Конспект открытого образовательного события по развитию у детей познавательной активности через экспериментирование "Шоу фокусников"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Галданова Жаргалма Герасимовна

Открытое образовательное событие по развитию у детей познавательной активности через эксперементирование "Шоу фокусников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование»

 в старшей группе

 Тема: «Шоу фокусников»

                                                                                                     Воспитатель: Галданова Ж.Г.

с.Кижинга 2017г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Шоу фокусников»

Вид деятельности: Игровая. Познавательно исследовательская

Форма проведения: совместная деятельность

Место проведения: групповая комната

Направление: познавательно-речевое

Образовательная область: «Познание»

Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности  

Программные задачи:

образовательные: 

-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;

-расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости математических знаний в различных ситуациях, закреплять геометрические фигуры;    

-формировать  знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей, о силе воздуха, о составе молока и свойстве моющего средства.

развивающие: 

-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;

-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;

- умение использовать условную мерку.

воспитательные: 

-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

-проявлять внимание к малышам;

- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Интегрируемые образовательные области:

«Социально-коммуникативное», «Речевое»,  «Познавательное», «Физическое», «Художественно-эстетическое»

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, художественное слово

Игровые: превращение в фокусников, психологическая игра «Зеваки», музыкальная физминутка « У жирафа пятнышки»

Практические: выполнение экспериментов.

Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, магнитная сила, атрибуты, лоток, плоскость.

Оборудование и материалы: блюдца, молоко, моющее средство, пипетки, пищевые красители;  стаканчики, сироп, вода, масло растительное, магниты, скрепки, плоскости, воздушные шары, магнитофон

раздаточныепредметы для экспериментов,  атрибуты фокусника.

Предварительная работа с детьми: рассказ детям о профессии фокусника, о  целях и принципах его деятельности, работа с детьми в «Центре экспериментов», беседа о технике безопасности при проведении опытов, знакомство с игрой «Зеваки», разучивание физминутки под музыку.

Примерная структура занятия-экспериментирования:

1. Проблема (визит воспитателя с младшей группы)

2. Организационный момент (превращение в фокусников, деление на команды)
3. Психологический настрой (Игра «Зеваки»)

4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
5. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
6. Уточнение плана исследования (Д/Игра «Что сначала, что потом»)

7. Процесс экспериментирования
8. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

9. Творческая деятельность детей.

Организационный момент:

В группу заходит воспитатель с младшей группы, здоровается и обращается к детям: "Ребята, у меня вот какая проблема: что-то малыши мои заскучали, хочу их чем-то развеселить, порадовать, позабавить, но не могу ничего придумать. Вы бы не могли мне помочь?

В: Ребята, как думаете, сможем помочь позабавить малышей?

Д: Сможем.

В: Анна Николаевна, мы сейчас посоветуемся с ребятами, подготовимся и обязательно прейдём к вашим малышам.

В: Ребята, какие будут предложения?

Д: Можно нарисовать им рисунок, можно сделать поделку, можно подготовить концерт: стихи и песни, можно показать театр, можно показать забавные эксперименты-фокусы.

В: На чём остановимся?

Д: На фокусах-экспериментах.

В: Почему вы думаете, что им будет интересно?

(Дети)

В: Ребята нам нужно не только показать эксперименты , но и пояснить, почему так происходит. А мы можем идти к детям без подготовки?

(Дети)

В: Сейчас, я буду превращать вас в фокусников. Закройте все глаза.

1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать

На носочки поднимитесь

Потихоньку покружитесь

В фокусников превратитесь!

(Воспитатель одевает шляпу)

В: Я тоже превратилась в фокусника и  на правах старшего, буду главный фокусник. Согласны? Я буду объявлять название фокуса, наблюдать за правильностью эксперимента, ну и помогать, если вы будите затрудняться. Хорошо? И чтобы вы были тоже немного похожи на фокусника, я приготовила вам вот такие атрибуты. (Воспитатель достаёт коробку с бантиками и воротничками) – дети одевают, помогают друг другу завязывать.

В: Для подготовки нам нужно разделиться на три команды. Как мы сможем это сделать?

