Консультация. Развитие функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Анатольевна Викторова

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические методы и технологии. И я считаю необходимым поделиться не только методами Блума, но и другими методами, которые работают в моей практике и вместе составляют комплекс методов, направленных на развитие и формирование функциональной грамотности у моих воспитанников. Они взаимодополняют друг друга, не нагружая образовательный процесс и не перегружая образовательное пространство, и процесс достижения цели становится эффективнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические методы и технологии. И я считаю необходимым поделиться не только методами Блума, но и другими методами, которые работают в моей практике и вместе составляют комплекс методов, направленных на развитие и формирование функциональной грамотности у моих воспитанников. Они взаимодополняют друг друга, не нагружая образовательный процесс и не перегружая образовательное пространство, и процесс достижения цели становится эффективнее.

  1. Методами развития критического, аналитического мышления является Таксономия Бенджамина Блума.

Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – И строится по принципу «от простого к сложному».

Таксономия Блума служит педагогу своеобразным навигатором: с её помощью удобно и легко выстраивать как отдельные занятия, так и целые программы, находить нужные задачи и инструменты оценивания под каждый этап обучения. В основу положены три психологических области: когнитивная, аффективная и психомоторная, но мы, педагоги-дошкольники адаптировали его методы под наши задачи и  эффективно применяем.

 «Ромашка Блума» -  в классическом ее исполнении состоит их  6-ти лепестков. На каждом лепестке обозначены вопросы. Всего видов тоже 6. Самый простой вопрос основан на знаниях и отвечает на вопрос Что? Кто? Когда? Как? следующий вопрос уточняющий, который отвечает на вопросы Правильно ли я поняла…? И т.д. Для того чтобы заинтересовать детей в эту игру и получить образовательный эффект, я модифицировала ромашку и с одной стороны, для себя разместила вопросы, а для детей, вместо вопросов сделала картинки в виде вопросов – символов. Картинки - вопросы мы выбирали с детьми и они по ним хорошо ориентируются и самостоятельно играют.

2. Структура Кубика состоит, в классическом исполнении, из вопросов и читается слева направо и сверху вниз. Но, сложность заключается в том, что дети не могут сами проследить принцип «от простого к сложному» так при бросании кубик выпадает на разные грани. Фантазия педагогов-дошкольников не иссякает, и коллеги придумывают тематические кубики, что, конечно удобно в использовании.

Я раскладываю кубики в нужном мне центре, дети обращают на него внимание и мы с ним играем, при этом использую разные формы: индивидуальную, подгрупповую или фронтальную.

В своей практике я активно использую эти методы на протяжении всей образовательной недели и предлагаю следующие рекомендации:

Старайтесь использовать Ромашку Блума в разных вариациях: цветная картинка для фронтальной работы, ч/б рисунок каждому ребенку для индивидуальной работы, преобразование вопросов в обычную таблицу - кубик Блума.

Простыми вопросами проверяйте, насколько хорошо дети усвоили фактическую информацию, включайте в них те, которые требуют привести примеры.

Следите, чтобы уточняющие вопросы задавались не ради вопросов, а ради уточнения информации. Дети могут увлечься и начать спрашивать незначительные детали, которые не приносят пользы и новых знаний.

Оценочные вопросы задавайте в меру. Это довольно сложный тип вопросов, который требует от детей описания собственных эмоций. Важно, чтобы оценка у ребенка была уже сформирована, а не складывалась в момент постановки вопроса.

Вопросы-интерпретации также используйте дозировано. Они должны быть заданы тогда, когда ответ действительно интересно услышать и он даст образовательный эффект (будет не просто тренировкой фантазии).

Можно в Ромашку Блума играть с игральным кубиком, передавая ход, а можно детям выбрать себе номер лепестка и при выпадении числа на кубике ребенок отвечает на вопрос.

Таксономии играют большую роль в теории обучения. С их помощью можно изучить, интерпретировать любое слово, любую проблему, любую тему, тем самым повышая функциональную грамотность воспитанников. Дети не только получают знания. Но используют их в своей детской деятельности, а педагог получает обратную связь.

Они еще важны, потому что позволяют детям:

Получать целевые знания.

  1. Задавать вопросы, и тем самым расширяя кругозор.
  2. Искать ответы на возникающие вопросы.
  3. Решать проблемные ситуации.
  4. Учат коммуницировать.
  5. Позволяют применять знания и обогащать опыт.
  6. Чувствовать себя успешным, уверенным, любознательным и активным.
  7. Осуществляет саморазвитие.

Для педагога:

  1. Правильно ставить образовательные цели и выстраивать обучение на всех возрастных этапах.
  2. Выбирать инструменты для оценки.
  3. Видеть результат обучения.
  4. Вовремя заметить уровень сформированных знаний, навыков и умений с возможностью коррекции.
  5. Получение удовлетворения.
  6. Новые планы и перспективы.

3. Метод «Загадка дня» - используется в утренний период времени, для создания настроя детей на вид деятельности или нацеливание детей на тему образовательной недели. Она бывает в виде ребуса, алгоритма, загадки, задачи. Отгадывая, которые, ребенок узнает, что ему предстоит сегодня узнать и чем заниматься. Свой вариант ребенок пишет на полоске бумаги с одной стороны, а  свое имя с другой. Это необходимо для придания уверенности ребенка в целях ошибок при написании отгадки и моего контроля.

На утреннем круге мы с ребятами обсуждаем ответы и находим правильные. Важным моментом для меня является то, как дети мыслят и правильно ли записали свой ответ. И таким образом я выстраиваю индивидуальную работу.

