Развитие интереса детей к чтению художественной литературы - методом «Сторисек»
методическая разработка по художественной литературе
В настоящее время, в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, очень сложно увлечь детей чтением и на мой взгляд, сегодня перед воспитателями детского сада стоит трудная задача:
во- первых, как, какими способами, приемами, формами развить интерес детей к художественной литературе, а во –вторых, подвести родителей к пониманию, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует его речь и языковую культуру, сеет в маленькую душу первые ростки нравственности.
Существуют различные приемы, методы, технологии и проекты, которые способствуют развитию интереса к детской книге и культуры чтения у детей и их родителей. Задача педагога - найти наиболее подходящие, учитывающие тип восприятия, особенности и интересы конкретных детей.
Я предлагаю вам познакомиться с многофункциональным методом «Сторисек», это проект, идея его заключается в продвижении детского чтения и обеспечения дошкольников всеми необходимыми средствами для получения удовольствия от совместного с взрослыми чтения книг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-Класс "Сторисек" | 25.02 КБ |
Презентация Сторисек | 836.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
Тема: «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы» - методом «Сторисек».
В настоящее время, в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, очень сложно увлечь детей чтением и на мой взгляд, сегодня перед воспитателями детского сада стоит трудная задача:
во- первых, как, какими способами, приемами, формами развить интерес детей к художественной литературе, а во –вторых, подвести родителей к пониманию, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует его речь и языковую культуру, сеет в маленькую душу первые ростки нравственности.
Существуют различные приемы, методы, технологии и проекты, которые способствуют развитию интереса к детской книге и культуры чтения у детей и их родителей. Задача педагога - найти наиболее подходящие, учитывающие тип восприятия, особенности и интересы конкретных детей.
Я предлагаю вам познакомиться с многофункциональным методом «Сторисек», это проект, идея его заключается в продвижении детского чтения и обеспечения дошкольников всеми необходимыми средствами для получения удовольствия от совместного с взрослыми чтения книг.
Метод был разработан в 1994 году в Великобритании. Основатель Сторисек – Нейл Гриффитс, доктор филологии, автор книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте. В переводе с английского «Сторисек» - «мешок историй».
По мнению Гриффитса, не дети должны много читать вслух, а взрослые. Он уверен, что такой подход – самый главный подход при обучении ребенка чтению: чем больше ребенок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?» и уже только потом «Как научить ребенка читать?».
Основная цель сторисека – получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения.
Задачи: чтение хороших книг, расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения художественного произведения, формирование чувства уверенности в себе и стимулирование интереса к книге.
В состав «Сторисек» входят основанные на мультисенсорном подходе следующие компоненты:
- художественная книга,
- мягкие игрушки и реквизиты к книге,
- научно-популярная книга,
- аудиосказка
- словесно- дидактические игры,
- «шпаргалки» для родителей.
Формирование мешка историй
Каждый мешок историй создают все участники образовательного процесса – дети, родители, педагоги.
Родителям предлагается принять участие в пошиве мешка, в подготовке декоративных украшений с опорой на определенную тему, в изготовлении мягких игрушек, героев пальчикового театра и тд.
Педагоги занимаются подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстрации, аудио и видео ресурсов.
Дети - предлагают свои варианты наполняемости мешка разнообразными материалами и помогают в изготовлении пособий, принимают участие в дизайн- проекте по его оформлению.
При создании мешка истории необходимо охватить все образовательные области. В первую очередь это:
- речевое развитие со всеми его компонентами;
- познавательное развитие через дидактические игры и экспериментирование;
- художественно-эстетическое развитие в изобразительной деятельности;
- социально-коммуникативное развитие через нравственно-этические беседы, разыгрывание проблемных ситуаций;
- физическое развитие.
И безусловно работа с родителями.
Работа по внедрению метода «Сторисек» проводится в несколько этапов.
Подготовительный этап.
1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».
Критерии отбора книги:
- книга, соответствующая возрасту детей;
- качественные иллюстрации.
2. Подготавливается мешок для комплекта материалов.
