Работа кружка по конструктивно-модельной деятельности детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Природная мастерская»
материал (средняя группа)

Оленникова Анна Анатольевна

Работа кружка «Природная мастерская», как дополнительного образования, является художественно-эстетической направленностью, созданной на основе методических пособий. На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnaya_masterskaya.doc316 КБ

Предварительный просмотр:

Работа кружка

по конструктивно-модельной деятельности

детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

«Природная мастерская»

срок реализации  работы:  2023-2024 учебный год.

     

                             Составитель:

Воспитатель Оленникова А.А.

МБДОУ № 31 « Радость»

г. Торез

 

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. На сегодняшний день развитие конструктивных способностей детей является важным направлением в образовании детей дошкольного возраста. Чтобы помочь детям понять и осознать окружающий нас мир,  организован кружок «Природная мастерская».  Он ориентирован на развитие детского творчества как первоначальную ступень художественной деятельности, которая позволяет ребенку познавать новое. Здесь собраны  разнообразные коллекции природных материалов, дети используют его для создания оригинальных скульптур, аранжировок, рельефных картин и композиций, а также игрушек. Работа с природным материалом даёт большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ним, а также формирует первые трудовые навыки. Изготовление игрушек и разных поделок — труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. В это время перед детьми открывается простор для большой творческой фантазии и воображения, развивается художественно-эстетический вкус.   Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематических занятий с природным материалом детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, совершенствуется координация движений.  Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Дети рассматривают, обследуют природный материал, анализируют его структуру, сравнивают. Большой интерес у детей вызывает изготовление игрушек — забав, что способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Красота и разнообразие природного материала, изготовленные игрушки и поделки собственными руками вызывает яркие эмоции у детей, искреннюю радость, восторг, происходит становление творческой личности ребенка. Не так-то просто сделать игрушку. Ее изготовление требует определенных волевых усилий, ребенок встречается с трудностями и пытается самостоятельно их решить, учится устанавливать причины неудач и преодолевать их. При этом у него формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. При изготовлении поделок дети учатся анализировать, планировать последовательность действий, контролировать себя по ходу работы. При изготовлении коллективных композиций у детей формируются дружеские, доброжелательные отношения, чувства взаимопомощи и товарищества. Занятия с природным материалом несут живую энергетику, благотворно влияющую на здоровье и психику ребенка.

Работа кружка «Природная мастерская», как дополнительного образования, является художественно-эстетической направленностью, созданной на основе методических пособий. На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. Работа  кружка – комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, конструированию.  Данная работа интегрируется со всеми    образовательными областями  рабочей программы  воспитателя средней группы.

Работа  реализуется в рамках  образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  Федеральной образовательной программы.

Рассчитана для детей среднего  дошкольного возраста (4-5 лет).

 Срок реализации работы кружка -  9  месяцев (1 занятие в неделю, всего 32 занятия).

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Целью работы: является развитие конструктивной деятельности, художественно-эстетических и творческих способностей детей через работу с природными материалами,  развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного  творчества детей и взрослых.

Основные задачи:

  • развивать  умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством изделий  из  природного и бросового материала, аппликации из листьев и  семян.
  • обогатить  сенсорные  впечатления  (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет материала);
  • развивать общую умелость, мелкую моторику, а также пространственное мышление и воображение.
  • развить  навыки связной монологической речи, учить описывать создаваемое изображение;
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • сформировать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.
  • способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • пробуждать в детях интерес и любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней;

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20  минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

 Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются    стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Формы проведения занятий

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу, индивидуальная работа, групповая работа, коллективно-творческая работа.

Ожидаемые результаты

Решение задач данной работы поможет детям:

  • овладеть  основными приемами  конструирования  из  природного и бросового материала, создавать аппликации из листьев и семян;  
  • развить внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую  моторику рук и глазомера;
  • начать формирование  художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
  • овладение навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.
  • выполнять поделки и композиции

Формами  подведения итогов реализации  работы кружка являются:

- выставки детских работ в детском саду;

- составление альбома лучших работ;

- участие в различных  конкурсах художественно-эстетической направленности и декоративно-  прикладного творчества;

- подарки творческих работ  родителям и родным к праздникам;

-  дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

Оценка достижения планируемых результатов реализации работы  кружка:

  1. Диагностика проявлений творческих способностей детей в конструировании:

(Афонькина Ю.А. Диагностика индивидуально-психологических особенностей детей  4-5 лет. Методика выявления и изучения. Волгоград, «Учитель», 2014 стр. 66-67)

Вид диагностики

 

Компоненты

Отношение  к творчеству

Творческие действия

Всего

Положительная эмоциональная окраска  творческой деятельности

Яркость, непосредственность переживаний в процессе творчества

Осознанность переживаний

Увлеченность творческой деятельностью

Активизация волевых усилий  

Способность принятия условной ситуации «как будто»  

Проявление аналитико-синтетических действий

Дополнения, изменения, вариации, преобразования  знакомого  материала

Применение известного в новых ситуациях

Поиски, пробы наилучшего решения задачи

Нахождение новых оригинальных приемов решения задачи

Быстрота реакции и находчивость в действиях, быстрота в ориентировке задачи

Первичная

Итоговая

 Диагностика проводится методом наблюдения, данные обрабатываются в сводную таблицу. Эффективность реализации работы кружка определяется увеличением   %  детей, повысивших свой уровень.

