Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.
Задачи:
воспитательные:
- прививать любовь к Родине через традиции и обычаи своего народа;
- приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
- прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты;
- формировать представления об особенностях русского народного творчества;
- способствовать формированию и развитию умения творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений;
- воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициям, уважение к работам народных мастеров.
развивающие:
- развивать мышление, внимание, память, познавательную активность;
- развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;
- способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;
- прививать усидчивость, терпение, аккуратность при работе, трудовую культуру; добиться максимальной работоспособной обстановки на занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_narodnye_promysly._russkie_mastera.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №1387»
Управления делами Президента Российской Федерации
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме:
«Народные промыслы. Русские мастера»
Подготовили и провели:
Воспитатель высшей квалификационной категории Жулькова М.А.
Воспитатель первой квалификационной категории Повх Л.А.
Москва 2022
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.
Задачи:
воспитательные:
- прививать любовь к Родине через традиции и обычаи своего народа;
- приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
- прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты;
- формировать представления об особенностях русского народного творчества;
- способствовать формированию и развитию умения творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений;
- воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициям, уважение к работам народных мастеров.
развивающие:
- развивать мышление, внимание, память, познавательную активность;
- развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;
- способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;
- прививать усидчивость, терпение, аккуратность при работе, трудовую культуру; добиться максимальной работоспособной обстановки на занятии.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Сообщение темы занятия (экскурсовод приглашает детей в импровизированный мини-музей)
Экскурсовод: Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие у меня здесь собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы!
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
2. Беседа по теме занятия
Экскурсовод: Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и др.
Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия особенной росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличительная манера изготовления.
3. Сказка «Марья-искусница»
Экскурсовод:
Ребята, сейчас мы с вами послушаем интересную стародавнюю сказку, и расскажет нам её наша гостья - бабушка Маланья. (Входит в зал под русскую народную музыку гостья.)
Экскурсовод:
Здравствуйте бабушка Маланья. Рады видеть Вас в нашей горнице. А здоровались раньше на Руси, ребята, поклоном до земли (дети встают со стульчиков и делают низкий поклон).
Бабушка-сказительница:
И я Вам рада, дорогие ребята (низкий поклон до земли). Знаю много сказок старинных, но сегодня Вам расскажу самую удивительную. Хотите послушать?
Дети: Да!
Бабушка-сказительница: Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья-искусница.
Прослышала о Марье-искуснице Кикимора и решила ее заполучить себе на потеху. Поймала, схватила ее и понесла. А Марья-искусница превратилась в красивую Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перышко упало в село Дымково (педагог рассказывает и показывает иллюстрации).
4. Беседа об изделиях русских мастеров
Экскурсовод: ребята, а вы знаете, что делали дымковские мастера?
Игрушки из глины.
Дымковская игрушка
Костя:
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Катя Плотникова:
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные!
Лера:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят, о ней повсюду
Удивительному чуду!
Экскурсовод: Давайте посмотрим, какие замечательные игрушки делают дымковские мастера. Как вы думаете, из чего их делают? (Из глины) Какие они? (Глиняные) Сначала игрушку лепили, а потом расписывали узорами. Какими? (Кружочками, квадратиками, полосками)
Ребята, хочу Вам загадать загадку. А сможете ли вы узнать дымковскую игрушку только по силуэту?
Д/И: «Узнай по силуэту»
Дидактическая задача:
1. Закрепить знания детей о дымковской игрушке.
2. Учить узнавать игрушки по силуэту.
3. Развивать внимание, воспитывать любовь к народным игрушкам.
5. Сине-голубое чудо Гжели
Экскурсовод: Следующее перышко упало совсем рядом – в деревне Гжель. И появились здесь мастера-гончары (уточнение лексического значения слова «гончар») и мастерицы-художницы. Посмотрите, какую красивую посуду и фигурки – игрушки они делают.
Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали их узорами сине-голубого цвета.
