Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Авакян Людмила Геннадьевна

Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Проанализировав конструктивно-модельные действия детей старшей группы, я увидела, что дети затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям, читать условные обозначения и точно им следовать. Их строительные игры были однообразны и бедны по своему содержаниюЦелью моей работы стало: развитие конструктивно - модельных действий детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_konstruktivno.docx48.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста

Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Проанализировав конструктивно-модельные действия детей старшей группы, я увидела, что дети затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям, читать условные обозначения и точно им следовать. Их строительные игры были однообразны и бедны по своему содержаниюЦелью моей работы стало: развитие конструктивно - модельных действий детей.

Задачи:

1. Приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства.

2. Упражнять в конструирование по графическим моделям.

3. Развиватьнаглядно-образное восприятие.

4. Совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.

В практической части выделены основные педагогические условия, обеспечивающие эффективность педагогического процесса. Это совместная деятельность взрослого с ребенком, взаимосвязь обучающих занятий с самостоятельной деятельностью детей, обеспечение каждого ребенка разнообразным материалом, и интеграция конструирования с другими видами деятельности. В работе раскрывается последовательность работы по развитию конструктивно- модельных действий. Фрагменты занятий, экскурсий, игр иллюстрируют основные этапы по достижению поставленной цели.Модельно-конструктивная деятельность создает условия для организации детского коллектива и может быть использована воспитателем в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия, служить основой для формирования предметных форм кооперации и сотрудничества   

 

Введение

Зачем людям строить? Взрослым — чтобы жить. А ребенку? На вопрос, зачем ребенку строить, детская психология накопила много разных ответов.

 

Строить и конструировать дети начинают с 2,5—3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, так же как и в других видах продуктивной детской деятельности (рисовании, лепке, аппликации), происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы. А еще конструирование — чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития. Когда ребенок пытается приладить параллелепипед на вершину призмы, а сверху пристроить цилиндр — идет процесс познания мира и одновременного становления тех психических функций, которые это познание обеспечивают. Когда ребенок сначала делает чертеж, а потом согласно своему авторскому замыслу возводит игрушечный, ненастоящий дом — он учится думать. Когда соотносит реальный и моделируемый мир, формируется его сознание. А когда опробует возможные варианты, крутит их в уме или на бумаге, пытаясь найти что-то неожиданное и необычное, соответствующее его собственной идее и эмоциональному отношению к своей конструкции, мы говорим о решении творческих задач. С этого момента, находясь в пространстве объема и формы, ребенок осваивает и пропускает через себя свойства гармонии и принципы оригинальности, накопленные человечеством. Ребенок учится действовать и думать сообразно тем законам и правилам, которые были открыты и установлены задолго до него. Включается и обживает тот мир, в который ему предстоит встраиваться и который ему, по всей вероятности, придется изменять. А пока изменяется он сам. Вот всему этому я и хотела научить детей из моей группы (они пришли к нам в детский сад из других садов). Проанализировав их конструктивно - модельные действия (по программе «Детство») я увидела, что дети затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям, по готовым разверткам, читать условные обозначения и точно им следовать. Их строительные и конструктивные игры были однообразны и бедны по своему содержанию. Еще А. С Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками - материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

 

Девиз программы Детство «Чувствовать - познавать - творить», а итогом освоения линии познания становиться способность ребенка к самостоятельности, умению осознанно использовать разные способы и приемы познания, такие как анализ, синтез, построение и использование наглядных моделей и пр. К чему я и стремилась, работая над развитием конструктивно - модельных действий у детей старшего дошкольного возраста. Лев Николаевич Толстой сказал в свое время, что если ребенок в детстве не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать.

 

Конструктивная деятельность и его значение

Термин «конструирование» (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

 

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов), что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности,   формируются пространственные ориентировки.

 

Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов, а также их структурных единиц: частей, деталей. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко. 

 

 Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз—    вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).

