Образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат»
рабочая программа (старшая группа)
Целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Занятия оригами в развитии детей имеют огромное значение. Это интересное и доступное им искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_veselyy_kvadrat.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
Канского района Красноярского края.
Образовательная программа дополнительного образования
для детей дошкольного возраста
«Волшебный квадрат»
Срок реализации: 3 года
Косых Г.В.
воспитатель
с. Чечеул
Содержание. | Стр. |
1. Пояснительная записка. Актуальность. | 3 |
2. Особенности организация программы. Режим и структура занятий. | 5 |
3. Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы. | 6 |
4. Условия реализации программы. | 6 |
5. Формы подведения итогов реализации программы | 7 |
6. Перспективное планирование во второй младшей группе | 8 |
7. Перспективное планирование во средней группе | 11 |
8. Перспективное планирование в старшей группе | 15 |
9. Перспективное планирование в подготовительной группе | 19 |
10. Заключение | 22 |
11. Список литературы | 23 |
Пояснительная записка
Актуальность.
Целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Занятия оригами в развитии детей имеют огромное значение. Это интересное и доступное им искусство.
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии речи ребенка, общей и мелкой моторики рук, творческого воображения, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, способности бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Деятельность кружка разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, формировать у детей способность эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.
Цель – развитие индивидуальности и творческого потенциала детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Обучающие
· познакомить детей со свойствами бумаги и техникой оригами, повысить интерес к этой деятельности.
- обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- формировать навыки самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами;
- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;
Развивающие:
- развивать все компоненты связной речи, её грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения.
- развивать общую и мелкую моторику рук, формировать точные и согласованные, координированные движения рук.
- развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное восприятие, воображение, фантазию, мышление, глазомер.
- развивать у детей эстетический вкус, художественно—творческие способности и уверенности в своих силах.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, целеустремлённость.
- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности - желание придумывать свои поделки, обыгрывать свои поделки, показ спектаклей (настольный театр, составление рассказов и сказок по своим поделкам.
Программа основывается на следующих принципах:
- принцип наглядности. Предполагает широкое применение соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы;
- принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному);
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные участники процесса обучения вместе с воспитателем, а не просто пассивно перенимают его опыт.
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип доступности программы для дошкольного возраста; Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Особенности организация программы. Режим и структура занятий.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является то, что программа может использоваться для работы с детьми, с нормальной в развитии речи, так и с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Занятия в данной программе не делятся на практические и теоритические. На одном занятии совмещается и теория и практика. В данной образовательной программе происходит интеграция всех образовательных областей.
Дети создают не только поделки в технике оригами, но и создают коллективные или индивидуальные композиции, используя аппликацию, или дорисовывают необходимые элементы.
Чтобы дети не уставали, на занятиях происходит смена деятельности (чтение, прослушивание музыки, пальчиковые игры, театральные постановки и т.д.).
Данная программа рассчитана на детей от 3 до 7лет.
Занятия эффективнее проводить по подгруппам- 10-15 человек.
Категория детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: все желающие дети.
Данная программа рассчитана на 4 учебных года.
Занятия по оригами проводятся один раз в две недели во вторую половину дня, участие детей не регламентировано, дети посещают кружок по желанию. Продолжительность занятий для
средней группы – 15 мин.,
старшей группы – 20 мин.,
подготовительной группы – 20-25 мин.
Количество занятий – 18-24.
Формы работы.
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Практический.
- Наглядный.
Методы работы .
- Беседа, рассказ, сказка.
- Рассматривание иллюстраций, картин, презентаций.
- Показ образца выполнения последовательности работы.
- Игры, конструирование, аппликация.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Решение проблемных ситуаций.
- Выставки.
Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы.
В результате обучения по данной программе дети:
- будут владеть понятиями основных геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, трапеция , ромб) и узнавать их при появлении в процессе складывания ;
- познакомятся с названиями и приемами складывания основных базовых формы оригами: «книжечка», «треугольник», «воздушный змей» и т.д.;
- овладеют различными приемами работы с бумагой: сгибание, проглаживание, надрезание;
- следовать устным инструкциям;
- создавать изделия оригами и композиции с этими изделиями;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- познакомятся с искусством оригами;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Условия реализации программы.
Для организации обучения дошкольников искусству оригами, необходимо создать определенную предметно-развивающую среду, которая представлена следующими компонентами:
- наглядно-дидактические пособия;
- атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
- рабочие материалы: ножницы, клей, кисточки, бумага, картон, краски, карандаши;
- групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся для родителей:
– в группе,
– в детском саду.
• Участие в конкурсах детского сада.
Перспективное планирование работы кружка «Волшебный квадрат» в средней группе
Тема года: "Волшебный квадрат".
Цель. Продолжать знакомство дошкольников с техникой оригами, различными приемами и способами действия с бумагой.