(Дети)

В: Лиза, напомни условия деления на команды с помощью нашего волшебного мешочка.

Л: Все по очереди будут доставать из мешка геометрические фигуры,  у кого одинаковые фигуры в одной команде.

В: Я хочу немного усложнить вам правила: прежде чем достать фигуру, её нужно потрогать и назвать, цвет фигур не учитываем, только по форме.

(Дети называют  фигуры)

В: Теперь каждая команда сделайте  свой круг.

 (Дети делают три круга)

В: Дима, посчитай,  сколько человек в твоей команде?

Лейла, по сколько человек в командах?

Как можно по -  другому сказать Валя?

( В командах по 5 человек)

В: Посмотрите и запомните кто с кем в команде. А теперь положите геометрические фигуры в тарелочку.

В: Сейчас я приглашаю вас в наш "Центр подготовки фокусников».

( В центре экспериментальной деятельности 3 лотка,  лотки отмечены геометрическими фигурами: треугольник, ромб,  прямоугольник).

В: Ребята, вот три лотка нам для работы. Давайте подготовим место для работы.

(Дети расстилают клеёнки, несут лотки на столы)

(Воспитатель предлагает детям принести стулья на ковёр)

В: Чтобы сосредоточиться для работы поиграем в игру  «Зеваки»

(Пока звучит бубен дети идут по кругу, бубен замолкает, дети делаю 4 хлопка, берутся за руки и идут в другую сторону)

Основная часть

В: Вы молодцы,  вижу все сосредоточились. И я приглашаю команду у кого была геометрическая фигура прямоугольник, остальные участники пока будут зрителями.

В: Вот такого волшебства

Не видали никогда,

Посчитаем хором, дружно.

Д: 4, 3, 2, 1!

Что случиться,  поглядим!

В: Первый фокус "Танцующее молоко"

В: Дима, напомни детям, что сначала будем делать?

Д/И игра : «Что сначала, что потом»

(Сначала нужно налить молоко, потом пипеткой капнуть в молоко краску)

В: А потом,  Валя?

( Взять ватную палочку, макнуть её в моющее средство и дотронуться до краски)

(Дети выполняют)

В: Что получилось?

(Дети)

Воспитатель предлагает всем подойти и посмотреть результат.

В: Почему так получилось, как вы думаете?

Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны.

В: Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)

В: Я предлагаю вам капнуть другой краски и проделать тоже самое, а теперь нарисуйте палочкой разные плавные линии. Что получается?

(Дети)

В: Какая красота получилась! Давайте поаплодируем нашим фокусникам.

В: Приглашаю команду фокусников у кого геометрическая фигура ромб.

Дети подходят к лоткам.

В: Вот такого волшебства

Не видали никогда

Посчитаем хором дружно

Д: 4, 3, 2, 1, что случится,  поглядим!

В: Следующий фокус «Магнитная сила»

Что будим делать в этом эксперименте? Расскажи Лейла.

Д/И игра «Что сначала, что потом»

( Сначала возьмём большой магнит и проверим, сколько скрепок к нему прицепится)

В: А потом?

( Возьмём маленький магнит и посмотрим,  сколько скрепок прицепится к нему)

Дети выполняют действия с магнитами.

В: Что можно сказать, почему так получается?

Дети: У большого магнитная сила больше, а у маленького меньше.

В: Ребята, как вы думаете, будет действовать магнитная сила через плоскость?

Дети говорят свои выводы.

В: Давайте проверим. Расположите скрепки по краю плоскости и потом попробуйте собрать скрепки в центр круга маленьким магнитом, а потом большим. Что можно сказать об этом?

Вывод: Магнитная сила большого магнита может двигать скрепки, а магнитная сила маленького магнита слабая, она не двигает скрепки.

В: Давайте поаплодируем нашим фокусникам, разобрались и с этим экспериментом.

В: Приглашаю фокусников с фигурами треугольник.

В: Вот такого волшебства

Не видали никогда

Посчитаем хором дружно

Д:4, 3, 2, 1, что случится,  поглядим.