 

Так же в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы; сравнивать их между собой и расчленять на части; видеть в них общее и различное; находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей; делать умозаключения и обобщения. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. В процессе конструирования развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

 

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

 

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении - простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое творческое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности. Исследования Л.A. Парамоновой доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью, т.к. в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом.

 

Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы), из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному — конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги. Некоторые авторы относят художественное конструирование к ручному труду.

 

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.

 

Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них есть наборы тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющих основной строительный набор, где отдельные элементы накладывают друг на друга или приставляют один к другому. Кроме строительных наборов рекомендуются конструкторы, имеющие более прочные способы соединения.

 

Использование крупногабаритных мягких модулей, появившихся сравнительно недавно в качестве средства конструирования, наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста. Крупные модули делятся на два типа: объемные и плоскостные, что позволяет создавать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований и т.п., соответствующие их росту. Переключение внимания детей с игрушек на людей (самих себя, других детей, взрослых) существенно влияет на изменение характера самих конструкций — в них предусматриваются прочность, удобство. Конструирование из крупных цветных мягких модулей является лишь относительно плоскостным, поскольку все его блоки имеют небольшую высоту. Однако создание конструкций из таких блоков отображает один из видов объемной фигуры. Поэтому необходимо четко определить характер деятельности: дети выкладывают из блоков не сам объемный предмет (как в другом виде конструирования), а только его изображение. Такое конструирование способствует развитию у детей не только комбинаторных навыков, но и умения видеть в плоскостном изображении фигуры ее объемность, что важно для успешной дизайнерской деятельности и компьютерного конструирования.

 

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов». Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя как разный природный материал, так и всевозможные упаковки, в том числе картонные коробки разного размера, палки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки и т.п. Площадь участка и сами материалы позволяют детям создавать конструкции более масштабных размеров, что способствует успешному переходу детей от организации малого пространства к освоению и организации большого. При этом их работа носит в основном коллективный характер. В педагогической практике используются и конструирования — из плоскостных геометрических форм. Создание конструкций из бросового материала может носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним. Детское конструирование, особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры. Существуют следующие формы организации обучения конструированию (J1.A. Парамоновой).

 

Конструирование по образцу (Ф. Фребель) - заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., как правило, показывая способы их воспроизведения. Это обеспечивает прямую передачу детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Использование образцов — это важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

 

Конструирование по модели (А.Н. Миренова, А.Р. Лурия) заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Как показало исследование А.Р. Лурия, постановка таких задач перед дошкольниками — достаточно эффективное средство активизации их мышления. Обобщенные представления, сформированные в процессе конструирования по образцам, в дальнейшем позволят детям при конструировании по модели осуществить более гибкий и осмысленный ее анализ, что, несомненно, окажет положительное влияние на развитие не только конструирования, но и аналитического и образного мышления. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

 

Конструирование по условиям (Н.Н. Поддьяков) — принципиально иное по своему характеру. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма работы способствует развитию творческого конструирования (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова). Однако дети должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и т.п. Этот опыт формируется, прежде всего, в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами ^(Л.А. Парамонова).

 

Конструирование по простейшим чертежам, и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются отдельные функциональные особенности реальных объектов, предоставляет возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам- схемам. Вместе с тем дети, как правило, испытывают трудности в выделении плоскостных проекций объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны (В.В. Брофман), которые дети пользовали для построения наглядных моделей (чертежей), отражающих их конструктивные замыслы. Конструирование по чертежам и схемам способствует развитию у детей образного мышления и познавательных способностей, т.е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» — простейшие чертежи в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

 

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности; в этом случае ребенок сам решает, чтои как он будет конструировать. Но такой вид конструирования и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе их осуществления. При этом дети не учатся созданию замыслов, а лишь самостоятельно, творчески используют знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел; искать решения, не боясь ошибок и т.п.).      

