Значение сюжетно – ролевой игры в воспитании детей младшего дошкольного возраста
картотека (младшая группа)

Колбасина Ирина Николаевна

В данном методическом материале представлены сюжетно-ролевые игры детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Значение сюжетно – ролевой игры в воспитании детей младшего дошкольного возраста

Во второй младшей группе происходит качественное изменение в деятельности детей. Предметная деятельность уступает ведущую роль игре.

Игра – основной вид деятельности детей  дошкольного возраста Значимое место среди игр занимают сюжетно-ролевые.

Сюжетно-ролевые игры в детском саду и дома – это важное средство самовыражения для крохи, проба сил.

Сюжетно – ролевая игра дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творческий подход в нестандартных жизненных ситуациях, заставляет решать разнообразные задачи, возникающие по ходу «живого» сюжета игры.

Научить ребёнка четвёртого года жизни играть в сюжетно-ролевые игры — ответственное и важное задание педагога. Необходимо так подготовить и организовать игру, чтобы не превратить творческое участие ребёнка в просто повторение предложенных взрослым действий. Ведь играя свободно, малыш испытывает радость творчества и воплощённых желаний.

Я вам предлагаю  сюжетно-ролевые игры, которые вы можете с детьми организовать в домашних условиях:

Сюжетно-ролевая игра «Угощение»

Цель: развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.                                  Игровой материал. Предметы-заместители, игровая посуда, игрушечные собачки, пушистый воротник.

Подготовка к игре. Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники».

Ход игры.

Взрослый спрашивает у ребёнка: « Хочет ли играть со мной? Приглашает играть всех: папу, маму, сестру, брата и т.д.

Взрослый: - Сейчас я буду печь вам булочки. Испеку булочки — буду вас кормить. Видите, у меня много теста в кастрюле». Показывает большую детскую кастрюлю, наполненную деталями строительного материала — желтыми или красными полусферами. «Булочек много получится, всем хватит. Садитесь вот сюда, на ковер, отдыхайте, а я буду готовить». Взрослый рассаживает всех играющих так, чтобы им были видны его действия. «Возьму большой лист (крышка коробки от настольно-печатной игры). Буду класть на него булочки. Эту булочку делаю папе (берет из коробки одну деталь, производит круговые движения, напоминающие скатывание шарика, и кладет ее на «лист»). Покатаю, покатаю тесто, готова булочка для папы. А эту булочку сделаю для доченьки (называя имя ребёнка, взрослый  удерживает их внимание на себе). (И т.д. для всей семьи)

Вот и все. Никого не забыла. Всем булочки сделала. Теперь их можно печь в духовке». Помещает «лист в духовку» и тут же его вынимает. «Все булочки уже испеклись» (ставит лист на стол, нюхает булочки). «Как вкусно пахнут. Сейчас понарошку попробую одну». Взрослый показывает, как это надо делать в игре, говорит, что эти вкусные, сладкие.

Затем угощает каждого играющего. Опрашивает их, понравились ли им булочки. Сетует и то, что булочки получились слишком большими и разу всю не съесть. После этого взрослый предлагает тем, кто наелся, положить оставшиеся кусочки на лист, чтобы доесть потом.

Затем взрослый говорит: «А сейчас давайте поиграем в прятки. Вы  спрячетесь - кто за стул, кто за шкаф, а кто-то даже, может быть, под стол спрячется. Вы спрячетесь, а я буду вас искать. Хотите так поиграть? Сейчас я закрою глаза руками и буду считать, а вы прячьтесь. Раз – два – три – четы - пять, я иду искать».

Взрослый ищет всех, при этом, радуясь, когда кто-нибудь находится. Игру можно повторить два-три раза.

Затем взрослый приглашает играющих снова покушать булочки, а то все наигрались и уже снова есть захотели. «Хотите кушать булочки?» — раздает  булочки и говорит: «Вот сейчас доедите булочки — молочка дам вам попить. Кто наелся — кладите остатки вот сюда, на лист, и подходите ко мне. Я молочка вам налью». Каждому взрослый дает чашечку и наливает воображаемое молоко. Можно предложить  добавки — вторую чашечку молочка.

В заключение взрослый переключает играющих на самостоятельную игру: «Вы наелись и напились, а теперь идите займитесь своими делами.

«Шофер»

Цель. Знакомить детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре.

Игровой материал. Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор, фуражка регулировщика.

