Мастер-класс на тему: «Игры, направленные на духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_duhonvo-nravstvennye_igry_10.23.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГОРКИ-X»

143032, Московская область, Одинцовский городской округ, поселок Горки-10, д. 15Б

ИНН 5032036104, КПП 503201001, ОГРН 1035006471500

Тел/факс: 495-634 25 05/495-634 25 06

Мастер-класс на тему:

«Игры, направленные на духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Подготовил: воспитатель Гончаренко Г.В.

п. Горки-10, 2023г.

Игры, направленные на духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Цель: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Формировать  нравственные  качества:  отзывчивость, доброжелательность, справедливость и скромность.

Развивающие задачи:

  • Развивать волевые качества:
  • умение  договариваться при распределении ролей,  
  • выполнять установленные нормы поведения,
  • следовать в своих  игровых действиях положительному примеру.
  • Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.
  • Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление  помочь девочкам, у девочек – скромность, заботу о других).

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение договариваться, играть сообща.
  • Воспитывать  через сюжетно-ролевую игру заботливое отношение к малышам, пожилым людям.

Ход мастер-класса

В. А. Сухомлинский писал:  «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок».

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс. «Духовность» рассматривается как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями; как способ самосовершенствования; как качество личности. Духовное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных  придать высокий смысл делам и мыслям человека. Сегодня духовное воспитание - одно из самых востребованных понятий.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Цель:

  • Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.
  • Развитие его духовного, психического и физического здоровья.

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность.

Но как же правильно преподнести эту тему детям? Конечно же через игру. Игра – одно  из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.

В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Благодаря такому многообразию игр дошкольников необходимо структурировать наши знания, – в противном случае может возникнуть путаница. Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

1.Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:

Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности.

Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.

На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.

В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

2. Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила.

Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

3.Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность (нельзя допускать монотонность).

Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. 

4.Театрализованные игры (игры драматизации) делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским  относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение.  Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою.

А сейчас предлагаю Вам рассмотреть несколько примеров игр, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.

Картотека игр

Дидактическая игра «Заботливый хозяин».

Цель: формировать представление о добре, любви и заботе.

Ход игры: разделить детей на группы. Все дети заботливые хозяева. Воспитатель показывает детям карточку с изображением какого-либо предмета (стол, книга, игрушка, одежда и т.д.). Каждая группа по очереди рассказывает, как она будет заботиться о данном предмете, и получает карточку с изображением этого предмета. Самые заботливые те, кто наберет к концу игры больше карточек.

Сюжетно-ролевая игра «Верные друзья».

Цель: формировать представление о взаимопомощи и дружелюбии.

Ход игры: разделить комнату мелом или верёвкой на две части. Одна часть – суша, другая – море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу. Когда музыка обрывается, все останавливаются. Дети из круга, которые оказались на суше, должны спасти тех, кто оказался в море. Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им воспитатель. Выигрывает тот, кто быстрее спасет своих друзей.

Дидактическая игра  «Хорошие и плохие поступки».

Цель: сформировать представление о хорошем и плохом поведении.

Ход игры: на столе раскладываются перевернутые карточки с иллюстрациями  хороших и плохих поступков. Ребенок выбирает произвольную карточку, переворачивает и пытается понять и объяснить, какой поступок изображен – хороший или плохой. Воспитатель помогает разобраться. Далее карточка кладется в стопку с хорошими поступками или в стопку с плохими.

Дидактическая игра «Большая стирка».

Цель: учить детей распределять грязные и чистые вещи, сформировать положительное отношение к труду, воспитывать трудолюбие.

Ход игры: воспитатель просит детей помочь кукле Маше, которая не знает, какие вещи надо постирать, а какие повесить в шкаф. Дети выбирают картинки с чистым бельем и складывают в шкаф, а картинки с грязным бельем - в стиральную машину.

 

Выводы

Таким образом, можно утверждать о том, что о многих нравственных качествах дети имеют представление, но эти самые качества не сформированы. Это говорит о необходимости проведения работы, направленной на формирование нравственных качеств в группах детского сада. Созданные педагогические условия, правильно подобранные игры способствуют формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Сов...

Тема: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Тема: «Народные игры,как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....

«Игра - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

В статье поднимается одна из главных задач воспитания подрастающего поколения. Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможн...

Мастер-класс на тему: «Игры, направленные на духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Цель: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русско...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ социально-педагогической направленности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (5 - 7 лет) «ДОБРЫЙ МИР» в соответствии с ФГОС

Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Цель отражает треб...