В: Следующий фокус "Разноцветные жидкости"

Галя объясни, что будим делать в этом эксперименте сначала?

Д/И игра «Что сначала, что потом»

( Сначала мы нальём сироп, потом простой воды и потом нальём растительного масла)

В: Как будим, наливать воду? (по стеночке стаканчика)

В: Хочу немного усложнить вам этот эксперимент. Наливать жидкости вы будите с помощью мерок. Сироп отмерить до цифры 1, воду до цифры 2, а растительного масла столько сколько сиропа.

Это сколько, ребята? (До цифры 1)

В: Приступаем, а вы ребята внимательно наблюдайте, правильно наши фокусники измеряют жидкости.

Воспитатель контролирует, помогает.

В: Что получилось, ребята?

Вывод:  Сироп остался внизу, вода посредине, а масло сверху.

В: Почему, как вы думаете?

Вывод: Сироп самый тяжёлый, он опустился вниз, а масло самое лёгкое, оно осталось сверху.

В: Молодцы, поаплодируем фокусникам.

Ребята, а какие должны быть фокусники?

( Внимательные, ловкие, быстрые)

В: Вот сейчас,  я вас и проверю на ловкость, внимательность и быстроту реакции. Вставайте все в круг и под музыку выполняйте движения и старайтесь не ошибиться, выполнять быстро.

Дети выполняют движения под песню "У жирафа пятнышки"

В: Вы молодцы!

А сейчас в следующем фокусе участвовать будут все.

«Плавающее яйцо» Пробуем? (дети наливают в стакан воду, опускают яйцо. Яйцо утонуло) Что же делать? Посмотрите, на лепестке есть подсказки. (Добавить соль) Дети добавляют соль в стакан, перемешивают, опускают яйцо. И вот чудо — яйцо не тонет, оно плавает! И с этим заданием мы справились. Молодцы! У нас остался последний лепесток, самое трудное задание, справимся с ним, расколдуем всю волшебную поляну. Справимся? Итак, что же изображено на последнем лепестке? (вулкан) Нам нужно самим сделать извержение вулкана, огонь расколдует злые чары. Какие подсказки у нас изображены, схема? (сода и уксус) Выполняем все по схеме. (дети аккуратно насыпают в колбу немного соды, а сверху капают уксус) Ура! все шипит и «извергается». Вот и получился у нас вулкан, извергающий шипучий фонтан. (играет музыка «От улыбки станет всем светлей)

В: А ещё я хочу предложить вам подготовить младшим детям подарки своими руками. У кого есть желание,  проходите за столы, подумайте, посоветуйтесь,  что бы вы хотели  сделать и приступайте.

Самоанализ занимательной деятельности

Занимательная деятельность проводилась с детьми старшей группы.  В количестве 15 чел.

По теме: «Развитие у детей познавательной активности, через детское экспериментирование». «Шоу фокусников»

Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности  

Программные задачи:

образовательные: 

-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;

-расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости математических знаний в различных ситуациях, закреплять геометрические фигуры;    

-формировать  знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей, о силе воздуха, о составе молока и свойстве моющего средства.

развивающие: 

-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;

-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;

- умение использовать условную мерку.

воспитательные: 

-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

-проявлять внимание к малышам;

- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Интегрируемые образовательные области:

«Социально-коммуникативное», «Речевое»,  «Познавательное», «Физическое», «Художественно-эстетическое»

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, художественное слово

Игровые: превращение в фокусников, психологическая игра «Зеваки», музыкальная физминутка « У жирафа пятнышки»

Практические: выполнение экспериментов.

Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, магнитная сила, атрибуты, лоток, плоскость.

Правила безопасности при проведении эксперимента:

- работа под наблюдением взрослого;

-осторожно обращаться с емкостями;

Не брать руки в рот , и т.д.

Образовательная деятельность построена  с дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип непрерывности (занимательная деятельность была построена на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес детей)

Принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей)

Принцип психологической комфортности (в знакомой обстановке, в игровой форме).