 

В конструировании по теме детям предлагают общую тематику конструкций (например, «Город»), и они сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

 

Каркасное конструирование, предложенное Н.Н. Поддьяковым, предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся на его основе выделять особенности конструкции. Ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к нему разные детали. Соответственно, каркасное конструирование может стать эффективным средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления. Недавно появившийся у нас в стране немецкий конструктор «Квадро», представленный несколькими наборами, позволяет реализовывать в педагогической практике общую теоретическую идею Н.Н.Поддьякова.

 

Моделирования как средство развития конструктивной деятельности.

Известный швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал, что в три года дети различают открытые и замкнутые фигуры, правильно воспроизводят соотношение размеров двух нарисованных кругов. К четырем годам дети научаются строить прямую линию из бусинок или пуговиц, если для ориентира создаваемой линии им кладут линейку. В шесть-семь лет ребенок уже уверенно строит прямую линию самостоятельно. Дети в этом возрасте уже хорошо понимают, что один предмет может выглядеть по-разному с разных точек зрения, начинают координировать разные возможные перспективы. В старшем дошкольном возрасте происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию, готовности к моделированию.

 

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.

 

Моделирование - это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета. Моделирование приносит большую пользу будущим школьникам, ибо изготовление моделей способствует в дальнейшем более глубокому усвоению школьного курса математики и того материала, который изучается. Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенному чертежу. Чертеж - своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен любому. Слово «чертеж» исконно русское. В значении, близком к современному, т.е. как изображение каких-либо предметов на бумаге, план чего-либо, слово «чертеж» употреблялось в русском языке, по крайней мере, с 16 века.

Появление чертежей было связано с практической деятельностью человека - строительством. Дети - неутомимые конструкторы. Они с большим удовольствием делают различные модели (дом, мост, машина и пр.). Исследователи отмечают, что основы моделирования закладываются еще в раннем и младшем дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей (рисование, лепка, конструирование и др.). По мере развития познания дошкольников происходит существенное изменение в содержании и в структуре моделирования — модели начинают чаще использоваться в познании окружающего, осваиваются их гносеологическая и измерительная функции. Однако в дошкольном возрасте ребенок осваивает лишь основы моделирования, что проявляется в умении использовать модель в познании разнообразного содержания, выделении и установлении связи «замещаемое — замещающее», некоторых правил моделирования, замещения содержания, видоизменения готовых моделей.

 

Вопрос о развитии конструктивно-модельной деятельности и ее значении для умственного развития детей специально изучался А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер конструктивной деятельности. Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Л.А. Венгер. Он указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира. Применение графического моделирования в конструировании позволяет включить ребенка в самостоятельную творческую деятельность. Об этом говорят результаты психологических исследований А.Р. Лурия,Н.Л. Линьковой, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгер и др.

 

Современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций. В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная способность (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская и др.), в других — как вид знаково-символической деятельности (Г. А. Глотова, С А. Лебедева, Н. Г. Салмина и др.). Авторы ряда работ рассматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности (Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, Т. Д. Рихтерман,.). Моделирующий характер детской конструктивной деятельности, в ходе которой из деталей строительного материала воспроизводятся общий вид и некоторые функциональные особенности реальных объектов в виде предметной модели, обеспечивает развитие внутренних форм наглядного моделирования и формирование модельных представлений.

 

В ряде работ, выполненных под руководством Л. А. Венгера, было установлено, что развитие модельных представлений детей может иметь большую эффективность при введении в конструирование графических внешних моделей «второго порядка» — простейших чертежей. Для определения эффективности работы в течении года можно проводить с детьми диагностические игры и упражнения.

Детям предлагается:

1. построить любую конструкцию из предложенного строительного материала;

2. придумать, нарисовать, а потом построить любую конструкцию из предложенного строительного материала;

3. расчленить контурную схему корабля: а) без образца, в соответствии с предложенными деталями строительного набора, из которых можно построить корабль; б) по готовому образцу конструкции;

4. построить полную графическую модель будущей конструкции (без вспомогательных средств) и построить ее из незнакомого строительного материала (контроль).

