Функциональная грамотность
рабочая программа

Ольга Николаевна Спиридоненкова

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_1_klass.docx47.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Исаковская средняя общеобразовательная школа Вяземского района Смоленской области

РАССМОТРЕНО

ПС

председатель

М.А. Николаева

Протокол №1

от «31.08.2023»

СОГЛАСОВАНО

МС

О.Н. Ионова

Протокол №1

от «31.08.2023»

УТВЕРЖДЕНО

директор 

М.А. Николаева

Протокол №1

от «31.08.2023»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Функциональная грамотность»

для обучающихся 1 класса

Составитель: Спиридоненкова О.Н.

Вяземский муниципальный район, Смоленская область 2023

  1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- с требования к основной образовательной программе начального общего образования;

- на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1 класса (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина);

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Исаковской СОШ  2023-2024 учебный год.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и  «Математическая грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Программа учебного курса «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю),

 Данный курс включен в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

В 1 классе курс ведется по 3 модулям:

- читательская грамотность

-математическая грамотность

- финансовая грамотность

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 КЛАСС

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

1КЛАСС

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых  отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
  • осознавать личную ответственность за свои поступки;
  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
  • использовать        различные        способы        поиска,        сбора,        обработки,        анализа        и представления информации;
  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу;
  • планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
  • оценивать        правильность        выполнения        действий:        знакомство        с        критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения модуля «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Предметные результаты изучения модуля «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
  • способность проводить математические рассуждения;
  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения модуля «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Содержание программы – 1 класс (17 часов)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

В. Бианки. Лис и мышонок.

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

В. Сутеев. Живые грибы.

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

М. Пляцковский. Урок дружбы.

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

Е. Пермяк. Четыре брата.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

3,5

2.

Математическая грамотность

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

Про козу, козлят и капусту.

Про петушка и жерновцы.

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

Про наливные яблочки.

Про Машу и трех медведей.

Про медведя, лису и мишкин мед.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

3,5

3.

Креативное мышление

0,5

0,5

История со словом «дедушка».

Рассказы по картинкам.

Итого

1

4.

Финансовая грамотность

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

За покупками.

Находчивый колобок.

День рождения мухи-цокотухи.

Буратино и карманные деньги.

Кот Василий продает молоко.

Лесной банк.

Как мужик золото менял.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

3,5

5.

Естественно-научная грамотность

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Как Иванушка хотел попить водицы.

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

Про репку и другие корнеплоды.

Плывет, плывет кораблик.

Про Снегурочку и превращения воды.

Как делили апельсин.

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

В. Сутеев. Яблоко.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

4

6.

Глобальная компетентность

0,5

0,5

Комплексное задание «Найденыш»

Комплексное задание «Мировой океан загрязняется»

Итого

1

Итого

17

Тематическое планирование  1 класс ( 17 ч)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата проведения

Читательская грамотность

1.

В. Бианки. Лис и мышонок.

0,5

05.09.2023

2.

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

0,5

12.09.2023

3.

В. Сутеев. Живые грибы.

0,5

19.09.2023

4.

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

0,5

26.09.2023

5.

М. Пляцковский. Урок дружбы.

0,5

03.10.2023

6.

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

0,5

10.10.2023

7.

Е. Пермяк. Четыре брата.

0.5

17.10.2023

Математическая грамотность

8.

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

0,5

24.10.2023

9.

Про козу, козлят и капусту.

0,5

14.11.2023

10.

Про петушка и жерновцы.

0,5

21.11.2023

11.

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

0,5

28.11.2023

12.

Про наливные яблочки.

0,5

05.12.2023

13.

Про Машу и трех медведей.

0,5

12.12.2023

14.

Про медведя, лису и мишкин мед.

0.5

19.12.2023

Креативное мышление

15.

История со словом «дедушка».

0,5

26.12.2023

16.

Рассказы по картинкам.

0,5

16.01.2024

Финансовая грамотность

17.

За покупками.

0,5

23.01.2024

18.

Находчивый колобок.

0,5

30.01.2024

19.

День рождения мухи-цокотухи.

0,5

06.02.2024

20.

Буратино и карманные деньги.

0,5

20.02.2024

21.

Кот Василий продает молоко.

0,5

27.02.2024

22.

Лесной банк.

0,5

05.03.2024

23.

Как мужик золото менял.

0.5

12.03.2024

Естественно-научная грамотность

24.

Как Иванушка хотел попить водицы.

0,5

19.03.2024

25.

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

0,5

16.04.2024

26.

Про репку и другие корнеплоды.

0,5

23.04.2024

27.

Плывет, плывет кораблик.

0,5

30.04.2024

28.

Про Снегурочку и превращения воды.

0,5

30.04.2024

29.

Как делили апельсин.

0,5

07.05.2024

30.

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

0.5

07.05.2024

31.

В. Сутеев. Яблоко.

0,5

14.05.2024

Глобальная компетентность

32.

Комплексное задание «Найденыш»

0,5

21.05.2024

33.

Комплексное задание «Мировой океан загрязняется»

0,5

21.05.2024

Итого:

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности

Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....

Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.

Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...

«Игровые средства по формированию предпосылок финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности и экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

quot;Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

«Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»

Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?Великий психолог и лингвист А. А. Лео...

«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»

    Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах   одной из главных   функционал...

Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.

В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры д...