Образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат»
рабочая программа (старшая группа)

Косых Галина Владимировна

Целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Занятия оригами в развитии детей имеют огромное значение. Это интересное и доступное им искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_veselyy_kvadrat.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

Канского района Красноярского края.

                                                 

Образовательная программа дополнительного образования

для детей дошкольного возраста

«Волшебный квадрат»

Срок реализации: 3 года

 

Косых Г.В.

воспитатель

с. Чечеул

Содержание.

Стр.

1. Пояснительная записка. Актуальность.

3

2. Особенности организация программы. Режим и структура занятий.

5

3. Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы.

6

4. Условия реализации программы.

6

5. Формы подведения итогов реализации программы

7

6. Перспективное планирование во второй младшей группе

8

7. Перспективное планирование во средней группе

11

8. Перспективное планирование в старшей группе

15

9. Перспективное планирование в подготовительной группе

19

10.  Заключение

22

11. Список литературы

23

Пояснительная записка

Актуальность.

Целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Занятия оригами в развитии детей имеют огромное значение. Это интересное и доступное им искусство.

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии речи ребенка, общей и мелкой моторики рук, творческого воображения, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, способности бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. 
Деятельность кружка разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, формировать у детей способность эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. 
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.

Цель  –  развитие индивидуальности и творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Обучающие 

·  познакомить  детей со свойствами бумаги и техникой оригами, повысить интерес к этой деятельности.

- обогащать  словарь ребенка специальными терминами.

-  формировать навыки самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами;

- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;  

 Развивающие: 

- развивать все компоненты связной речи, её грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения.

- развивать общую и мелкую моторику рук, формировать точные и согласованные, координированные движения рук.

- развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное восприятие, воображение, фантазию, мышление, глазомер.

- развивать у детей эстетический вкус, художественно—творческие способности и уверенности в своих силах.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, целеустремлённость.

- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности -  желание придумывать свои поделки, обыгрывать свои поделки, показ спектаклей (настольный театр, составление рассказов и сказок по своим поделкам.

Программа основывается на следующих принципах:

  • принцип наглядности. Предполагает широкое применение соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы;
  • принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному);
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата;
  • комплексно-тематический  принцип построения образовательного процесса;
  • принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные участники процесса обучения вместе с воспитателем, а не просто пассивно перенимают его опыт.  
  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; 
  • принцип доступности программы  для дошкольного возраста;  Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Особенности организация программы. Режим и структура занятий.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является то, что программа может использоваться для работы с детьми, с нормальной в развитии речи, так и с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Занятия в данной программе не делятся на практические и теоритические. На одном занятии совмещается и теория и практика. В данной образовательной программе происходит интеграция всех образовательных областей.

Дети создают не только поделки в технике оригами, но и создают коллективные или индивидуальные композиции, используя аппликацию, или дорисовывают необходимые элементы.

Чтобы дети не уставали, на занятиях происходит смена деятельности (чтение, прослушивание музыки, пальчиковые игры, театральные постановки и т.д.).

Данная программа рассчитана на детей от 3 до 7лет.

Занятия эффективнее проводить по подгруппам- 10-15 человек.

Категория детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: все желающие дети.

Данная программа рассчитана на 4 учебных года.

Занятия по оригами проводятся один раз в две недели во вторую половину дня, участие детей не регламентировано, дети посещают кружок по желанию. Продолжительность занятий для

средней группы – 15 мин.,

старшей группы – 20 мин.,

подготовительной группы – 20-25 мин.

Количество занятий – 18-24.

Формы работы.

  • Индивидуальный.
  • Групповой.
  • Практический.
  • Наглядный.

Методы  работы .

  • Беседа, рассказ, сказка.
  • Рассматривание иллюстраций, картин, презентаций.
  • Показ образца выполнения последовательности работы.
  • Игры, конструирование, аппликация.
  • Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Выставки.

Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы.

В результате обучения по данной программе дети:

  • будут владеть понятиями  основных геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, трапеция , ромб) и узнавать их при появлении в процессе складывания ;
  • познакомятся с  названиями и приемами складывания  основных базовых формы оригами: «книжечка», «треугольник», «воздушный змей» и т.д.;
  • овладеют различными приемами работы с бумагой: сгибание, проглаживание, надрезание;
  • следовать устным инструкциям;
  •  создавать изделия оригами и композиции с этими изделиями;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • познакомятся с искусством оригами;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Условия реализации программы.

Для организации обучения дошкольников искусству оригами, необходимо создать   определенную предметно-развивающую среду, которая представлена следующими компонентами:

- наглядно-дидактические пособия;

- атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

- рабочие материалы: ножницы, клей, кисточки, бумага, картон, краски, карандаши;

 - групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся для родителей:

– в группе,

– в детском саду.

• Участие в конкурсах детского сада.

Перспективное планирование работы кружка «Волшебный квадрат» в средней группе

Тема года: "Волшебный квадрат".