 

Такие задания помогают воспитателю определить уровень овладения детьми конструктивной деятельностью, действиями наглядного моделирования и уровень общего умственного развития.

 

Так же развитию модельно-конструктивной деятельности способствует организация ее совместного выполнения несколькими детьми с распределением функций между ними, т. е. превращение ее из индивидуальной в совместно-распределенную. Модельно-конструктивная деятельность создает благоприятные условия для такого объединения детей и может быть специально использована в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия. Таким образом, можно полагать, что модельно-конструктивная деятельность не только положительно влияет на развитие наглядно - образного восприятия, но и может служить основой для формирования предметных форм кооперации и сотрудничества, максимально благоприятствующих дальнейшему развитию совместной деятельности детей в процессе обучения (A. JI. Венгер, К. Н. Поливанова, В.В. Рубцов, Г. А. Цукерман).                    


Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает , его от других видов деятельности и имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета. Так как ребенок, создавая конструкцию, т.е. модель какого-либо реального объекта, начинает совершенно иначе воспринимать сам предмет, качество его восприятия неизмеримо возрастает. Так же в процессе обучения конструированию приходится решать целый ряд практических проблем - как строить, почему строить так, а не иначе, что сделать, чтобы передать в конструкции самые существенные черты, определяющие функциональность заданного объекта, в какой последовательности выполнять задание и.т.д. Только на занятиях детей этому не научить, поэтому все свободное время мы с детьми играли, строили, рисовали схемы, чертежи, клеили модели и т.д.

 

Целью моей работы стало: развитие конструктивно - модельных действийдетей.

Задачи:

1. Приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства;

2. Упражнять в конструировании по графическим моделям;

3. Развивать наглядно-образное восприятие;

4. Совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.

 

Основными педагогическими условиями, обеспечивающимиреализацию этой цели и задач, являются: совместная деятельность взрослогос ребенком и детей друг с другом; обеспечение взаимосвязи специальноорганизованных занятий с самостоятельной деятельностью детей; предоставление детям разнообразных материалов (строительных, природных, бросовых и т.п.) и возможности пользоваться ими по своему усмотрению; взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, экспериментами, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

 

