План конспекта по окружающему миру в старшей групп " Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект содержит, рассказ детям о начале ВОВ, о блокаде Ленинграда, города в котором они живут, о героических поступках людей и животных в это нелегкое время. Данный конспект сопровождаля слайдами с использование проектора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие старшей группы по окружающему миру " Блокада Ленинграда" | 1004.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности на тему «Детям о блокаде Ленинграда»
для старшего дошкольного возраста
Вид деятельности: коммуникативная.
Форма проведения:групповая.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель:формировать представление детей о героическом прошлом города Санкт-Петербург( в те годы Ленинград),о блокаде,о помощи жителей нашего города ленинградцам в годы Великой Отечественной Войны.
Задачи:
* Расширять знания детей о жизни жителей Ленинграда во время блокады.
* Познакомить детей с историей создания сквера «Сибирских кошек»в Тюмени.
* Развивать интерес к истории своей страны.
* Развивать способность сопереживать,сочувствовать.
*Развивать зрительное внимание и восприятие.
*Формировать любовь к своей стране и родному городу.
*Воспитывать чувство патриотизма,уважительное отношение к старшему поколению.
*Словарная работа:активизировать словарный запас по теме (война,блокада).
Методы:
*Словесный (рассказ педагога,объяснение,уточнение,вопросы к детям).
*Наглядный (слайды,фотографии,демонстрация образцов –кусочки хлеба и сахара).
Предварительная работа:
1)Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной Войне 1941-1945г.
2)Беседы с детьми о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.
3)Прослушивание песен и стихов о Великой Отечественной Войне.
4)Чтение повести Ю.Герман «Вот как это было».
Ресурсы:
Музыкальный центр,экран,ноутбук,видео-презентация(слайды),аудио-запись(сирена воздушной тревоги и объявление Левитана о начале войны),кусочки хлеба (125 гр.) и кусочки сахара.
Приложения:
1)презентация – слайды
Ход Н. О. Д.:
1.Организационный момент.
Звучит аудио-запись (сирена воздушной тревоги и диктор Левитан объявляет о начале войны).
Воспитатель:Ребята,как вы думаете,в каких случаях звучит этот сигнал?И что он обозначает?
Дети:сирена включается в случае какой-то опасности,чтобы привлечь всеобщее внимание.
В:Верно,ранним утром 22 июня 1941 года,когда все мирно спали,фашисты напали на нашу страну.Фашисты-это злые и жестокие люди.Они решили,что на всей Земле должен остаться только их народ,который они считали лучшим.А все другие народы должны быть уничтожены.Послушайте стихотворение:
22 июня.
Все на рассвете мирно спали,
Ночь темная,как-будто тень
И жители земли еще не знали,
Какой рождался страшный день.
Не знали,что в двадцатом веке
Он станет самым черным днем,
От крови покраснеют реки,
Земля опалится огнем!(слайд 1)
2.Основная часть.
В:Немецкие самолеты начали бомбить наши города,аэродромы,железнодорожные станции,больницы,детские сады.Фашисты хотели захватить нашу землю,а всех людей убить или сделать рабами.Началась Великая Отечественная Война,которая длилась долгих 4 года.Для всех людей закончилась мирная жизнь(слайд 2).
В:Ребята,как вы думаете,почему эту войну назвали Великой Отечественной?(предполагаемые ответы детей).
В:Войну назвали так,потому что это была для нашего народа справедливая,направленная на защиту своего Отечества,война.На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.
В:Через 2.5 месяца после начала войны фашисты окружили кольцом блокады город Ленинград.Ребята,может кто-нибудь из вас знает,как сейчас называется этот город?
Дети:Петербург,Санкт-Петербург.
В:Да,сейчас этот город носит название Санкт-Петербург,в честь Петра 1,который его основал.В сентябре 1941 года враги очень близко подошли к городу и обстреливали его из пушек (слайд 3).Если город окружен со всех сторон врагами - это значит,что он в блокаде.Как вы думаете,во время блокады можно завезти в город продукты?
