Выступление по теме: «Роль сюжетно ролевой игры в воспитании детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры.
А.В. Луначарский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 6»с.Субханкулово
Муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Выступление по теме:
«Роль сюжетно ролевой игры
в воспитании детей
старшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель первой
квалификационной категории,
Латыпова Л.М.
Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры.
А.В. Луначарский
Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельным, по своему желанию общаться со сверстниками. Реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.
Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления. Сюжетно-ролевая игра - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняют те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли их внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развивается его мышление, чувства, воля, формируются его отношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и содержание игр. Однако главное в игре не количество сведений, полученных ребёнком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру. Дети воспринимают не так, как то, о чём они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определённых социальных взаимоотношениях и их действия. Они постигают суть отношений между людьми. Поскольку формирование игры идёт постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей. В формировании игры можно выделить три основных этапа:
1.Усвоение условных действий с игрушками и предметами - заместителями.
2. Усвоение ролевого поведения.
3. Усвоение способов построения сюжета.
На первом этапе взрослые делают особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребёнка в совместную деятельность.
На втором этапе у ребёнка формируется умение соотносить название роли с определённым набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями.
На третьем этапе в качестве основной стоит задача формирования у детей умения строить сюжет игры.
На всех этапах становления игры перед взрослыми стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей. Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей - являются игрушки.
Для ребёнка 6-7 лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требование к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной, сегодняшней жизни. Это уже не только игра в школу, семью, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.
Таким образом, игра и игрушки неотделимы друг от друга. Через игрушку ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок впервые получает урок коллективного мышления. В ходе сюжетно - ролевых игр происходит развитие интеллекта ребёнка, воображения и творчества, речи.
Сюжетно - ролевая игра помогает решать многие воспитательные задачи, готовит почву для успешной деятельности ребёнка в реальной жизни.
Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. В нашей группе №7 МАДОУ «Детский сад №87» сюжетно-ролевая игра - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.
Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка - верное средство от безделья.
Литература и примечания:
1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014.
2. Бойченко Н.А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников, - Киев,2008
3. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»
Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме "Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии"
Методические разработки...
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи На тему:«Туристическое агентство «Непоседа-тур» (в рамках ранней профориентации)
Способствовать социализации детей посредством знакомства с современной действительностью через сюжетно-ролевую игру “туристическое агентство”, уточнению и расширению представлений о туризм...
Новые информационные технологии в педагогическом процессе ДОУ реферат на тему:" Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ"
Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерыв...
Сценарный план сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я - агроном»
Материал направлен на решение задач по ранней профориентации...
Сценарный план сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мы – животноводы»
решение задач по ранней профориентации...
Методическая разработка по теме: "Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста"
Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Это значит, что именно через игру ребенок способен овладеть знаниями, умениями и навыками, обработать все то, что он получает из мира...