В области развития мышления основным, как уже отмечалось, в дошкольном возрасте является овладение действиями наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков (Приложение №3). Эту работу мы начали со старшей группы. Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Важно понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Так в математике объясняла детям, что для того, чтобы посчитать, сколько машин в гараже, не обязательно перебирать сами машины, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок. Для решения более сложной задачи предлагала детям построить чертёж, который бы помог представить условие задачи и решить её на основе данного графического изображения (Приложение № 4). Постепенно такие рисунки-чертежи становятся всё более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая «знаковая функция сознания». Дети оказываются в состоянии заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание, мышление, творчество. Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. В нашей программе «Детство» такие заместители, символы используются во всех разделах программы: развитие речи, ознакомление с окружающим, в изобразительной деятельности. Поэтому, организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности, во-первых, обращалось внимание на обучение различной технике рисования (кляксография, рисование пальцами, ниткография, рисование по мокрому, набрызг с помощью трафаретов, отпечаток комка бумаги, отпечаток ладони с преобразованием отпечатков в рисунок и др.), применению каждого вида изображения отдельно и в комплексе различные их виды, и, во-вторых, предлагались задания, где детям надо было анализировать внешний вид объектов, выделить характерные признаки и затем использовать анализ схем с изображением характерного признака и на этой основе предлагалось самим создавать подробные, близкие с реальным изображением образы. Ещё одним видом работы было использование опорного материала (в качестве которого выступали как тела, слова, так и схематическое изображение геометрических фигур). Например, детям предлагалось нарисовать (слепить) то, что бывает круглой формы или вывешивались контуры фигур и предлагалось изобразить предметы, которые бывают такой же формы или «разгадать», кто «в них спрятан». В этом случае, с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получались интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывал и решал рисунок самостоятельно и по-своему видел конечный результат. Так же очень помогают в развитии воображения и наглядно-схематического восприятия задания на создание новых образов: «Дорисуй всё, что захочется», «Оживи камешки», «Превращения», «Нарисуй такое животное, какого нет и не было на белом свете», «Делаем зарядку» и другие. При выполнении таких заданий не давала детям оценки типа «верно - не верно», потому, что практически любое решение, которое подчинено задаче, оказывается верным, более или менее удачным. Стимулировать навыки моделирования можно и с помощью такого упражнения. Например, детям даётся задание нарисовать дерево После его выполнения предлагается придумать и нарисовать определённые фрукты (яблоки, груши, сливы и так далее); того, кто может сидеть на дереве (птица, бабочка, кошка, муравьи); того, кто поливает дерево (девочка, мальчик, мама, папа) и так далее. Объекты, которые предлагается нарисовать, можно обозначить схематично: если предлагается нарисовать фрукт - рисуется круг', если животное - фигура в виде восьмёрки, если человек - его схематичное изображение. При рисовании сказочного домика дети' сами придумывали не только украшения для него, но и окружающую обстановку (что вокруг), и кто живёт в домике. С помощью простых разверток изготавливали предметы обихода, мебель и т.п. для этого домика. Всякое дополнение детьми я отмечала и подчёркивала разнообразие решений. Опыт показывает, что это стимулирует выдумку, фантазию детей, умение понимать и принимать схематические изображения своих товарищей. Такие задания и упражнения, являются прекрасным приёмом на играх-занятиях, когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача развивать творческую активность и стимулировать способность к использованию схем, заместителей предметов. Такой подход в моей работе способствовал развитию воображения у детей и формированию способности к наглядному моделированию в разных видах конструктивной деятельности. И эту работу я продолжила в подготовительной группе В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Моделирование связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

 

Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности - прогулки, экскурсии, игра, и т.п. (Приложение № 2).

 

Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Поэтому важно было создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а таюке взаимосвязи между ними и по- своему передавать их в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

 

Работая по теме «Профессии», выяснили: кто и как строит дом, мост познакомились с профессией архитектора, каменщика, монтажника. Выбрали архитекторов, каменщиков, монтажников и по рисункам, схемам, чертежам архитекторов остальные дети воплощали их замысел в постройке. А затем архитектор сравнивал свой замысел с готовой конструкцией. Использование наглядных моделей способствовало развитию конструктивных умений и интереса к конструктивной деятельности. Ходили на экскурсии по улице Репина, улице Звенигородской, работая по теме «Мой дом, квартира». Выяснили, какие бывают здания: жилые дома, школа, Дом культуры, детский сад, - чем они похожи, чем отличаются. Читали литературу авторов: Баруздина, Джанни Родари. После этого проводили лепку, рисование, составляли изображения домов из геометрических фигур, делали замки, дворцы из бросового материала и т.д. Работая по теме «Мосты» ходили смотреть мостик в парке, просили родителей обратить внимание на мост у ГЭС, по дороге в город - в центр, рассматривали разные мосты на картинах, иллюстрациях, сравнивали мосты старинные и современные. Руслан легко подметил: «У них у всех есть столбы и дорога между ними». Потом мы узнали, что мосты бывают пешеходные, железнодорожные, автомобильные; у них есть скаты и лестницы, перила, опоры, ездовая часть. Сейчас в роли архитекторов мостов выступали дети из соседней группы (они сделали рисунки), а мы с детьми сделали их с использованием различных материалов(«Лего», крупный и мелкий строительный материал, бросовый и т.п.). Мосты получились очень необычные и интересные.

 

До занятий по теме «Транспорт» ходили на экскурсию к дороге. Там мы наблюдали: какой бывает транспорт - его разнообразие, назначение. Машинки строили из стульев, клеили из спичечных коробков, конструировали из блоков Дьенеша и т.д. В группе сделали выставку транспорта; воздушный, водный, наземный (Приложение № 8).

