Выступление на педагогическом совете на тему: "Познавательно - речевое развитие дошкольников"
статья на тему
Речь неразрывно связана с познанием окружающего мира. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная работа, предполагающая использование специальных методов и приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_na_tem1.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Познавательно – речевое развитие дошкольников».
Дошкольный возраст имеет определяющее значение для последующего психического развития. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, в усвоении различных видов деятельности.
Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого ребенка.
Работа по данному направлению осуществляется комплексно, ежедневно, с участием воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Познавательное развитие ребенка происходит под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате, уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
От качества речи, умения пользоваться ею в разных ситуациях зависит успешность деятельности ребенка. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной и речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию и поисково-познавательную активность:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении;
- пассивность детей в познавательной деятельности (ориентация на готовые задания);
- глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
Остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей.
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.
Решение этой задачи невозможно без создания современной предметно-развивающей среды, обогащения её такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.
Успех в работе по познавательно - речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей.
В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи педагогов ДОУ. Познавательно-речевое развитие дошкольников в ДОУ осуществляется во всех видах деятельности.
Познавательно-речевое развитие предполагает:
- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей;
- развитие интереса к школе, к будущей социальной позиции школьника;
- развитие умения свободно ориентироваться в окружающем;
- воспитание элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности;
- развитие психических процессов (внимания, мышления, воображения, восприятия, памяти), речи.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития:
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие, можно выделить следующие направления:
1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Дошкольник, проводящий значительную часть времени в детском саду, общаясь с воспитателями и другими специалистами, учится у них многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагоги должны говорить правильно, не искажая звуков, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Например, ребенок может думать, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагогов состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, о живой и неживой природе, о природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитие любознательности. Любознательность – качество, присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии у ребёнка этого качества свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача педагогов - поддерживать любознательность ребёнка, организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. Для ребёнка - дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития и основной формой работы с дошкольниками является игра как ведущий вид деятельности.
И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует.
Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам.
Таким образом, дидактические игры способствуют закреплению и уточнению знаний по познавательно – речевому развитию.
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и т. д. - одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекционной работы.
Индивидуальная работа, проводимая на логопедических занятиях, направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию, развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий, развитие связной речи.
Последовательность устранения дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
На каждом занятии с детьми обязательно проводится работа по развитию мелкой моторики рук. Используются разнообразные пальчиковые игры и упражнения. Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, камни), применение различных бытовых предметов (прищепки, щетки, карандаши и др.), массаж с помощью колючего шарика су-джок .
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
С помощью колец («ежиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.
Помимо развития мелкой моторики, проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемых стихотворным текстом, направлено на решение следующих задач:
— формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
— развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
— развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
— развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Очень интересны детям игры с природными материалами. Они всегда доступны, помогают снять эмоциональное напряжение у детей.
Игра с еловыми шишками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко.
Перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения.
Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывать шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно.
Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, сосновыми шишками, каштанами.
Крупы, косточки абрикоса, персика, вишни, семена гороха, фасоли, подсолнечника можно использовать для заполнения «сухого» бассейна. Небольшая глубокая миска (диаметром 25-30 см, высотой 15-20 см) заполняется на 8 см промытой и просушенной крупой. Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы.
Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод су-джок-терапии. Использование тренажеров су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.
Самомассаж шариком су-джок.
1, 2, 3, 4, 5!
Буду шарик я катать.,
По ладошке прокачу
И ее пощекочу.
Шар по кругу я катаю
И по пальцам прокачу
Каждый я пощекочу.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Шар по пальчику катись.
Сильно шарик я сожму,
Подержу и разожму.
Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук являются обычные хозяйственные прищепки. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки (добавление недостающих деталей), так и для проведения массажа и самомассажа подушечек пальцев.
Кусается сильно
Котенок-глупыш!
Он думает, это
Не палец, а мышь!
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе:
«Кыш! »
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
Бусы, ребристые карандаши, шнуровки – все это используется для развития мелкой моторики.
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
На логопедических занятиях здоровьесберегающая практика получила широкое применение: элементы психогимнастики, игры с речью, релаксационные упражнения, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, артикуляционные игровые упражнения. Особое внимание уделяется развитию речевого дыхания, т.к. дыхание входит в сложную речевую систему.
Большое место в познавательно-речевом развитии ребёнка дошкольного возраста занимает сказка.
Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы.
Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи. А при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением.
Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса.
Сказка - это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык - сказки.
Восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач:
• обучению ребёнка дошкольного возраста опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности;
• повышению качества освоения Программы;
•формированию ряда интегративных качеств личности, что соответствует современным требованиям дошкольного образования.
Кроме того, восприятие сказки в полной мере отвечает потребностям ребёнка в общении, в познании, в чтении, в проявлении активности и самостоятельности, в самовыражении.
Таким образом, в современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Развитие познавательно-речевых способностей у детей - одна из главных задач дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: «Познавательное и речевое развитие в соответствии с ФГОС"
Презентация на педагогический совет «Познавательное и речевое развитие в соответствии с ФГОС"...
Презентация " Выступление на педагогическом совете на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»"
В этой работе я подвела итог познавательно-исследовательской деятельности, проводимой с детьми моей группы, начиная со среднего возраста и заканчивая выпуском в школу....
Выступление на педагогическом совете на тему: Социально – коммуникативное развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО
Выступление на педагогическом совете на тему: Социально – коммуникативное развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО...
Конспект выступления на педагогическом совете. Тема: "Театрализованная деятельность в развитии дошкольников"
Конспект выступленияна педагогическом советеТема: Театрализованная деятельность в развитии дошкольников“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали...
Тематический педагогический совет «Организация деятельности по речевому развитию дошкольников»
На тематическом педагогическом совете «Организация деятельности по речевому развитию дошкольников» были подведены итоги смотра РППС по речевому развитию, педагоги познакомились с особеннос...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Познавательное развитие дошкольников средствами опытно – экспериментальной деятельности»
Выступление на педагогическом совете по теме:«Познавательное развитие дошкольников средствами опытно – экспериментальной деятельности»...