Бабушка-сказительница:
А еще есть легенда: «Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду.
Вера:
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Экскурсовод: Ребята, Вы готовы к следующему заданию?
Д/И «Собери сервиз из Гжели»
Цель:
1.Закрепить знания детей о гжельской росписи.
2.Уметь составлять целое изображение из частей.
3.Развивать внимание, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к народным промыслам.
6. Хохломская роспись
Бабушка-сказительница:
Следующее перышко упало в селе Хохлома. И там тоже появились мастера-плотники и мастерицы-художницы. Они изготавливают посуду из дерева и расписывают ее красивым золотым узором (дети рассматривают изделия и их отличительные особенности).
Экскурсовод: Из какого материала сделана эта посуда? (Из дерева) Как мы ее назовем? (Деревянная) Какие узоры использовали художники? (Ягоды, листья, деревья)
Ника:
Как волшебница жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая хохлома.
Полина:
И богата, и красива,
Рады гостю от души:
Кубки, чаши и ковши.
Ксения:
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин!
Экскурсовод: а вот, ребята, и следующее задание, готовы?
Д/и «Добавь недостающий элемент»
Дидактические задачи:
закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в хохломской росписи,
упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность.
7. Пересказ рассказа про Марью-искусницу.
Экскурсовод: Ребята, мы совсем забыли про нашу Марью-искусницу! Что с ней случилось? (Пересказ рассказа с опорой на картинки)
Молодцы, ребята. Интересную сказку Вам рассказала бабушка Маланья? (ответы детей)
А давайте, отблагодарим бабушку и подарим ей своих чудо-птиц? Но перед работой нам обязательно нужно размяться, да и бабушку повеселить. Выходи честной народ в хоровод. И Вы, бабушка (приглашаем сказительницу в центр хоровода).
Русская народная игра «У бабушки Маланьи»:
Цель: Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.
Описание: Дети стоят хороводом, приговаривая:
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей
Все без бровей
Вот с такими ушами,
Вот с такими глазами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой.
Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.
Ничего не ели
На нее глядели
И делали вот так! (импровизируем движение, игра повторяется несколько раз)
10. Изготовление поделки:
Экскурсовод: Ребята, теперь пора приступить к работе. Наши чудо-птицы ждут нас. (Помощь по необходимости при изготовлении поделки)
Давайте посмотрим, какие птицы у нас получились! Удались на славу! Подходите, и со словами благодарности дарите Ваши поделки бабушке.
Бабушка-сказительница: Спасибо, дорогие мои ребята, какие же замечательные птички останутся мне на память о нашей встрече. Любо-дорого насладиться красотой ваших работ. Надеюсь, когда Вы подрастёте, тоже станете настоящими мастерами своего дела.
Ну, а мне пора в путь собираться за новыми сказками. Очень хочу потанцевать с Вами.
Хоровод с русскими народными инструментами. Дети под народную музыку передают инструменты в хороводе, на ком музыка останавливается, тот выходит в центр и музицирует в импровизированном оркестре.
Бабушка-сказительница: Наигрались, наплясались, пора и честь знать. А у меня для Вас тоже сладкие подарки припасены (достает корзинку). За Вашу доброту, сердечность и трудолюбие. (Угощение памятными сладостями)
Общее фото.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: ,,НАРОДНАЯ ИГРУШКА”
Интеграция областей: Познание (формирование целостной картины мира),коммуникация, художественное творчество, физическая культура, музыка.Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательно...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Солнышко» «В мир русской народной игрушки приоткроем дверь»
Воспитатель предлагает детям отправиться на необычную выставку....
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»...
Конспект открытой интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Народные художественные промыслы России»
Конспект открытой интегрированной НОД для детей старшей группы по художественно- эстетическому воспитанию...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Народные промыслы»
Закрепление знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве...
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России....
Открытое занятие в средней группе на тему "Народные промыслы"
Цель:познакомить детей с народными промыслами России и малой Родины...