 

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникала способность к построению новых и оригинальных образов, что положительно влияло на развитие конструктивных умений. Система знаний и конструктивно - модельных умений, в основе которых лежит зависимость создаваемых построек от их практического назначения, способствовала органическому объединению различных форм конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу. Переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, а, во- первых, основывается на них и, во-вторых, способствует дальнейшему их развитию.

 

В процессе конструирования по образцам у детей формировались обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего - к частям - к общему. Введение детей в область наглядного моделирования начинала тоже на занятиях по образцу. С этой целью необходимо было научить детей сопоставлять части предмета с их предметными и графическими заместителями, а так же сопоставлять предметные конструкции и графические модели (схемы ) между собой.

 

Подготовительная работа включала следующие упражнения:

  • Обследование детали
  • Перенос на бумагу (воспитатель кладет на бумагу строительную

деталь, обводит, дети прикладывают свою деталь, убеждаются, что «след» , убеждаются, что «след» совпадает).

  • Перенос на бумагу с последующим вырезанием
  • Соотнесение силуэтного и контурного изображения с конструктивной деталью

 

В процессе конструирования по условиям формировались обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше), но и функциональные свойства. В результате обучения конструированию по нескольким условиям дети постепенно овладевали умением строить собственную деятельность. Все это дает детям возможность конструировать по собственному замыслу - они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.

 

Так, тема «Мосты» осваивалась детьми в разных формах, предполагающих постепенное усложнение задач. Вначале детям предлагался образец пешеходного моста, и давалось задание: построить такой же мост через реку определенной ширины (река - синий лист бумаги); далее дети строили мост через «реку», по которой ходит водный транспорт (игрушечный катер); затем строился мост для пешеходов и транспорта; и в заключение — дети получали новый для них материал и строили мост с учетом всех указанных выше условий.

 

В процессе работы стало просто необходимым развитие пространственных ориентировок, пространственных представлений, т.к. у детей страдало зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, не координированность движений «глаз - рука» (Приложение № 9). «Рука - вышедший наружу мозг», - писал Кант. Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. С того момента как в руки ребенка попадает карандаш, он с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная от штрихов и каракулей.


Постепенно развиваясь, ребенок переходит к схематическому изображению отдельных предметов, а затем целых графических рассказов. Графические диктанты облегчают формирование устойчивого внимания, тренируют глазомер, развивают пространственное воображение. Упражнения «Закончи дорожку», «Дорисуй заборчик», «Кто это? Угадай», «Зеркало» и др. приучали ребенка к самооценке и самоконтролю, что является важным элементом учебной деятельности и пригодиться детям в школе. Семья Петуховых так увлеклась придумыванием рисунков по клеточкам, что нарисовали целую книжку - малышку (ее девочки использовали при игре в школу). Развитие конструктивно - модельных действий невозможно без умения работать с развертками. На занятиях по ручному труду учились с детьми читать развертки, делать с их помощью различные коробочки, корзиночки, подарочные упаковки, кукольную мебель, складывать оригами. Персональная выставка поделок из бумаги «Волшебное оригами» Миланы Целуйко и ее семьи удивила весь детский сад.

 

Так же развитию конструктивных умений в процессе становлениясамостоятельного экспериментирования с различными материалами, овладения обобщенными способами создания образов, развертывания самостоятельной поисковой деятельности при решении задач, способствовало предъявление детям проблемных задач, имеющих как одно, так и множество решений, самостоятельное экспериментирование ребенка с новыми материалами, а еще вынесение способа конструирования из контекста практической деятельности конкретного характера, отработка его и последующее использование в процесс изготовления новых конструкций. (Приложение № 5).