Календарно-тематическое планирование

    Тема

Цель занятия

                               Задачи

Формы проведения

         Материал

Дата

Октябрь

1-2

Золотая осень

Научить изображать осеннею природу.  

Учить детей передавать ствол  и веточки различных деревьев, подбирать и размещать на них семена, подбирая по цвету и размеру.

Учить раскрашивать семена гуашью. Воспитывать

аккуратность, развивать

мелкую моторику.

Коллективная работа (панно «Осень»).

Пластилин, семена гороха, кукурузы, тыквы, кабачков,  сухие листья деревьев.

Краски, кисти.  

3.

Ёжик.

Создавать образ животного с помощью природного материала.

Создавать образ ёжика  с помощью сосновых шишек.

Дополнять поделку

деталями  (яблоко, грибок)

Развивать умение

работать по образцу.

Воспитывать

аккуратность, развивать

мелкую моторику.

Индивидуальная работа.

Сосновая шишка,

Пластилин коричневого,

черного, красного, желтого,

зеленого цветов.

4.

Осенний букет

Создать объёмное изображение различных цветов.

Учить детей делать из природного материала цветочную композицию. Развивать планирующую функцию сознания. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

Индивидуальная работа (парная).

 

Горох, разноцветная фасоль
Листья березы сухие
Семечки подсолнуха
Картон  разных цветов.
Клей ПВА

Ноябрь

5.

Узор на тарелочке.

 

Учить составлять узор на круге.  

Продолжать учить составлять узор, равномерно приклеивая семена на пластилин, чередовать их. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

 

Индивидуальная работа - подарок маме на день матери.  

Зёрна кукурузы, семечки арбуза, дыни, пластилин. Бумажная тарелочка или круг из картона.

6-7

Улица ночью.

Учить передавать образ ночного села.  

Учить  лепить из пластилина широкие полоски, делать заготовку и располагать семена на  определенном расстоянии. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу,  творчество

Коллективная работа (панно «Улица ночью»)

Гречневая крупа, фасоль, семена подсолнечника, дыни. Пластилин и листы картона.

8-9

Заяц (либо другой герой мультфильма)

Создать объемные изображения любимых героев.

Учить наносить тонкий

слой пластилина на

основу, покрывать

поделку рисом, придавая

объем. Воспитывать

аккуратность и   творчество.

Коллективная работа, драматизация.

Шаблон зайца, доска,

пластилин, стеки, вода, рис.

Декабрь

10

Снеговик

Учить создавать образ снеговика.  

Учить лепить снеговика на плоскости и выкладывать по контуру семена фасоли, выделяя мелкие детали. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику

Индивидуальная работа.

Картон, пластилин, белая фасоль, рис.  

11

Новогодняя ёлочка.

Учить лепить и украшать ёлочку.  

Учить  делать елочку из пластилина или из шишек и украшать ее различными семенами, раскрашивать их гуашью.

Индивидуальные работы.

Картон, пластилин, семена и шишки.

12-13

Ёлочные игрушки

Учить создавать ёлочные игрушки из природного материала.

Учить создавать

новогодние игрушки из шишек, орехов и семян.

Развивать творчество и фантазию.

Воспитывать  эстетический вкус, чувство причастности к коллективному делу (украшение группы к Новому году).

Индивидуальная работа.

Шишки различных деревьев, семена орехов, фасоль, семечки тыквы, арбуза, пластилин, гуашь.

Январь

14-15

Снегири на ветке.

Учить создавать образ птиц.  

Научить лепить объемную картинку, украшать ее семенами, раскрашивать их.  Воспитывать любовь к природе, развивать фантазию.

Коллективная работа.

Фасоль, косточки вишни, семена арбуза, соленое тесто и  трафареты снегиря. Картон большого формата.

16-17

В гостях у сказки

Учить передавать образ сказочного героя средствами  природного материала.

Учить создавать игрушки из шишек, орехов и семян.

Развивать творчество и фантазию.

Воспитывать  эстетический вкус.

Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу.

Индивидуальные работы детей по созданию героев одной из сказок.  

Шишки различных деревьев, семена и орехи, пластилин и соленое тесто, краски.

Февраль

18

Валентинки

 

Учить создавать открытку-валентинку.

Закреплять навык работать по шаблону. Учить намазывать

пластилин ровным слоем

на шаблон, украшать  Валентинку по контуру семенами,

придавая ей  выразительность и

объѐмность.

Индивидуальная работа  

Картон в форме сердечка, семена различных культур,  пластилин.  

19-20

Карандашница для пап

Учить создавать баночку и украшать ее семенами.

