Ранняя профориентация: «Знакомство с профессией «Пчеловод (пасечник)» детей старшего дошкольного возраста».
статья (старшая группа)

Работа по ознакомлению детей с профессиями является неотъемлемой частью образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. Но если некоторые профессии довольно хорошо знакомы детям дошкольного возраста, такие как: повар, воспитатель, доктор, парикмахер и многие другие в силу того, что дети с младенчества сталкиваются в быту с деятельностью людей этих профессий. То профессия «Пчеловод (пасечник)» для них довольно незнакомая и от этого непонятная профессия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx852.41 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя профориентация: «Знакомство с профессией «Пчеловод (пасечник)» детей старшего дошкольного возраста».

Работа по ознакомлению детей с профессиями является неотъемлемой частью образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. Но если некоторые профессии довольно хорошо знакомы детям дошкольного возраста, такие как: повар, воспитатель, доктор, парикмахер и многие другие в силу того, что дети с младенчества сталкиваются в быту с деятельностью людей этих профессий. То профессия «Пчеловод (пасечник)» для них довольно незнакомая и от этого непонятная профессия.

Очевидно, что показать процесс деятельности пчеловода на непосредственно рабочем месте, а именно на пасеке для дошкольников не представляется возможным, по ряду причин: отсутствие достаточного количества защитных костюмов, наличия у многих аллергической реакции на продукцию пчеловодства и укусы пчёл, да и территориально такое производство, как правило, находится в отдалении от населенных пунктов и тем более от образовательных организаций.

Как же можно рассказать и показать детям чем занимаются люди данной профессии. Так как изучение данной темы практически сложно осуществить за одно занятие, скорее всего его необходимо реализовать в рамках проектной деятельности, чтобы познакомиться с наибольшими аспектами пчеловодческой деятельности.

Наша образовательная организация вошла в состав Лаборатории детских проектов «Молекула» в рамках реализации кластерного проекта «Область возможностей.53 «Код успеха», и мы предлагаем познакомить детей с профессией «Пчеловод (пасечник)».

Еще на стадии подготовки к изучению данной профессии мы подготовили материалы для работы на фланелеграфе, с целью дать возможность детям самим попробовать создать свою пасеку (на плоскости), используя различные для этого предметы: цветы, деревья и кустарники, ульи, пчелки, солнце, облака.

С этой же целью силами педагогов и родителей воспитанников был создан макет пасеки, благодаря которому дети имеют возможность создать свою модель пасеки уже в 3D эффекте и дать понимание того, что на пасеке для получения пчеловодческой продукции работают не только пчелы, но и понять деятельность людей в пчеловодческой работе.

Понимая значимость создания полного представления о профессии «Пчеловод (пасечник)» образовательная организация совместно с родителями воспитанников приобрели костюм пчеловода, изготовили из подручного материала улей и создали макет рамки с сотами и пчелами, что в свою очередь сформирует у детей понимание о том, где живут пчелы, куда приносят мед, как работают с сотами и как пчеловод забирает мед и другую сопутствующую продукцию пчеловодства из улья.

Рассказывая детям о продуктах пчеловодства, необходимо наглядно познакомить с некоторыми из них, для этого нами была создана коллекция пчеловодческой продукции, такая как: мед, вощина в начальном и оттянутом состоянии, а также с заполненными медом сотами, забрус и перга, пчелиный подмор и прополис, пчелиная пыльца и воск.

Помимо непосредственно пчелиной продукции была собрана коллекция с добавлением или на основе продуктов пчеловодства, это и пищевая продукция и продукты гигиены, восковые свечи, продукция, используемая для оздоровления, косметологии, а также в других сферах деятельности.

Понимая, что основная форма усвоения материала в дошкольном возрасте — это игровая деятельность - мы подобрали различные игры, связанные с пчелами, сбором пчеловодческой продукции, выстраиванием сот и прочее. Подобрали тематические раскраски, литературу, энциклопедии.

Также основываясь на том, что не каждый педагог имеет представление о профессии и деятельности «Пчеловода (пасечника)», в помощь педагогам мы подготовили различный информационный материал, такой как: медоносные травы и кустарники, растущие на территории области, продукты пчеловодства, оборудование пчеловода, устройство пчелиного домика, состав пчелиной семьи и иерархии в ней, правила безопасности на пасеке и при встрече с пчелами, различный презентационный материал и прочее.

С целью развития у дошкольников интереса к опытно-экспериментальной деятельности, развития умения обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы при этом соблюдая все необходимые меры безопасности мы подготовили подборку опытов и экспериментов с применением различных вариантов пчеловодческой продукции.

Также для получения знаний и закрепления полученных представлений о профессии «Пчеловод (пасечник)» создана подборка различных практических заданий, охватывающих все пять образовательных областей развития дошкольника (художественно-эстетическую, речевую, познавательную, физическую, социально-коммуникативную).

По итогу знакомства с профессией воспитанники подготовили театрализованное представление и ответили на некоторые вопросы:

  1. Где живут пчелы? (в улье)
  2. Из чего строит пчела соты? (из воска)
  3. Как называют ячейки куда пчела складывает мед? (соты)
  4. Пчела — это зверь, птица или насекомое? (насекомое)
  5. Как называют человека, который занимается пчелами? (пчеловод)
  6. Если на участке стоит много ульев с пчелами как можно назвать это место? (пасека)
  7. Какие продукты пчеловодства ты знаешь? (мед, воск, забрус, прополис, маточное молочко, пчелиный яд, перга и др.)
  8. Какие растения можно считать медоносными? (все цветущие травы, кустарники, деревья)
  9. Какие вы знаете предметы-помощники для занятия пчеловодством? (дымарь, стамеска, нож, ящик, медогонка и др.)
  10. Как называется пчела, которая приносит мед? (рабочая)
  11. Каких еще пчел ты знаешь? (матка, трутень, пчела-охранник, пчела-водовоз, пчела-нянька).

Выбор профессии – довольно сложный и одновременно важный шаг в жизни каждого. Это тот самый выбор, который определяет всю последующую жизнь и судьбу человека, связавшего себя с той или иной профессией. На стадии ранней профориентационной работы мы предлагаем рассмотреть непростую, но очень нужную и важную профессию «Пчеловод (пасечник)».

_______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста»

У дошкольников сформировано общее представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности – чувство уважения к людям разных профессий;Активиз...

Конспект интегрированного занятия «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста

Образовательные задачи:Закрепить знания детей о различных профессиях.Активизировать словаря по теме «Профессии». Совершенствование грамматического строя речиВоспитательные задачи...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности «Знакомство с профессией врача» для детей среднего дошкольного возраста

КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности «Знакомство с профессией врача»для детей среднего дошкольного возраста...

Проект Информационно – познавательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны». для детей старшего дошкольного возраста

Вид проекта: информационный, познавательный,  групповой, совместный.Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое т...