Мастер класс на тему: «Народные промыслы. Русские мастера».
методическая разработка
Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
promysly.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Голицынская средняя общеобразовательная школа № 1
Мастер класс на тему:
«Народные промыслы. Русские мастера».
г. Голицыно
2021 г.
Тема: «Народные промыслы. Русские мастера».
Цель: Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей.
Задачи:
1) Расширять знания детей об истории народного промысла. Учить выделять характерные особенности изделий хохломских, гжельских и дымковских мастеров. Познакомить детей с изделиями Павлово-Посадской платочной мануфактуры.
2) Совершенствовать грамматический строй речи. Расширять активный словарь детей. Развивать связную речь, произвольную память и внимание.
3) Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народно-прикладного искусства. Прививать любовь к русскому народному фольклору.
Оборудование: изделия дымковских, гжельских, хохломских мастеров. Павлово-Посадские платки, иллюстрации к сказке «Марья-искусница». Работы детей по теме: «Народные промыслы» (рисунки, поделки).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Сообщение темы занятия
Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие у меня здесь собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы!
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
2. Беседа по теме занятия.
Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и др.
Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия особенной росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления.
3. Сказка «Марья-искусница».
Ребята, сейчас мы с вами послушаем интересную старую сказку.
Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья-искусница.
Прослышал о Марье-искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перышко упало в село Дымково (педагог рассказывает и показывает иллюстрации).
4. Беседа об изделиях русских мастеров
А вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера?
Игрушки из глины.
Дымковская игрушка
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные!
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду
Удивительному чуду!
Давайте посмотрим, какие замечательные игрушки делают дымковские мастера. Как вы думаете, из чего их делают? (Из глины) Какие они? (Глиняные) Сначала игрушку лепили, а потом расписывали узорами. Какими? (Кружочками, квадратиками, полосками)
5. Сине-голубое чудо Гжели
Следующее перышко упало совсем рядом – в деревне Гжель. И появились здесь мастера-гончары (уточнение лексического значения слова «гончар») и мастерицы-художницы. Посмотрите, какую красивую посуду и фигурки – игрушки они делают.
Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали их узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка-легенда:
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
6. Хохломская роспись
Следующее перышко упало в селе Хохлома. И там тоже появились мастера-плотники и мастерицы-художницы. Они изготавливают посуду из дерева и расписывают ее красивым золотым узором (дети рассматривают изделия и их отличительные особенности).
Из какого материала сделана эта посуда? (Из дерева) Как мы ее назовем? (Деревянная)
Какие узоры использовали художники? (Ягоды, листья, деревья)
Как волшебница жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая хохлома.
И богата, и красива,
Рады гостю от души:
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин!
7. Павлово-Посадские платки.
Другое перышко упало в город Павловский Посад. Около этого старинного города протекает речка Клязьма. Упало перышко в речку и поплыло к дому, где жил один богатый купец. Собрал этот купец всех девушек-мастериц и решил организовать фабрику платков. Вот такие красивые платки стали делать на фабрике. Девушки сначала ткали полотно, а потом расписывали его специальными красками.
Из чего делали платки? (Из шерсти – шерстяные, из шелка – шелковые)
Павлово-Посадские тонкие шали,
Любую девушку украшали.
По яркому полю цветы разбежались
Венком на краешке задержались.
Розы, ромашки, бутоны и листья
В хороводе стали кружиться.
8. Физминутка «Дымковские игрушки».
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
У нас ручки крендельком,
Щечки, будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
9. А теперь ребята посмотрим с вами видео Мастер – класс о русских народных промыслах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира по теме: "Народные промыслы. Русские мастера"
Знакомство детей с народными промыслами и русскими мастерами...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Народные промыслы. Русские мастера».
Тема: «Народные промыслы. Русские мастера».Цель: Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей.Задачи:1) Расширять знания детей об истории народног...
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»...
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.Задачи: воспитательные:- прививать любовь к Родине через трад...
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России....
Открытое занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему :" Народные промыслы . Русские мастера "
Тема: «Народные промыслы. Русские мастера».Цель: Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей.Задачи:1) Расширять знания детей об истории народног...