Задачи:
-развивать творческие способности, воображение, художественный вкус;
-развивать уверенность в своих силах и способностях;
-помочь развивать способности по складыванию базовых форм оригами и работы со схемой;
-формировать способность самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами;
- продолжать знакомство с основными геометрическими понятиями;
-развивать память, внимание, активизировать мыслительные процессы;
№ | Тема | Месяц | Программное содержание | Материал |
1 | О чем поет бумага? | Сентябрь | Вспомнить свойства бумаги, отметить из какой бумаги легче складывать модели (цветная, обертки от шоколадки, чая, бума для ксерокса.) | Уголок «Мир оригами», бумага |
2 | Что такое бумага? | Октябрь | Вспомнить с детьми схемы составления поделок изученные ранее. Находить линию сгиба, угол, стороны. Закреплять понятия о геометрических фигурах. | Цветные квадраты. |
3 4 | Наливное яблоко. Березовая роща | Октябрь (2) | Закреплять понятия о фруктах и их формах. Находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук Находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук | Красные квадраты. Желтые прямоугольники. |
5 | Грибок. | Ноябрь (2) | Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка | Разноцветные квадраты, альбомы с заготовкой дом без крыши. |
6 | Открытка для мамы. | Складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать еѐ. Развитие фантазии и творчества. | Цветные квадраты, обрезки цветной бумаги | |
7 | Резная снежинка | Декабрь | Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем. | Белые квадраты. |
8 | Елочка | Закреплять способность складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество. | Разноцветные прямоугольники и квадраты, альбом. | |
9 | Зимние забавы. | Январь | Формировать способность выполнять поделки из полосок бумаги. Соединять края белых полосок и преобразовывать из них два шара- снеговик, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать внимание при поиске равных по длине полосок. Воспитывать терпение и усидчивость | Белые и зеленые полоски. |
10 11 | Кораблик. Самолетик. | Февраль | Вспомнить получение базовой формы треугольник. Отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки. Совершенствовать способность аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Отгибать углы в противоположные сторон. | Цветные квадраты. Цветные квадраты. |
12 | Цветы из снежинок. | Март | Научить детей составлять композицию из цветов, которые выполняются из двух снежинок соединённых попарно и листьев - соединённых в капельки. Развивать художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно. | Разноцветные квадраты. |
12 | Стаканчик. | Апрель | Познакомить со схемой складывания стаканчика, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память. | Цветные квадраты. |
13 | Воздушный змей. | Закрепить понятия детей о базовой форме воздушный змей, загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией. | Цветные квадраты. | |
14 | Воздушные шары. | Май | Закреплять способность равномерно загибать углы квадрата со всех сторон. | Цветные квадраты и прямоугольники. Альбом. |
Перспективное планирование работы в старшей группе
Тема года: «Игра»
Цель. Развитие творческих способностей детей путем конструктивной деятельности – оригами.
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения техники оригами, с видами и свойствами бумаги.
Развивать мелкую моторику рук, глазомер, смекалку, внимание, память, логическое мышление, фантазию, воображение, выразительность устной речи, обогащать словарный запас детей.
Формировать умение детей дополнять работы в технике оригами аппликацией, рисованием, создавать тематические композиции, умение планировать свою деятельность.
Месяц | Тема недели | Тема занятия | Примерные работы |
Сентябрь | 2 неделя Дары осени | Сказка квадратика. Стр. 29 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; начать знакомить со свойствами бумаги. |
Октябрь | 2 неделя Познаю себя | Воздушный змей. Стр. 56 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; формировать умение мастерить воздушного змея по пооперационной карте, складывать бумагу по диагонали и с боков; закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; развивать объяснительную речь. |
4 неделя Профессии. | Дом. Интернет. | Формировать умение складывать бумагу пополам, используя базовую форму «книжечка», изготовить дом. | |
Ноябрь | 2, 3, 4 недели Праздник народного единства. | Теремок. Стр. 40 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Заинтересовать изготовлением простейших головных уборов для театрализованной игры; учить брать на себя ту или иную роль. |
Декабрь | 1 неделя Зимние забавы. | Снеговик. Интернет. | Формировать умение детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную). |
3 неделя Новогодняя елка. | Елка. Стр. 31 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; продолжать формировать умение детей делать фигурки в технике оригами, познакомить с новой базовой формой; развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Январь | 2 или 4 недели Зима. | Снежинка. Интернет. | Познакомить детей с новой базовой формой и моделями при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу новым способом. |
Февраль | 1 неделя Звери зимой. | Зайчик. Стр. 43 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Создавать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы; вызвать желание использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности. |
4 неделя | Самолет. Стр. 39 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – к своим отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. | |
Март | 1 неделя Праздник мам. | Веер. Интернет. | Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправлять в виде хвоста лебедя или лепестка роз. |
4 неделя Народные игрушки | Курочка. Котик. интернет | Формировать умения детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. | |
Апрель | 1 неделя Весна. | Подснежник. Интернет. | Формировать умения детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол. Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. |
4 неделя Весенний праздник. | Ветреная мельница. Интернет. | Создавать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы; вызвать желание использовать готовые фигурки в самостоятельной деятельности. | |
Май | 3 неделя Скоро лето. | Бабочки и лягушки. Стр. 34 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность. |
Перспективное планирование работы в подготовительной группе.
