Технологическая карта организованной образовательной деятельности по формированию познавательной активности через экспериментирование «Путешествие по волшебным островам»
план-конспект занятия (средняя группа)

Башун Светлана Анатольевна

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению  через экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_igre.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  организованной  образовательной деятельности

По формированию познавательной активности через экспериментирование

Организационная информация

Тема

«Путешествие по  волшебным  островам»

Автор заняти (ФИО, должность)

Башун Светлана Анатольевна, воспитатель старшей группы «Почемучки»

Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное», «Физическое развитие».

Возрастная группа

Средняя  группа

Описание занятия

Форма организации

Групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Цель занятия

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению  через экспериментирование.

Задачи

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:

Упражнять в умении анализировать , делать выводы, развивать логическое мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (распускаются цветы в воде).

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами воды, магнита.

Воспитательные:

Воспитывать желание достигать цели через  проблемно-игровые ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Технология

Авторская игровая технология Эрика Бена , игровой сюжет

Методы и приёмы

Словесные: вопросы, художественное слово.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Оборудование: бутылка с картой, с запиской, атрибуты для с.р игры «Пароход» -косынки, руль., грязная вода в бутылке, пустая емкость для воды – 8 шт., воронки – 8 шт., вата,  ложечки для размешивания воды – 8 шт., фартуки 8 шт.,  шапочки – 9 шт., мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, столы и стулья, магниты, железные предметы (гаечки, болтики), пластмассовые, бумажные, деревянные предметы, кусочки ткани., сундук., индивидуальные карты фиксации результатов опытов.

Дидактическая структура занятия

Этапы, последовательность

Организация совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

1этап .  Вводная часть

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте помашем им ручкой!

Поздороваемся глазками.

-Поздороваемся ручками.

-Поздороваемся ртом, станет веселей кругом!

Пришла пора  поднять друг другу настроение. А сделать это предлагаю следующим образом: настроится на работу, и сделать зарядку, слушаем стихотворение и повторяем.

Мы построим ровный круг

Справа друг и слева друг,

Повернись на право к другу,

Правую дай другу руку,

Повернись на лево к другу,

Левую дай другу руку

Сделай шаг вперед дружок

Станет тесным наш кружок.

 Давайте и на занятии будем такими дружными

Создает эмоциональный настрой на работ.

Предлагает поздороваться с гостями

Дает инструкцию, читает стихотворение

Здороваются с гостями

Слушают педагога.

Делают зарядку.

1.5мин.

Подготовка детей к предстоящей деятельности.

Установление зрительного и слухового контакта

2 этап. Мотивационный

Звучит « шум моря». Педагог  предлагает ответить, что это за шум. Педагог говорит  о том, что к нам по

морским волнам выбросило бутылку. Советуется с детьми стоит ли открывать бутылку. Из бутылки вынимает письмо и маршрутную карту. Читает письмо, в котором говорится, что тот, кто нашёл это послание - настоящий счастливый человек. Карта указывает путь к кладу. Но  чтобы добраться к кладу нам нужно отправиться в путешествие по загадочным островам, указанным на карте,  на каждом из которых вас ждут задания – испытания. Они очень сложные и справиться с ними могут только очень внимательные, сообразительные, ловкие и добрые дети, те, кто умеет слушать и думать. Педагог сообщает, что на каждом острове нужно выполнить задание испытание и заполнить ключи – помощники. Только тогда вы сможете отыскать клад. Приглашает отправиться в путешествие. На чём можно отправиться в путешествие? Педагог соглашается с предложениями детей – отправиться по загадочным островам на пароходе.

Организация проблемной ситуации

Слушают педагога.

Дети отвечают на вопросы педагога.

Принятие детьми цели занятия

Отвечают на вопросы

3этап.

Основная часть

Чтобы поплыть нам нужно надуть паруса.

Плывём к 1 острову

Этот остров очень интересный, здесь всё наоборот. Летом снег, а зимой - дождь. Птицы плавают, а рыбы летают. Педагог с детьми заполняет карточку.

Игра «Всё наоборот» ( «Слова-противоположности»)

Первый ключ - помощник заполнили.

Педагог предлагает отправиться по карте на следующий остров.

Ну что ребята, дуем в попутные паруса и плывем на второй остров

(Прибывают на второй остров, на котором очень грязно.)

Что же здесь случилось?

 Кто же мог такое сделать?

 Что же нам делать?

Ребята, посмотрите какая вода в этом стакане?

Что нужно сделать, чтобы вода стала чистой?

Как можно очистить?

Где можно очистить?

(Рассказывает, что очистить можно в лаборатории.)

Эксперимент «Очистим воду»

Перед работой  предлагает вспомнить правила работы в лаборатории

Правило 1. Нельзя шуметь, и разговаривать.

Правило 2. Нужно быть внимательным и осторожным.

Правило 3. Начинать работу можно только, после того как разрешит  старший лаборант.

Посмотрите, какой стал фильтр? Почему?

Предлагает нарисовать схему результата опыта на индивидуальной карте фиксации.

Объясняет, что карты со схемами оставим жителям острова, чтобы они не забывали, как очищать воду.

И так, мы получили второй ключ- помощник.

Отправляемся дальше на следующий остров Третий остров - «Танцующий остров»

на этом острове жители всегда с музыкой.