Это настоящий полотняный мешок для комплекта материалов. Удачной формой работы будет предварительное проведение мастер-класса по изготовлению мешка. Возможные варианты: мастер-класс по украшению мешка пуговицами, бисером можно вышить имена детей, участвующих в мастер-классе, приклеить к мешку бумажные элементы.
3. Подбираются остальные компоненты для комплекта:
Дополняют художественную книгу мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, аудиокассета или компакт-диск, языковая игра, шпаргалки для родителей. Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу.
- Игрушки развивают словарный запас, помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного.
- Мягкие игрушки сторисека – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды.
- Научно-популярная книга вложена в набор с целью развития всесторонних навыков чтения. Она соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами.
- Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.
4. Разрабатывается игры, словесно- дидактические игры также связаны с содержанием художественной книги. Эти игры не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.
5. Разрабатывается «Шпаргалки для взрослых». В виде буклетов, памяток подготавливаются списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания, например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематике книги.
6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».
Основной этап
Работа с художественным произведением
Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе детей..
Работа с научно-популярной книгой
Работа с аудиокнигой
Завершающий этап
«Сторисек» передается читателям на дом. Собираются письменные отзывы о новой форме работы, уточняется читательский запрос для организации последующих «сторисеков».
Практическая часть
Я предлагаю вам собрать «мешок историй» к сказкам «Теремок», «Репка». Продумайте дизайн и оформите мешок в соответствии с произведением, подобрать книги, пособия, игры, которые на ваш взгляд способствуют формированию у детей интереса к книге, а так же отражали бы цели и задачи 5 направлений развития детей.
После показа и описания мешка историй по сказке «Колобок»
Спасибо, все участники справились с поставленными перед ними задачами. А самое главное работа над созданием мешка историй является всех участников образовательного процесса с учетом их возможностей, инициативы и интересов. Удачи вам!
Примерная опись «мешочка истории»
1 Красочно оформляется опись готового «сторисека».
2. Мешок.
3. Книга сказка «__________________»
4. Биография автора (интересные факты из жизни) – если есть автор
5. Аудио сказка (CD).
6. Загадки, подвижные и малоподвижные игры про птиц и животных.
7. Маски, игрушки – прообразы героев сказки _______________
8. Муляжи ____________________________
9. Шнуровка с изображением ___________________________
10. Трафареты с _______________________________
11. Раскраски по сказке и карандаши.
12.Настольные игры: _____________________________________________
______________________________________________________________
13. Научно - познавательные энциклопедии о _________________
14. Режиссёрские игры (предложить составить свою версию сценария).
15. Речевые игры_______________________________________
16. Игра «Покажи» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения.
17. Дидактические игры (Главное условие: все игры необходимо соотнести с произведением)
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
18. Скороговорки о _____________________________________
19. Игра-моделирование «Составь иллюстрацию к сказке из геометрических фигур-моделей».
20. Шпаргалка для родителей (памятки, буклеты и т.п.)
_________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса детей к чтению художественной литературы.
Развитие интереса детей к чтению художественной литературы...
«Развитие речи детей через чтение художественной литературы»
Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИСЕК»
Проблема снижения интереса к чтению – одна из самых серьёзныхи актуальных в нашей стране. Кто должен приобщать ребёнка к чтению?Родители, воспитатели, педагоги, библиотекари?Существует много раз...
Опыт работы по теме ««Метод Сторисек» как способ развития интереса дошкольников к чтению художественной литературы»
В данной работе представлено описание моего педагогического опыта по теме: ««Метод Сторисек» как способ развития интереса дошкольников к чтению художественной литературы»....
Мастер – класс «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «сторисек»
Дошкольный возраст - время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ре...
Самоанализ мастер-класса с родителями «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «сторисек»
Мои взаимоотношения со слушателями носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Мне удалось быстро и без проблем настроить участников занятия на работу, установить необходимый контакт со слушател...
Мастер – класс для воспитателей «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «Сторисек» у детей подготовительной группы.
Мастер – класс для воспитателей «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «Сторисек» у детей подготовительной группы.Донская Т. С., воспитатель подгот...