Дети:Да,нет…
В:Ребята,блокада-это значит,что все дороги к городу заблокированы,и туда ничего нельзя доставить.Это было очень страшное время.Постоянные обстрелы,голод,холод.Фашисты хотели стереть город Ленинград с лица земли-взорвать и сжечь всю его красоту,уничтожить всех жителей.
Мы помним,как душило нас блокадное кольцо,
Как смерть пугала и не раз смотрела нам в лицо,
Да,были холод,голод,град снарядов,взрывов гул,
Пожаров дым.Но Ленинград стоял назло врагу!(слайд 4).
В:В блокадном Ленинграде остановились трамваи,автобусы,троллейбусы.Не работало отопление,во многих домах не было света и воды.Продуктов почти не осталось.Каждому жителю выдавались специальные карточки.По ним можно было получить свою норму хлеба (слайд 5).Если потеряешь свою карточку-останешься голодным.
В:Вот такой кусочек хлеба получал ребенок или старик на весь день.Посмотрите ребята,какой маленький кусочек(показ кусочка хлеба).Как вы думаете,можно быть сытым,съев такой кусочек,и больше ничего за весь день?
Дети:нет!
В:И кроме такого кусочка хлеба еды почти не было.Хлеб на вкус был горьким,потому что его делали из отрубей и клея.Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку,чтобы он остался жив.Конечно,этого не хватало,люди умирали от голода,замерзали на улицах,потому что у них не было сил дойти до дома.(слайд 6).
В:Маленькие дети жили в детских садах.Они гуляли,кушали,спали,играли,если не было бомбежки…(слайд 7).Детей кормили жидкими кашами на воде и супами,в которых плавали несколько кусочков картошки.А когда начиналась бомбежка,детей уводили в темный подвал.Дети сидели,тесно прижавшись друг к другу,и слушали,как наверху взрываются бомбы(слайд 8).
В:Как вы думаете,деткам было страшно?
Дети:Да,конечно!
В:Дети постарше продолжали ходить в школы.В школах было очень холодно,поэтому уроки были короткие и дети ничего не писали,потому что чернила замерзали.Чтобы хоть как то согреться,делали вот такие небольшие железные печки-буржуйки (слайд 9).Вместо дров в них жгли деревянную мебель и книги.Пока печка топится-тепло,закончил топить-опять в комнате холодно,как на улице.
В:Несмотря на все трудности ,город продолжал жить и бороться!Взрослые решили,что нельзя оставлять детей без Новогоднего праздника. И он состоялся!В город привезли тысячу новогодних елок.А по застывшему Ладожскому озеру под обстрелом вражеских истребителей(машина получила 49 пробоин),привезли мандарины(слайд 10).Для малышей организовали елки в школах и детских садах с выдачей подарков.Но самое главное-всех детей накормили горячим обедом из трех блюд!(слайд 11,12). В подарок дети получили пакетики с сухариками,мандарины и по несколько кусочков сахара.Посмотрите ребята,дети были очень рады получить в подарок от Деда Мороза сахар(показ сахара-рафинада).
В:Ребята,как вы думаете,дети обрадовались подаркам от Деда Мороза?А вы бы были рады,получив в подарок сахар?(предполагаемые ответы детей).
В.Ребята,давайте немного отдохнем,вставайте и повторяйте за мной все движения:
-Если ты солдатик бравый,
Помаши рукой на правой.
Если ты солдатик смелый,
Помаши рукой нам левой.
Если ты солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка!
А теперь солдатик бравый
Маршируем до заставы.
В:Молодцы,присаживайтесь.Я расскажу вам ещё про блокадный Ленинград.Во время блокады вся страна переживала за ленинградцев.Ребята,а как бы вы помогли жителям блокадного города?(предполагаемые ответы детей).