Цель. Продолжать знакомство дошкольников с техникой оригами, различными приемами и способами действия с бумагой.

Задачи:

-развивать творческие способности, воображение, художественный вкус;

-развивать уверенность в своих силах и способностях;

-помочь развивать способности по складыванию базовых форм оригами и работы со схемой;

-формировать способность самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами;

- продолжать знакомство с основными геометрическими понятиями;

-развивать память, внимание, активизировать мыслительные процессы;

Тема

Месяц

Программное содержание

Материал

1

О чем поет бумага?

Сентябрь

Вспомнить свойства бумаги, отметить из какой бумаги легче складывать модели (цветная, обертки от шоколадки, чая, бума для ксерокса.)

Уголок «Мир оригами», бумага

2

Что такое бумага?

Октябрь

Вспомнить с детьми схемы составления поделок изученные ранее. Находить линию сгиба, угол, стороны. Закреплять понятия о геометрических фигурах.

Цветные квадраты.

3

4

Наливное яблоко.

Березовая роща

Октябрь (2)

Закреплять понятия о фруктах и их формах.  Находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук

Находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук

Красные квадраты.

Желтые прямоугольники.

5

Грибок.

Ноябрь (2)

 Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка

Разноцветные квадраты, альбомы с заготовкой дом без крыши.

6

Открытка для мамы.

Складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать еѐ. Развитие фантазии и творчества.

Цветные квадраты, обрезки цветной бумаги

7

Резная снежинка

Декабрь

Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем.

Белые квадраты.

8

Елочка

Закреплять способность складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество.

Разноцветные прямоугольники и квадраты, альбом.

9

Зимние забавы.

Январь

Формировать способность выполнять поделки из полосок бумаги. Соединять края белых полосок и преобразовывать из них два шара- снеговик, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать внимание при поиске равных по длине полосок. Воспитывать терпение и усидчивость

Белые и зеленые полоски.

10

11

Кораблик.  

Самолетик.

Февраль

Вспомнить получение базовой формы треугольник. Отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки.

Совершенствовать способность аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба.  Отгибать углы в противоположные сторон.

Цветные квадраты.

Цветные квадраты.

12

Цветы из снежинок.

Март

 Научить детей составлять композицию из цветов, которые выполняются из двух снежинок соединённых попарно и листьев - соединённых в капельки. Развивать художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно.

Разноцветные квадраты.

12

Стаканчик.

Апрель

Познакомить со схемой складывания стаканчика, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память.

Цветные квадраты.

13

Воздушный змей.

Закрепить понятия детей о базовой форме воздушный змей, загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией.

Цветные квадраты.

14

Воздушные шары.

Май

Закреплять способность равномерно загибать углы квадрата со всех сторон.

Цветные квадраты и прямоугольники. Альбом.

Перспективное планирование работы в старшей группе

Тема года: «Игра»

Цель. Развитие творческих способностей детей путем конструктивной деятельности – оригами.

Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения техники оригами, с видами и свойствами бумаги.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер, смекалку, внимание, память, логическое мышление, фантазию, воображение, выразительность устной речи, обогащать словарный запас детей.

Формировать умение детей дополнять работы в технике оригами аппликацией, рисованием, создавать тематические композиции, умение планировать свою деятельность.

Месяц

Тема недели

Тема занятия

Примерные работы

    Сентябрь

2 неделя

Дары осени

Сказка квадратика.

Стр. 29 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих»

Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; начать знакомить со свойствами бумаги.

  Октябрь

2 неделя

Познаю себя

Воздушный змей.

Стр. 56

Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; формировать умение мастерить воздушного змея по пооперационной карте, складывать бумагу по диагонали и с боков; закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; развивать объяснительную речь.

4 неделя

Профессии.

Дом.

Интернет.

Формировать умение складывать бумагу пополам, используя базовую форму «книжечка», изготовить дом.

Ноябрь

2, 3, 4 недели

Праздник народного единства.

Теремок.

Стр. 40

Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих»

Заинтересовать изготовлением простейших головных уборов для театрализованной игры; учить брать на себя ту или иную роль.

  Декабрь

1 неделя

Зимние забавы.

Снеговик.

Интернет.

Формировать умение детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную).

3 неделя

Новогодняя елка.

Елка.

Стр. 31

Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих»

Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; продолжать формировать умение детей делать фигурки в технике оригами, познакомить с новой базовой формой; развивать мелкую моторику пальцев рук.

  Январь

2 или 4 недели

Зима.

Снежинка.

Интернет.

Познакомить детей с новой базовой формой и моделями при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу новым способом.

Февраль

1 неделя

Звери зимой.

Зайчик.

Стр. 43

Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих»

Создавать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы; вызвать желание использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности.

4 неделя

Самолет.

Стр. 39

Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих»

Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – к своим отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

Март

1 неделя

Праздник мам.

Веер.

Интернет.

Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправлять в виде хвоста лебедя или лепестка роз.