Тема на год: "Театр оригами".
Цель: расширение кругозора; развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, воображения, развитие интеллекта в целом.
развитие творческой активности воспитанников, создание условий для их самореализации;
формирование трудовых навыков при работе с бумагой;
воспитание усидчивости, аккуратности, терпения, самостоятельности, целеустремлённости; художественного вкуса, фантазии.
№ | Тема | Месяц | Программное содержание | Материал |
1 2 | «Встреча с Веселым Квадратом» - организационная встреча. Базовые формы. | Сентябрь | Вспомнить с детьми, что такое оригами, условные обозначения и основные понятия, применяемые в оригами. Вспомнить базовые формы: книжка, треугольник, воздушный змей; выявить уровень способностей детей в изготовлении поделок в технике оригами. | Схемы, поделки, книга «оригами для начинающих». Схемы базовых форм; цветная бумага. |
3 4 | Заяц Лягушка | Октябрь (2) | Складывать бумагу по пунктирным линиям гармошкой. Складывать бумагу гармошкой по диагонали. | Бумага серого и белого цвета. Зеленая бумага. |
5 6 | Лиса. Медведь | Ноябрь (2) | Предложить детям изготовить фигуру лисы на основе базовой формы «треугольник»; формировать способность сгибать угол в форме клюва. Развивать детскую фантазию и воображение во время работы. | Оранжевая бумага. Коричневая бумага. |
7 8 | Снежинки Открытка | Декабрь | На основе наглядных образов показать детям различные способы изготовления снежинок из бумаги разной фактуры. Продолжать развивать способность делать композиции. | Белая бумага. Разноцветная бумага и цветные обрезки. |
9 | Игрушки – забавы. | Январь | Создать радостное настроение; вспомнить способы складывания бумаги изученные раннее. | Разноцветная бумага и цветные обрезки. |
10 11 | Снеговик Открытка для папы. | Февраль | Закреплять способность детей складывать базовые формы. Закреплять способность складывать фигуры катера и парохода; познакомить с приемом вытягивания, для придания объема. | Белая бумага. Цветные квадраты. |
12 13 | Открытка для мамы. Подснежники | Март | Создать атмосферу праздника, закреплять способность детей в изготовлении цветов разными способами; продолжать формировать способность составлять композицию. Вспомнить базовую форму – книжка и прием вытягивания для создания объема. | Разноцветные квадраты. Белые и зеленые листы бумаги. |
14 15 | Ворон Маски для сказки. | Апрель | Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции; закрепить последовательность складывания базовой формы – воздушный змей; вспомнить технику складывания бумаги для клюва. Предложить детям изготовить поделки используя раннее полученные знания. | Черная бумага Цветные квадраты. |
16 | Звезда героя. Оформление выставки «Мир оригами» | Май | Создать условия для самостоятельного подбора материала для изготовления поделки и использования ранее полученных способностей. Привлечь внимание родителей, воспитывать у детей чувство гордости и радости от выполненных работ. | Цветные квадраты и прямоугольники. Альбом. Цветные квадраты и прямоугольники. |
Заключение.
Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и развитии ребенка:
- у ребят вырос интерес к изготовлению игрушек и поделок из бумаги;
- дети получают простейшее представление о бумаге (фактура, форма, цвет);
- дети проявляют индивидуальность, воплощают свои замыслы в игре, ощущают радость от творчества;
- у детей развивается диалогическая и монологическая речь, при обыгрывании и рассказывании о своей поделке или игрушке.
Оригами – идеальный способ проведения досуга.
При изготовлении оригами мной использовалась только бумага и картонные листы.
Список использованной литературы:
1. Е.Черенкова. Оригами для малышей:200 простейших моделей. - М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век,2011.
2. С.В.Соколова. Оригами для старших дошкольников.-СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2010.
3.А.Гарматин. Оригами для начинающих. -Ростов н/Д: Владис,2009.
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
5. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
6.Щеглова А.В. «Оригами. Самые красивые модели».- Ростов н/Д: Владис,2010.
7. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей дошкольного возраста...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....
Авторская образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат» Составитель: воспитатель Яковлева О.А.
Автроская образовательная программа дополнительного образованиядля детей дошкольного возраста«Волшебный квадрат» Срок реализации: 4 года Автор-соста...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...
Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет) «Елочка»
Программа разработана на основе программы экологического воспитания «Юный эколог» автор С.Н.Николаева ...