературы по теме: Знакомство дошкольников подготовительной группы с произведением М.М.Пришвина «Ребята и утята» »
Образовательные:- познакомить детей с творчеством М.Пришвина;-формировать понятие о рассказе, как жанре художественной литературы;-расширять словарный запас детей;- учить анализировать поступки ...
Развитие интереса детей к чтению художественной литературы.
Развитие интереса детей к чтению художественной литературы...
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей посредством художественной литературы»
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы....
«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИСЕК»
Проблема снижения интереса к чтению – одна из самых серьёзныхи актуальных в нашей стране. Кто должен приобщать ребёнка к чтению?Родители, воспитатели, педагоги, библиотекари?Существует много раз...
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования»
Цель: ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:-р...
Самоанализ мастер-класса с родителями «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «сторисек»
Мои взаимоотношения со слушателями носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Мне удалось быстро и без проблем настроить участников занятия на работу, установить необходимый контакт со слушател...
Развитие интереса детей к чтению художественной литературы - методом «Сторисек»
В настоящее время, в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, очень сложно увлечь детей чтением и на мой взгляд, сегодня перед воспитателями детского сада стоит трудная задача:во- первых...