При планировании образовательной деятельности мною учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей (в группе были дети медлительные и малоактивные. Группа старшая, но ещё никому не исполнилось 6 лет.  На протяжении всего занятия старалась, чтобы в деятельности участвовали все дети (одни выполняли действия, другие наблюдали, все дети участвовали в психогимнастике, физминутке, в дыхательной гимнастике). Постоянно активизировала внимание детей за правильным  и аккуратным выполнением эксперимента (что способствовало поддержке дисциплины и самостоятельности.

       Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

Практический метод (эксперименты выполняли сами)

Словесный метод (вопросы и ответы)

Приём эмоциональной заинтересованности (помощь воспитателю и  младшим детям)

Психологический настрой (М.П.Игра «Зеваки»)

Игровой приём (превращение в фокусников, атрибуты)

Метод контроля и стимулирования (Д.Игра «Что сначала, что потом», похвала, аплодисменты)

Использованные методы способствовали организационному выполнению поставленных задач перед детьми.

Использование метода работы детей подгруппами всегда вызывало осложнение, т. к. детям нужно самостоятельно делиться на подгруппы и выполнять эксперимент вместе со всеми одновременно.( Но, дети с этим справились)

Работоспособность детей была на протяжении всей деятельности, каждому хотелось поучаствовать в эксперименте и сделать свой вывод.

Смена вида деятельности на следующем этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на решение проблемной ситуации.

Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

       Можно отметить, что дети на занятии были заинтересованные, четко слышали вопросы и задания, проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.

По итогам исследований отчитывались о проделанной работе, что позволило детям научиться взаимодействовать в группе, излагать свои мысли, осознавать значимость своей работы. 

Считаю, что совместная образовательная деятельность достигла запланированной цели. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию. Поставленные задачи удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой атмосфере.

Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения дете

— Здравствуйте, ребята. Очень рада всех вас сегодня видеть в детском саду. Сегодня у нас будет не простое занятие, а очень необычное… Сегодня в сад пришла посылка (вносит посылку) — Посмотрим, что в ней? (ответы детей) — Ребята, что это? (воспитатель достает цветик-семицветик) — Что это за цветок такой? (ответы детей) — Правильно, это волшебный цветок, который исполняет все желания. Но, посмотрите, в посылке еще письмо, давайте прочтем его: (воспитатель читает письмо) «Ребята, Мы жители волшебной поляны, просим Вас помочь нам. Нашу волшебную солнечную поляну заколдовал Злой волшебник, все волшебные цветы он заколдовал, чтобы мы больше не могли делать волшебство, исполнять ваши желания, последний цветок мы успели отправить вам в детский сад. Чтобы вы смогли по его волшебным лепесткам выполнить все сложные задания и расколдовать нас. Ждем вашей помощи». Жители волшебной страны. —Что же делать? Поможем, ребята? (дети предлагают помочь). Тогда предлагаю оторвать первый лепесток и выполнить его задание. А вот и задание. В нем говорится, что мы с вами должны превратиться в добрых волшебников и выполнять все сложные задания цветка, только так мы сможем расколдовать волшебную поляну. Согласны? Предлагаю нам всем вместе произнести волшебные слова: «1,2,3 — повернись и волшебниками окажись!» Вот мы с вами и стали волшебниками. Предлагаю теперь оторвать следующий лепесток. (вытаскиваем лист с заданием) 2 задание — «Заставить танцевать фольгу». Ребята, вот и все необходимое для этого трудного задания, как вы думаете, что это значит? Раз мы теперь волшебники, может, произнесем волшебные слова (дети произносят, но ничего не выходит). Посмотрите, на лепестке схема, что нужно сделать по этой схеме? Дети рвут фольгу на длинные и тонкие кусочки, берут расчески или воздушные шары, чешут о волосы и подносят к кусочкам фольги.) Смотрите фольга танцует! Вот мы с вами и со вторым заданием справились. Отрываем следующий лепесток, что здесь нарисовано? (Прыгающий виноград в воде). — Ребята, как заставить виноград прыгать в воде? Давайте нальем воду в стакан и опустим туда несколько виноградинок. Что происходит? (просто плавают) Что еще нарисовано на лепестке. Какая подсказка? (газированная вода) Попробуем взять газированную воду. Дети наливают газированную воду в стакан, опускают виноград. — Смотрите, волшебство: виноград опускается на дно и поднимается на поверхность. Это происходит потому, что в минеральной воде множество пузырьков воздуха, они-то и поднимают виноград. Молодцы, мы справились с заданием. — Отрываем четвертый лепесток, что здесь нарисовано? (Зарядка) Значит нам необходимо немного отдохнуть и набраться сил для следующего волшебства. В лес пришел волшебник злой, Он ужасный и большой. Он руками замахал И зверей заколдовал. Но пришли друзья-детишки, Озорные шалунишки, Стали думать и решать, Как заданья выполнять. Наконец они решили И зверей освободили. А теперь, друзья, — плясать, Нам не надо унывать. Отрываем пятый лепесток, что же нарисовано здесь, какое задание? «Салют в молоке» Посмотрите внимательно на лепесток, что же нам для этого нужно? Ответы детей: молоко, красители, средство для мытья посуды. Пробуем творить волшебство по схеме, и тогда молоко оживет! (Дети наливают в тарелку молоко, добавляют несколько капель разного красителя и в самый центр рисунка добавляют каплю моющего средства) —Ура!!! У нас получился салют в молоке! Ребята, моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение, поэтому пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Мы справились! Отрываем шестой лепесток. Что же здесь за задание? «Плавающее яйцо» Пробуем? (дети наливают в стакан воду, опускают яйцо. Яйцо утонуло) Что же делать? Посмотрите, на лепестке есть подсказки. (Добавить соль) Дети добавляют соль в стакан, перемешивают, опускают яйцо. И вот чудо — яйцо не тонет, оно плавает! И с этим заданием мы справились. Молодцы! У нас остался последний лепесток, самое трудное задание, справимся с ним, расколдуем всю волшебную поляну. Справимся? Итак, что же изображено на последнем лепестке? (вулкан) Нам нужно самим сделать извержение вулкана, огонь расколдует злые чары. Какие подсказки у нас изображены, схема? (сода и уксус) Выполняем все по схеме. (дети аккуратно насыпают в колбу немного соды, а сверху капают уксус) Ура! все шипит и «извергается». Вот и получился у нас вулкан, извергающий шипучий фонтан. (играет музыка «От улыбки станет всем светлей) Ребята, слышите? Играет музыка, значит мы расколдовали волшебную поляну, и эту песню они поют нам. Теперь мы с ними настоящие друзья. Посмотрите, что это? (на столе конфеты) Они благодарят нас за помощь, и оставили нам угощенье. Ведь мы с вами настоящие волшебники! Основные термины (генерируются автоматически): волшебная поляна, лепесток, ребята, задание, газированная вода, ответ детей, детский сад, последний лепесток, моющее средство, волшебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого образовательного события по художественно-эстетическому развитию методом неклассической техники риования «ПОДСНЕЖНИКИ»

КОНСПЕКТ открытого образовательного события по художественно-эстетическому развитию методом неклассической техники риования «ПОДСНЕЖНИКИ»...

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование»

Для воспитания у дошкольников интереса к математике необходимо использовать такие эффективные методы и приемы как, проблемные ситуации, игры с занимательным материалом, моделирование, элементарные опы...

КОНСПЕКТ открытого образовательного события по художественно-эстетическому развитию методом неклассической техники рисования «ПОДСНЕЖНИКИ»

Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности....

Диагностика интегративных качеств личности по развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самосто...

«Развитие у детей познавательной активности через экспериментирование в подготовительной группе Тема: «Шоу фокусников»

Цель:  Задачи:образовательные: -упражнять в умении анализировать, делать выводы,-формировать  знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей,  о свойствах моющего средства.развиваю...

Конспект образовательной деятельности «Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование» в подготовительной группе «Самоцветики»

Целью создания образовательного материала является: активизация умственных способностей, развитие логического мышления, познавательных возможностей детей с помощью экспериментирования с солью,...