4 неделя

Народные игрушки

Курочка.

Котик.

интернет

Формировать умения детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.

  Апрель

1 неделя

Весна.

Подснежник.

Интернет.

Формировать умения детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол. Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.

 4 неделя

Весенний праздник.

Ветреная мельница.

Интернет.

Создавать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы; вызвать желание использовать готовые фигурки в самостоятельной деятельности.

  Май

3 неделя

Скоро лето.

Бабочки и лягушки.

Стр. 34

Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих»

Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность.

Перспективное планирование работы в подготовительной группе.          

Тема на год: "Театр оригами".

Цель: расширение кругозора; развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, воображения, развитие интеллекта в целом.

развитие творческой активности воспитанников, создание условий для их самореализации;

формирование трудовых навыков при работе с бумагой;

воспитание усидчивости, аккуратности, терпения, самостоятельности, целеустремлённости; художественного вкуса, фантазии.

 

Тема

Месяц

Программное содержание

Материал

1

2

«Встреча с Веселым Квадратом» - организационная встреча.

Базовые формы.

Сентябрь

Вспомнить с детьми, что такое оригами, условные обозначения и основные понятия, применяемые в оригами.

Вспомнить базовые формы: книжка, треугольник, воздушный змей; выявить уровень способностей детей в изготовлении поделок в технике оригами.

Схемы, поделки, книга «оригами для начинающих».

Схемы базовых форм; цветная бумага.

3

4

Заяц

Лягушка

Октябрь (2)

Складывать бумагу по пунктирным линиям гармошкой.

Складывать бумагу гармошкой по диагонали.

Бумага серого и белого цвета.

Зеленая бумага.

5

6

Лиса.

Медведь

Ноябрь (2)

Предложить детям изготовить фигуру лисы на основе базовой формы «треугольник»; формировать способность сгибать угол в форме клюва.

Развивать детскую фантазию и воображение во время работы.

 Оранжевая бумага.

Коричневая бумага.

7

8

Снежинки

Открытка  

Декабрь

На основе наглядных образов показать детям различные способы изготовления снежинок из бумаги разной фактуры.

Продолжать развивать способность делать композиции.

Белая бумага.

Разноцветная бумага и цветные обрезки.

9

Игрушки – забавы.

Январь

Создать радостное настроение; вспомнить способы складывания бумаги изученные раннее.

Разноцветная бумага и цветные обрезки.

10

11

Снеговик

Открытка для папы.

Февраль

Закреплять способность детей складывать базовые формы.

Закреплять способность складывать фигуры катера и парохода; познакомить с приемом вытягивания, для придания объема.

Белая бумага.

Цветные квадраты.

12

13

Открытка для мамы.

Подснежники

Март

 Создать атмосферу праздника, закреплять способность детей в изготовлении цветов разными способами; продолжать формировать способность составлять композицию.

Вспомнить базовую форму – книжка и прием вытягивания для создания объема.

Разноцветные квадраты.

Белые и зеленые листы бумаги.

14

15

Ворон

Маски для сказки.

Апрель

Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции; закрепить последовательность складывания базовой формы – воздушный змей; вспомнить технику складывания бумаги для клюва.

Предложить детям изготовить поделки используя раннее полученные знания.

Черная бумага

Цветные квадраты.

16

Звезда героя.

Оформление выставки «Мир оригами»

Май

Создать условия для самостоятельного подбора материала для изготовления поделки и использования ранее полученных способностей.

Привлечь внимание родителей, воспитывать у детей чувство гордости и радости от выполненных работ.

Цветные квадраты и прямоугольники. Альбом.

Цветные квадраты и прямоугольники.

Заключение.

Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и развитии ребенка:

- у ребят вырос интерес к изготовлению игрушек и поделок из бумаги;

- дети получают простейшее представление о бумаге (фактура, форма, цвет);

- дети проявляют индивидуальность, воплощают свои замыслы в игре, ощущают радость от творчества;

- у детей развивается диалогическая и монологическая речь, при обыгрывании и рассказывании о своей поделке или игрушке.

Оригами – идеальный способ проведения досуга.

При изготовлении оригами мной использовалась только бумага и картонные листы.

Список использованной литературы:

1. Е.Черенкова. Оригами для малышей:200 простейших моделей. - М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век,2011.

2. С.В.Соколова. Оригами для старших дошкольников.-СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2010.

3.А.Гарматин. Оригами для начинающих. -Ростов н/Д: Владис,2009.

4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007

5. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

6.Щеглова А.В. «Оригами. Самые красивые модели».- Ростов н/Д: Владис,2010.

7. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей  дошкольного возраста...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....

Авторская образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат» Составитель: воспитатель Яковлева О.А.

Автроская образовательная программа дополнительного образованиядля детей дошкольного возраста«Волшебный квадрат» Срок реализации: 4 года      Автор-соста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...

Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет) «Елочка»

Программа разработана на основе программы экологического воспитания «Юный эколог» автор С.Н.Николаева ...