Выступление на педагогическом совете по теме: «Познавательное развитие дошкольников средствами опытно – экспериментальной деятельности»
опыты и эксперименты
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Познавательное развитие дошкольников средствами
опытно – экспериментальной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_zorkina_e.a.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Познавательное развитие дошкольников средствами
опытно – экспериментальной деятельности»
Разработала: Екатерина Андреевна Зорькина,
воспитатель
Педагогический совет от 01.03.2024
Добрый день, уважаемые коллеги!
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.
«Любознайка», «Почемучка» - так можно назвать любого современного ребенка. Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия.
Исследовательская, поисковая деятельность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Всё это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно
решать их.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Детское экспериментирование - необходимое условие развития личности ребенка.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, расширяют кругозор детей, способствуют обогащению словарного запаса и воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности; здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность. В ходе опытной деятельности дошкольник учится сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В дошкольных учреждениях экспериментальная деятельность ведётся с учётом возрастных и психологических особенностей детей.
Начиная с младшего дошкольного возраста, дети при помощи наглядно-действенного мышления знакомятся с окружающим миром. Так как их жизненный опыт ещё мал, то познавательно - исследовательская деятельность строится на наблюдении за воспитателем и простейшим манипулированием предметами. Например, вода и её свойства, жидкая, прозрачная, льётся, проливается. Песок сыплется, на ощупь холодный, полить водичкой становится мокрый. Бумага – мнётся, рвётся. И т. д.
В среднем дошкольном возрасте, задачи для экспериментирования усложняются. В данном возрасте активно происходит развитие речи и обогащение словарного запаса. Но всё же ещё основным источником ответов на его вопросы является взрослый. Присуще наглядно-образное мышление.
Опыты предполагают активизировать познавательную деятельность, побуждать задавать много вопросов и стараться самим же найти на них ответ.
Например, налить воды в песок. Куда вода делась?
Принести снег в группу и когда он растает, спросить, откуда появилась вода? Почему она грязная?
Огород на окне. Посадка лука, семян растений.
Старший дошкольный возраст
Самый интересный и осознанный период для исследовательской деятельности. В этом возрасте задействованы все психические процессы. У ребёнка уже достаточно большой жизненный опыт, что позволяет ребёнку делать умозаключения, анализ, рассуждения. Активно развивается логическое мышление. В старшем дошкольном возрасте дети уже сами проводят несложные опыты.
Тематика может быть разнообразной.
выращивание растений; движение воздуха и воды; откуда берётся дождь; свойства металлов; свет и цвет; «как устроены стихи» и др.
Какой бы не был возраст детей, главное, чтобы это было актуально и интересно.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.
Итак, одним из условий, стимулирующим познавательную активность является развивающая предметно-пространственная среда. В группе должна быть оборудована мини лаборатория (центр науки).
В мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены:
- место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.);
- место для приборов;
- место для хранения материалов (природного, «бросового»);
- место для проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).
Компоненты уголка экспериментирования (центра науки):
- Компонент дидактический (познавательные книги, альбомы, коллекции и т. д.)
- компонент оборудования (приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, прочие материалы: зеркала, воздушные шары, некоторые пищевые продукты - масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ; сито, воронки; сосуды для воды, и т. д.)
- Стимулирующий компонент (правила работы с материалами; персонажи, наделенные определенными чертами (Почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация; карточки-схемы проведения экспериментов; карточки-подсказки (разрешающие запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"; и т. д.)
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• содержательно – насыщен,
• доступность расположения
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
• Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
• Задают вопросы: почему? Зачем? Как?
• Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
• Проявляют интерес к познавательной литературе;
• Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
• Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
• Применяют свои знания в жизни.
Эксперимент рождается не просто:
Порой – с наивного вопроса.
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдаёт себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
Посмотрим, что же получится у нас?
Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей и поэкспериментировать.
I опыт «Рисунки на воде»
Для опыта понадобится: холодная вода, емкость с большой площадью поверхности, лак для ногтей нескольких цветов, зубочистка.
1. Наливаем холодную воду в сосуд с большой площадью поверхности.
2. Капаем лак для ногтей на поверхность воды.
3. Капаем лак другого цвета, далее другого и так далее.
4. Зубочисткой рисуем рисунок.
5. Опускаем в воду предмет, который хотим покрасить.
Итог: капаем в воду одну каплю лака для ногтей (она растекается по поверхности воды). Лак другого цвета капаем в центр предыдущей капли и так далее, чем больше цветов и циклов тем красочнее. После завершения циклов зубочисткой рисуем узоры из получившихся кругов. Делать все нужно быстро, пока не высох лак. Потом в эту узорную пленочку опускаем все, что хотим покрасить. Рисунок отпечатался!
II опыт «Лава – лампа»
Для опыта понадобится: Подсолнечное масло, фруктовые соки, шипучие таблетки аспирина, сосуд.
Итог: наливаем в сосуд фруктовый сок до половины, доливаем подсолнечное масло и опускаем таблетку аспирина. Сок и масло в бокале живут отдельно друг от друга. Что же касается аспирина, то современные растворимые формы содержат в своем составе соду. В кислой среде идет реакция с выделением углекислого газа, который, стремясь вверх, поднимает жидкость из нижнего слоя. Вот так получается эффект лава-лампы
III опыт «Радужная соль»
Для опыта понадобится: набор цветного мела, соль, сосуд, бумага.
Итог:
1. Вам нужно взять чистый лист бумаги и насыпать на него 2-3 лож. Соли.
2. А теперь возьмите мел любого цвета и раскатайте его по соли. Немного нажимайте на мелок, что бы он отдал свой цвет соли. Цвет должен получиться насыщенным.
3. У кого получилось окрасить соль в нужный цвет, аккуратно пересыпьте ее в стеклянную баночку. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпайте соль в емкость под углом, поворачивая банку. Только делайте это очень аккуратно, чтобы слои соли не перемешать.
4. Далее, опять насыпаем соль и повторяем эту процедуру с мелом другого цвета. Поочередность цветов выбирайте сами.
Работа очень увлекательная и интересная, детей этот процесс увлекает настолько, что очень сложно с ними разговаривать, так они увлечены этой работой. Также, такой способ окрашивания соли, помогает снять внутреннее напряжение, как у ребенка, так и у взрослого человека. А теперь придумайте название своей работе, но такое, чтобы в нем звучало слово соль.
Благодарю всех присутствующих за активное участие, мне очень приятно было с вами работать. Свои разноцветные баночки, вы можете забрать на память.
Заключение
Ребёнку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: "Познавательно - речевое развитие дошкольников"
Речь неразрывно связана с познанием окружающего мира. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная работа, предполагающая использование специальных методов и приемов....
Доклад выступления на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».
Организационные формы обучения должны обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развити...
Презентация выступления на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».
Организационные формы обучения должны обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развити...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Познавательное и речевое развитие в соответствии с ФГОС"
Презентация на педагогический совет «Познавательное и речевое развитие в соответствии с ФГОС"...
Презентация " Выступление на педагогическом совете на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»"
В этой работе я подвела итог познавательно-исследовательской деятельности, проводимой с детьми моей группы, начиная со среднего возраста и заканчивая выпуском в школу....
Выступление на педагогическом совете на тему: "Квест-игра как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками"
quot;Квест-игра как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками"...
Выступление на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их об...