Учить  создавать подарок своими руками. Готовую баночку украсить лентами из пластилина и семенами. Развивать творчество и фантазию.   Воспитывать  эстетический вкус.

Индивидуальная работа.

Заготовка баночки, семена кукурузы, кабачка, орехи, пластилин, стека.

21

Веточка мимозы.

Учить создавать поздравительную открытку.

Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) и семян,  развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

Индивидуальная работа

Цветной картон (либо одноразовые тарелочки), семена кукурузы, иглы ели, пластилин.

Март

22-23

Рыбки в аквариуме.

 

Учить создавать образ рыбок и аквариума.

Учить вырезать силуэты рыб и передавать в изображении их признаки (плавники, чешуя, хвост). Развивать фантазию и коллективизм.

Коллективная работа.

Картон в форме аквариума, семена различных культур, ракушки, камешки, пластилин, клей ПВА.

24-25

Цыплята на лугу.

Продолжать передавать  образ животных.  

Продолжать работу с трафаретом и шишками. Учить реализовывать замысел,  используя различные техники и приемы. Развивать творчество и фантазию.

Коллективная работа

Трафареты цыплят,  шишки, семена и орехи, пластилин.

Апрель

26-27

Космическое путешествие

Учить передавать образ космоса.

Развивать умение создавать объемные композиции с помощью различных природных материалов. Развивать воображение и творчество. Учить коллективному замыслу.

Коллективная работа.

Картон голубого цвета,  природный материал, имеющийся в группе, пластилин.

28-29

Птенцы в гнезде.

Учить создавать сюжетную картинку.  

Развивать умение работать с трафаретом, засушенными листьями. Учить реализовывать замысел,  используя различные техники и приемы. Развивать творчество и фантазию.

Коллективная работа.

Семена клена, горох, фасоль, бобы, пластилин, трафареты цыплят.

Май

30

Бабочка

Учить создавать образ насекомого

Создавать образ

насекомого с помощью различных семян.  Развивать

умение работать по образцу. Воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику. Развивать творчество и фантазию.

Индивидуальная работа.

Картон в форме бабочки,  природный материал, имеющийся в группе, пластилин.

31

Стрекоза

Учить создавать образ насекомого.

Создавать образ насекомого с помощью природного материала –

семян клена. Развивать

умение работать по образцу. Воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику. Развивать творчество и фантазию.

Индивидуальная работа.

Природный материал, имеющийся в группе, пластилин.

Картинки-заготовки.

32

Верба в вазе.

Учить передавать образ весны.

Развивать способность

чувствовать специфику

материала, умение

создавать объѐмную

композицию из семян.

Развивать чувство

прекрасного.

Индивидуальная работа.

Природный материал, имеющийся в группе, пластилин, картон или одноразовые тарелочки.

Работа с родителями

Сентябрь

Анкетирование:  «Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного возраста»

Октябрь

Консультация "Конструирование в жизни ребенка"

Ноябрь

«Я б в строители пошел, пусть меня научат»(конструирование дома)

Декабрь

Конкурс среди родителей «Город мастеров» (поделки из бросового материала)

Январь

Семинар -     практикум

 «Развитие конструктивной деятельности у детей»

Февраль

Мастер-класс: «Что  конструируем? Как конструируем?»

Март

Консультация «Конструирование из бросового материала»

Апрель

Фотовыставка «Фантазирую, творю, конструирую»

Май                                                                                 Анкетирование «Конструирование

                                                                                            в развитии   ребёнка»

Список литературы

  • Афонькина Ю.А. Диагностика индивидуально-психологических особенностей детей  4-5 лет. Методика выявления и изучения. Волгоград, «Учитель», 2014
  • Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Книга для воспитателя детсада. /М.: Просвещение, 1991г.
  • Лыкова И.А. «Старичок – лесовичок. Лесные поделки». – 2004г.
  • Казакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду». М., 1990г.
  • Корчинова О.В. «Детское прикладное творчество» – Ростов на Дону: Феникс, 2005.
  • Коваленко З.Д. «Аппликация семенами»-М. -Мозаика-Синтез, 2014 г.
  • Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов в детском саду». – Ярославль: Академия развития, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по формированию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

В дошкольной педагогике детское конструирование считается одним из важных видов психической деятельности в развитии ребенка, в ходе которого  формируются как познавательные, так и практические де...

Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста

Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструиров...

Мастер-класс " Формирование конструктивно-модельных навыков у детей младшего дошкольного возраста. "Строим вместе""

Мастер-класс "Конструктивно-модельная деятельность из нетрадиционных материалов во 2 младшей группе"....

Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста/

Строить и конструировать дети начинают с 2,5—3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, так же как и в других видах продукт...

«Формирование конструктивно-модельных навыков у детей среднего дошкольного возраста».

Конструктивная деятельность – это, практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструи...

Дополнительная образовательная программа конструктивно-модельной направленности для детей среднего дошкольного возраста «Город Лего-мастеров».

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...