Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
статья на тему
Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Современный человек, а тем более ребенок, подвержен влиянию множества негативных факторов. Следовательно, очень важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в дошкольном возрасте, во всех аспектах жизни, в том числе и воспитание детей через русское народное творчество. Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kudryavtseva_m.a.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
М.А.Кудрявцева, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 «Аленький цветочек» Муниципального образования город Саяногорск
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…
Ш. А. Амонашвили.
Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Современный человек, а тем более ребенок, подвержен влиянию множества негативных факторов. Следовательно, очень важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в дошкольном возрасте, во всех аспектах жизни, в том числе и воспитание детей через русское народное творчество. Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.
Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях …». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и поэтому ратовал за народное воспитание [3, с. 6]. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Видимо надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей [2, с. 6].
Игры – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры – уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. В народных играх – залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю и стремление к победе [1, с. 333].
По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Огородник и воробей», «Волк и гуси», «Утка и селезень») [1, с. 368. 369]. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, что требует от детей активной умственной деятельности. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия детей и поведение, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Огородник и воробей», «огородник» может ловить «воробья» только за кругом. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявлении чувства коллективизма, слаженности действий. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Народные подвижные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решать задачи в разных образовательных областях:
- развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность, воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);
- создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства (область «Социализация»);
- развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех (область «Коммуникация»);
- развивать двигательную активность и физические качества (область «Физическая культура»);
- знакомить с различными видами фольклора — приговорками, считалками, перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др. (область «Чтение художественной литературы», «Музыка»).
Итак, приобщение детей к истории культуры на основе ознакомления с народными подвижными играми осуществляю по четырём направлениям:
1) знакомлю детей с истинно народными старинными подвижными играми, адаптированными к современным условиям, например: «Пятнашки», «Петушинный бой», «Ручеек», «Два Мороза» и т.д.
2) знакомлю воспитателей с эффективными приемами работы с детьми. Педагоги, прежде всего, должны сами знать историю появления народной подвижной игры и ее воспитательное значение, а также уметь заинтересовать этим детей, знать разнообразие народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок и считалок. И еще: гибкая игровая позиция взрослого — он не руководитель, а партнер в игре;
3) привлекаю родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение совместных развлечений с использованием народных подвижных игр, это объединяет семью и наполняет ее досуг новым содержанием;
4) особое внимание уделяю оснащению предметно-развивающей среды — изготовление разнообразного материала для проведения игр (маски, шапочки, платочки, шумовые инструменты: свистульки, ложки с бубенцами).
Таким образом, народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Список литературы
1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.- сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. 3- е изд., перераб. и дополн.- СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2003-400с., ил.
2. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников под ред. А.В. Орловой–– Владимир,1995.-184с.
3.Чебан А. Я. , Бурлакова Л.Л. – Знакомим дошкольников с народной культурой.- М. :ТЦ Сфера, 2011. – 128с.- (Библиотека воспитателя) (4).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные подвижные игры как средство нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Народные игры как средство воспитания патриотических чувств....
Русская народная сказка как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста
В статье раскрыта роль русской народной сказки в системе общественного дошкольного воспитания для развития воображения, мышления, речевого творчества, воспитания добрых чувств у детей. Приведены приме...
Консультация для воспитателей. "Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным заня...
Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста
Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности. ...
Методическая разработка Русские народные игры как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста
Большое место в духовно-нравственном воспитании детей мы отводим народным играм. Особенностью которых является то, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружаю...
Консультация для воспитателей. "Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"
Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности....
"Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...