4. Метод «Говорящая азбука». Суть метода в том, что погружаясь в тему образовательной недели, ребенок наполняется знаниями, и все свои знания записывает в табличку- азбуку - слова  на определенную букву. В этом нам помогают и родители. Тем детям, которые не умеют писать, помогают родители, они  пишут печатными буквами слово и ребенок перепечатывает его. Этот метод позволяет расширять словарный запас детей, переводить слова из пассивного словаря  в активный. В этом методе закрепляется и правильность написания букв, слова, а так же умение писать на вертикальной поверхности, что в школе детям очень пригодится.

Правила по работе с методами:

-Обязательно анализировать ответы детей.

-Не критиковать детей за написанное.

-Не исправлять самостоятельно.

5. В основе метода «Говорящая стена» положена проектная технология трех вопросов: что я знаю? Что я хочу узнать? И как узнать?

В понедельник, на утреннем круге, после использования метода «Загадка дня», дети узнают тему образовательной недели и мы выясняем, что они знают, что хотят узнать, где будем искать ответы на вопросы?

 Каждый день, дети, получая новую информацию по теме недели, зарисовывают или записывают интересные для себя открытия, в конце недели, дети достают лепестки и рассказывают о полученных знаниях, с помощью Ромашки, мы подводим итоги.

Важным моментом является то, как дети зарисовывают свои знания и записывают. Дети владеют методом «Кодирования текста» по технологии ОТСМ-ТРИЗ, а так же в рамках работы по авторской программе «Раз словечко - два словечко» имеют  навыки печатания, к которой прилагается методический комплекс Речь + в которую входит детская типография. Работа с типографией выстраивается индивидуально и малыми подгруппами.  Это учит правильному изображению букв и повышает стремление детей к началу самостоятельного чтения и печатания.

Заканчиваем образовательную неделю рефлексией: дети стикером выбирают  тот вид  эмоций, который они испытывали в течение недели получая знания или испытывали в настоящее время рассказывая о добытых знаниях и объясняют свой выбор.

Рекомендации по применению методов для развития функциональной грамотности у детей дошкольного возраста для педагогов:

 - Следуйте правилам и принципам методов.

 - Вовлекайте родителей.

 - Начинайте работу с понятной для Вас темы.

 - Изучайте опыт педагогов-новаторов и крутые практики.

 - Распространяйте свой результативный опыт,  дайте возможность другим педагогам  у Вас учиться!

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

 Методы, которые применяет педагог в своей работе, должны быть понятными, легко интегрированными в образовательное пространство не нагружая его.

Такие методы, как «Загадка дня», «Говорящая азбука», Таксономия Бенджамина Блума, «Говорящая стена» подходят под любой вид образовательной темы, ситуации, проблемы и направлены на практическую помощь современному педагогу, который осознаёт важность мышления высокого уровня в современном образовании.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский» Викторова Татьяна Анатольевна – воспитатель высшей квалификационной категории Методы Блума как инструмент формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Слайд 2

Бенджамин 913-1999) Бенджамин Сэмюэл Блум — американский психолог методов обучения, создатель таксономии Блума . С фера «Познание ». Родился в городе Лансфорд , Пенсильвания. Закончил Пенсильванский университет со степенями бакалавра и магистра в 1935 году. В 1942 году защитил степень доктора в Чикагском университете. В 1960-е годы выпустил две книги которые развили его теорию, названную таксономией Блума : Стабильность и Изменение человеческих характеристик и Классификация образовательных целей. В 1965—1966 годах — президент объединения исследователей просвещения. Теории Блума вскоре были приняты многими учебными заведениями США, однако в дальнейшем, не выдержав большую критику их применение в школах уменьшилось.

Слайд 3

«ЗНАЮ» - когнитивная : умственные навыки «ЧУВСТВУЮ» - аффективная : область чувств и эмоций «ТВОРЮ» - психомоторная: физические умения и навыки

Слайд 4

Кубик « Блума »

Слайд 8

1. Получать целевые знания. 2. Задавать вопросы, в следствие этого расширяется кругозор. 3. Искать ответы на возникающие вопросы. 4. Решать проблемные ситуации. 5. Учат коммуницировать . 6. Позволяют применять знания и обогащать опыт. 7. Чувствовать себя успешным, уверенным, любознательным и активным. 8. Осуществляет саморазвитие. ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДОВ БЛУМА для детей:

Слайд 9

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДОВ БЛУМА для педагога: Правильно ставить образовательные цели и выстраивать обучение. Выбирать инструменты для оценки. Видеть результат обучения. Вовремя заметить уровень сформированных знаний, навыков и умений с возможностью коррекции. Получение удовлетворения. Новые планы и перспективы.

Слайд 10

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ - Начинайте работу с понятной для Вас темы. - Следуйте правилам и принципам. - Изучайте опыт педагогов-новаторов и крутые практики. - Вовлекайте родителей. -Распространяйте свой результативный опыт, дайте возможность другим педагогам у Вас учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Одна из задач современного образования - формирование функциональной грамотности людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования ...

«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.»

quot; Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание...

Повышение качества образования посредством формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье рассматривается актуальность и возможности развития функциональной грамотности дошкольников, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный ...

Повышение качества образования посредством формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье рассматривается актуальность и возможности развития функциональной грамотности дошкольников, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный ...

Мастер-класс «Развитие математической функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством компьютерных технологий »

Математическая грамотность – способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.Она включает математические рассуждения, использование математ...

Мультимедийная презентация мастер-класса «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию»

В соответствии с ФОП ДО задача современного педагога не только дать знания и умения детям, но и научить применять эти знания на практике. Организация предметно-пространственной развивающей среды по фо...