КОНСПЕКТ ООД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ “Блокада Ленинграда”.
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда.
Задачи:
1. Расширить представления детей и исторические знания о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
2. Познакомить детей с государственным праздником «День снятия блокады Ленинграда».
3. Воспитывать патриотизм, уважение к истории города, в котором мы живём, чувство благодарности к его защитникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_leningrada_ikt_wecompress.com_.docx | 87.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление Образования Администрации г.о.Долгопрудный
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
о.г.Долгопрудный гимназииNo13
(МАОУ гимназия No13)
КОНСПЕКТ ООД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
“Блокада Ленинграда”
Подготовила и провела: Ганзюк Ю.М 26.01.23
Ход ООД
Ребята, сейчас мы с вами посетим мини-музей «Войны священные страницы». Я сегодня вам хочу рассказать об одном важном для нашей страны историческом событии — блокаде Ленинграда. Сейчас мы знаем этот город как Санкт-Петербург.
(Подходим к экспозиции Брестская крепость-герой)
Воспитатель На рассвете 22 июня, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза. Части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всем протяжении границы.
(Рассматриваем экспонаты)
22 июня ровно в 4 часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.
Однажды летом на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас.
И грозные тучи фашистской блокады
Изверглись над городом Ленинградом.
(Подходим к экспозиции «Блокада Ленинграда»)
Воспитатель: На нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта.
27 января для ленинградцев особый день – это день снятия блокады с города Ленинграда.
- Может кто-то знает что такое блокада?(ответы детей)
Воспитатель: Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты нашего города. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!». И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зеленой краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Все вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.
Посмотрите (карта, на что это похоже? (круг, кольцо).Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой. Все дороги ведущие к нашему городу были перерезаны. Осталась одна — по Ладожскому озеру. Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолетов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.
Давайте сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады, а потом подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом.
До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи. Но пришла война, и очень скоро 8 сентября 1941 года враги оказались рядом с Ленинградом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди.
Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900… это почти 2, 5года. Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода. Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Воспитатель:
И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.
Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная «дорогой жизни». По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков и детей, раненых.
А сейчас я вам расскажу о девочке Тане Савичевой . У неё было пять старших братьев и сестёр. Две сестры работали на Невском машиностроительном заводе. Другие братья на судомеханическом. В доме у Савичевых всегда было весело и шумно, до войны. В декабре 1941 года смерть пришла в дом Савичевых. Девочка, чтобы не забывать о каждом умершем, завела себе небольшую записную книжку, где выводила детским почерком даты смерти каждого из своих родных. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все ее родственники и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливали машины — но дорога существовала. Танечка умерла в эвакуации.
Из воспоминаний ленинградцев переживших блокаду
«Что бы не умереть с голоду ели все. Варили ремни, когда сгорели Бадаевские склады, ходили собирали землю и добавляли ее в чай. В городе исчезли собаки, кошки и птицы".
- Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева. Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам. В осажденном городе были не только взрослые, но и дети. Они ходили в школу занятия проводили в холоде, стоял мороз, чернила замерзали. Ученики сидели в шапках, рукавицах, пальто. У всех кто жил в осажденном городе была одна на всех болезнь - дистрофия. Люди умирали не только дома, на улице, по дороге на работу, в школу, а случалось и так, что прямо в классе во время занятий.
«Дети лежали в постелях истощенные с широко открытыми глазами. Едва передвигались. Кожа лица, рук и тела была непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети не видели по 15-20 дней горячей пищи, даже кипятка».
От голода в дни блокады погибло около 642 тысяч человек.
- Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал
(звучит запись воздушной сирены) .
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома
(слушаем метроном)
Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
- Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (рассматривание иллюстраций и картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.
Город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Бомбёжки. Метели, заносы…
Уходят машины под лёд,
Но каждый шофёр твёрдо верил,
Что город любимый спасёт.
Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Хотели враги Ленинград уничтожить,
Стереть этот город с земли.
Но захватить и прорвать оборону
Фашисты никак не смогли.
В январе 1943 года наши войска перешли в наступление, а 27 января 1944 года блокада города была окончательно прорвана. В городе к этому времени осталось 560 тысяч жителей – в 5 раз меньше, чем вначале блокады. Блокада Ленинграда длилась 900 дней. Но фашистским варварам не удалось покорить город.
Просмотр презентации «Детям о блокаде Ленинграда»
Подвиг, совершенный в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. Память о погибших в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и мемориальных комплексах.
На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». Священное место, для каждого ленинградца - Пискаревское мемориальное кладбище. В годы войны и блокады оно стало одним из основных мест захоронения умерших жителей.
На Пискаревском кладбище горит вечный огонь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Конспект занятия в старшей группе "Блокада" (ко дню снятия блокады города-героя Ленинграда)
Нравственно-патриотическое воспитание детей....
конспект беседы с детьми старшей группы " Блокада Ленинграда"
Конспект беседы с детьми старшей группы о блокаде Ленинграда Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечест...
Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда»
- воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине,- развивать у детей интерес к истории своей страны,- формировать знание детей об одном важном этапе истории во время ВОВ и ценностное отношен...
Конспект экскурсии в библиотеку в старшей группе «Блокада Ленинграда»
Расширять представления детей о блокаде Ленинграда....
Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда»
Задачи:- воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине,- развивать у детей интерес к истории своей страны,- формировать знание детей об одном важном этапе истории во время ВОВ и ценностное ...
План конспекта по окружающему миру в старшей групп " Блокада Ленинграда"
Конспект содержит, рассказ детям о начале ВОВ, о блокаде Ленинграда, города в котором они живут, о героических поступках людей и животных в это нелегкое время. Данный конспект сопровождаля слайдами с ...
Конспект занятия для детей старшей группы "Блокада Ленинграда"
Цель: расширение знаний детей о ВОВ, городах героях.Задачи:1.познавательные:- расширять знания детей о героизме людей в годы Великой Отечественной войны и людей, переживших блокаду Ленинграда;- обогащ...