«Игра - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
статья
В статье поднимается одна из главных задач воспитания подрастающего поколения. Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. И именно игра является одним из основных средств духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_7_igra_d.n.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение
«Игра - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель высшей категории
Васильева Наталья Александровна
Май – 2018 год
«Игра - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).
Иванушки, Аленушки!
Храни вас Бог, храни!
Вы золотые зернышки моей
Всея Руси.
Молчанием иль голосом
За вас тревожусь впредь:
Пустым иль полным колосом
Вы будете шуметь?
М. Сухорукова
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Начиная работу с вновь поступившими детьми, с большим вниманием следила за общением детей между собой. Отмечала случаи агрессивности, неумение договориться друг с другом, не желание уступить другому в процессе различной деятельности. В работе открыла для себя, что использование пословиц часто помогает разрешить конфликтные ситуации (Ссора до добра не доводит, глупые ссорятся, а умные договариваются). Оказалось, что использование таких пословиц оказывало огромное воздействие на поведение не только конфликтующих, но всех остальных детей, которые старались принять участие в разрешении конфликта. В данной ситуации я старалась быть не наставником, а становилась на позицию равноправного партнера, давая возможность детям самим сделать нужные выводы.
Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры я использую во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Игры, которые мы разучиваем вместе с детьми помогают, нам в проведении обрядовых праздников (Рождество, Масленица, Пасха), которые мы отмечаем всем детским садом.
Широко применяю игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.
«Именинник»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.
Ход игры: Дети образуют круг. Выбирается «именинник». Он встает в центр круга. Остальные дети «дарители». Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. Можно подарить реальные предметы (конфета, шарик) а можно подарить дружбу, хорошее настроение и т. д. Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить. Затем выбирается новый «именинник».
«Передай хорошее настроение»
Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.
Ход игры: Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, тоскливое). Дети, передав настроение ведущего по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий.
«Волшебные очки»
Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры: воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить» очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.
Наиболее интересной и увлекательной стала игра «Добрая тучка».
Целью которой является: побуждать детей в стремлении делать добро другим людям. Воспитание доброго отношения к окружающим, оказание помощи, поддержки.
Ход игры: Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.
Игровые приемы, которые учат соучастию, использую и на занятиях. Например, при работе в парах на занятиях мы используем такие задания:
назови ласково своего соседа;
посмотрите друг другу в глаза и поздоровайтесь, сказав «Доброе утро»;
договоритесь между собой, кто из вас будет загадывать, а кто угадывать;
поделитесь между собой поровну дидактическим материалом.
Совместно с детьми мы придумали правила общения друг с другом, которые позволяют детям выполнять и контролировать свое поведение, а также поведение друзей не только в игре, но и в повседневной жизни.
Вот наши простые правила детского общения:
Почаще говори: давай дружить, давай играть.
Играй честно.
Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.
Не дразни, не выпрашивай ничего. Никогда два раза ни о чем не проси.
Начав одно дело, доводи его до конца.
Разговаривая, умей слушать и понимать.
Не перебивай в разговоре.
Будь заботливым, внимательным, умеющим прийти на помощь.
Сам ни к кому не приставай, не ябедничай за спиной товарищей.
Разбирали ситуации «Правильно ли мы общаемся в детском саду, на улице; на Дне рождении у друга?» Обсуждали поступки сверстников на примере литературных героев.
Не боюсь повториться, что в результате проведенной работы улучшились отношения детей в группе, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения. Подводя предварительные итоги, хочу подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире нам помогут выжить любовь, доброта и терпение. И воспитывать эти качества у детей нужно в дошкольные годы.
И последнее. Нужно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагога, который занимается духовно-нравственным воспитанием дошкольников. Педагог, используя игры, будет развивать детскую душу, если и сам будет постоянно совершенствовать свой собственный духовный мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные подвижные игры как средство нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Народные игры как средство воспитания патриотических чувств....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Доклад " Логико-математическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста"
Логико- математические игры развивают у детей самостоятельность, способность, автономно. независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности а также способность к эл...
«Дидактические игры как средство эколого-валеологического воспитания детей дошкольного возраста»
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях воспитания и обучения детей....
Мастер-класс «Дидактическая игра как средство эколого-валеологического воспитания детей дошкольного возраста»
в помощь педагогам...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дошкольный возраст для ребенка является тем временем, когда под влиянием различных факторов и персоналий закладываются первичные эмоционально-нравственные основы культуры его личности. Эмоциональное и...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...