Подготовка к игре. Наблюдения за машинами на улице, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, автогаражу. Рассматривание картины «Автобус». Разучивание стихотворения А. Барто «Грузовик». Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Наблюдение за играми старших детей и совместные игры с ними. Разучивание подвижной игры «Воробышки и автомобиль». Чтение и рассматривание иллюстраций: «Наша улица», рассматривание фотографий из серии «Маленькие шоферы». Постройка гаража из строительного материала.

Игровые роли. Шофер, механик, бензозаправщик.

Ход игры. Взрослый может начать игру с прогулки по улице и наблюдений за машинами.

В ходе наблюдений внимание детей взрослый обращает на разнообразие машин, на то, что перевозят машины.

После прогулки в беседе с детьми взрослый задает им следующие вопросы: «Какие машины вы видели на улице? Что везли машины? Как называется человек, который управляет машиной? Кто регулирует движение на улицах? Как пешеходы переходят улицу?».

Затем взрослый предлагает детям поиграть в шоферов, взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с перекрестками и проезжей частью. Мальчики — «шоферы» «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны улицы. Девочки — «мамы» с колясками гуляют по тротуару. Переходить дорогу разрешается только на перекрестках и только на зеленый свет светофора.

В последующей работе взрослый знакомит детей с тем, что машины заправляются бензином. Дальнейшее уточнение и систематизация знаний позволяет детям в играх с машинами выделять три-четыре роли: шофер, механик, бензозаправщик.

При последующем проведении игры взрослый может предложить детям послушать рассказ куклы-шофера: «В автопарке (гараже) работает много шоферов. Все они дружны между собой. Есть у них одно очень хорошее правило — никогда не оставлять товарища в беде, помогать всем и во всем: знакомым или незнакомым — любому шоферу. Вот едет, например, шофер и видит, что впереди на дороге стоит машина. Он обязательно остановится и спросит, что случилось, и непременно поможет: отольет из своей машины немножко бензина, поможет заменить колесо или просто возьмет на прицеп и довезет до гаража. Вот как дружно живут наши шоферы».

Затем взрослый предлагает детям поиграть самостоятельно в игру «Как будто шоферы уходят в рейс».

В следующий раз игру можно начать с прочтения рассказа «Как машина зверят катала».

«Стоит на дороге машина. Сама синяя, кузов желтый, колеса красные. Красивая машина! Увидели ее лесные звери, остановились, смотрят. Ай, да машина! Хороша машина!

Любопытная белочка подбежала поближе. Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в кузов, а машина-то и поехала: вперед-назад, вперед-назад.

Подъехала машина к зайчику, загудела: бип-бип-бип!

Прыгнул в машину зайчик. И опять машина поехала: вперед-назад, вперед-назад.

Подъехала машина к медвежонку, загудела: бип-бип-бип!

Влез медвежонок в кузов. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Белочка, зайчик и медвежонок рады!

Влез в кузов ежик. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Ура!

Накатались малыши, устали.

Первой из машины выпрыгнула белочка, за ней..? — зайчик. Потом вылез..? — медвежонок. А ежик — он ведь прыгать не умеет — никак не может слезть. Расстроился! Медвежонок, вот умница-то, вернулся и протянул ежику лапу. Воспитанные люди и звери всегда помогают друг другу.

Только ежонок вылез из машины, она и уехала. «До свидания, синяя машина! Спасибо тебе!» — закричали ей вслед зверята».

После прочтения рассказа взрослый может предложить детям самостоятельно покатать игрушек в машинах.

Надеюсь предложенные мной игры помогут вашей семье провести интересно время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема статьи:"Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

В данном материале говорится о важном значении сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста....

Статья на тему:"Сюжетно - ролевая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста"

Игра занимает важное место в жизни ребенка. Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры  детей дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение в воспитании и развитии личности дошкольника....

Творческий проект «Сюжетно-ролевая игра «Семья» для детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проекта. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, ...

Статья "Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье будет рассмотрена роль сюжетно-ролевой игры в старшей группе дошкольного возраста. Мои наблюдения, заключения и выводы....

Устный педагогический журнал "Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста"

В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; именно в связи с ее развитием совершаются самые важные изменения в психике ребенка и происходит подготовк...

Устный педагогический журнал "Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста"

В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; именно в связи с ее развитием совершаются самые важные изменения в психике ребенка и происходит подготовк...

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста

laquo;Сюжетно – ролевая игра как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста»...