Повышение качества образования посредством формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)
В данной статье рассматривается актуальность и возможности развития функциональной грамотности дошкольников, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Кулешова Г.Н., Мельник Н.Ф.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Солнышко»
Аннотация
В данной статье рассматривается актуальность и возможности развития функциональной грамотности дошкольников, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Особое внимание уделяется вопросам по видам и основным компетенциям функциональной грамотности. В статье раскрываются понятия: что такое функциональная грамотность дошкольника, как ее развивать, на каком содержании дошкольного образования, с помощью каких педагогических технологий.
Ключевые слова: функциональная грамотность, виды функциональной грамотности, компетенции дошкольников, качество образования.
Средством раскрытия учебных навыков, умений у старших дошкольников является функциональная грамотность. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают базовой основой чтения, письма, математики, основами естественнонаучных представлений, социально-коммуникативной компетентностью. Это всё является благодатной почвой, которая в последствии поможет детям приобретать и добывать знания самостоятельно, уметь общаться со взрослыми и сверстниками, применять полученные знания в жизни. В рамках обновленного образования функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих социализации школьника, а также стремлению к самостоятельному обучению в дальнейшем.
В Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначено: Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Международные исследования в области функциональной грамотности PISA, TIMSS и PIRLS проводят комплексный анализ оценки качества образования во многих странах мира, в том числе в России. Это анализ знаний в начальной и средней школе. Для дошкольных образовательных организаций таких исследований не проводилось. Но учитывая тот факт, что дошкольное образование является начальной ступенью в образовании, мы можем понять какую важную роль играет функциональная грамотность в дошкольном возрасте.
В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования и активном взаимодействии с родителями.
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;
• возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее.
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлено на:
• формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
• формирование речевой активности дошкольников;
• формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
На текущий момент международные образовательные стандарты выделяют три вида грамотности. Рассмотрим таблицу.
Таблица 1. Виды функциональной грамотности.
Виды функциональной грамотности | ФГОС ДО |
Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. | Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; восприятие художественной литературы, фольклора. |
Математическая грамотность: способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. | Формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе и др.). |
Естественнонаучная грамотность: способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания, основанные на научных доказательствах. | Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. |
Из этих составляющих функциональной грамотности вытекают глобальные компетенции.
Так что такое глобальные компетенции? Это способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской, естественнонаучной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде.
Выделяют следующие компетенции, определяющие функциональную грамотность: система 4К (базовые навыки и умения).
Таблица 1. Компетенции, определяющие функциональную грамотность.
Компетенции | ФГОС ДО |
Коммуникативность | ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний |
Креативность | ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; |
Критическое мышление | ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. |
Координация (кооперация) | активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. |
Из представленных в таблице данных можно сделать вывод, что формирование функциональности грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. И достичь нужных результатов можно сочетая в своей работе различные педагогические техники: игровые ситуации, опытно-экспериментальная деятельность, сценарии активизирующего общения, технологии проблемного обучения и многие другие.
Таким образом, на современном этапе воспитателям для повышения качества образования необходимо корректировать свою профессиональную деятельность:
1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач, изучать практики поддержки детской инициативы, в т. ч. зарубежный опыт.
2. Для возможности целостного восприятия ребёнком окружающего мира активно использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события): планировать и проводить образовательные мероприятия (в т. ч. НОД) в группе и на прогулке, интегрируя несколько образовательных областей.
3. В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы: к каждому образовательному мероприятию подбирать игры, упражнения, организационные моменты, способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления, речи). Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. Создавать образовательные «проблемные ситуации».
4. Познакомить родителей с задачами, которые поставил наш президент, приоритетами в образовании, с понятием «функциональная грамотность». Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности.
5. Вносить изменения в развивающую среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.).
В заключение хочется подчеркнуть, что функционально грамотный человек – это не просто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества. И чтобы воспитать человека самостоятельного, познающего и умеющего жить среди людей, необходимо закладывать основы функциональной грамотности уже на этапе дошкольного образования.
Список литературы и используемых источников:
1. Савченко М.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4.
2. Скоролупова О.А. Вебинар «О развитии предпосылок функциональной грамотности в дошкольном возрасте»., 2021 г.
3. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста. – АРКТИ М., 2006 г.
4. Вебинар «Функциональная грамотность дошкольника: как ее сформировать». Московского городского педагогического университета, 2021 г.
5. Интернет ресурсы: Электронная газета «Интерактивное образование» http://io.nios.ru/articles2/120/10/osnovy-formirovaniya-funkcionalnoy-gramotnosti-doshkolnikov. 2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Одна из задач современного образования - формирование функциональной грамотности людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования ...
«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.»
Моя педагогическая находка...
«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.»
quot; Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание...
Повышение качества образования посредством формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
В данной статье рассматривается актуальность и возможности развития функциональной грамотности дошкольников, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный ...
Мастер-класс «Развитие математической функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством компьютерных технологий »
Математическая грамотность – способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.Она включает математические рассуждения, использование математ...
Мультимедийная презентация мастер-класса «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию»
В соответствии с ФОП ДО задача современного педагога не только дать знания и умения детям, но и научить применять эти знания на практике. Организация предметно-пространственной развивающей среды по фо...
Дидактические игры и пособия по формированию функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры и пособия по формированию функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста...