Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Жулькова Мария Анатольевна

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.

Задачи: 

воспитательные:

- прививать любовь к Родине через традиции и обычаи своего народа;

- приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;

- прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты;

- формировать представления об особенностях русского народного творчества;

- способствовать формированию и развитию умения творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений;

- воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициям, уважение к работам народных мастеров.

развивающие:

- развивать мышление, внимание, память, познавательную активность;

- развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;

- способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;

- прививать усидчивость, терпение, аккуратность при работе, трудовую культуру; добиться максимальной работоспособной обстановки на занятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №1387»

Управления делами Президента Российской Федерации

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме:

 «Народные промыслы. Русские мастера»

Подготовили и провели:

Воспитатель высшей квалификационной категории Жулькова М.А.

Воспитатель первой квалификационной категории   Повх Л.А.

Москва 2022

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.

В.А.Сухомлинский

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.

Задачи: 

воспитательные:

- прививать любовь к Родине через традиции и обычаи своего народа;

- приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;

- прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты;

- формировать представления об особенностях русского народного творчества;

- способствовать формированию и развитию умения творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений;

- воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициям, уважение к работам народных мастеров.

развивающие:

- развивать мышление, внимание, память, познавательную активность;

- развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;

- способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;

- прививать усидчивость, терпение, аккуратность при работе, трудовую культуру; добиться максимальной работоспособной обстановки на занятии.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Сообщение темы занятия (экскурсовод приглашает детей в импровизированный мини-музей)

Экскурсовод: Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие у меня здесь собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы!

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

2. Беседа по теме занятия

Экскурсовод: Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и др.

Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия особенной росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличительная манера изготовления.

3. Сказка «Марья-искусница»

Экскурсовод:

Ребята, сейчас мы с вами послушаем интересную стародавнюю сказку, и расскажет нам её наша гостья - бабушка Маланья. (Входит в зал под русскую народную музыку гостья.)

Экскурсовод:

Здравствуйте бабушка Маланья. Рады видеть Вас в нашей горнице. А здоровались раньше на Руси, ребята, поклоном до земли (дети встают со стульчиков и делают низкий поклон).

Бабушка-сказительница:

И я Вам рада, дорогие ребята (низкий поклон до земли). Знаю много сказок старинных, но сегодня Вам расскажу самую удивительную. Хотите послушать?

Дети: Да!

Бабушка-сказительница: Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья-искусница.

Прослышала о Марье-искуснице Кикимора и решила ее заполучить себе на потеху. Поймала, схватила ее и понесла. А Марья-искусница превратилась в красивую Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перышко упало в село Дымково (педагог рассказывает и показывает иллюстрации).

4. Беседа об изделиях русских мастеров

Экскурсовод: ребята, а вы знаете, что делали дымковские мастера?

Игрушки из глины.

Дымковская игрушка

Костя:

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Катя Плотникова:

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные!

Лера:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят, о ней повсюду

Удивительному чуду!

Экскурсовод: Давайте посмотрим, какие замечательные игрушки делают дымковские мастера. Как вы думаете, из чего их делают? (Из глины) Какие они? (Глиняные) Сначала игрушку лепили, а потом расписывали узорами. Какими? (Кружочками, квадратиками, полосками)

Ребята, хочу Вам загадать загадку. А сможете ли вы узнать дымковскую игрушку только по силуэту?

Д/И: «Узнай по силуэту»

Дидактическая задача:

1. Закрепить знания детей о дымковской игрушке.

2. Учить узнавать игрушки по силуэту.

3. Развивать внимание, воспитывать любовь к народным игрушкам.

5. Сине-голубое чудо Гжели

Экскурсовод: Следующее перышко упало совсем рядом – в деревне Гжель. И появились здесь мастера-гончары (уточнение лексического значения слова «гончар») и мастерицы-художницы. Посмотрите, какую красивую посуду и фигурки – игрушки они делают.

Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали их узорами сине-голубого цвета.

Бабушка-сказительница:

 А еще есть легенда: «Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

Вера:

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!

Экскурсовод: Ребята, Вы готовы к следующему заданию?

Д/И «Собери сервиз из Гжели»

Цель:

1.Закрепить знания детей о гжельской росписи.

2.Уметь составлять целое изображение из частей.

3.Развивать внимание, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к народным промыслам.

6. Хохломская роспись

Бабушка-сказительница:

Следующее перышко упало в селе Хохлома. И там тоже появились мастера-плотники и мастерицы-художницы. Они изготавливают посуду из дерева и расписывают ее красивым золотым узором (дети рассматривают изделия и их отличительные особенности).

Экскурсовод: Из какого материала сделана эта посуда? (Из дерева) Как мы ее назовем? (Деревянная) Какие узоры использовали художники? (Ягоды, листья, деревья)

Ника:

Как волшебница жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая хохлома.

Полина:

И богата, и красива,

Рады гостю от души:

Кубки, чаши и ковши.

Ксения:

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин!

Экскурсовод: а вот, ребята, и следующее задание, готовы?

Д/и «Добавь недостающий элемент»

Дидактические задачи:

закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в хохломской росписи,

упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность.

7. Пересказ рассказа про Марью-искусницу.

Экскурсовод: Ребята, мы совсем забыли про нашу Марью-искусницу! Что с ней случилось?   (Пересказ рассказа с опорой на картинки)

Молодцы, ребята. Интересную сказку Вам рассказала бабушка Маланья? (ответы детей)

А давайте, отблагодарим бабушку и подарим ей своих чудо-птиц? Но перед работой нам обязательно нужно размяться, да и бабушку повеселить. Выходи честной народ в хоровод. И Вы, бабушка (приглашаем сказительницу в центр хоровода).

Русская народная игра «У бабушки Маланьи»:

Цель: Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.

Описание: Дети стоят хороводом, приговаривая:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей

Все без бровей

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой.
Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.

Ничего не ели

На нее глядели

И делали вот так! (импровизируем движение, игра повторяется несколько раз)

10. Изготовление поделки:

Экскурсовод: Ребята, теперь пора приступить к работе. Наши чудо-птицы ждут нас. (Помощь по необходимости при изготовлении поделки)

Давайте посмотрим, какие птицы у нас получились! Удались на славу! Подходите, и со словами благодарности дарите Ваши поделки бабушке.

Бабушка-сказительница: Спасибо, дорогие мои ребята, какие же замечательные птички останутся мне на память о нашей встрече. Любо-дорого насладиться красотой ваших работ. Надеюсь, когда Вы подрастёте, тоже станете настоящими мастерами своего дела.

Ну, а мне пора в путь собираться за новыми сказками. Очень хочу потанцевать с Вами.

Хоровод с русскими народными инструментами. Дети под народную музыку передают инструменты в хороводе, на ком музыка останавливается, тот выходит в центр и музицирует в импровизированном оркестре.

Бабушка-сказительница: Наигрались, наплясались, пора и честь знать. А у меня для Вас тоже сладкие подарки припасены (достает корзинку). За Вашу доброту, сердечность и трудолюбие. (Угощение памятными сладостями)

Общее фото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: ,,НАРОДНАЯ ИГРУШКА”

Интеграция областей:  Познание (формирование целостной картины мира),коммуникация, художественное творчество, физическая культура, музыка.Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательно...

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»...

Конспект открытой интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Народные художественные промыслы России»

Конспект открытой интегрированной НОД для детей старшей группы по художественно- эстетическому воспитанию...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Народные промыслы»

Закрепление знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве...

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России....

Открытое занятие в средней группе на тему "Народные промыслы"

Цель:познакомить детей с народными промыслами России и малой Родины...