 

В результате систематической работы в течении двухпо развитию конструктивно - модельных действий дошкольники свободно начали выполнять задания по конструированию в соответствии с образцом, данным в объемном и плоскостном (графическом) виде, анализируя его перед работой; подбирать элементы строительных наборов; сопоставлять целое и части;создавать устойчивые постройки, учитывая пространственные свойства элементов; осуществлять простейшее планирование предстоящей деятельности, давать словесный отчет о выполнении работы Они усвоили необходимый для осуществления деятельности речевой материал, называя формы, соотношения по величине, пространственное расположение частей конструируемого объекта, а также объекта в целом. Благодаря обучению у них сформировался предварительный образ конструкции и способность к воссозданию этого целостного образа. Они научились работать со схемой- планом, выполнять графические модели созданных построек, учитывая их конструктивные особенности (Приложение № 1). Коллективная работа детей с использование различных материалов (бросовых, картона, гипса) по безопасности движения на городском конкурсе «Безопасный мир глазами детей» заняла I место.

 

Уважение взрослого к делам ребенка — основа его самоуважения и подогретого интереса к тому, чем он занимается. Это источник дополнительной мотивации сейчас и двадцать лет спустя. А конструирование—     чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для взаимодействия родителей с детьми, для совместной деятельности, общих интересов. Вот почему к своей работе я привлекла родителей. Невозможно добиться от детей результатов без помощи родителей. У нас прошел «Вечер вопросов и ответов», где на вопросы родителей отвечали воспитатели, психолог, логопед. Приглашали родителей на консультации (Приложение № 6), на «День открытых дверей», где родители не просто присутствовали на занятии, а были полноправными его участниками. В группе открылась «Игротека» где родители могли взять игры и упражнения для занятия с ребенком дома. Эти и другие мероприятия укрепляли наш авторитет в глазах родителей и воспитывали чувство уважения к собственному ребенку.

 

С вой опыт работы я транслировала на педсовете, проводила консультацию, (пр№7) для молодых специалистов близлежащих дет.садов.


Литература:

1. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. Н.Н. Поддъяков, В.Н Аванесов. М, Педагогика 1980г

2. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. JI.A. Парамонова. М., 2002г.

3. Восприятие и действие. А. В. Запорожец. М., 1967гч

4. Развитие конструктивной деятельности дошкольника. А.Р. Лурия. М., 1948г.

5. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. А.Н. Давидчук. 1976г.

6. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада. Л. С. Лоренсо. М., 1986.

7. Формирование способностей к наглядному моделированию в конструктивной деятельности. Холмовская В. В. под редакцией Л. А. Венгера. М., 1986.

8. Возрастная и педагогическая психология. В. В. Брофман. М. 1993г

9. Проблемы формирования познавательных способностей. Под редакцией Л.А Венгера. М, Педагогика 1980г.

10. Возрастнаяи педагогическая психология. В. В. Брофман. М. 1993г

11. Способностик чтению чертежей у младших школьников. М., Педагогика, 1973г.

12. Формирование графического моделирования в продуктивных видах деятельности дошкольника. Л.И. Цеханская. М., 1977г.

13. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова. Просвещение 1994г.

14. Занятия по конструированию из строительного материала. Л.В.Куцакова. М., 2007г.

15. Дошкольное воспитание №5 1985г. Дошкольное воспитание №3 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста через применение игровых технологий.

Обобщение передового педагогического опыта по формированию у старших дошкольников логического мышления посредством использования в образовательном процессе занимательного материала....

"Развитие перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Актуальность исследования обусловлена тем, что сенсорное развитие (развитие восприятия и формирование перцептивных действий) является основой общего умственного развития ребёнка. Полноценное восприяти...

"Дидактическая игра как средство развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста"

В настоящее время развитие восприятия, сенсорных способностей, перцептивных действий как таковых остра в психологической науке в связи с тем, что жизнь современного человека, его деятельность требует ...

Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста/

Строить и конструировать дети начинают с 2,5—3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, так же как и в других видах продукт...

Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста

Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструиров...