предметно-развивающая среда в средней группе
материал (средняя группа)

Зайцева Светлана Альфредовна

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна отвечать требованиям ФГОС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predm_prostr_sreda.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

         Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Оснащенность помещений образовательной организации развивающей предметно пространственной средой обеспечивает оптимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, пространства группы, пространства территории детского сада, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей детей. 

 Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) обеспечивает: 

 ● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

 ● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

В современном учреждении дошкольного образования предметно пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям

  1. Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
  2. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
  3. Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
  4. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
  5. Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
  6. Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.

При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения занятий, игр, наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки, материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной деятельности детей в соответствии с Перечнем средств воспитания и обучения [2]. Он включает оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые отвечают психологопедагогическим, эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам. Задача педагога спроектировать развивающую предметную среду в соответствии с данным перечнем и содержанием учебной программы дошкольного образования.

Таким образом, среда должна:

  • обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
  • побуждать детей к деятельности;
  • способствовать развитию самостоятельности и творчества;  - обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.

А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.

Нет чётко определенных требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных детям дошкольного возраста видов деятельности.

При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории:

  • «СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других формах взаимодействия с взрослыми. (Символика страны, разнообразие народов, мир животных и растений и т.д.)
  • «ВЧЕРА». Материал исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.
  • «ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем.

Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В среднем дошкольном возрасте пространство групп «разбито» на небольшие полузамкнутые микропространства, что способствует играм небольшими подгруппами. Средний дошкольный возраст – время расцвета сюжетно-ролевой игры, в которой дети отражают различные сюжеты: бытовые, трудовые, общественные, содержание любимых произведений, кинофильмов. Большая часть атрибутов храниться в специальных коробках, пластиковых цветных контейнерах, оформление и надпись на которых оказывают ребенку помощь в узнавании игры.

Материал и оборудование в моей группе расположены по следующим центрам:

Центры, их функциональное назначение

Оснащение  центров

Центр сюжетно-ролевой игры  Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения.

  1. Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей, куклы разных размеров.
  2. Разнообразные виды транспорта.
  3. Игрушки, изображающие предметы быта (посуда, бытовая техника, постельные принадлежности).
  4. Стационарная кукольная мебель (кухня, комната, спальня), мебель для игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская».
  5. Атрибуты для  сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», «Самолет», «Гараж» и пр.
  6. Наборы образных игрушек небольшого размера для режиссерских игр (человечки, солдатики, герои мультфильмов).

Центр «Грамотности»  Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову.

1. Книжный уголок (Приложение 3):

  • художественная литература соответственно возрасту и тематике;
  • книжки-малышки;
  • детские журналы;

-серии сюжетных картинок;

  • тематические альбомы;

  • детские рисунки;
  • увлечения детей (открытки, календари); - иллюстрации писателей и их произведений.

2. Речевое развитие:

  • дидактические игры по развитию речи «Расскажи сказку», «Подбери слово»,

«Придумай рассказ»;

  • схемы-модели для составления разных видов рассказов.

Центр строительноконструктивных игр 

Содействовать развитию разных видов конструирования.

1. Крупный напольный конструктор (деревянный, пластмассовый)

2.Разные виды  среднего по размеру конструктора

  1. Настольный мелкий деревянный конструктор
  1. Разнообразные игрушки и транспорт для обыгрывания построек 5. Тематические конструкторы

6.Схемы построек.

Центр предматематического развития 

Активизация познавательной деятельности, развитие познавательных процессов.

1. Формирование элементарных математических представлений.

  • дидактические игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу), на воссоздание целого из частей типа «Танграм», на сериацию по разным свойствам, игры на счет;
  • геометрические фигуры и тела;
  • цифровой ряд от 0-9;
  • демонстрационный материал по формированию элементарных математических представлений.

2. Развивающие игры:

  • развивающая игра  Никитиных «Сложи узор»;
  • дидактические игры «Ассоциации», «Четвертый лишний», «Найди отличия».

Центр познавательной практической деятельности Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем.

1.Лаборатория:

  • емкости для игр с водой, песком
  • природный материал : шишки, камешки, вода, каштаны;
  • элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие; вспомогательное оборудование: воронки, лейки; специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы; -карточки-схемы проведения опытов.
  1. Дидактические игры на природоведческую тематику, иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений.
  1. Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные игры «Найди недостающую фигуру», «Чего не стало?», «Что общего?», игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр.

Экологический центр 

Формирование обобщенных представлений об объектах и явлениях природы.

  1. Комнатные растения: бальзамин, колеус, аукуба, китайский розан, бегония, герань, агава, аспарагус. (Приложение 5)
  2. Календарь природы и погоды.
  3. Зимний огород: посевы семян гороха, кабачков и пр., посадки луковиц.
  4. Ветки деревьев (конец февраля): тополь, береза, сирень; рисунки детей, в которых отражаются наблюдения детей за ходом распускания веток.
  5. Наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи);
  6. Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки, тряпочки, тазики, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, стаканчики для посадки рассады.
  7. Альбомы «Времена года».
  8. Дидактические игры.
  9. Природный и бросовый материал.

Центр творчества

Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности

1.Изобразительные     материалы:         наборы      карандашей,          восковые    мелки, фломастеры, гуашь, акварель, пластилин.

2. Кисточки, палитры, баночки, доски для лепки, тряпочки, клеенки и пр.; 3. Трафареты, лекало.

  1. Альбомы для раскрашивания, 
  1. Бумага разного качества.

6.Печатки, губки, ватные тампоны, штампы, стеки.

  1. Материалы для разных техник рисования.
  1. Природный и бросовый материал для изготовления поделок совместно с воспитателем: катушки, верёвки, коробки, солома, каштаны, жёлуди и пр.; 9. Поделки из природного и бросового материала;
  1. Стенка для выставки детских работ.
  1. Мольберт.

Театрально-музыкальный центр.  Приобщение к театральному искусству.

Развитие интереса к музыке.

  1. Музыкальные игрушки (озвученные – музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка); игрушка комбинированная с кнопками; не озвученные игрушки-самоделки.
  2. Музыкальные инструменты: металлофон, бубны,  барабан, колокольчики, дудочка, маракасы.
  3. Театр игрушки, настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на палочках», «на перчатке», театр Петрушек, театр теней.
  4. Ширмы, фланелеграф.
  5. Элементы костюмов, полумаски.

Уголок краеведения (этнографии).

Формирование интереса к национальными общечеловеческим

  1. Генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат, сестра, тетя, дядя).
  2. Альбомы о городе.
  3. Иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора

ценностям, культурным традициям народа.

(стихи, сказки).

  1. Иллюстрированные книги о белорусских городах, с произведениями народного искусства, белорусских авторов, белорусские игрушки.
  1. Кукла в белорусском  костюм.
  1. Альбомы «Моя Беларусь».
  1. Настольно-печатные игры «Мой город», «Моя улица».
  1. Образцы белорусской посуды, одежды.
  1. Декоративно-прикладное искусство Беларуси.

Примечание: содержание уголка динамично  и зависит от темы недели.

Центр развития движений. Развитие интереса к физической культуре, обогащение двигательного опыта.

1.Физкультурное оборудование: скакалки, шнуры, разноцветные флажки, мячи большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, ленточки, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки, кольцеброс;

2.Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия. 3.Дидактические игры по физической культуре - шапочки, медальки для подвижных игр.

Уголок безопасности

Формирование умений применять в повседневной жизни доступные правила безопасности.

  1. Элементарные макеты дороги, домов.
  2. Наборы машинок.
  3. Дорожные знаки.
  4. Настольно – печатные игры, атрибуты для игры «Пожарные». 5. Тематические альбомы с видами  различного транспорта.

Уголок уединения

Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы

1. Легкая воздушна беседка из прозрачной ткани

2.Подушки

3.Мягкие игрушки

Уголок дежурных Овладение простейшими процессами хозяйственно-бытового труда.

  1. Фартуки.
  2. Щетки- сметки.
  3. Совки.
  4. Карточки  учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям.

Уголок труда.

Формирование представлений о значимости хозяйственно-бытового труда в жизни людей.

  1. Фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем).
  2. Уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки
  3. Альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых.
  4. Игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в средней группе.

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в средней группе. Детям исполнилось четыре года. Они пришли в среднюю группу. Выросли физические возможности детей. Дети испытывают острую по...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Проектирование предметно-развивающей среды в средней группе по Программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ". Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Материал представляет собой проект предметно-развивающей среды в средней группе детского сада и может быть полезен педагогам ДОУ и студентам....

Предметно-развивающая образовательная среда в старшей группе "Урумэччи"

Развивающая среда-система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержания развития его духовного и физического облика...