Физминутка «Чунга-Чанга»

Отправляются на следующий остров-«остров Зверей»

(Веселая спортивно-танцевальная разминка «Чунга-Чанга» встроен в призентацию.

Смена 9 рабочих слайдов происходи автоматически)

Эксперимент «Поможем с помощью магнита собрать болтики и гаечки»

Рассуждает, что с помощью магнита притягиваются все железные предметы.

Объясняет: почему остальные предметы не притягиваются? Из чего эти предметы сделаны? (из бумаги, пластмассы, ткани, дерева.)

Объясняет:  что бы получить третий ключ- помощник надо заполнить таблицу в карте фиксации результата опыта

Дидактическая игра «Притягивает – не притягивает»

Карточки предлагает оставить зверям,  чтобы они не забывали, что магнит притягивает, а что не притягивает.

Забирают ключ - помощник и отправляются дальше.

4 Остров - «Джунгли».

Посмотрите,  на этом острове засохли все цветы.

Почему они засохли?

Что нужно сделать, чтобы они ожили?

Предлагает цветы опустить в воду и понаблюдать, что с ними произойдёт?

Эксперимент «Цветок расцвёл»

Предлагает заполнить карту фиксации результата опыта.

Педагог обращает внимание, что мы получили ещё один ключ - помощник.

Объясняет, что карта подсказывает, что клад и чудо-остров находятся в нашем садике.

Давайте возьмем все ключи-помощники и отправимся в детский сад.

Дети закрывают глаза и произносят слова:

 Один, два, три, четыре, пять- вот мы в садике опять!

Подумайте, где же в нашем саду может находиться чудо-остров?

 А найти его мы можем с помощью следующих слов: нам нужно сделать 4 шага вперёд,2 налево,4 направо

Педагог с детьми отправляется в путешествие, применяя маршрутную карту.

Педагог показывает первый ключ подсказку, на котором изображены картинки с недостающими к ним картинками.

Рассуждает с детьми, почему на острове так грязно

Педагог обращает внимание, что на острове ещё и грязная вода.

Педагог рассматривает с детьми  в стакане грязную воду

Обсуждает с детьми с помощью чего можно прочистить воду.

Предлагает очистить воду. Задает вопросы.

 

Включает музыкальное сопровождение, показывает движения

Педагог подводит детей к выводу: к магниту притягиваются железные предметы, а все остальные не притягиваются.

 

Хвалит детей, предлагает заполнить карту

Активизирует на мыслительную деятельность

Слушают педагога.

Дети заполняют карточку. К картинке с предметом прилаживают рисунок с противоположным значением.

Рассуждают

Убирают мусор.

Дети отвечают на вопросы.

Слушают

Отправляются в лабораторию.

В лаборатории одевают халаты, шапочки.

Занимают рабочие места

Слушают и отвечают на вопросы.

Очищают с помощью фильтра воду.

Рисуют схему.

Снимают халаты. Отправляются на следующий остров.

Выполняют движения танца.

Дети садятся за столы.

Рассуждают.

С помощью магнита ищут железные предметы.

Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу.

Слушают.

Отправляются на следующий остров.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Наблюдают, как распускаются цветы.

Заполняют карту с помощью рисунков.

Слушают.

Рассуждают и выполняют задания педагога.

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий по задачам НОД.

Знакомство со свойствами воды и магнита

Обеспечение условий для снятия усталости, оказание помощи в эмоциональной разгрузке

Рассуждают.

Выполняют задания педагога

Выполняют задания педагога

4этап.

Заключительная часть Рефлексия.

Давайте откроем сундук, для этого нам нужно разложить все ключи – помощники. Когда мы их разложим , то мы сможем открыть сундук. Предлагает посмотреть, что находиться на столе.

Это бывшие задания.

Педагог предлагает вспомнить, чем занимались на занятии.

Открывают сундук.

Читает записку.

«Вы сегодня нашли самый драгоценный клад-это ваш и знания. Всё что вы сегодня выполнили в путешествии это и есть клад.

Молоды! Прокричим дружное  УРА! УРА! УРА!

Находит с детьми «чудо-остров» и клад - сундук.

Сюрпризный момент.

Благодарит детей.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы

Слушают педагога

Действуют по инструкции педагога.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания педагога

   

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА презентация «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи  я мог...

Формирование у дошкольников познавательной активности через экспериментирование

Один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское экспериментирование....

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Развитие познавательной активности через экспериментирование". Рекомендации для педагогов.

Роль опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей....

Конспект открытого образовательного события по развитию у детей познавательной активности через экспериментирование "Шоу фокусников"

Открытое образовательное событие по развитию у детей познавательной активности через эксперементирование "Шоу фокусников"...

«Развитие у детей познавательной активности через экспериментирование в подготовительной группе Тема: «Шоу фокусников»

Цель:  Задачи:образовательные: -упражнять в умении анализировать, делать выводы,-формировать  знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей,  о свойствах моющего средства.развиваю...

Программа развития познавательной активности через экспериментирование и дидактические игры математического содержания «Неизведанное рядом»

  От человека  в современной  жизни требуется  не  только  владеть  знаниями,  но  и   в первую  очередь  уметь  добывать ...