В:Люди посылали продукты,теплую одежду.Да только возможности все это передать жителям Ленинграда не было-немцы не давали приблизиться к городу.Единственная дорога-узкая полоска воды по Ладожскому озеру,которая постоянно обстреливалась.
В:Ребята,а вы знаете,что не только люди помогали Ленинградцам?Догадайтесь,какие животные спасли блокадный город от крыс?
Дети:Кошки?
В:Конечно,кошки!В Ленинграде был страшный голод,и умерли почти все домашние животные,в том числе и кошки.И город настигла новая беда-полчища крыс(слайд 14).Крысы нападали на больных и истощенных детей и стариков,когда те спали.Полчища крыс переходили улицы,не давая проехать транспорту,они уничтожали зерно на мельнице,где мололи муку для всего города.Крысы проникли в Эрмитаж(это музей,где хранятся картины великих художников),и начали их уничтожать(слайд 15).
В:Крыс травили,давили танками,но их количество только росло.Сразу после прорыва блокады в Ленинград доставили 4 вагона дымчатых кошек из Ярославской области.Кошек везли под усиленной охраной,как очень ценный груз.Половину кошек выпустили на вокзале,остальных отдали жителям(слайд 16). Многим Ленинградцам кошек не хватило.За кошку отдавали самое дорогое-хлеб.Много кошек погибло в борьбе с крысами,нужна была подмога.Тогда по всей Сибири стали собирать лучших крысоловов.Зимой 1944 года милиция Тюмени начала собирать кошек для отправки в Ленинград.Многие Тюменцы отдали своих пушистых любимцев,чтобы помочь Ленинградцам.За 2 недели жители Тюмени собрали 240 котов и кошек (слайд 17).
В:Как вы думаете,наши сибирские кошки справились с крысами?
Дети:Да,конечно!
В:Сибирским кошкам удалось почти полностью очистить Ленинград от крыс.С тех пор кошки пользуются особым уважением и любовью в этом героическом городе.
В:А в нашем городе 12 лет назад был открыт сквер «Сибирских кошек» с бронзовыми фигурками кошек,в память о тех животных,которые спасли блокадный город от крыс и эпидемий(слайды 18,19,20).
В:Ребята,кто то из вас наверное был в этом сквере?
Дети:Да,я был.Нет.
В:Обязательно сходите с родителями в этот сквер,он находится рядом с Цветным бульваром и Цирком,погладьте кошечек и расскажите мамам и папам,что вы сегодня узнали о блокаде Ленинграда и том,как наши сибирские кошки помогли жителям этого города.
3)Заключительная часть(рефлексия).
В:Ребята,про какую войну я вам сегодня рассказывала?(Великая Отечественная война)
В:Какой город находился в кольце блокады?(Ленинград)
В:Какие животные помогли жителям блокадного города?(кошки).
Используемая литература:
1. «От рождения до школы».Основная образовательная программа дошкольного образования.Под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.2016
2. «Мы живем в России» .Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников(старший дошкольный возраст),Н.Г.Зеленова,Л.Е. Осипова.2007
3.Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Г. Алифанова. 2008
4.Стихотворение «22 июня» автор: Н.Андриянова-Сергеева
5.Материалы,исторические документы Тюменского исторического интерактивного парка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Моя семья"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему "Моя семья"...
План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему "Мой дом (мебель)
Конспект по окружающему мирув старшей группе на тему "Мой дом.Мебель "...
План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Зимушка -зима!"
конспект занятия по окружающему миру в ст.гр. "Зимушка -зима!"...
План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему "Что такое Новый год ?"
Конспект по окр.миру в ст.группе на тему"Что такое Новый год ?"...
План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Мы маленькие исследователи воздуха"
План -конспект занятия по окр.миру в ст.группе "Мы маленькие исследователи воздуха"...
План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Мой город"
Занятие по окр.миру в ст.группе...
План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Все работы хороши, выбирай на вкус""
конспект занятия по окружающему миру в ст.группе...